1.7.21

Изменение фигуры человека в разные века. Корректировка базовых лекал.

О теле человека написано много статей, причем на разные тематики: от пропорциональности до измерения тела по золотому сечению (или золотая пропорция); от отношения  к телу до физической привлекательности в разные века. Или что: размеры и формы тела генетически запрограммированы, а телосложение человека изменяется на протяжении всей его жизни. Насчет генетики человека, то тут вообще все сложнее, чем кажется из-за постоянных миграций и этнорасовых смешаний.
 
Если все это учитывать, прибавив к этому еще и развитие науки и техники, перемены в разнице жизни, питания и проч., то становится ясно, что тело человека, сохраняя порой свою золотую пропорцию, но свои размеры явно меняет. Это очень заметно в изготовлении реконструкций исторического костюма на современного человека, особенно с XVII по начало ХХ столетий (где-то до 1920-х года). 

Сама это явно начала замечать, когда какое-либо изделие-реконструкцию создавала по размерам или строя лекало по старинным книгам кроя. То таблица измерений не подходит, то само изделие не "сидит" как влитое на теле человека; то при построении чертежа по конкретной фигуре не выходит та плавность линий, которая должна получится  в итоге.

Из своей практики могу сказать, что мне попался только один мужчина 35 лет, которому подошел крой из книги 1900 года как влитой. И один, кому вообще не сел мундир. Мне пришлось прямо на нем все распарывать и сажать изделие. А когда начала перекраивать, то хотелось воскликнуть:"Такого не может быть!" Настолько последний был непропорциональный.

Например, вот Таблица из книги Санкт-Петербургских закройщиков,1908 г по построению мужского платья
Посмотрите сами, кому подойдут эти мерки, только умножьте их на два, т.к. при построении чертежа кроя измерения все делятся пополам.


------------------

Изменение фигуры человека.


...14.05.2004 год, газета "Московская правда"

«…Результаты обмера повергли ученых в состояние легкого шока. Если раньше, то есть 30 лет назад, максимальным для мужчины считался рост 182 сантиметра, то теперь и двумя метрами никого не удивишь.

По словам специалистов, очень сильно, аж на целых 12 сантиметров, вытянулись молодые люди от 18 до 29 лет. Средневозрастная категория от 30 до 44 лет подтянулась на шесть сантиметров. А вот граждане старше 45 лет не прибавили в росте ни сантиметра.

Но людям старшего поколения все же есть чем "похвастаться": по сравнению с мужчинами 1970-х годов нынешние представители сильного пола заметно раздались вширь - на целых 20 сантиметров.
 Из-за этого впервые в классификацию промышленного изготовления рубашек и брюк пришлось ввести пятую по счету полнотную группу. Классификация же размеров расширилась сразу на три позиции.

Если раньше мужское население легко примеряло на себя одежду от 46-го до 62-го размера, то сейчас ученым предстоит разработать 64-й и 66-й размеры».

Что касается размерной типологии женщин, то, действительно, в средне-возрастных группах отмечается увеличение объёма бедер, а также изменение соотношения балансовых измерение Длина переда до талии----Длина спины до талии в сторону увеличения Длины переда.

Отмечается увеличение роста в группах от 18 до 40 лет.
Значительно увеличилась численность в полнотных группах с так называемой отрицательной полнотой, когда объём бёдер меньше объёма груди...."

------------------------------------------


------------------------------------

Одним из ярких доказательств моих оппонентов в том, что в целом человек не меняется не смотря на столетия - это витрувианский человек Леонардо да Винчи

Витрувиа́нский человек (лат.Homo vitruvianus) — изображение, созданное Леонардо да Винчи в 1492 году, связанное с его записками о теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия, и помещённое в одном из дневников Леонардо. Однако структура рисунка не имеет непосредственного отношения к теории первого о связи пропорций в архитектуре с размерами тела человека и не совпадает с системой пропорционирования Витрувия, поэтому назначение и смысл, который придавал сам Леонардо этому рисунку, не вполне ясны. 

Единственное, что объединяет текст Витрувия и рисунок Леонардо да Винчи, это то, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук. Такое отношение известно с глубокой древности, в частности, оно является одним из символов братства Дионисийских архитекторов, означающих гармонию Вселенной. Похожие рисунки часто встречаются в средневековых эзотерических трактатах, где их мог видеть Леонардо да Винчи

В трактате «Десять книг об архитектуре» (Книга III, глава I) Витрувий приводит следующие «идеальные» отношения частей тела человека:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна длине ладони;

  • стопа составляет четыре ладони;

  • локоть составляет шесть ладоней;

  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони);

  • шаг равняется четырём ладоням;

  • размах человеческих рук равен его росту;

  • расстояние от линии волос до подбородка составляет ⅒ его высоты;

  • расстояние от макушки до подбородка составляет ⅛ его высоты;

  • расстояние от макушки до сосков составляет ¼ его высоты;

  • максимум ширины плеч составляет ¼ его высоты;

  • расстояние от локтя до кончика руки составляет ¼ его высоты;

  • расстояние от локтя до подмышки составляет ⅛ его высоты;

  • длина руки составляет ⅖ его высоты;

  • расстояние от подбородка до носа составляет ⅓ длины его лица;

  • расстояние от линии волос до бровей ⅓ длины его лица;

  • длина ушей ⅓ длины лица;

Исследование пропорциональных отношений человеческого тела в XV—XVI веках, которому уделяли внимание Леонардо да Винчи, Лука Пачоли и многие другие, продолжалось и в Новое время. В России этой проблемой занимались: Н.А. Львев, О.И. Гурьев, И.В. Жолтовский, И. П. Шмелёв. Однако единой системы выработано не было

Мы видим, что комбинация расположений рук и ног в рисунке Леонардо создаёт парную систему мер. Поза с разведёнными в стороны руками и сведёнными ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При этом основные отношения не меняются, хотя в одном случае центром окружности является пуповина фигуры человека, а в другом — центром квадрата — лобковое сращение таза. Такая двойственная мера отношений размеров мужской фигуры принята в антропометрии при работе и обучении архитекторов и дизайнеров в наше время.

Однако для пошива одежды пропорции "идеального человека" к "человеку конкретному" не подходят. Увы. Мало того, порой и "золотая пропорция" начинает "хромать"...

Зачем тогда,-  спросите вы, - даются Таблицы и единые расчеты? - Все просто. Нужно от чего-то отталкиваться, что-то иметь в начальной точке исчислений и построения - базовое что-то. А уже потом это менять по конкретным расчетам.




Из учебника по методу раскроя за 2006 год:

"Раскрой швейных изделий при их изготовлении по индивидуальным заказам - сложный и трудоемкий процесс, требующий от специалиста глубоких знаний сразу в нескольких областях: антропометрии - для правильной оценки фигуры потребителя, конструировании одежды - для уточнения конструкции, технологии швейных изделий - для проектирования пакета изделия, припусков на обработку и выполнения экономичной и качественной раскладки лекал. 

Поэтому в течение всего ХХ столетия специалистами, еще в Советском Союзе, - технологами и конструкторами одежды - велся непрерывный поиск путей совершенствования методов раскроя. 

К середине ХХ века сложился метод работы закройщиков, заключающийся в освоении техники построения чертежа определенного покроя и силуэта по какой-либо системе кроя и построении конструкции изделия непосредственно на ткани. При этом качество кроя и экономичность расходования материалов полностью зависели от квалификации закройщика.
 

Идеальная фигура - 

это образ фигуры, который под влиянием различных произведений искусства, стилей, моды и особенностей быта складывается в определенный период времени. 

В ХХ веке изменение представлений об идеальной фигуре происходило практически каждые 10 лет. Идеальная фигура характеризуется определенными пропорциями и осанкой, а также особенностями телосложения, которые в периоды господства другого идеала могут считаться отклонениями. 
Так, например, в Х1Х-ХХ вв. модными типами осанки считались попеременно выпрямленная, лордотическая, сутуловатая и другие. 



Потребителями одежды являются люди с конкретными фигурами, формы которых в большей или меньшей степени отклоняются от типовых.

Оценка внешнего образа потребителя очень важна на стадии согласования модели с заказчиком, в ходе которой необходимо выбирать такие модельные особенности, которые могли бы скрыть значительные отклонения от идеальной фигуры и подчеркнуть выявленные достоинства - особенности телосложения, соответствующие модному образу. 

При оценке телосложения заказчика рассматривают его фигуру в фас и в профиль, отмечая пропорции, осанку, а также форму и особенности строения всех антропометрических участков: шеи, плеч, груди, талии, бедер и т.д.

Шея может быть короткой, длинной или нормальной длины, наклоненной вперед или откинутой назад, сплюснутой по бокам спереди или сзади. Параметры строения шеи влияют на выбор формы воротника, выреза и отделки горловины. 

Плечи могут быть нормальной (естественной) высоты, низкими (покатыми) или высокими (выпрямленными). Они также могут быть развернутыми вперед, назад и нормально развернутыми. 


Осанка фигуры определяется по форме спины. Фигура с нормальной осанкой имеет нерезкие, плавные изгибы позвоночного столба в области шеи и поясницы. 

Форма живота может быть плоской, овальной и выступающей. Выступающая форма живота, в свою очередь, подразделяется на округлую, вытянутую и отвислую.

Форма бедер определяется при рассмотрении фигуры спереди. При этом необходимо определить как степень выступания бедер относительно талии, так и высоту расположения наиболее выступающей точки бедер относительно линии талии. 

Выступание ягодиц значительно влияет как на выбор модели изделия, так и на баланс его конструкции. Ягодицы могут быть нормальные, уплощенные и выступающие с разной степенью выступания, нормально, высоко или низко расположенные. 

Форма рук оценивается по степени жироотложений в верхней части плеча: различают нормальные, худые и полные, а также по углу наклона профильной проекции руки к вертикальной плоскости. Положение руки может быть задним, отвесным и передним. 

Изменение базовых лекал по индивидуальной фигуре человека





 
Если остальные размерные признаки должны оставаться неизменными или изменяться на большую величину, а также в случае, если корректируемый размерный признак проходит не по краю, а в середине детали, необходимо использование нескольких линий разреза и нескольких центров вращения. 
При этом центры вращения, в зависимости от требуемых результатов трансформации, располагают на концах линий разрезов или в точках их пересечения 


Необходимое количество трансформаций кроя измеряется получением правильного конечного результата.
После трансформации лекал все еще раз проверяется...

-------------------------------------



Как видно из учебников, прежде чем начинать шить, нужно еще и правильно сделать крой на изделие. Хотя  в портняжном ремесле -это еще не конец. Нужно потом не только сшить, но и правильно посадить/подогнать одежду по человеку согласно периоду времени, если это реконструкция, и веянию моды и желанию самого заказчика.

В изготовлении копий - воссоздании исторического костюма нужно еще и знать историю костюма той страны и эпохи, предназначение вида костюма и проч.

Исторический костюм с XIX века, а тем более ближе к концу его и началу века ХХ-го нам, современникам становится немного проще - появляются книги о изготовлении и построении костюма, где и во все времена портные ценились за правильность подгона изделия по человеку с учетом его индивидуальных особенностей, и где начинали обучение в ремесле с изучения особенности фигуры, а не в слепую: взял по рисунку или крою и сшил вещь, особенно это касается мужского костюма...

Но это уже другая тема разговора по реконструкции исторического костюма...

--------------------------------------------------------------------

Источники статьи:

- "Методы раскроя швейных изделий с учетом телосложения заказчика".Учебник.2006 г.
- Векипедия.
- Газета "Московскяа правда", 2004 год.
- Соц.сети в свободном доступе.
- Фаустова А.Г., 2013 г статья "Историческая динамика представления о человеческом теле".
- "Принципы золотой пропорции тела человека",Прокопьева А.Н.,2015 г.
- книга по крою 1898 года.

--------------------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

2 комментария:

  1. Спасибо, Светлана, это очень важные знания, хоть добывать их самостоятельно как-то не приходило с голову.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо,что заглядываете на огонек!
      Я давно с этим столкнулась. Но доказать людям в начале своего творчества по реконструкции не могла. Словам в реконструкции исторического военного костюма - никто не верит. Да + то,что я - дама, то мужчинами вообще отвергалось. Сейчас, через 30 лет конечно прислушиваются к моим советам, но одно дело опираться на свой личный опыт, другое- доказать это другим. Сейчас пришло время и на эту статью.
      Заходите, дальше будет интереснее!

      Удалить