20.9.24

Мужские прически конца 18-нач.19 в. Часть 2: История. Портреты.

 Порой не так-то просто ответить на тот или иной вопрос по истории, увы...
Так что продолжаем тему про прически конца 18-нач. 19 в., но уже более конкретно: не только немного истории, но и портреты, где явно может каждый из вас рассмотреть все завитки модных тенденций причесок того времени - эпохи ампир.

В конце XVII-начале XIX века мужские прически не имели никаких изысков. В моде были обычные короткие стрижки с завитыми волосами. И в целом мужские стрижки в какой-то степени повторяли стиль Древнего Рима. И названы они были в честь императоров. Самыми популярными прическами были «а-ля Каракалла» и «а-ля Титус». Главная особенность причесок – это разные проборы: прямой, боковой, сквозной. Ограничений как таковых не было. Модными в то время были усы и бакенбарды, а вот борода утратила популярность. Если кто-то и решался оставить ее, то в основном в виде так называемой «эспаньолки» (аккуратная небольшая бородка, расположенная на подбородке и имеющая клиновидную форму).
------------------ 

Немного из истории + портреты конца 18-нач. 19 вв.


Французская буржуазная революция 1789 года явилась началом нового этапа в истории развития европейских государств, в том числе и России.
В связи с развитием общественных отношений появляются новые культурные направления и стили. 
Индивидуальные вычурные моды королевского двора сменяются массовой, демократической модой. Теперь все слои населения обрели право носить то, что хотели.  во внешнем облике мужчин стали проявляться профессиональные признаки. 

В противоположность XVIII веку, когда богатство ассоциировалась с праздностью, мужчина девятнадцатого столетия всем своим внешним видом показывал, что он - человек работающий и во внешнем облике мужчин стали проявляться профессиональные признаки.


Во второй половине XVIII века прически типа "крысиный хвост" носили военные и придворные. Менялась укладка буклей, длина косы, но силуэт оставался тот же. В конце XVIII века стали носить прическу "крылья голубя". В 1796 году распространяется прическа "под скобку" - ее носило купечество и мещане. Парики, распространившиеся в России, ввели моду на бритье лица.

Революция во Франции изменила полностью стиль французов. Это касалось всего: от прически до одежды. Отличительной особенностью нового времени являлось исчезновение пудренных париков. В связи с упадком экономики в стране не хватало муки, и отказ от париков считался проявлением патриотизма. 
"Для наших париков нужна пудра, - писал Жан-Жак Руссо - а у бедняков нет хлеба".


Парики сохранялись только в армии, большинство французов, особенно молодых, предпочитали прическу из собственных волос, от чего парикмахеры не получали доходов от своей профессии. 

В 1795 году среди невероятных, всем своим видом выражающих отрицательное отношение к революции, популярной становится прическа с бритым затылком "а-ля виктим"" -  в память жертв Конвента, погибающих на эшафоте. "Невероятные " так же зачесывают волосы вперед, закручивают в хвосты, заплетают с боков по тонкой косичке, которые закрепляют на затылке. Одна из разновидностей подобных экстравагантных причесок носило название "собачьи уши".

В период господства в моде античности широкое распространение у женщин во Франции получают прически "а-ля Титус", в мужском варианте - "а-ля Каракалла". Создательницей первой короткой стрижки считается мадам Тальен. К её заслугам относят и появление в моде белых париков.


К концу XVIII столетия, когда стиль барокко сменился новым течением рококо, прически среди мужчин стали кардинально меняться из величественных и роскошных в грациозные и легкие модели. Например стрижка “ке”, когда завитые волосы средней длины зачесывались назад в хвост. 


В начале XIX века моду в цивилизованном мире продолжает диктовать Франция. На смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир, что в переводе с французского означает "империя". Он появился в первой четверти XIX века во всех странах Европы. Но родиной ампира считается Франция времен Наполеона I, который, воспользовавшись кризисом Директории, в союзе с крупной буржуазией совершил государственный переворот и в 1804 году объявил себя императором.  

Наполеон мечтал о возрождении великолепия Римской империи. Поэтому во Франции начинает проявляться во всем обществе бурный интерес к античности. Законодателями мод во время первой империи явились ближайшие друзья императрицы Жозефины, жены Наполеона.

В конце XVIII века парики стали выходить из моды по всей Европе, а при Александре I в России они и вовсе были отменены указом. Теперь мужчины стриглись коротко. Парикмахеры копировали образы людей, живших в период античности, подражая французам.


Самой распространённой мужской стрижкой стала стрижка "а-ля Титус", пришедшая в Россию опять же из Франции. По одной гипотезе, юноши и девушки стали так стричься после постановки в 1790 г. пьесы Вольтера под названием «Брут». Сюжет произведения соответствовал революционным настроениям французской молодёжи. 

Главный герой пьесы, коротко стриженный Тит Юний Брут, оказался втянут в заговор против нового политического строя. Его отец, основатель Римской Республики, приговорил Тита к казни.
 Парни и девушки, впечатлённые развернувшимися в пьесе событиями, увидели в лице Тита нового героя и стали ему подражать.

По другой версии, эта же стрижка называлась гильотинной. Палач перед казнью срезал волосы для демонстрации остро заточенного ножа. Молодые люди стали носить короткие причёски, чтобы походить на жертв террора. 
Например: коротко постригаясь, мужчины завивли волосы в тугие локоны - прическа "а-ля Титус",- лицо гладко брили, оставляя на щеках от виска узкие бакенбарды, называемые "фаворитами". Бакенбарды были двух разновидностей: в виде отголосков пышной бороды английские, и как часть прически — римские.


Парики с прическами типа "кошелек", "узел", "крысиный хвост" больше не появлялись. Волосы вновь обрели естественный цвет, так как пудра вышла из моды. Разнообразились прически проборами - прямым, боковым, сквозным.  При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко, и то типа "жабо".


Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Напыщенного вельможу сменил образованный и отважный, элегантный и деловой мужчина. Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать теперь уже ни в коей мере не могло заменить каких бы то ни было деловых качеств, образованности, ума. 
В женщинах ценились томность, мечтательность, меланхоличность, "интересная бледность".


---------
Когда мною была написала вторая часть, то ко мне опять обратились с вопросом: КАК завивали волосы в начале 19 века?
И появилась еще одна часть - заключительная по мужским прическам, которую можете прочесть, найдя по ссылке ниже👇

-------

Продолжение и первая часть:




------------------------------------------------
Источники серии статей: 
- История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ.— М.: Искусство, 1983 г.;
- Статья из соцсетей:"Парикмахеры и цирюльники в конце XVIII -XIX веке";
- "История костюма", Д. Нанн, 2005 г;
- соцсети (картинки);
- Ф. Комиссаржевский , "История костюма".

-------------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий