19.5.21

Мундиры к гоголевскому "Ревизору".Часть 3:Тезисы к "Положению о гражданских мундирах" (1834 г), пояснения, картинки.

Продолжая разбор темы о мундирах чиновников (гражданских мундиров, как их называли в XIX веке) для постановки комедии "Ревизор" Гоголя Н.В.(1836), хочу выложить всю книгу "Положение о гражданских мундирах" за 1834 год, утвержденное Николаем 1.

Основным нововведением Николаем 1 было то, что для чиновников делалось отличие в мундирах от военного костюма того времени. Постоянные читатели наверняка уже заметили, что на сайте есть уже тема Форменная одежда чиновников 19-начала 20 вв., однако в ней мною раскрыты общие понятия и направления в этой области костюма.

В первые годы николаевского царствования (1825-1855) выяснилось, что система мундирного шитья в разных ведомствах не унифицирована, а чиновники не всегда носят установленные для них мундиры. В августе 1828 г. Николай I (1796-1855) при посещении Сената, застал «господ чиновников... большей частью в мундире каком-то цветном и полосатых шароварах». 

Он написал письмо генерал-прокурору Д. И. Лобанову-Ростовскому: «Желая и неотступно требуя везде должного порядка, благовидности и во всем приличия, достойного важности места, предписываю Вашему сиятельству... никому из чиновников, коим положены мундиры, иначе в Сенат не приходить, как в должной форме, за чем следить обер-прокурорам... Тем, которым мундиров не положено, составить проекты на таковые... Пребываю Вам всегда благосклонный — Николай».

Еще в апреле того же года Николай I распорядился, «чтобы образцы всех форм гражданского ведомства были доставлены в I отделение» Собственной канцелярии. Затем уже в 1829 г. на Канцелярию возложили разработку проекта «Общего положения о гражданских формах». Однако выполнение указа Николая 1 прервала очередная русско-турецкая война (1828-1829), и поручение выполнили лишь к маю 1833 г. 

Управляющий Собственной канцелярией А. С. Танеев так разъяснял цели предстоявшей реформы:
 «Государь император, приняв во внимание, что в гражданских мундирах недостает единообразия, что в степенях должностей, особенно высших, нет приличных различий и что часто мундиры присвоены были одинакия и должностям, и чинам, изъявил высочайшую свою волю, чтоб вместо существовавших доселе по некоторым ведомствам частных и неполных положений составлено было одно общее положение, чтоб мундиры различались отныне токмо по должностям и чтоб в общем уравнительном по всем ведомствам расписании указано было в разрядах присвоенное каждой должности шитье».

Для того, чтобы реализовать идею соответствия класса чина классу должности (с расхождениями в 1-2 класса), необходимо было упорядочить отнесение к определенным классам всех существовавших в империи должностей. Понятно, что от самого подхода к "классификации", от того, к каким именно классам будут отнесены должности, зависело реальное значение права, сообщаемого чином, на должность. 

Принадлежность к классам высших сравнительно немногочисленных должностей к середине 1830-х гг. уже вполне определилась. Отнесение должностей средней и низшей категорий к классам было уточнено и объявлено в виде указа Николая I от 1835 г. "О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно".

Так появился закон от 27 февраля 1834 г. :

"Положение о гражданских мундирах"


Тезисы и пояснения к этому "Положению..."


Система гражданских мундиров должна охватывать классных чиновников государственных учреждений. Учреждения каждого ведомства в центре и на местах получали мундиры одного образца. Губернские мундиры чиновников упразднялись.

Сохранялся мундир французского образца, что означало что крой был един с европейским, где модные тенденции диктовала Франция, и  где отрезная юбка уже стала присутствовать на всех видах мужской верхней одежды.  Так же, в основном сохранились и ранее установленные расцветка мундиров и узор шитья.

 Николай 1, видя настроение в обществе, где постепенно возрастало негодование засильем западной указки и веянью во всем, попытался вернуть в облик хотя бы придворных дам черты народного костюма, закрепив это в "Положениях..." , но дальше кокошников для дам и лент для девиц, увы...не пошло... 


Мужские мундиры отныне соответствовали только рангу должности, а не чина. Для большинства ведомств вводилась десятиразрядная градация должностей (закрепленная в штатных расписаниях), которой соответствовала одинаковая полнота шитья на мундире.

Наибольший объем шитья соответствовал 1-му разряду.  Тут шитье полагалось на воротнике, обшлагах и карманных клапанах, вокруг воротника по плечам и спине (это шитье устанавливалось впервые), под клапанами (перо), по бортам, полам и фалдам в три ряда (гирлянды), по краям заднего разреза и над ним (капик), а также по швам спины и рукавов.



Мундир 2-го разряда утрачивал шитье по швам и третью гирлянду.

Мундир 3-го разряда лишался, кроме того, шитья вокруг воротника и второй гирлянды, а «перо» имел упрощенной формы.

Полное и половинное шитье было на воротнике и обшлагах мундиров ведомства иностранных дел.

Мундир 4-го разряда сохранял только шитье по воротнику, обшлагам и карманным клапанам, а 5-го — только на воротнике и обшлагах.

Мундир 6-го разряда имел половинное шитье (наполовину укороченный вариант шитья) на воротнике и обшлагах; 7-го — половинное шитье на воротнике и шитый кант на обшлагах; 8-го — то же, но без канта на обшлагах.

Мундир 9-го разряда имел шитый кант на воротнике и обшлагах, а 10-го —только кант на воротнике.


Устанавливались семь видов форменной одежды и при каких случаях она должна носиться. Они имели название: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная, особая, дорожная и летняя. В 1845 г. отдельным изданием выпустили «Расписание, в какие дни в какой быть форме». Форма одежды обычно указывалась так же в повестках-приглашениях на разного рода совещания и торжества. Смею предположить, что это делалось для того, чтобы чиновники не расслаблялись и постоянно помнили о правилах службы хотя бы во внешнем виде. К концу XIX века такое же многообразие видов форменной одежды имели и военные. За соблюдением правил внешнего вида строго следили, а нарушение наказывалось. 

Парадная форма для первых пяти разрядов чиновников состояла из мундира и белых суконных или казимировых штанов (панталон) до колен (кюлоты/бриджи), с белыми шелковыми чулками и башмаками с пряжкой. Так же оговаривалось и нижнее белье, например, в обязанность вводилось носить короткие кальсоны...

*******

Казимир (от фр. casimir) - плотная гладкокрашенная шерстяная ткань саржевого переплетения, "вышедшая из употребления шерстяная ткань, легкое суконце, полусукно с косой ниткой". Камка (от турк. kamka) - тонкая шелковая ткань с разнообразными текстильными узорами, выполненными сочетанием атласного и других переплетений.

********

 Могли надеваться и белые длинные штаны из тонкого сукна с сапогами. Для пяти последних разрядов полагались «при мундирах под цвет оных суконные панталоны сверх сапогов». Предписывалось обязательное ношение парадной формы «во всех присутственных местах... во время заседаний».

Гражданский мундир имел «общий покрой... однобортный, с девятью пуговицами на груди, с тремя на обшлагах, когда они круглые, с тремя же под карманными клапанами и с двумя на каждой фалде, что составляет всего двадцать пять пуговиц, коих цвет металла и изображения на них назначаются по ведомствам». Лишь мундирам чиновников лесного ведомства и Академии художеств (а также особого рода мундирам, имевшим военный покрой) полагались «разрезные обшлага» с двумя пуговицами на них.

 Однобортный фасон мундиров был связан, как будет показано далее, с размещением шитья на них. «Большая часть гражданских мундиров темно-зеленого сукна, ибо темно-синий цвет присвоен только Министерству народного просвещения, местам, в состав оного входящим, Академии художеств, горному ведомству, гражданским чиновникам ведомства путей сообщения и публичных зданий и Департамента духовных дел иностранных исповеданий; красное же сукно остается для одних парадных мундиров сенаторов». Карманные клапаны (суконные) и подкладка должны были быть под цвет мундира.




Важным дополнением парадной формы являлась треугольная черная шляпа с небольшими серебряными кистями на концах и петлицей с малой пуговицей, одинакового цвета с шитьем мундира. (Кстати, сейчас их называют "двууголками", хотя форма шляпы явно треугольная, видимо забывают про третий угол - верхний😉...)

 Чинам I-V классов петлица полагалась витая, «наподобие военной генеральской», остальным из гладкого позумента. Петлица перекрывала кокарду в виде розетки из трех кругов муаровой ленты черного (в центре), оранжевого (с черным просветом в центре) и белого цветов («как доныне существовало»). Оранжевый цвет символизировал золото, а белый — серебро. Кокарда всегда считалась важным элементом форменной одежды, указывавшим на государственную принадлежность. Позже на фуражках матерчатая кокарда была заменена небольшой металлической. Сначала она имела форму эллипса и крепилась на околыше спереди, а затем у гражданских чиновников стала круглой и переместилась на тулью.

Обязательным атрибутом мундира была шпага гражданского образца с серебряным темляком.


*****

Темляки представляют собой петли, крепеж которых производится на край рукояти. Такое нехитрое изобретение незамысловатой формы играет важную роль во время ношения или применения клинков, сабель и ножей, становясь естественным продолжением их рукоятей.

*******


При выходе чиновника в отставку мундир мог сохраняться за ним, если он прослужил в ведомстве «сряду не менее 10 лет» и «во всех отношениях признан... достойным сего отличия».

Так же в состав форменной одежды в общем порядке включались вицмундир (взамен парадных мундиров 1-3-го разрядов, имевших бортовое шитье), мундирный фрак и сюртук. Они шились из того же сукна, что и мундиры, и имели (в большинстве случаев) сходные с ними по материалу и цвету воротники, обшлага и пуговицы. Исключение составил только вицмундир сенаторов: темно-зеленого сукна, с такого же цвета воротником и обшлагами. 

На воротнике, обшлагах и карманных клапанах вицмундира полагался «один только шитый кант» особого рисунка. Фраки (двубортные, с отложным воротником по цвету мундирного или черным, без шитья) в составе формы 4-го и ниже разрядов выполняли функцию вицмундира. В законе оговаривалось, что «мундирный фрак... отнюдь не должен изменяться в покрое, следуя модам нынешним и будущим», что еще раз подчеркивает европейское направление в костюме того времени. 

Крой самого фрака (гражданского) к 1830-м годам измелился и стал выполняться с отрезными фалдами и дополнительными деталями по моде того времени. А вот мундирный фрак, или его еще называют- фрачный мундир, к 1845 году уже могли шиться по-разному: как с отрезными фалдами у переда и спинки, так и без. Полагаю, что для офицерского и высшего состава, т.к. шили обмундирования они на заказ , это было на выбор.

Так же к 1840- годам была выпущена книга по военному обмундированию, где подробно было указано шитье по рангам на воротнике и обшлагах : "Рисунки обмундирования и вооружения офицеров российской армии 1844 года" - книга.


Подлинник


 Форменный сюртук полагался «всем вообще гражданским чиновникам для дороги и при производстве следствий на открытом воздухе». Однобортный, с восемью мундирными пуговицами сюртук имел отрезную юбку (крой к тому времени сильно изменился по сравнению с начало 19 в. И чтобы подчеркнуть талию, бывшую в моде 1830-х годов, на мужской одежде стали применять его с большим количеством отдельных деталей, например: появились отдельные отрезные бочка, юбка и т.д., что способствовало упрощению посадки изделия на мужчину), стоячий суконный воротник того же цвета, что и на мундире, без шитья (обшлага сюртуков из мундирного сукна). 

Фрак дополнялся круглой высокой черной шляпой с полями (наподобие цилиндра), а сюртук - фуражкой одинакового с ним цвета, с суконным околышем по цвету воротника.(Фуражка шилась по образцу начала 19 в. После 1850-х годов стали применять при изготовлении фуражки как швейные машинки, так и клей для придания формы). Таким образом, мундирный фрак и сюртук не имели отличий по разрядам и как самые демократичные и относительно дешевые компоненты форменной одежды получили широкое распространение.


Канцелярским служителям вместо мундиров полагались однобортные сюртуки (того же цвета, что и мундиры данного ведомства) с галунной обшивкой воротника и обшлагов.

«Положение о гражданских мундирах» 1834 г. дополнялось двумя приложениями. Одно из них — «Расписание мест и званий для различия в парадных мундирах гражданских чиновников», другое — перечень должностей и званий («чинов»), обладатели которых имели мундиры с особым, не десятиразрядным разделением шитья. Такое шитье полагалось на мундирах чиновников горного ведомства, губернских и придворных.

Подготовленный в связи с проведением мундирной реформы 1834 г. большой комплекс изобразительных материалов включал цветные рисунки фигур (парные) во всех видах форменной одежды (парадный кафтан, вицмундир, мундирный фрак, сюртук) в двух ракурсах (вид спереди и сзади), а также рисунки воротников и обшлагов в натуральную величину, точно показывающие специфические признаки каждого рода мундиров (включая изображения на пуговицах). 


Так же в состав изобразительных материалов-гравюр к закону входят узоры шитья на карманах, на полах и других частях мундира (не цветные). В начале 19 века граверы осваивают новые варианты резцовой гравюры, одной из которых была гравюра очерком, где рисунок передает только контуры,  в результате к наглядному показу униформы чиновников к "Положению.." были подготовлены гравюры-основы и напечатаны, а после раскрашены вручную.

Подготовка рисунков возлагалась на академика И. А. Иванова, «известного своими перспективными видами и пейзажами». Художник уже имел опыт такой работы: в 1815 г. он рисовал альбом «Изображение перемен, последовавших в вооружении и одеянии российского войска с половины IX до начала XIX века». Оригиналы рисунков были разосланы по ведомствам для снятия копий, после чего они передавались в Сенат для хранения. 

 На само изготовление новых мундиров давался год, в течение которого разрешалось донашивать старые. С портных (к тому времени усложняется и само изготовление одежды, особенно мужской) и золотошвей (кто делал шитье) в обеих столицах взяли подписку об обязательстве не принимать заказов на шитье мундиров «без предъявления со стороны заказывающего рисунка». 

Закон 1834 г. зафиксировал все гражданские мундиры, бывшие на дату выхода "Положения..". В оформление ранее возникших мундиров внесли лишь некоторые уточнения (например, воротники мундиров чиновников учебных округов получили единый синий цвет). Поскольку реально существовало двенадцать рангов гражданских чинов, разряды мундиров соответствовали лишь I-VIII классам, а на четыре обер-офицерских чина приходилось только два низших разряда мундиров.

Положение от 27 февраля 1834 г. явилось, несомненно, основой для всего последующего законодательства, посвященного гражданским ведомственным мундирам. Новые ведомства и группы гражданских чиновников, возникавшие после 1834 г. (в частности, Министерство государственных имуществ, образованное в 1837 г.), получали мундиры в полном соответствии с нормами именно этого закона.

Реализация «Положения о гражданских мундирах» проходила не без трудностей. Были как и неуставные нарушения, так и выявились некоторые недочеты.

Например: на практике неожиданно обнаружилось, что вицмундиры стали активно использоваться и чиновниками, не имевшими на них права. В случаях, когда высшим чинам разрешалось быть в вицмундирах, прочим полагалось надевать парадные, что указывало на их невысокий чин (ранг). Будучи облачены в вицмундиры, они внешне сравнивались со старшими. 

Кроме того, обладание вицмундиром позволяло беречь более дорогой парадный мундир. Николай I распорядился прекратить ходатайства о введении вицмундиров для чиновников среднего уровня и тем более не допускать самовольства, поскольку тем самым нарушалось «на службе то различие» в форменной одежде, «каковое повелено Положением о мундирах».


Гражданский мундир считался несовместимым с ношением бороды и даже усов. В 1837 г. предписывалось «всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру». Это распоряжение особенно задевало пожилых чиновников, которым в случае утраты зубов становилось затруднительным бриться.

В мае 1838 г. Комитет министров рассматривал вопрос о случаях «несоблюдения... установленной для гражданских мундиров формы». Поводом для этого послужили замечания самого императора. Николай I, чтивший порядок во всем, сетовал на то, что «некоторые чиновники дозволяют себе при мундирных фраках носить фуражки, цветные жилеты... панталоны и палочки, к явному безобразию форменной одежды». Более серьезное значение имело его замечание относительно того, что «многие особы», имеющие мундиры «3-го разряда, распространяют шитье против того, что узаконено, а посланники наши при иностранных дворах, принадлежащие к 3-му разряду, все без исключения по шитью своему носят мундир 2-го разряда». 

Повинны оказались даже чиновники Собственной его императорского величества канцелярии, на чьих мундирах золотое шитье «совершенно изменялось тем, что у иных оно не матовое, а с блесками». Понадобились особые «подтвердительные высочайшие повеления», чтобы добиться более точного соблюдения закона 1834 года.

Очень скоро стали обнаруживаться некоторые упущения «Положения о гражданских мундирах». В частности, в августе того же года петербургский военный генерал-губернатор запросил министра внутренних дел о том, «какой должны носить мундир здешний городской голова» и другие должностные лица городского самоуправления, поскольку в «Положении насчет помянутых лиц пояснения не сделано».

 Вопрос рассматривался в Комитете министров, и по его докладу состоялось повеление Николая I от 14 августа 1834 г.: «Должностям, замещаемым по выбору купечества и мещанства, присвоить разряды для ношения мундиров» Министерства внутренних дел: городским головам в столицах — 6-й, в губернских и портовых городах — 7-й, в уездных и заштатных городах — 8-й; заседателям от купечества в судебных палатах, и в приказах общественного призрения, членам городских дум и бургомистрам в столицах — 7-й, в губернских и портовых городах — 8-й, в уездных и заштатных городах — 9-й и т. д.

 А так же  давалось пояснение: «Как некоторые лица, занимающие городские должности, носят старинное русское одеяние, то таковым дозволяется повсеместно... носить вместо мундиров кафтаны с шитьем соответственно разрядам, а вместо шпаг - сабли».

 Изображение такого кафтана (двубортный, без выреза юбки спереди) с мундирным шитьем 8-го разряда ведомства путей сообщения можно видеть на портрете купца 2-й гильдии Ф. И. Тюменева (1842). 


Через несколько недель после повеления Николая I по представлению Министерства юстиции право на мундиры этого ведомства предоставили членам коммерческих судов, избираемым «городскими обществами». А в марте 1843 г. право ношения мундиров Министерства финансов 6-го разряда получили биржевые старшины и гоф-маклеры.

Предоставление избранным на разные должности лицам права носить ведомственные мундиры (и заменяющие их кафтаны) преследовало разные цели: закрепить подчиненность этих лиц ведомствам, придать им авторитет, вознаградить их за труды (когда работа велась на общественных началах). 

При введении «Городового положения» в 1870 г. высказывались сомнения в возможности предоставления городским головам мундира собственно Министерства внутренних дел и предлагалось предоставить им «мундир по особому образцу» (как это было сделано для чинов дворянского самоуправления). От идеи, однако, отказались, и мундир ведомства внутренних дел за ними сохранился. В том же году разряд мундира губернского городского головы повысили до 4-го.

 В мундире ведомства внутренних дел на портрете изображен вологодский купец П. И. Скулябин, несколько раз занимавший должность городского головы Вологды, хотя узор шитья мундира передан не вполне точно.


Следующие серьезные изменения, которые напрямую зависели от модных тенденций XIX века, в униформе для чиновников произошли уже в после 1850-х годов. Немного укоротилась юбка у мундиров и фалды у фраков, появились вытачки на основе мужских изделий, заузился рукав и т.п...


----------

Подытоживая страницу можно практически уже наглядно понять во что могли быть одеты чиновники маленького уездного городка, куда волей случая прибыл один из главных героев гоголевской комедии "Ревизор" - Хлестаков...

---------------------------------

Статья написана по материалам:

- книги Л.Е.Шепелева "Титулы, мундиры и ордена Российской империи.", 1991.

- соцсетям.

- личным архивным данным

---------------------------------------

Читайте так же:



Комментариев нет:

Отправить комментарий