4.12.19

Мужская мода первой половины 19 века. Часть 1: Общий вид:Франция, Англия, Россия...


Первые пятнадцать лет XIX века вся Европа напоминала военный лагерь.
Это время  - настоящее царство мужчин.
Хотя именно с этого времени женская мода начинает меняться гораздо чаще и ярче, чем мужская.

Влияние воинского духа на все стороны жизни были огромно, да и великая французская революция внесла огромный вклад в облик людей.
Именно она, вдохновленная относительной простотой одежды английской деревни, установила формальную связь между костюмом и демократией.

В развитии мужского костюма этого периода проявляются две основные тенденции.
С одной стороны : гражданский костюм еще больше упрощается, подвергаясь влиянию внешних изменений политических и социальных, с другой стороны увеличивается значение форменной одежды - мундиров.


Мундиры стали носить не только военные, но и гражданские ведомства - чиновники, студенты и служащие. И это произошло в большинстве европейских стран, особенно во Франции,Германии и России.

Формируется новое общество предприниателей, банкиров и чиновников.

Роль деловых людей и их значимость возрастает по сравнению с 18 веком.

Жизнь делового человека проходит не столько в разгулах, сколько становится трудовыми буднями в канцеляриях, биржах или коммерческих кругах,  и он уже не нуждается с роскошном костюме.
Разрыв с прошлыми веками,  и особенно с XVIII  увеличивался в костюме с каждым годом.


В противоположность прошлому веку , когда богатство ассоциировалось с праздностью, мужчина всем своим видом показывает,что он - человек работающий, занятой.
Костюм мужской перестал демонстрировать сексуальные направления.

На первое место в ношении костюма вышли практичность,здоровье и гигиена.

В мужском костюме главенствует простота и изящество. Пропорции одежды меняются, закладываются принципы классицизма в одежде.

Фрак становится одеждой для каждого дня, появляется фрак и для прогулок, для верховой езды.
В это время фраки часто носят с двубортным жилетом или сразу с двумя жилетами разных цветов.

До 1805 года фрак все еще носят с высоким воротником, но после высота стойки воротника начинает уменьшаться.
Темный фрак часто сочетают со светлыми панталонами и светлым, из другой ткани, жилетом.

Поскольку  в начале века самый быстрый способ передвижения - верховая езда, то сочетание фрака с сапогами - обычный вид у мужчин.

-----------------------------------------

Военная форма в России в начале XIX века.


Офицерский состав в большинстве государств периода наполеоновский войн был многочисленным, занимая и в светском обществе, и при дворе центральное место.


Военная офицерская форма этого периода имела три разновидности:
Первая была более скромной, вторая сверкала обилием золотой вышивки, пышными эполетами, яркими цветами, третья сохраняла пышность парадной, но к ней не полагалось шпор и оружия ( их оставляли в вестибюле).

11 марта 1834 года российским императором Николаем I было утверждено подготовленное Собственной Его Императорского Величества канцелярией "Положение о гражданских мундирах".

Одновременно Николай I утвердил "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору".
Так в российском обществе был утвержден один из первых официальных "дресс-кодов".



В России были лучшие военные портные в Европе.
 Многие высшие чины из других стран заказывали парадные мундиры именно в России.

---------------------------------------

Городской мужской костюм первой половины XIX  века.

Внешний облик среднего буржуа XIX века еще какое -то время сохранял черты  века XVIII.

В мужской одежде побеждал постепенно  рациональный английский стиль - напыщенный костюм, подчеркивающий сословные различия, сменила буржуазная униформа, которая скрадывала социальные различия.

Из костюма санкюлотов - революционеров из среды городской бедноты - пришли длинные панталоны на смену кюлоты/бриджи, хотя они(короткие панталоны) носили еще до 1820-ых годов.

В начале 19 века панталоны носили облегающими.
Нередко их шили из светлой нанки (плотной хлопчатобумажной ткани телесного цвета), из чулочной ткани или из тонкой оленьей кожи - и использовали диагональный ( косой ) крой, чтобы лучше показать форму ног.

Дж. П.Малькольм в одной из своих книг за 1808 год писал:, что, хотя темный камзол с конца прошлого века не особо изменился, теперь мужчины стали растягивать "свои панталоны так, что они того и гляди лопнут."

Шелк , бывший символом аристократической праздности, стали заменять натуральными тканями- тканями среднего класса: льном, хлопком и шерстью.

В связи  с этим росла популярность на чистоту одежды и гигиену, тем более ,что более простые ткани были пригодны к стирке и чистке.

----------------------------------------

Денди  в Англии  вначале XIX века.


 В Англии появились первые денди (денди - изысканно одетый человек, щеголь,франт).

Именно они ввели в моду белоснежные рубашки, галстуки и жилеты, которые меняли несколько раз в день.

Англичане, в отличие от французов оставались более благочестивыми и консервантами и в своем костюме XIX века у них были сильны гендерные стереотипы, но и тут было исключение - женоподобные денди второго и третьего десятилетий века.

Это было последним веянием мужского щегольства перед наступившем триумфом среднего класса  в умеренности в одежде.

В начале XIX  века элегантность и простоту костюма, отличные по крою  высокого качества материалы и силуэты, повторяющие естественные очертания тела, пропагандировал Бо Браммелл.


Он с осторожностью избегал того, что сам называл "внешностью шута": экстровагантности и яркости в одежде.

Но подобные сдерживающие попытки не помешали денди искажать свою фигуру тугой шнуровкой и раздутыми штанами, которые придавали им женоподобный вид, раздувая нижнюю часть тела до неприличия.

Называя описанный стиль "изнеженными пижонством", автор книги "Полное руководство по костюму" за 1830 год одновременно хорошо относился к свободным штанам, которые называли "казаками"- после визита русского императора в Лондон в 1814 году, и открыто выступал за использование мужчинами корсета, называя его поясом, под военной униформой.
Кроме того, денди пользовались косметикой.


В сатирическом журнале "The Ton" (1819) описывает утренний туалет денди:

"Одно из первых дел - сделать дневной макияж, "используя немного светло-коричневого и чуть-чуть красного";затем зашнуровываются в корсет и принимаются за галстуки, примеряю более десятки, пока не подберут идеально подходящий.
Денди душится мускусом, покрывает волосы "античным маслом" и указывает портному "какую форму придать камзолу на груди и плечах", как поместить изрядно толстую подкладку и набивку в рукава, чтобы создать впечатление античности
."

Мужчины носили сильно накрахмаленные воротнички и замысловато повязанные галстуки или шейные платки.

В книге "Страна платков"(1818) писали:
" в мире, где мужская одежда стала одинаковой, крахмальные воротнички и шейные платки были единственным способом отличить представителей аристократии от остальных людей.



Прежде всего, они придавали мужчине "высокомерный и величественный вид... полный гордости, тщеславия и заносчивости...обязательных качеств модного человека."

1830-ые годы стали периодом , когда высшие классы общества в последний раз смогли продемонстрировать чувство цвета в одежде.


Непревзойденным лидером мужской моды был в тот период граф Д Орсэ, костюм которого поражал своей утонченностью:
"...белое пальто, голубой атласный платок, перчатки лимонного цвета, ароматизированные жасмином, ботинки лакированной кожи, которые можно было использовать вместо зеркала".

 До 1860-х годов единственно цветным предметом одежды у представителей высшего и среднего класса был жилет .

Вскоре не осталось и его, и мужчины , в основном, стали  носить темный костюм тройку , делая исключение для вечерних собраний, где был обязателен белый жилет.

-----------------------------

"Дженты" в Англии


Однако вплоть до середины XIX  века разные комбинации цветов продолжали использовать "дженты", т.е. представители среднего класса, которых в Англии считали вульгарными и которые были не настоящими джентльменами.

Альберт Смит в своей книге "Естественная история джента" (1847) пишет:
"... они любят танцевать, хоть делают это плохо и вставляют в польку "нелепое фантаго"; пожирают глазами актрис в театре, наблюдают за купальщицами в Рамсгейте и пристают к уважаемым женщинам на улице.


А их костюм - "короткий странный камзол", "широкие клетчатые штаны с истинно комедиантским узором", крикливые галстуки и булавки к ним и ярко-желтые лайковые перчатки, поверх которых они носят множество колец."

Все это было , согласно "Порядку приличного общества" "грехом против хорошего вкуса".

В мужской одежде постепенно вырабатываются универсальные формы. костюм освобождается от многоцветности и декоративности и все более напоминает безликую униформу (фрак, сюртук, жакет, вестон, визитка).

Формируется массовый потребитель на основе средней и мелкой буржуазии.
Активно развивается производство готовой одежды - конфекции.

Если в начале XIX века наиболее известные ателье в Москве и Санкт-Петербурге держали иностранцы, у которых работали русские портные и швеи, или русские мастера для привлечения клиентов вынуждены были брать звучные иностранные псевдонимы, то к концу века модели русских портных ничем не уступали парижским.

К 1850 ому году была усовершенствована швейная машинка...
Модная индустрия в изготовлении одежды развивалась бурно и стремительно по всем направлениям...

---------------------

Подлинники мужского костюма первой половины 19 века



Комплект модника в подробностях 1809 год:






-------------------------------










-------------------------------

Мои работы-реконструкция на начало XIX века:











---------------------------

Источники:
Мерцалова "Костюм разных времен"
Э.Рибейро "Мода и мораль"
сайт "Календарь событий"
соц.сети 

--------------------

Читайте так же:


"Костюм в России XV-нач. XX века"- книга. Часть 2: Об авторе II главы, коллекции ГИМ. Городской мужской костюм.
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
ПЛАЩ- накидка XVIII-XIX вв.Крой, пошив, МК
ТКАНИ и цвет в одежде 18-19 вв.Часть 1: История.Подлинники
ЦВЕТ и ткани в одежде 19 в. Часть 2. История. Подлинники.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Галстуки, шейные платки,шарфы: история,подлинники
Кюлоты для балов 18-19 в.подлинники,реконструкция.
Фрак на начало 19 века.Реконструкция.
Штаны-брюки мужские на начало 19 в. шьем сами

Комментариев нет:

Отправить комментарий