18.5.21

Мундиры чиновников в комедии "Ревизор"(1836). Часть 2: Николай 1: реформы и цензура.

 "Несколько человек оборванных, немытых и нечесаных, заснув под открытым небом в объятиях Бахуса (пьяные - мое прим.), и проснувшись за железною решеткою (в полицейском участке - мое прим.), сметали грязь с мостовой, которой они накануне били челом, в буквальном смысле. На тротуаре стоял городовой унтер-офицер в шинели на опаш (распахнутой, накиданной на плечи - мое прим.), в фуражке на бекрень, и чертил тростью по песку. Полицейский солдат расхаживал вокруг работников и понукал их. Почти на середине улицы стоял Квартальный Надзиратель, и с особенным вниманием, хотя украдкою, поглядывал на окна второго яруса. 

Квартальный надзиратель был статный молодой человек, прекрасной наружности. Он имел черные волосы, орлиный нос, большие темно-голубые глаза с густыми бровями и длинными ресницами, и нежные, полные уста. Ему было не более двадцати пяти лет отроду. Мундир был на нем новый с красивым широким шитьем. Высокая шляпа надета была молодецки и придавала ему воинственный вид...Ни одно женское личико не показывалось в окнах...

Поклонники Бахуса (любители выпить - мое прим.), выметавшие улицу, находились в самом отчаянном положении. В доме, на который так пристально смотрел Квартальный Надзиратель, был винный погреб, а напротив, несколько наискосок, питейный дом (кабак - мое прим.)... квартальный Надзиратель, погруженный в думу, беспристрастно поглядывал на окна, не замечал, что работники очутились у него за спиною...Вдруг раздался стук по мостовой. Подъехали дрожки (открытый экипаж на рессорах- мое прим.), запряженные парою вятских бегунов, и остановились. На дрожках сидел Частный Пристав, человек лет сорока, с широким лицом, толстый, здоровый, румяный. Он поправил шинель, распахнулся, и несколько крестиков (награды - мое прим.) мелькнуло на груди его. Городовой унтер-офицер подбежал к нему и, приложив руку к козырьку своей фуражки, произнес громко:"Здравия желаю, Ваше Высокоблагородие!" ...Но квартальный надзиратель никого не замечал и продолжал глядеть на окна...

Частный Пристав был человек добрый, но строгий, взыскательный по службе и, на беду, не обучался вежливости у французских гувернеров. Он был из духовного звания, прослужил отлично в военной службе двадцать пять лет, был десять лет вахмистром, привык к субординации, и не заботился о нежности выражений. Будучи произведен в офицеры, он дослужился до капитанского чина и за ранами (имеющий ранения - мое прим.) вышел в отставку. В штат С.Петербургской полиции определился он для того, чтобы иметь случай в столице воспитывать детей и жить близ родни жены своей, которой отец, быв Цейг-Вахтером во время замужества дочери, теперь, в чине Титулярного Советника, находился в Провиантском штате и заведывал несколькими магазинами в столице..."    - так описывал своих героев Булгарин Ф.В. в одном из своих произведений в  г.1834, хорошо показавший: как из военных выходили в чиновники и какие именно они были в Российской империи в начале XIX века.

--------------------------------------------------------------------------

В продолжении моего расследования по обмундированию чиновников к времени написания Гоголем комедии "Ревизор" (1836) нужно поднять последние Постановления , принятые в России на то время по униформе чиновников. Такой документ был принят в 1834 году...

Но прежде немного истории о том по каким правилам жило российской общество, ладушки? Ну хотя бы за тем,чтоб понять от чего герои комедии "Ревизор" так себя вели.

Николай I - Император России. Внутренняя политика - кратко.



1834 год - это в Российской империи правление Николая I (1796-1855) -Императора Всероссийского с 1 декабря 1825  по 2 марта 1855 (день смерти), он же царь Польский (Польша входила в состав России с 1815 по 1918 гг, а Николай I - был единственным коронованным по всем правилам монархом из всех императоров) и великий князь Финляндский (этот титул принадлежал русским императорам с 1809 по 1917 г).  А уже 14 декабря произошло восстание декабристов...

Кстати, одно из  первых, что сделал Николай 1, войдя на престол - вернул из ссылки (1824-1826) Пушкина, и сделал главным наставником своего сына Александра русского поэта В.А.Жуковского, не смотря на его либеральные взгляды. Однако Николай не доверял тому же Пушкину и установил за ним слежку, а его произведения самолично проверял (об этом я вернусь на странице позже и в отношении Гоголя). После смерти Пушкина Николай 1 назначил пенсию его жене и детям...

Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: 
-"Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник".


Некоторые современники писали о деспотизме царя, однако, как указывают историки, казнь пяти декабристов была единственной казнью за все 30 лет его царствования, в то время как, например, при Петре I казни исчислялись тысячами, а при Александре II - сотнями. И хотя более сорока тысяч человек погибло во время подавления польского восстания и ещё больше погибло во время войн на Кавказе - пытки в отношении политических заключённых при Николае I не применялись. Однако усиление порядка и наказаний за провинности в той же армии частенько не нравилось тем же солдатам...

Историк М. Н. Покровский указывал, что введение жёсткой дисциплины в армии в первые годы царствования Николая I, поддерживавшейся в последующем, было связано с чрезвычайной распущенностью, которая воцарилась в русской армии в последнее десятилетие царствования Александра I (после окончания войны с Наполеоном).


Важнейшим направлением внутренней политики стала централизация власти. Для осуществления задач политического сыска в июле 1826 года был создан постоянный орган — Третье отделение личной канцелярии — секретная служба. 6 (18) декабря 1826 года создан первый из секретных комитетов и т.п...

В разгар Крымской войны из-за значительной убыли офицеров на фронте одним из распоряжений императора было введение обучения строевой подготовке в гражданских гимназиях и высшим военным наукам (фортификации и артиллерии) в университетах. Таким образом, Николая I можно считать основоположником начальной военной подготовки в России.

Об отношении императора к армии, которой он уделял много внимания,  Д. А. Милютин, будущий военный министр в царствование Александра II, писал в своих записках: «…Даже в деле военном, которым император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке, о дисциплине, гонялись не за существенным благоустройством войска, не за приспособлением его к боевому назначению, а за внешней только стройностью, за блестящим видом на парадах, педантичным соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинный воинский дух».

Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй, невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы»...

В царствование Николая I проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений...Впервые была начата программа массового крестьянского образования.


 Император так же провел реформу гражданского мундира, где главная цель была: установить для гражданских чиновников и полиции мундиры, отличные от военного ведомства (1834). В Российской Императорской Армии применялось мундирное сукно "царского цвета": темно-зеленое (черное с зеленым отливом) и синее (уланские, ряд гусарских и казачьих полков). И были варианты мундирного сукна: для чиновников - цвет маренго (черный с белой искрой), для полиции - темно-синий цвет (иссиня черный). Кстати не только были разработаны виды мундиров чиновников, но и дамские наряды для торжественных приемов при дворе...


Вступив на престол, Николай Павлович отказался от господствовавшей на протяжении предыдущего столетия практики фаворитизма. Ввёл умеренную систему поощрений для чиновников (в виде аренды поместий/имущества и денежных премий), которую в значительной мере сам и контролировал.

Кстати, он требовал, чтобы при дворе говорили исключительно по-русски. Придворные, не знавшие русского языка, выучивали некоторое количество фраз и произносили их, лишь когда получали знак о приближении императора...

Николай I подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплёку. В 1828 году вышел ещё один цензурный устав, несколько смягчавший предыдущий.


Николай I  и "Ревизор" Гоголя



Как уже мною было замечено, Николай I  многие виды литературной деятельности сам проверял и следил за этим строго.

Об этом хорошо рассказывает в своих обзорах В.П.Погожев (1851-1935, чиновник дирекции императорских театров): «Император Николай Павлович весьма близко вникал в вопрос ограждения русской сцены от всего того, что он считал вредным в политическом, нравственном, а иногда и в эстетическом отношении. Чрез его непосредственную цензуру проходила масса оригинальных и переводных пьес, предлагавшихся на Императорскую сцену и от самого Императора, по преимуществу, шла инициатива запрещения многих из них»

 И. Л. Солоневич так же писал об этом, «Николаю I Пушкин читал „Евгения Онегина“, а Н. Гоголь — „Мёртвые души“. Николай I финансировал того и другого, первым отметил талант Л. Толстого, а о „Герое нашего времени“ написал отзыв, который сделал бы честь любому профессиональному литературоведу… У Николая I хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: „Досталось всем — а больше всего МНЕ“»


Один из цензоров - Е.И.Ольдекоп - писал:"Эта пьеса остроумна и великолепно написана. Автор принадлежит к известным русским писателям", и, рассказав содержание комедии, закончил словами:"Пьеса не заключает в себе ничего предосудительного". Однако это заключение было получено уже после того, как комедию прочел император и поставил свою резолюцию...

Николай I прекрасно понял обличительную силу пьесы. И первоначально запретил её к напечатанию и постановке на сцене. Однако так же он вспомнил, как своим запрещением содействовал быстрому и широкому распространению "Горя от ума" Грибоедова (1824). Царь не хотел повторения своей ошибки и сам послал "Ревизора" в "свой театр" (так он называл Петербургский Александрийский театр), тем самым сменив свое мнение. 

А т.к. вариант 1836 года пьесы Гоголя был написан в стиле водевиля и в ней в изобилии были фарсовые сцены, которые затушевывали сатирическое содержание комедии, то и актеры и театральное начальство не могло допустить в своих мыслях, что комедия содержит разоблачение отрицательных явлений, типичных для общества того времени.


 Вместе с тем разговоры, вызванные постановкой, и успех её ясно показывали и тревожили правительственные круги. Пьесу разрешали ставить как можно реже. И тем более старались не допустить на сцену "канонический текст" пьесы 1842 года, когда Гоголь её переработал и значительно увеличил обличительно-сатирический характер "Ревизора" и значительно уменьшил водевильные элементы редакции 1836 года. Именно вариант 1842-1843 годов был цензурой категорически запрещен, оперировал тем, что в пьесу ничего нельзя ни дополнять ни менять...Так до 1870 года "Ревизор" на императорской сцене был разрешен лишь в этой далеко не совершенной ранней редакции.

Не смотря на все это сами отношения Николая 1 с Гоголем были не плохие. Практически все его другие пьесы в большинстве своем были допущены до представления, а сам Гоголь жил на деньги, которые ему выплачивал император...

Постановки в СССР резко отличались от подавляющего большинства дореволюционных спектаклей и с внешней стороны и по внутреннему подходу самих артистов к ролям...Но об этом уже напишу после...

Однако, я отвлеклась... 

На основании вышеизложенного, хотя и коротко, можно понять отчего так испугались чиновники уездного городка. Это более строгие правила при Николае I, наведения порядка и дисциплины во всех внутренних областях страны, начиная от внешнего упорядочивания вида чиновников и отличия их от военных, до борьбы с казнокрадством и распущенностью нравов в их рядах. А т.к. у "страха глаза велики" (посл.) ,то совершая свои маленькие делишки и воруя потихоньку, чиновники понимали, что когда-нибудь придется за все отвечать, но надеялись на все тот же русский "авось" и откупные...


-----------------------

продолжение

Мундиры к гоголевскому "Ревизору"(1836).Часть 3:Тезисы к "Положению о гражданских мундирах" (1834) -тезисы, пояснения, картинки.

Костюмы у героев комедии "Ревизор"(1836). Часть 4: Городничий.

"Положение о гражданских мундирах" 1834 г - книга.

--------------------

Источники для статьи:

- Булгарин Ф.В. "Мудреные приключения Квартального надзирателя", 1834 г.

- Векипедия

- Соц. сети.

- Гоголь Н.В. "ревизор, 1964 г.

- Гоголь Н.В. "Письма" , 1950 г.

-----------------------------------------------------

Читайте так же:

Какие костюмы носили действующие лица Н.В. Гоголя в комедии "Ревизор". Часть 1:история создания.

Форменная одежда чиновников 19-начала 20 вв.

Библиография по истории российской военной и гражданской формы 19-20 вв.- по книге.

Армия в правление Николая I (1825-1855 гг). История (кратко). Книга рисунков обмундирования.
"Рисунки обмундирования и вооружения офицеров императорской российской армии 1844 года" - книга.
"Описание форм обмундирования и вооружения офицеров, чиновников 1861-1862 гг"Россия- книга.

Костюмы семьи Романовых: Александра II и Александра III - по фото и книге О.А.Хорошиловой 

Шитье и расшивка на мундирах Европы и России 18-20 вв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий