30.10.24

Мода и крой XIV-XV вв.позднего Средневековья.Часть 2: Бургундская мода. Стиль экревисс. Крой.

«...границы между роскошью и красотою стираются. Украшение и декор более не служат прославлению естественной красоты, но, разрастаясь, угрожают заглушить ее вовсе... Придворный костюм украшен был сотнями драгоценных камней. Все размеры были до смешного утрированы. Высокий дамский чепец (“эннен”) походит на сахарную голову; волосы на висках и со лба убирают или же удаляют, так что лоб кажется до странности выпуклым, и это считают красивым; вдруг появляется декольте. Мужская мода еще более изобилует всякими чрезмерными несуразицами…»

-------------------

Продолжаем статью моды и кроя позднего Средневесковья, где первую часть можно посмотреть ТУТ

хочу напомнить, что тема наша: "Основные модные тенденции XIV–XV вв.— эпохи Позднего Средневековья." И конечно же изменение модных тенденций современнику можно проследить на примере одежды людей высшего общества, поскольку именно их наряды постоянно претерпевали изменения соответственно ве­яниям моды и оказывали большое влияние на культур­ный облик эпохи...

--------------------------------------------

БУРГУНДСКАЯ МОДА

1450 — 1485 гг.

Эталоном придворных манер и изысканности в За­падной Европе 15 века являлся роскошный двор бургундских герцогов. Он стал образцом для подражания к середи­не XV столетия — к 1450 году его превосходство уже никто не мог оспорить.

Бургундский двор процветал на про­тяжении тридцати лет, а затем его затмила франко-ита­льянская оригинальность.
Бургундское влияние на ан­глийскую моду было в значительной степени усилено союзом между Бургундией и домом Йорков.
 Началась следующая эпоха экстравагантности.

Мужчины

Верхняя одежда.
Дублет, джеркин(жакет), гаун, мауатр белье.


Наиболее типичной черта костюма во второй половине 15 века были длинные рукава, собранные и сильно раздутые на верху по окату.
 Они были осо­бенно популярны в 1460—1470-х годах. 
Эти подбитые ватой плечи были известны (по крайней мере, во Фран­ции) как мауатр (чем-то напоминавший буфы, модные в 30-х и 90-х годах XIX века).

Жипон превратился в дублет,на смену котарди пришла куртка без рукавов — джеркин*, или жакет.
Одной из модификаций упленда была верхняя одежда - гаун.
Ма­уатр характерен для двух последних.

Дублет, с его под­битой грудью, плотно облегал тело и  имел достаточно высокий воротник, открытый спереди. Модная длина которого была до бедер. 
Рукава были заужены  у запястья до обтяжки.

К 1480 году рукава украшаются уже поперечными прорезями и демонстрировали тонкое полотно рубашки, выбивающееся в прорези, особенно при движении рук.
 В конце периода дублет иногда имеет прорезь на груди со свободной шнуровкой, через которую также показывалась нижняя рубашка.

*Джеркин – верхняя мужская одежда англичан в XVI веке, аналогичная французскому пурпуэну. Форма джеркина менялась соответственно изменению стиля костюма.***

Длина джеркина достигает середины бедер, иногда он едва прикрывал бедра.
 Рукава могут сужаться к запястьям, но чрезвычайно длинны и просторны (они не собираются у запястья), часто так же украшаются прорезями вдоль переднего шва.

Другая разновидность рукава была просторна и собрана на запястье, имела продольные прорези и свобод­но зашнуровывалась, так же демонстрируя рукава рубашки.
Свисаю­щие рукава часто связывались за спиной, чтобы не мешали.

Некоторые виды джеркинов шились со складками, симметрично расходившимися от талии, зашитые и под­битые (подобные складки делались на облегающих костюмах в период с 1450 по 1470 гг).


Другие джеркины имели глубокий К-образный вырез, длиной до талии. Хотя и длинный, и короткий гаун по-прежнему носили за­крытым.
 Все более популярным во второй половине 15 века становился фасонверхней одежды  с раз­резом спереди.

 Хотя этот разрез часто стягивался при помощи застежек:крючков и петелек, привычным становится дву­бортный вариант. Его могли носить как в свободном виде, так и с поясом.

Частенько встречаются лацканы и широкие отлож­ные воротники, большей частью меховые.
Независимо от длины гауна рукава с прорезями порой доходили до икр.
Гербовые накидки в этот период уже не так в моде и встречаются срав­нительно редко.
Плащи-накидки так же малопопулярны.

------------------------------

Белье.

Рубашка, теперь все чаще шьется с воротом-стойкой, в этот период модно было её показывать через прорези —у горла, на груди и рукавах.
Ближе к концу XV в моду входит украшение рубашек вышивкой красным и черным шелком, золотой нитью.
В основном такой вышивкой украшают воротники, со­бранные борами(мелкими складками).

См: РУБАХИ Часть 1:  нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.

------------------------------

Женщины

Верхняя одежда.


В этом отношении перемен почти не произошло, линии одежды монотонны, скучны, некото­рое разнообразие наблюдается лишь в головных уборах.

Стоит отметить изменение линии выреза горловины в верхнем пла­тье дам, который в 1460-х годах был закруглен, а начиная с 1480 года становится квадратным и почти показывает больше округлые пле­чи. 
Трубчатые складки упленда выходят из моды, в пос­ледние годы 15 века верхнее платье облегает грудь, как в котарди. 
Длинные узкие рукава расширяются у за­пястий и переходят в манжеты.

-----------------------------------------------------------

СТИЛЬ ЭКРЕВИСС

Статья из популярного журнала "Ателье" за 2019 год.
Автор : Галина Галаджаева - кандидат искусствоведения.

В статье идет разговор о популярном в эпоху Позднего Средневековья ( XIV-XV вв) направлении - экревисс.
Элементы одежды в этом стиле стали предвестниками новых форм костюма в более позднее время.


Чертеж и рисунок пурпуэна с большой проймой 1364 год.







 Чертеж робы XV века




 Чертеж кроя робы XV века.



НАЧАЛО СТАТЬИ:


--------------------------------------------------------------------
Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий