1.6.21

"Исправление плохо сидящего мужского платья"(1900) - книга. Подлинники.

"Костюм - это машина, в котором мы обитаем, плотно прилегающая, но удобная броня, которую постоянно улучшают и модернизируют, чтобы она в буквальном смысле подходила для современной повседневной жизни. Костюм - до сих пор основная деталь гардероба любого следящего за модой мужчины, с недавних пор снова ставшая исключительно популярной, сохранив таким образом древнюю традицию портняжного искусства - высокую моду для сильного пола, - искусства, уходящего корнями в XIV век." - пишет в своей книге "100 лет моды для мужчин"(2013) Келли Блекмен.

Мужской костюм, если задуматься, является самым удачным  и неустаревающим предметом одежды из когда-либо созданных. Причем все внимание при моделировании костюма и до сей поры уделяется деталям - сколько пуговиц пришить на пиджак, какой ширины делать лацканы, будут ли отвороты на брюках и какой ширины, - а вовсе не созданию яркого зрительного образа. 

Благодаря этому костюм можно постоянно приспосабливать к требованиям времени, он и сейчас остается популярным предметом мужской (и женской уже) одежды. И именно в изготовлении мужского костюма до сих пор применяются основы технологии, заложенные с XIX века.  


 Например, один из женские журналов 1864 года писал о мужской моде по просьбе своих читательниц: «Мужчины носят высокие шляпы с узенькими полями, белые шелковые кашне, рубашки со складками. На вечер надевают черный жилет и белый галстух; для вечера также требуется белый фуляровый платок, а цветные фуляры берутся только запросто. На жилетах появляются металлические и даже розовые коралловые пуговицы. Одежды делаются шире и свободнее прежних, но рукава заметно суживаются. Более мы пока, о мужских модах ничего сказать не можем, и эти сведения (впрочем вполне достоверные) мы собрали по просьбе некоторых своих подписчиц».

До середины XIX века сшить костюм у портного на заказ лишь могли себе позволить лишь немногие. И уже издалека люди понимали кто перед ними. Помните пословицу "По костюму встречают...". Еще немногим удавалось купить костюм где-то с рук, а части он переходил по наследству. 

Со временем менялся крой мужского костюма из-за изменения образа жизни общества, изобретения все тех же швейных машинок (пересмотрены технологии изготовления одежды), а затем и массового пошива его на предприятиях (упрощен крой, сборка одежды и проч.). Однако это не влияло на общие принятые правила ношения костюма. В высшем и среднем классе вплоть до окончания Первой мировой войны в одежде было принято соблюдать нормы ношения: на официальные и деловые мероприятия надевали сюртук или визитку, для неофициальных встреч и поездок за город подходил костюм-тройка свободного кроя. Его называли "сак", больше известный как пиджачная пара.

 К концу Первой мировой войны сюртук и визитка постепенно вышла из употребления. Теперь уже носили просто пиджачную пару, которую называли "деловым костюмом", за исключением особо официальных мероприятий, на которые одевали фрак, жилет и брюки из единого основного темного (чаще черного) материала.


"Хорошо сшитый костюм должен скрыть природные недостатки фигуры, нехорошо же сшитое платье способно лишь расстроить человека."- учитель кройки А.В.Рубанович, 1908 г.

Изготовление верхней мужской одежды было и остается самым сложным видом портняжного ремесла до сих пор. Это не женская одежда, где практически любой недостаток можно скрыть или поменять на вытачку, сборку или другую отделку платья. Портному мужского костюма приходится из практически плоской формы с помощью утюга, внутренних дополнений и своего личного опыта сделать мужчину мужественным модным мачо. Для этого он обязан уметь видеть недостатки посадки предметов костюма и уметь их исправлять. Причем это касается как пиджака и брюк, так и жилета.

В литературе к самому концу XIX века по обучению портных рядом с конструированием и пошиву изделий появилась еще одно направление: как добиться хорошей посадки верхней одежды для конкретного человека. Ведь мало раскроить просто вещь и сшить ее, в индивидуальном пошиве еще нужно хорошо подогнать ( посадить) изделие по человеку, и именно в этом видно все мастерство портного любого времени: что в прошлых веках, что сейчас.


----

Представляю вам, уважаемые читатели, одно из подобных пояснений на русском языке за 1900 год:


Настольная книга для каждого портного 
ИСПРАВЛЕНИЕ ПЛОХО СИДЯЩЕГО МУЖСКОГО ПЛАТЬЯ


Это уникальная книга еще и тем, что из Предисловия можно понять как жили портные в конце 19-начале 20 века. Советую прочесть внимательно пояснение самого автора к руководству.

Вот что пишет И.И.Шнейдер в Предисловии:

"Издавая этот свой новый труд, я имею в виду придти на помощь главным образом начинающим, а так же тем мастерам, которые при поправках плохо сидящего платья руководствуются только своим собственным опытом, другими словами, идут наугад, ощупью, т.к. у них не имеется таких основных правил, которые бы им объяснили, почему в каждом отдельном случае надо поступать так, а не иначе. В предисловии к своему "Самоучителю Кройки", я уже коснулся в общем причин этого недостатка наших мастеров: наши портные лишены профессионального образования в виду отсутствия школ, или каких либо обществ, в которых они могли бы делиться приобретенными знаниями, ( если не считать вновь народившееся в Петербурге Общество Петербургских закройщиков, действительным членом которого и я состою и на которое в будущем можно возложить кое-какие надежды в этом смысле) наконец, в виду полного отсутствия более или менее сносных портновских руководств.

...как бы совершенна система ни была, но все же переделки очень часто могут являться даже независимо от того или другого покроя; я уже не говорю вообще об умении применять данную систему. Поэтому , я не думаю, что еще не достаточно обучить кого-либо кроить, но столь-же , если еще не более важно, дать ему основные понятия того, от чего платье может сидеть плохо, как оно может быть исправлено и как заранее избегать могущих быть поправок. Вообще говоря, мастера только и можно узнать по тому, как он исправляет плохо сидящее платье.

В предлагаемом руководстве собраны наиболее типичные примеры: всех случаев неправильностей платья немыслимо и пересчитать: да это было бы и излишне, так как все же всю сумму этих случаев можно свести к нескольким основным типам. Я вполне уверен, потому, что, прочитав внимательно это руководство, каждый портной сумеет уже сознательно поступать в каждом случае поправки плохо сидящего платья.

Для составления моего руководства я пользовался как своим собственным многолетним опытом, так и руководством некоторых иностранных мастеров. Впрочем, надо сознаться, что и за границей таких руководств очень мало, что может служить некоторым утешением для русских портных.

Само собой разумеется, что, издавая книжку, я не преследовал цели наживы, так как опыт с первым моим трудом уже достаточно показал мне, что нельзя рассчитывать на слишком большое распространение среди наших портных ( в особенности провинциальных) каких-либо руководств за малограмотностью их ( портных). Но я льщу себя надеждой, что этот новый труд так же, как и первый, найдет благосклонный прием у того небольшого числа просвещенных мастеров, которые неоднократно уже выражали мне свою признательность за мои труды..."



















------------------------------------------------

ПОДЛИННИКИ МУЖСКИХ КОСТЮМОВ XIX - начала ХХ вв.











-----------------------------------------------------------

Читайте так же:


5 комментариев:

  1. Какая интересная книга, спасибо. Современные портные, явно не заморачиваются с посадкой костюма. Вот смотрю на Путина и диву даюсь, рукава пиджака собираются гармошкой. Ну уж если у первых лиц государства такая одежда, то что говорить о простых смертных.
    Я кстати, столкнулась с проблемой посадки брюк на свою располневшую фигуру. Нашла в этой книге похожую ошибку, но увы, в основном, ее исправление достигается в помощью ВТО. А на современных эластичных тканях это не работает. Ну по крайней мере у меня :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, позвольте не согласиться с Вами. Современные портные не только заморачиваются с посадкой, но и делают отличные вещи. И у Путина костюмы, что называется "от кутюр"- сшиты на высшем уровне.А то,что рукава когда сидит гармошкой - так это такой современный крой. И это допускается в мужских пиджаках.
      Эта книга рассчитан на натуральные ткани. Для современных тканей Вам нужно прочесть книги после 1970-х годов. По-моему у меня на сайтах такое есть. Если не здесь,то во втором блоге.
      И последнее: для полных фигур нужно применять правила особенные. В наше время полнота - это норма,а в те времена было редкостью. И по этому сейчас есть правила: какие брюки носить, как кроить , какой крой для полных подойдет. И это нужно учитывать.Так что книги за 1900 год Вам явно не подойдут. увы...

      Удалить
    2. Ой,как интересно, я и не знала о "гармошковом" крое. Если, честно, выглядит не очень, морщинки на плечах, заломы сзади, но я не профессионал.
      Наверное, я не совсем точно выразилась. Ни в коей мере не хотела оскорбить современных портных. Когда писала, думала о людях, которых вижу на улицах, и об одежде масс-маркет. Тут даже другое, то ли люди не знают как должна выглядеть хорошо сидящая одежда, то ли изменилось отношение к внешнему виду. Не многие подчеркивают достоинства с помощью одежды, а уж недостатки и вовсе перестали скрывать.
      Интересно, женщины не рожали и не старели, т.е. даже физиологические изменения были редкостью?
      Спасибо за совет, попробую покопаться на ваших сайтах. В сети информации на тот момент было немного.А брюки свои я посадила, но возилась долго.
      Извините за многословность, но с вами интересно общаться.

      Удалить
    3. Татьяна, на пиджак нужно смотреть когда Путин стоит не шевелясь. А когда сидит или ходит..так это вообще другая история.
      Кстати, кто ходит в старомодных пиджаках, так это Жириновский...))
      Рада за Вас и брюки! ЧееССно-ЧеССно..
      Насчет полных, по моему у меня в библиотеке есть даже спец. книга по крою по этому вопросу...

      Удалить
    4. На странице в блоге "Книги по изготовлению одежды. Обзор. Часть 9: 1991 - 2001 гг.", есть книга 1992 года "Конструктивные дефекты" . В книге есть 3 глава про разные фигуры с полнотой. Посмотрите. может что и пригодится...

      Удалить