13.4.19

Основные стили и направления в искусстве и обществе X- XX вв. Часть 3: Классицизм.

Раз мы уже с вами начали разборку стиля АМПИР, который, как утверждают историки завершает направление классицизма, то этому нужно уделить отдельное внимание, так как сам классицизм затрагивает не одну сотню лет. 

Без разбора классицизма как такового двигаться далее в изучении стилей и направлений в искусстве, что уподобляться невежеству. 
/с)

----------------------

Белой нитью нескольких столетий проходит направление в искусстве и обществе -

КЛАССИЦИЗМ 

( от латинского "образцовый").

В общем -то и по нынешнее время присутствует это понятие - классика, однако историки само направление уложили приблизительные временные рамки: конец XVI - XIX вв.

Прежде чем перейти к направлению в искусстве, предлагаю сначала определиться с самим понятием КЛАССИКА (от лат. "совершенный, образцовый")

1. Определение явлений искусства, за которыми признана большая и непреходящая ценность, бесспорное значение для художественной культуры человечества.
Классика частенько противопоставляется  новым течениям в искусстве, достижение которых еще не прошли проверку временем.

 Границы этих областей условны: то, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть само причислено к классике как таковой.
Например, творчество Прокофьева.

2. Конкретный период развития определенной художественной традиции.
Например: Древнегреческая классика.

Жак Луи Давид "Гнев Ахилла"


Но вернемся к направлению в искусстве и обществе конкретнее - КЛАССИЦИЗМУ.

За XVI-XIX века классицизму пришлось вступить в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями от Ренесанса до Рококо и др.

Вспомним, в начале классицизм был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме так называемого революционного классицизма - с идеями борьбы с тиранией и гражданственности, созвучными Французской революции, на заключительной стадии своего развития выступил, в частности, в форме стиля Ампир - стиля наполеоновской империи.

В разных странах классицизм приобретал и некоторые национальные особенности.
Однако существуют и его общие черты, выражающие основной пафос этого направления.
Искусству классицизма свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготении к уравновешенности и симметрии.

Джованни Баттиста Тьеполо "Пир Клеопатры"

Идеальный герой классицизма чужд индивидуализму, подчиняет частные интересы общественным- национальным, государственным, душевные порывы - голосу разума.
Его отличает нравственная стойкость, мужество, честность, верность долгу.
Высшим образцом для самого классицизма служит античная (классическая), преимущественно римская культура.

Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории, зодчие подчас не только подражают, но и копируют римские постройки и декор; само звучание имен античных богов и героев кажется единственно подходящим для высокой поэзии.

Искусство классицизма нормативно. Николо Буало (критик и французский поэт (1636-1711) в своем трактате "Поэтическое искусство"(1674) обязывает драматурга соблюдать так называемое правило трех единств и устанавливает иерархию "более высоких" и "более низких" литературных жанров.

Вскоре такая же иерархия возникает и с изобразительном искусстве.
Высший жанр - это трагедия или картина на историческую и мифологическую тему.
Работу живописца и актера регламентировали каноны выражения того или иного чувства и множество других изысканных условностей.

Уподобляясь философии своего времени, которая ставила рациональное мышление выше чувственного, классицизм не одобряет отображение отдельных, конкретных явлений жизни, стремится к выражению в образах общих идей и потому зачастую обращается к аллегории.

Витторио Реджианини(жил в середине 19 в, писал в стиле классицизма) - салонная живопись

Достоинством классицизма является представление о важной общественной миссии искусств аи общества как такового, о нравственной ответственности самого художника за то, как его произведения воздействуют на читателя и зрителя.

Каноны классицизма обеспечивали высокий уровень мастерства, культуру и преемственность достижений.
С другой стороны нормы классицизма способны приглушить индивидуальность художника, а заданность образцов увести от многообразия действительной жизни.


Ограниченность позднего классицизма начали преодолевать другие художественные направления: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм, отображающие уже душевный мир человека, не приукрашенную природу, все многообразие явлений жизни и современных социальных проблем.

Высшие и характерные достижения классицизма связаны с французским искусством: в литературе - поэт Ф. Малерб, драматурги П.Корнель и Ф. Расин, Мольер.
В театре: актеры Ш. Лагранж, А. Лекуврер, М.Дюиениль и др.
В изобразительном искусстве : Пуссен, Лоррен, Давид, Энгра, Фальконе, Канова, Б. Торвальдсен.
В архитектуре: зодчие: Л.Лево,А.Монсер, живописец Ш.Лебрен, мебельщик Андре Шарль Буль и др.


Классицизм как направление , отторгающее все, что не вполне подвластно законам логики, наименее отчетливо проявил себя в музыке, которая к тому же не имела античных образцов для подражания.
Великие композиторы , от Баха до Бетховена, жили в эпоху классицизма, но не могут быть названы его представителями.

Николя Пуссен "Соборывание"

В России классицизм утвердился лишь в XVIII веке, после реформы Петра I.
С его распространением связано литературное творчество В.Тредиаковского, М.Ломоносова (1711- 1765),

А. Сумарокова, В. Капниста, Г. Державина, Я.Княжина, В. Озерова и др.
Создание русского профессионального театра и актерской школы Волковым и И.Дмитриевским.

Живописцы: А.Иванов (1806-1858), А.Лосенко (1737-1773) и др. следуя канонам классицизма, изображали события древней славянской истории.

Творчество Карла Брюллова (1799-1852) и Иванова быстро переросло рамки позднего классицизма.
Видными скульптурами были И.П. Мартос (1754-1835), М.Козловский (1753-1802), Ф.П. Толстой ( 1783-1873) и другие.

Выдающийся вклад в европейскую культуру представляет собой архитектура русского классицизма, которой присущи ясность, величественная простота, человечность.

Зодчие Баженов, Казаков, Воронихин, Росса, А.Захаров, Д.Жилярди, О.Бове, Ч. Камерон, Н.Львов,Дж. Кваренги и другие создали масштабные ансамбли и общественные здания в Москве и Петербурге, интимные и разнообразные по форме особняки в столичных и провинциальных городах и деревенских усадьбах.

Что касается классицизма в одежде, затрагивать не буду, так как это все есть уже в блоге, да и само значение слова "мода" говорит само за себя:
Мода ( от лат. "мера", способ","правило") - непродолжительное господство определенного вкуса в сфере жизни или культуры.

-----

продолжение следует...

--------------------------------------------------------------------------------

А пока немного классицизма в искусстве:


А. Лосенко "Чудесный улов рыбы"

Иваноа "Братья Иосифа находят серебряный кубок"

Конфирмация - Николя Пуссен (1645)


Клод Лоррен "Отплытие царицы Саввской" (1648)

Лосенко "Портрет Фелора Волкова"

Портрет мадам Рекамье (1800)


Скульптор Ф.Толстой

-----------------------------------------------------------------

Читайте так же:


Основыне стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1: X-XVII вв.
Основные стили и напрвления в исскустве и обществе X-XX вв. Часть 2: XVIII-нач XIX вв
Основные стили и направления в искусстве и обществе Х-ХХ вв. Часть 4: XIX век


Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
История Российской гвардии со времен Петра и далее
Эпоха МОДЕРН в одежде 1887-1914 гг.
Развитие моды в Москве в 1850-1900 гг
Костюм 15-16 в.Или:Платье Моны Лизы
Все о ФРАКАХ 18-20 в.история, крой,реконструкция,подлинники
Подлинники мужской одежды XVIII-XX века в деталях. Чассть 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий