Без разбора классицизма как такового двигаться далее в изучении стилей и направлений в искусстве, что уподобляться невежеству.
/с)
----------------------
Белой нитью нескольких столетий проходит направление в искусстве и обществе -
КЛАССИЦИЗМ
( от латинского "образцовый").В общем -то и по нынешнее время присутствует это понятие - классика, однако историки само направление уложили приблизительные временные рамки: конец XVI - XIX вв.
Прежде чем перейти к направлению в искусстве, предлагаю сначала определиться с самим понятием КЛАССИКА (от лат. "совершенный, образцовый")
1. Определение явлений искусства, за которыми признана большая и непреходящая ценность, бесспорное значение для художественной культуры человечества.
Классика частенько противопоставляется новым течениям в искусстве, достижение которых еще не прошли проверку временем.
Границы этих областей условны: то, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть само причислено к классике как таковой.
Например, творчество Прокофьева.
2. Конкретный период развития определенной художественной традиции.
Например: Древнегреческая классика.
Жак Луи Давид "Гнев Ахилла"
Но вернемся к направлению в искусстве и обществе конкретнее - КЛАССИЦИЗМУ.
За XVI-XIX века классицизму пришлось вступить в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями от Ренесанса до Рококо и др.
Вспомним, в начале классицизм был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме так называемого революционного классицизма - с идеями борьбы с тиранией и гражданственности, созвучными Французской революции, на заключительной стадии своего развития выступил, в частности, в форме стиля Ампир - стиля наполеоновской империи.
В разных странах классицизм приобретал и некоторые национальные особенности.
Однако существуют и его общие черты, выражающие основной пафос этого направления.
Искусству классицизма свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготении к уравновешенности и симметрии.
Но вернемся к направлению в искусстве и обществе конкретнее - КЛАССИЦИЗМУ.
За XVI-XIX века классицизму пришлось вступить в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями от Ренесанса до Рококо и др.
Вспомним, в начале классицизм был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме так называемого революционного классицизма - с идеями борьбы с тиранией и гражданственности, созвучными Французской революции, на заключительной стадии своего развития выступил, в частности, в форме стиля Ампир - стиля наполеоновской империи.
В разных странах классицизм приобретал и некоторые национальные особенности.
Однако существуют и его общие черты, выражающие основной пафос этого направления.
Искусству классицизма свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготении к уравновешенности и симметрии.
Джованни Баттиста Тьеполо "Пир Клеопатры"
Его отличает нравственная стойкость, мужество, честность, верность долгу.
Высшим образцом для самого классицизма служит античная (классическая), преимущественно римская культура.
Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории, зодчие подчас не только подражают, но и копируют римские постройки и декор; само звучание имен античных богов и героев кажется единственно подходящим для высокой поэзии.
Искусство классицизма нормативно. Николо Буало (критик и французский поэт (1636-1711) в своем трактате "Поэтическое искусство"(1674) обязывает драматурга соблюдать так называемое правило трех единств и устанавливает иерархию "более высоких" и "более низких" литературных жанров.
Вскоре такая же иерархия возникает и с изобразительном искусстве.
Высший жанр - это трагедия или картина на историческую и мифологическую тему.
Работу живописца и актера регламентировали каноны выражения того или иного чувства и множество других изысканных условностей.
Уподобляясь философии своего времени, которая ставила рациональное мышление выше чувственного, классицизм не одобряет отображение отдельных, конкретных явлений жизни, стремится к выражению в образах общих идей и потому зачастую обращается к аллегории.
Витторио Реджианини(жил в середине 19 в, писал в стиле классицизма) - салонная живопись
Каноны классицизма обеспечивали высокий уровень мастерства, культуру и преемственность достижений.
С другой стороны нормы классицизма способны приглушить индивидуальность художника, а заданность образцов увести от многообразия действительной жизни.
Высшие и характерные достижения классицизма связаны с французским искусством: в литературе - поэт Ф. Малерб, драматурги П.Корнель и Ф. Расин, Мольер.
В театре: актеры Ш. Лагранж, А. Лекуврер, М.Дюиениль и др.
В изобразительном искусстве : Пуссен, Лоррен, Давид, Энгра, Фальконе, Канова, Б. Торвальдсен.
В архитектуре: зодчие: Л.Лево,А.Монсер, живописец Ш.Лебрен, мебельщик Андре Шарль Буль и др.
Великие композиторы , от Баха до Бетховена, жили в эпоху классицизма, но не могут быть названы его представителями.
Николя Пуссен "Соборывание"
С его распространением связано литературное творчество В.Тредиаковского, М.Ломоносова (1711- 1765),
А. Сумарокова, В. Капниста, Г. Державина, Я.Княжина, В. Озерова и др.
Создание русского профессионального театра и актерской школы Волковым и И.Дмитриевским.
Живописцы: А.Иванов (1806-1858), А.Лосенко (1737-1773) и др. следуя канонам классицизма, изображали события древней славянской истории.
Творчество Карла Брюллова (1799-1852) и Иванова быстро переросло рамки позднего классицизма.
Видными скульптурами были И.П. Мартос (1754-1835), М.Козловский (1753-1802), Ф.П. Толстой ( 1783-1873) и другие.
Выдающийся вклад в европейскую культуру представляет собой архитектура русского классицизма, которой присущи ясность, величественная простота, человечность.
Зодчие Баженов, Казаков, Воронихин, Росса, А.Захаров, Д.Жилярди, О.Бове, Ч. Камерон, Н.Львов,Дж. Кваренги и другие создали масштабные ансамбли и общественные здания в Москве и Петербурге, интимные и разнообразные по форме особняки в столичных и провинциальных городах и деревенских усадьбах.
Что касается классицизма в одежде, затрагивать не буду, так как это все есть уже в блоге, да и само значение слова "мода" говорит само за себя:
Мода ( от лат. "мера", способ","правило") - непродолжительное господство определенного вкуса в сфере жизни или культуры.
-----
продолжение следует...
продолжение следует...
--------------------------------------------------------------------------------
А пока немного классицизма в искусстве:
А. Лосенко "Чудесный улов рыбы"
Иваноа "Братья Иосифа находят серебряный кубок"
Конфирмация - Николя Пуссен (1645)
Клод Лоррен "Отплытие царицы Саввской" (1648)
Лосенко "Портрет Фелора Волкова"
Портрет мадам Рекамье (1800)
Скульптор Ф.Толстой
Читайте так же:
Основыне стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1: X-XVII вв.
Основные стили и напрвления в исскустве и обществе X-XX вв. Часть 2: XVIII-нач XIX вв
Основные стили и направления в искусстве и обществе Х-ХХ вв. Часть 4: XIX век
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
История Российской гвардии со времен Петра и далее
Эпоха МОДЕРН в одежде 1887-1914 гг.
Развитие моды в Москве в 1850-1900 гг
Костюм 15-16 в.Или:Платье Моны Лизы
Все о ФРАКАХ 18-20 в.история, крой,реконструкция,подлинники
Подлинники мужской одежды XVIII-XX века в деталях. Чассть 1
Комментариев нет:
Отправить комментарий