17.5.21

Какие костюмы носили действующие лица в комедии "Ревизор". Часть 1:история создания пьесы, иллюстрации 1858 года.

Несколько лет назад, разбирая книжную полку своей мини-библиотеки, я наткнулась на книгу за 1964 год "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) -одного из русских литературных классиков - (в 1836 г. был первый варианта выпуска). 

В этом издании дан очень ценный дополнительный материал, а именно: воспоминания наших артистов с рассказами, как они готовили свои роли. И зародилась у меня идея написать целую рубрику в основу которой легло бы повествование о жизни русского общества в 1830-40-х годах. Это ведь были и годы жизни Пушкина, которые сейчас называют Пушкинской эпохой. 

Захотелось напомнить современному читателю, что в это время жил и творил не только знаменитый русский поэт, но и многие литераторы, ставшие великими российским классиками, а так же показать и другие стороны жизни общества четвертого десятка XIX столетия, в которых неразрывно присутствуют и модные тенденции на одежду ( сейчас мы это называем: исторический костюм). Если брать в целом, то начало XIX века был взрывным именно литературными произведениями.

А на днях мною было получено письмо с просьбой разобраться поконкретнее: во что могли быть одеты мужчины - герои комедии Гоголя "Ревизор". И хотя на страницах сайта не раз было об этом написано, думаю, что уточнение никому не помешает, особенно это касается мундиров гражданских чиновников.

Надеюсь, что страницы на эту тему будут интересны не только любителям и почитателям Н.В.Гоголя, но и театралам.. 

--------


Немного из истории создания пьесы "Ревизор".


Гоголь Н.В. частенько возмущался (кстати, и не только он один) репертуарам российских театров начала XIX века, почти сплошь состоявшим из переводных пьес, писал в 1835-1836 г.г:

 "Русского мы просим! Своего давайте нам! Что там французы и весь заморский люд? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров! Своих характеров! Давайте нас самих! Давайте нам наших плутов... На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!"

"Ревизор" и был такой комедией, где выведены на сцену "русские характеры". "Наши плуты" были высмеяны, но сверх того были вскрыты общественные пороки и социальные язвы. Взятничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среды правительственных чиновников, были показаны  Гоголем с яркостью и убедительностью литературного слова. И это в те времена при строжайшей цензуре было ново.

Так же созданная Гоголем комедия, больше, чем какое-либо драматическое произведение до "Ревизора", способствовало тому, что и само русское актерское мастерство смогло отойти от заимствованных у зарубежных артистов приемов игры, господствовавших в XVIII и начале XIX веков на русской сцене.

Сюжет "Ревизора", взятый из жизни третьего десятка XIX столетия, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминавшие, а то позволявшие в них узнать себя, делали комедию современной. Позволю себе заметить, что современной до сих пор.😉 Единственно нам, людям века ХХI-го не понятны некоторые слова, а порой о чем говорят герои, тот же Хлестаков, и почему были одеты именно так, а не иначе. 

В октябре 1835 года Гоголь написал Пушкину: "Сделайте милость, дайте какой-либо сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта". 

В одном письме Гоголь писал, что Пушкин подал ему "первую мысль" о Ревизоре: он ему рассказал о неком Павле Свиньине, который, приехав в Бессарабию, выдавал себя за важного петербургского чиновника и лишь когда он дошел до того, что стал брать прошения у арестантов, "был остановлен". Мало того, Пушкин рассказал Гоголю, как в 1833 году, собирая материалы по истории пугачевского восстания, он был принят местным губернатором за тайного ревизора, присланного обследовать губернскую администрацию.

Подобные случаи не раз имели место в русской жизни того времени. Недаром аналогичные факты находили отражение даже в драматургии. Где-то 1830-ом году писатель Г.Ф.Квитка-Основьяненко написал на подобный сюжет комедию "Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе".

Впервые "Ревизор" был поставлен на сцене в Петербурге в апреле 1836 года. Однако русские артисты еще не представляли после всяких водевилей европейских авторов как точнее играть свои роли, да и сам зритель был в таком же положении. В результате показ был провален.

Один из свидетелей первого показа комедии вспоминал: "Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах... словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной". С каждым актом недоумение все возрастало. Правда , "раза два" " раздавался общий смех". В четвертом действии "дело , происходившее на сцене, страстно захватывало сердце зрителей. По окончании акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование, которое довершено было пятым актом". И тот же зритель так же рассказывал, что Гоголь после спектакля был " в раздраженном состоянии духа" и проговорил задумчиво: "Господи боже! Ну, если бы один, два ругали, ну, и бог с ними, а то все, все..."

Чуть позже пьесу показали в Малом театре в Москве. И "Ревизор" "не занял, не тронул, только рассмешил слегка" московскую публику. Это еще раз подчеркивает разницу в петербургского и московского общества еще в те времена...

Однако русские артисты в конце концов стали улавливать и показывать разносторонне эту  комедию: порой высмеивали фарс, а где на первый план выдвигалась идейно-обличительное её содержание. И уже через пару лет (весной 1838 года) Белинский пишет: "Вся пьеса идет прекрасно". Первое место принадлежит, по мнению критика, Щепкину: 

"Какое одушевление, какая простота, естественность, изящество! Все так верно, глубоко истинно... Актер понял поэта: оба они не хотят делать ни карикатуры, ни сатиры, ни даже эпиграммы; но хотят показать явление действительной жизни, явление характеристическое, типическое." 

Прошло 100 с лишним лет и в 1949 году, "Ревизор", поставленный в Малом театре, выдержал значительное число представлений и вошел в золотой фонд советского тогда театра. "Перед зрителями не смешной фарс, не веселый водевиль, возбуждающий физиологический смех, - зритель видит на сцене старую дворянскую Россию, раскрытую во всей ужасающей наготе и со всеми её свинцовыми мерзостями".

Сейчас, в наш XXI век изменилось все еще больше. Футуризм, нововведения и прочие свободные посылы режиссеров не только будоражат воображения, но и порой ужасают в своих постановках классиков XIX века. Теперь может дойти даже до того, что комедия "Ревизор" может быть представлена даже против самой страны, где когда-то она был написана и поставлена Гоголем Н.В... Остается надеяться только на лучшее...


А тем временем, ищущие наиболее приближенного сходства с 1830-ыми годами современные режиссеры порой хотят знать, а не только верить тем же многочисленным иллюстрациям к этой комедии: а как было на самом деле? И чем больше проходит времени, тем интерес к подлинности изображений в тех же мундирах возрастает. 

Смею предположить ,что это недоверие рождает в нынешнее время - интернет, да и иллюстрации к комедии художников прошлого века порой противоречат друг другу. 

Например, один художник показывает черный прибор у судейских чинов, а другой - красный; почему на одном рисунке светло-зеленыое сукно, а на другом почти черное? где правильно?


Ну что ж..давайте разбираться вместе, ладушки? 

-------------------------------------------------

А пока предоставляю брошюру, вышедшую в 1858 году:

"Галерея гоголевских типов нарисованных Боклевским"










----------------------------------------------------------------------------

Продолжение разбора тематики : 

Мундиры чиновников в комедии "Ревизор". Часть 2: Николай 1: реформы и цензура.

Мундиры к гоголевскому "Ревизору"(1836).Часть 3:"Положение о гражданских мундирах" (1834 г) -тезисы, пояснения, картинки.



--------------------------------------------------

Читайте так же:

Буржуазный этикет 19 в.светская жизни в России 19 в

Форменная одежда чиновников 19-начала 20 вв.

Мужская мода первой половины XIX века. Часть 1:Общий вид.
Мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам тех лет.Франт.Денди.Часть 2.
Мужская мода 1780-1830 гг по гравюрам того времени.Часть 3.
Мода времен А.С.Пушкина. 1820-1840 годы

Гравюры XIX в. Т.Роулендсона к поэме "Путешествие доктора Синтакса в поисках живописного".

Армия в правление Николая I (1825-1855 гг). История (кратко). Книга рисунков обмундирования.

Краткий словарь обмундирования русских войск 18-20 вв по книге Глинка:"Русский мундир"

Женское нижнее нательное белье.История,подлинники крой 18-20 вв

Женская мода 1820-1830 гг. Часть 1: История, подлинники.

"Исправление плохо сидящего мужского платья"(1900) - книга. Подлинники.

Сатира XIX века: Песни и куплеты, 1878 год.

"Костюм в России XV-начала XX века",2002 г. - Обзор книги с иллюстрациями.

2 комментария: