12.4.19

Основные стили и направления в искусстве и обществе X- XX вв. Часть 2: XVIII-нач.XIX вв.

Начало:
 Основыне стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1: X-XVIII вв.


РОКОКО (фр.) 


- художественное направление, развивающееся в 18 веке, приблизительно 1730-1780 гг., главным образом во Франции в период Людовика XV.

Название обозначает: "узор из камней и раковин".

Рококо явилось завершающей стадией барокко (подобно маньеризму, который завершил Возрождение).

Характеризуется усилением  декоративного начала во всех видах искусства, прежде всего в архитектуре , которая словно уподобляется природе, её непостоянной хрупкой красоте.

Размеры парадных помещений уменьшаются, стены облицовываются деревянными панно с резьбой в виде завитков: растительных побегов и гирлянд. Центральным мотивом каждой орнаментальной композиции становится изображение раковины (рокайль).

Стиль РОКОКО


В период РОКОКО падает значение исторической и мифологической картины, Религиозные сюжеты проникаются светским духом.
 Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящества - черты, свойственные рококо.
Фрагонар "Счастливые влюбленные"

Живопись и графика рококо значительно обогатила палитру своих выразительных возможностей, т.к. передача жизни природы, взаимоотношении людей, их непостоянства, иронии, кокетства потребовала усложнения пространственно-композиционных решений(Ватто Антуан - фр. живописец и рисовальщик (1684-1721); колористической утонченности (О.Фрагонар-живописец,гравер - (1732-1806), Ф.Буше  художник (1703-1770), обращение к пастели, карандашному рисунку.

Буше, Ватто и Гейнсборо - изображали жизнь высшего общества обаятельной и фривольной, часто пасторальной.
Франсуа Буше "Эригона"
Жан Батист Шарден (1699-1779) - изображал на своих полотнах подробности быта среднего класса.
Шарден "Прачка"
Уильям Хогарт (1697-1764)  и Томас Роулендсон (1756-1827) запечатлевали более грубые стороны жизни менее образованных и удачливых слоев общества.


Лучшие произведения рококо были созданы во Франции, но стиль получил распространение и в Германии, и в России,например: Мраморный дворец А.Ринальди в Петербурге.


фотограф - Александр Дроздов.

Стиль рококо в искусстве и архитектуре характеризовался прихотливым орнаментальным ритмом и изысканным мастерством; его черты очень заметны и в одежде того периода.
Общество становилось более космополитическим.

Дворянство стремилось к утонченности и удовольствиям: было принято украшать дом изящной мебелью и фарфором; посещать концерты и балы, ездить на воды и морские курорты; путешествовать и заниматься спортом.

За модой гнались все, кроме бедняков; те, кто жил в провинции или Америке, жаждали знаний о моде, господствующей в высшем свете. Для удовлетворения их желаний распространялись журналы мод и куклы  в элегантных нарядах.

Во Франции первым кутюрье можно назвать портниху Марии Антуанетты мадам Бертин. Это была первая женщина, слово которой было законом в моде.

 В Англии Бо Неш, человек благородного происхождения, но не имевший своего состояния и живший игрой на деньги, стал распорядителем в зале для приемов в Бате в 1705 г. и установил правила поведения и одежды.И уже к 1730 годам Бат стал наиболее фешенебельным городом в Англии, местом встреч для художников, актеров, писателей и родовой знати. Однако европейская мода все еще находилась под французским влиянием.

В то время, как мужская одежда становилась постепенно более проще и естественнее, женский облик до 1780-х годов приобрел все более вычурные формы, с огромными юбками на кринолинах, сложным декором м высокими напудренными париками.
Затем произошел радикальный поворот к простоте: простые , отделанные лентами платья из муслина и коленкора, мягкие кружевные косынки и напудренные волосы.

Различные влияния в жизни высшего общества, вкупе с общим желанием реформ, уравнивающих  в правах, и неприятии любых форм насилия, привели к отходу от чопорности и усложненности.

Глядя на всю эту роскошь и изящество необходимо подчеркнуть, что все это было доступно только избранным людям. Бедные слои населения оставались такими же нищими , как и раньше...


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ 

( от фр. чувство", "чувствительный") направление в европейском искусстве 2-ой половины XVIII в., получивший свое название от романа Лоренса Стерна(английский писатель,священник 1713-1768) "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии", где подробно описывал тонкие глубоко интимные переживания и впечатления героя.

Сентиментализм оформлялся в противопоставлении классицизму с его приоритетом рассудка и долга над воображением и чувством, со строгими канонами художественной деятельности, ориентации на мифологические  сюжеты и образы античных героев.

Пафос сентиментализма- это , напротив, сочувственная поэтизация душевной жизни, судьбы, внешнего облика, быта обычного человека. Героями произведений становятся лица из "третьего сословия", предметом описания - непритязательная природа в положительных тонах.
Идеал сентиментализма - простая, естественная, нравственно чистая жизнь.

Для этойэпохи характерны такие литературные жанры, как "слезная комедия", "мещанская драма", которые , показывая трогательные ситуации из жизни буржуа, учили зрителя добродетели.

Становление сентиментализма в литературе связаны  с именами: С.Ричардсона, Э.Юнга, Л.Стерна, позже - Д.Дидро, Жана Поля Рихтера,; в России - Н.Карамзина. В изобразительном искусстве - Шарден, Ф.Буше, О.Фрагонар,Э.Лиотар и др. В русской живописи: Венецианов, Тропинин.



На смену абсолютной монархии и её роскошной жизни,оторванной от реальности,уже наступала французская революция 1789-1799 годов...

На рубеже 17-18 вв. сентиментализм как особое направление в искусстве постепенно сходит на нет, уступая место, а с другой стороны, получая развитие в более мощных художественных направлениях - романтизме и реализме, усвоившем и претворившем интерес к обыденному, образ так называемого "маленького человека" и др.

РОМАНТИЗМ


РОМАНТИЗМ - направление в европейском искусстве 1-ой половины 19 в.
Термин происходит от слова "роман" ("романами", "романтическими" в 17 в. называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее романских языках: французском, итальянском и др., а позже так называлось все таинственное и чудесное).

Для романтизма характерно обостренное внимание к душевному миру человека. Романтический герой испытывает бурные чувства, "мировую скорбь", стремление к совершенству, мечтает об идеале.

 Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, "первозданную" природу, в мощных, исключительных проявлениях которой он видит отражение обуревающих его сильных и противоречивых чувств. Для романтизма характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают тайны жизни.

Привлекательные черты романтизма имеют и оборотную сторону. Художник превращается в существо высшего порядка, которого "обычные " люди не могут понять и оценить("гений и толпа", "поэт и чернь" и т.п.).

В литературе понятие романтизм связано с творчеством: И.В.Гете, братьев А. и Ф.Шлегель (1772-1829), Л.Тика (1773-1853), Дж.Байрона (1788- 1824), В.Скотта (1771-1832), У. Вудвордса, П.Шелли (1792-1822), Ф.Купера (1789-1851) и Э.По (1809-1849),П. Петефи (1823- 1849), В.Жуковский (1783-1852) , ранний А.Пушкин, ранний Н.Гоголь, М.Лермонтов (1814-1841) и др.

В изобразительном искустве - фр. живописец Делакруа, Т.Жерико, нем.- К.Фридрих, О.Рунге, рус. - О.Кипренский (1782-1836), К.Брюллов (1799-1852), Айвазовский и др.
романтическим было творчество Алябьева, молодого Глинки, других русских композиторов. Романтики нашли музыкальные средства выражения тонких душевных движений, а с другой стороны обогатили "изобразительные", "живописные" возможности своего искусства, что было связано с развитием программной музыки.

Произведения романтиков очень разнообразны, но их роднит общий пафос, присущий этому направлению. Романтик видит и ищет самое ценное не в той жизни, которой он живет "здесь и теперь", а  в какой-нибудь иной.

О романтизме можно говорить в двух смыслах: в строгом исскуствоведческом - как об идейном художественном направлении 1-ой половины 19 века и в более широком - как об особом мироощущении, романтическом пафосе, выраженном в произведении искусства любой эпохи.

СТИЛЬ АМПИР


АМПИР (фр. "империя")- стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-ой трети XIX в. ,завершивший развитие классицизма.

Сложился во Франции в годы империи Наполеона I, отличался парадным великолепием, массивностью объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу.

 Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образов античного искусства(древнегреческой архаики, императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры.

Ампиром называют и высокий (зрелый) классицизм в России, с которыми связан многие архитектурные ансамбли в Петербурге,Москве и других городах.

Русский ампир отразил национальный подъем времен Отечественной войны 1812 года, что выразилось в проникновении в моду элементов национального костюма, в торжественной , праздничной приподнятости образов, геометрической правильности планов городов и отдельных построек и сдержанном великолепии декора.

Стиль АМПИР.Подлинники,крой,История.

Период 1811 по 1820 годы в Англии называли  регентством.

Регентство -

 это временное правление регента вместо или малолетнего или заболевшего монарха.

Начиная с времен французской революции изучение истории костюма легче, благодаря большому свидетельству того времени, а с 1840-х годов и фотографии.

--------------------------------

продолжение :


 Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв.Часть 3: Классицизм.

Основные стили и направления в искусстве и обществе Х-ХХ вв. Часть 4: XIX век


----------------------------------------------------
Читайте так же:

Стиль АМПИР.Подлинники,крой,История.
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
Ткани 18-19 век
История моды 18-19 в .книги по костюмам.
Историческяа литература военного костюма.
Построеник и крой 15-20 вв по Мюллеру.
Выкройки моды 1660 г по 1860 г. Крой, Подлинники,Реконструкция
Выкройки моды 1660-1860.Крой,подлиннки.
Все на АМПИР.Альбом.
Шемизетки, манишки, косынки, пришивные рукава и др. на 19 в.
Шьем своими руками комплект на ампир-начало 19 в.Часть 1.
Женские шляпки своими руками.Крой.
Шьем сами на ампир.Часть2.Шемизетка,нижняя рубашка.
Шьем вместе на ампир.Часть 3.МК юбка-сарафан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий