В наше время люди привыкли видеть красивые костюмы XIX века на балах и тематических мероприятиях, в сериалах и проч. информации о том времени.
Однако и тогда жили люди и были разными и жили тоже по-разному.
Мода исторического костюма привязана больше к состоятельному социальному классу общества, которое как и сейчас, составляет всего 2-4% от всего населения.
Именно по этой причине мне наиболее интересно именно исследование истории костюма со всеми его вытекающими, чем просто знание моды на какой-то определенный период.
В этот раз предлагаю познакомиться с одной знаменитой поэмой 19 века, где показаны замечательные гравюры и которая является первой в мире книгой комиксов, как сейчас бы сказали наши современники.
Прежде чем начать просмотр гравюр для этой поэмы, давайте познакомимся с их авторами.
Уильям Комб (также Кум англ. 1741- 1823) — английский писатель и поэт.
Родился в Бристоле. Учился в привилегированном колледже в Итоне, а затем в Оксфорде, не получив первой учёной степени. Получив наследство богатого лондонского торговца, жил на широкую ногу, совершил путешествие по Франции и Италии, повстречав писателя Стерна, и довольно скоро растратил огромное состояние в легкомысленных и весьма экстравагантных развлечениях.Сменив множество занятий и профессий (наёмный солдат, официант, повар, частный учитель красноречия) и побывав за долги в тюрьме, в конце концов, вынужден был обратиться к сочинительству, чтобы прокормить себя. Писал острые политические памфлеты, сочинял тексты к иллюстрированным книгам.
Известен как автор популярной юмористической поэмы «Dr. Syntax». Из написанных им 86 сочинений, напечатанных между 1774 и 1824 годами, только эта поэма, герой которой стал нарицательной фигурой, не была забыта.
Серьёзным трудом Комба является его «История Вестминстерского аббатства» (1812). С 1809 по 1811 годы Комб написал для Political Magazine Аккермана знаменитую поэму «Tour of Dr. Syntax in search of the Picturesque» (Путешествие Доктора Синтакса в поисках Колорита), оформленную иллюстрациями Томаса Роулендсона, и имевшую огромный успех.
Она была издана отдельно в 1812 году, и затем за ней последовали два подобных Тура: «in search of Consolation» (в поисках Утешения), и «in search of a Wife» (в поисках Жены).
Первая миссис Синтакс умерла в конце первого тура. Потом увидели свет «Six Poems in illustration of drawings by Princess Elizabeth» (Шесть стихотворений для иллюстрации рисунков принцессы Елизаветы) (1813), «The English Dance of Death» (Английский танец смерти) (1815—1816), «The Dance of Life» (Танец Жизни) (1816—1817), «The Adventures of Johnny Quae Genus» (Приключения благородного Джонни Ко)(1822) — всё это было написано для карикатур Роулендсона.
---------------
По окончании школы поступил в Королевскую академию художеств. Затем учился в Париже, часто бывал в Европе.
В 1775 году им была написана картина «Посещение Самсона в тюрьме Далилой», в последующие годы рисовал портреты и пейзажи. О нём начали говорить как о перспективном художнике.
Однако в творчество Роулендсона неожиданно вмешалось наследство в 7000 ₤ полученное от умершей тёти. Роулендсон перестал творить и погрузился в мотовство, просто проживая состояние, но вскоре, увлёкшись азартными играми, совсем обнищал. Он вновь начал писать с целью пополнения своего бюджета ,а так же карикатуры.
Именно карикатуры давали ему основные средства к существованию. В них карикатурах социальные темы преобладают над политическими.
Первые работы художника в этом жанре датируются 1774 годом.
Роулендсон много путешествовал по Англии и Европе, изучал жизнь таверн и игорных домов, которую затем запечатлевал в своих произведениях. Выработанный им стиль позволял подчеркнуть объемность форм, а также острее выявить особенности характеров персонажей.
Первая миссис Синтакс умерла в конце первого тура. Потом увидели свет «Six Poems in illustration of drawings by Princess Elizabeth» (Шесть стихотворений для иллюстрации рисунков принцессы Елизаветы) (1813), «The English Dance of Death» (Английский танец смерти) (1815—1816), «The Dance of Life» (Танец Жизни) (1816—1817), «The Adventures of Johnny Quae Genus» (Приключения благородного Джонни Ко)(1822) — всё это было написано для карикатур Роулендсона.
---------------
Томас Роулендсон ( 1756—1827 гг) -
английский художник, офортист, карикатурист, книжный иллюстратор. Родился в Лондоне, сын купца.По окончании школы поступил в Королевскую академию художеств. Затем учился в Париже, часто бывал в Европе.
В 1775 году им была написана картина «Посещение Самсона в тюрьме Далилой», в последующие годы рисовал портреты и пейзажи. О нём начали говорить как о перспективном художнике.
Однако в творчество Роулендсона неожиданно вмешалось наследство в 7000 ₤ полученное от умершей тёти. Роулендсон перестал творить и погрузился в мотовство, просто проживая состояние, но вскоре, увлёкшись азартными играми, совсем обнищал. Он вновь начал писать с целью пополнения своего бюджета ,а так же карикатуры.
Именно карикатуры давали ему основные средства к существованию. В них карикатурах социальные темы преобладают над политическими.
Первые работы художника в этом жанре датируются 1774 годом.
Роулендсон много путешествовал по Англии и Европе, изучал жизнь таверн и игорных домов, которую затем запечатлевал в своих произведениях. Выработанный им стиль позволял подчеркнуть объемность форм, а также острее выявить особенности характеров персонажей.
Свои слегка подкрашенные акварелью рисунки он делал тростниковым пером. Роулендсон писал также акварельные пейзажи и жанровые сценки.
Томас Роуленндсон : гравюра-карикатура 1815 год.
Среди наиболее значительных работ Томаса Роулендсона - офорты ( офорты- гравюры на металлической основе) Лондонский микрокосм (1808, вместе с Пьюджином); Путешествие доктора Синтакса в поисках живописного (1812); Английская пляска смерти (1815-1816). Рисунки Роулендсона находятся в Британском музее и музее Виктории и Альберта в Лондоне, в музее Метрополитен в Нью-Йорке и других галереях. Умер Роулендсон в Лондоне 22 апреля 1827 года.
Кстати,Томаса Роулендсона считают подлинным отцом, изобретателем
газетного комикса.
Его серия о похождениях доктора Синтаксиса - "Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного" - публиковалась в газетах с 1812-го по 1821 год, и является хронологически первым образцом НАСТОЯЩЕЙ графической прозы. Уже после смерти художника истории о докторе Синтаксисе были объединены в один том - "Doctor Syntax"s Tree Tours: In Search Of Picturesque, Consolation and a Wife" (London, 1869).Происхождение комиксов
в современном образе чисто Европейское, однако именно в США комиксы стали индустрией,где комикс вышел с воскресных газетных полос и прорвался журналы, а затем обрел и книжный формат. «Веселые картинки», «карикатура» - таково было первое значение (и предназначение) комикса. Первоначально это были короткие рисованные истории комического, сатирического или политического характера «для взрослых».
Поэмы Уильяма Комба про Доктора Синтакса с иллюстрациями-карикатурами Роулендсона были крайне популярны на протяжении всего XIX века(это можно вычислить по годам их многочисленных переизданий с 1812 по 1890 годы).
Сейчас интересно эти по истину шедевры карикатурного творчества рассматривать и узнавать про жизнь английского общества того времени.
Поэмы Уильяма Комба про Доктора Синтакса с иллюстрациями-карикатурами Роулендсона были крайне популярны на протяжении всего XIX века(это можно вычислить по годам их многочисленных переизданий с 1812 по 1890 годы).
Сейчас интересно эти по истину шедевры карикатурного творчества рассматривать и узнавать про жизнь английского общества того времени.
"Путешествие доктора Синтакса...» комическая поэма Уильяма Кома,
с иллюстрациями известного карикатуриста Томаса Роулендсона, изображающими забавные приключения ученого-педанта.По сюжету поэмы герой (Синтакс) попадает в самые разные ситуации и на его примере показаны все значимые социальные явления того времени.
Почему главного героя зовут именно доктор Синтексес? На этот вопрос хорошо отвечает в стихотворной форме отношение общества того времени к обучению в школах/гимназиях.
После выпуска первого издания «Доктор Синтексес» стало именем нарицательным в Англии XIX столетия и означал учителя с поверхностными знаниями.
В 1809 году все ненавидели «синтаксис», который для них означал грамматическую конструкцию латинского (и, возможно, немного греческого), навязанного им в «гимназии».
Было достаточно людей, которые знали этот предмет так, чтобы считаться компетентными для его преподавания, предмет, который был одним из основных в гимназиях того времени. Однако знания подобных учителей, которые сами начинали обучать других сразу после выхода из гимназии, были на низком уровне и оплата их труда была небольшой.
Комб объясняет эту проблему в первых строках «Синтаксиса тура доктора в поисках живописного»: что Синтаксис закончил школу, нашел себе спокойное место, и сидел бы там спокойно и дальше, но жена ушла от него, на жизнь не хватало, получал он всего лишь тридцать фунтов в год, а делать больше ничего не умел...
В результате герой поэмы решается на путешествие, чтобы потом написать обо всем книгу, и может быть тогда его судьба измениться ...
Первое издание "Путешествия доктора Синтаксиса" вышло в 1812 г. и позднее ввиду исключительной любви публики было не раз переиздано и дополнено новыми главами и иллюстрациями.
Приятного всем просмотра!
----------
Гравюры художника Томаса Роулендсона к поэме Вильяма Комби "Путешествие доктора Синтакса в поисках живописного".
по-современному - старинные комиксы:
и т.д.. но это..уже сами ищите,ладушки...)
Если присмотреться получше, то можно заметить,что чем позже выходила в печать книга, тем более размывчато становились иллюстрации в ней.
И что самыми четкими и прорисованными являются гравюры именно до 1850-х годов.
А тем кто захочет в подлиннике прочесть книгу с поэмой про Синтекса и гравюрами 1865 г. на английском языке и рассмотреть самому все гравюры в последовательности из первой части приключений Доктора Синтексиса, нажмите на ссылку.
От себя могу сказать : ну и мотало же этого Синтаксиса! ))) И во что только он, как сказали бы в мою молодость: ни «вляповался»...)))
Конечно же, все гравюры я не в силах выставить, и на странице показана всего лишь их часть...
-------------------------------------------------
Источники:
pastpages.co.uk
Биограпедия
Гугл-электронные книги - бесплатно
Е.В.Харитонов "графическая проза", 2003 г
Векипедия
соц.сети
-------------------------------------------------
Читайте так же:
Какие костюм носили действующие лица Н.В. Гоголя в комедии "Ревизор". Часть 1:история создания.
Мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам тех лет.Франт.Денди.Часть 2.
Короли и королевы Франции в гравюрах 420-1848 гг. по книге 1851 г. (Les rois et reines de France en estampes)
Мужская мода 1780-1830 гг по гравюрам того времени.Часть 3.
АМПИР в женской моде (1795-1825). Часть 3: по гравюрам того времени. История-кратко.
Мужская мода 1780-1830 гг по гравюрам того времени.Часть 3.
АМПИР в женской моде (1795-1825). Часть 3: по гравюрам того времени. История-кратко.
Мужские прически конца 18-нач.19 в. Часть 3: Завивка и укладка волос
Женская верховая езда: костюмы по картинам и гравюрам 17-нач. 20 веков.
Армия в правление Николая I (1825-1855 гг). История (кратко). Книга рисунков обмундирования.
Женская верховая езда: костюмы по картинам и гравюрам 17-нач. 20 веков.
Армия в правление Николая I (1825-1855 гг). История (кратко). Книга рисунков обмундирования.
Козьма Прутков - по книге за 1883 год.
"Рисунки обмундирования и вооружения офицеров императорской российской армии 1844 года" - книга.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Книга сокровищ герцогини Анны Баварской(16 век).
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
Стиль ампир в костюме на полотнах художников.История костюма.
Костюм 18-19 вв. на полотнах художника Фредерика Хендрика Кеммерера.
"Рисунки обмундирования и вооружения офицеров императорской российской армии 1844 года" - книга.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Книга сокровищ герцогини Анны Баварской(16 век).
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
Стиль ампир в костюме на полотнах художников.История костюма.
Костюм 18-19 вв. на полотнах художника Фредерика Хендрика Кеммерера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий