Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

понедельник, 5 мая 2014 г.

МК по пошиву русской фуражной шапки(фуражки) на начало 19 в.

Историю фуражки см. тут: http://lebedinajpesnja1.blogspot.ru/2012/05/19_9592.html#more

Здесь будут собраны все материалы и мои ответы на вопросы по пошиву русской фуражки (фуражной шапки, фуражирки) с козырьком и без.


Мои работы:




 
 
 
 
 

Фуражка русская солдатская на 1812 год 90% ручной работы.
Выставляю "кухню"(МК или КАК СШИТЬ ФУРАЖКУ) пошива фуражки в фотографиях:

для информации:
Раньше была стежка в изделиях швом "в точку", а сейчас стежка ручная косыми сметочными стежками.

Документы (тех.рисунок см.ниже)по фуражкам сделаны по моим разработкам  с подлинника в 90-ые годы:
 
Из моей "волшебной" тетради.А именно : описание пошива фуражки с подлинника мною:
 


 

Ну, и перейдем непосредственно к разговору...
Итак:
Какие правила использую,чтобы получилась вот такая форма в конечном виде?
Мне тут написал один из реконструкторов,что все очень просто: нужно чтобы одна деталь (а именно тулья)была немного меньше, и в процессе пошива слегка натягиваешь её.
НЕ использую этот прием.
Руководствуюсь: геометрией,например:у тульи нижний край полукруга,чем строчка дальше от края,тем сам полукруг больше по диаметру,а верхний край наоборот,чем строчка дальше от края,тем диаметр круга меньше и т.д...
Затем правила портного: при стачивании деталей различной полукруглой формы; при работе с толстыми тканями;рассечки и прочие мелкие "заморочки портняжного искусства+ВТО.

На фото  показано,что рядом с заготовкой фуражной шапки лежит кусочек сукна и подкладки из льна.Это и есть то жесткое,что проложено в околышке.
Фуражка держит форму за счет стежки прокладки с подкладкой.
Это чисто портняцкая штучка, которой пользовались все портные верхней одежды(сейчас это слишком дорогое удовольстиве и крой того же воротника просто делят: на стойку и отложную часть, и проклеивают дублерином).
Дело в том,что простеганную в ручную деталь( как правило в большинствах изделий это подворотник,отвороты лацканов,а в старинных еще и фуражки), человек может "лепить" как хочет. Деталь становится гибкая и податливая, как пластилин, а если еще применять и ВТО ( влажно тепловую обработку,что и делаю в процессе пошива фруажки),то из такой детали можно делать ЛЮБУЮ форму,и при этом деталь будет эту форму держать всегда.
С фуражками моего пошива ребята делают руками тоже, что хотят: и блин и оладышек-:))Но! всегда могут привести головной убор в первоначальный вид.
Причем проходят десятки лет,а изделия пошитые мной,так и не меняют ни свою форму, ни свои свойства( об этом мне не раз рассказывали ребята).
Если читать первоисточники и документы тех времен,то: фуражка должна выглядеть как маленький кивер.
Именно такой товарный вид и придаю своим изделиям.А уж, что ребятки захотят : заломить на бок, или сделать из фуражек блины- это уже на их усмотрение.

ВОПРОС:
из Ваших слов получается детали, воротника например, выстёгивались со стороны лица или использовались различные приёмы?
ОТВЕТ мой:
Стежка использовалась в те времена всегда. Именно так и достигалась жесткость изделий.
воротники выстегивались чаще со стороны подворотника с лицевой стороны самой детали.
Т.е. точка стежка была видна, если воротник поднять и рассмотреть.
Так же стежка шла и внутри изделий,например фуражной шапки.
Кстати этот способ(способ стежки деталей изделий) обработки дошел и до нас,и учили его раньше портных индивидуального пошива,НО!! нас уже учили делать стежку при помощи косых сметочных стежков, которые захватывали половину толщины сукна, а не насквозь, как делали при помощи стежков "в точку" до конца 19 начала 20 веков.

 Как сделать выпушку(кант) у фуражки смотрите тут: http://lebedinajpesnja1.blogspot.ru/2013/07/blog-post_18.html#more

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение   

Так же на страницах моей темы на Сезоне http://club.season.ru/index.php?showtopic=30023&st=0 мною было много раз оговорено, что ,чтобы фуражка имела нужную форму, ничего не тяну, не клею в неё ,а применяю точный математический расчет.Прикрепленное изображение
Фуражка тем и немного сложна в изготовлении,что она рассчитывается из построения окружностей и дуг.Прямая в ней только одна деталь: околыш (выпушки-канта не считаю)).И так же нужно учитывать толщину и плотность самого сукна, из которого она будет сшита.
Как правило, толщина сукна в среднем составляет 2 мм. А это значит ,что длина окружности внешнего будущего круга и внутреннего разные.
Прикрепленное изображение
Именно эти величины и важно учитывать при сборке ВСЕГО изделия, а именно фуражной шапки.

Чтобы мне продолжить свои объяснения далее, давайте вспомним ,что такое диаметр и радиус окружности и еще всяко-разно из той же геометрии. Ладушки?

Диаметр (от греч. diámetros — поперечник) окружности (круга), хорда, проходящая через центр окружности. Кроме того, Д. окружности называется длина этой хорды, равная двум радиусам.

Ра́диус (лат. radius — спица колеса, луч) — отрезок, соединяющий центр окружности (или сферы) с любой точкой, лежащей на окружности (или поверхности сферы), а также длина этого отрезка.
Прикрепленное изображение

Длина окружности составляет 6 радиусов.

2 радиуса = диаметру.

Внешний круг всегда длиннее внутреннего.

Внутренняя часть фуражки.Состоит из сукна и льна.

Так же учитываю толщину сукна на внутреннюю часть фуражки.

Внутренняя часть фуражки служит одновременно и каркасом для изделия. Лишка в расчете при сборке фуражки влияет и на внешний вид верха.
Т.е. внутренняя прокладка у меня кроится меньше, чем внешняя. (напомню: внутренний круг меньше внешнего).
Стежку внутренней части фуражки произвожу только вручную,т.к. на машинке нельзя достичь нужной пластичности прокладки, да и вид самой фуражки становится наиболее достоверным и удобным в носке и обращении с изделием.
Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение
Суконная прокладка фуражки может состоять из нескольких кусочков, которые собираю или вручную швом «встык», или на машинке швом «зиг-заг» (шаг не менее 4 мм в ширину) соединяя швы встык.
Подкладку (лен) для стежки фуражки тоже можно собрать на машинке или вручную ручным стачным швом (его еще называют «назад иголку».
Прокладку из сукна крою без припусков на швы. Для того, чтобы края его как бы упирались в швы припуска верха, что и придает в последствии ребро жесткости изделию.
А вот льняная часть прокладки-подкладки кроится уже с припусками на швы, и причем больше чем у основания ,т.е. по 1.5 см.а не по 1 см, как у верха.
Именно за эти припуски и собирается потом внутренняя часть фуражки ,получая как бы мини фуражку-форму для верха.
Так же при раскрое сукна на прокладку учитываю выжимание толщиной швов верха внутренней части.

Пример:
Если околыш фуражки в готовом виде должен быть 4 см, то прокладка в этот околыш будет шириной 3,5 см.
Если околыш фуражки в готовом виде должен быть на 57 размер и сукно толстое как на основании ,так и внутри его, то расчет раскроя будет такой:
Верх околыша = обхват головы+1 см на внешний круг готового изделия(голова ведь идет по небольшому овалу, а то и кругу)+1 см на припуск на шов, при чем сам шов в готовом виде будет 0,5 см.Если шов стачивания околыша у вас 0,7 см, то на припуск надо прибавить,1,5 см, если шов 1 см, то прибавляем 2 см.
Если высота околыша в готовом виде 4 см, то для сборки изделия прибавляем в ширину 1 см для шва с тульей+1,5 см на нижний подворот, который в последствии сборки изделия будет огибать суконную прокладку изделия. Если у фуражки нет подворота, а прокладывается выпушка по низу, то к ширине прибавляем только 1 см на соединение в верхом(тульей) и все.
Суконная прокладка кроится для изделия так: ширина готового околыша минус 0,5 см, и длинной ровно по обхвату головы.

Расчет математический на околыш фуражки 57 размера(обхват головы) и 4 см высотой( по уставу) такой (околыш без выпушки!):
Верх из сукна:
Длина: 57+1+1,5(т.е. шов стачивания 0,7 см)=59,5. Если вы пользуетесь мелом или мылом для обмелки детали на сукне, то длина будет 59 см.т.к. линия мела(мыла) как раз и выйдет в общей сложности на эти недостающие 0,5 см.
Ширина: 4+1+1,5=6,5 см.
В данном случае меловую линию в расчет не берем.т.к. если при подгибке низа вас не устраивает большая ширина подворота,то его всегда можно обрезать.

Прокладка из сукна:
Ширина:4-0,5 см= 3,5 см
Длина : 57 см.

Подкладка (лен): 4+2(на подворот для верха)+1 см(на подворот для низа)+1 см(на заход верха на тулью прокладки)=8 см.
Если подкладка получилась шире и вас это не устраивает, то её всегда можно подрезать по верху, т.к. льняной подкладочкой закрываются все внутренние швы и сначала она пришивается по низу околыша, а потом уже по верху.

Прикрепленное изображение

Пошив деталей фуражки по вопросам ко мне  и моим  ответам:

ВОПРОС: все подсчеты которые вы давали по околышу( сукно,подкладка, прослойка суконная) подходит и к тулии с верхом? То есть если готовая тулия должна в ширину быть 8см, то суконная подкладка будет7,5см, а льняная подкладка 8+1+1,5=10,5 см все верно? Я не учитывал здесь 3мм на выпушки.

ОТВЕТ МОЙ:
Только что закончила еще одну фуражку офицерскую и тут Ваш вопрос...)
Трудности были из-за тонкого сукна для верха.Все-таки лучше верх делать из толстого сукна...))У фуражки в последствии будет еще пришиваться козырек...


Эта же фуражка,только уже с пришитым вручную козырьком:

 
 




 

В тулью суконную прокладку лучше кроить точно по готовому размеру. Т.е. если тулья 8 см,то и прокладка будет 8 см высотой(разумеется).А вот ширину подкладки для стежки лучше делать на 2 см выше и на 2 см ниже,т.е. с припусками по площади в 2 см.Потом обрежете лишку,где это понадобится.
На фото про фуражку все хорошо видно (вот ТУТ )
А вот тулью верха(из основы) кроить можете как обычно: с обычными привычными для Вас припусками на шов.
У меня они 0,5 см.У кого-то больше...Советую больше 1 см не делать.
В подлинной фуражке припусик на швы были 0,3 см. НО!! это нормально при сборке внутренних швов вручную в те времена.

ВОПРОС:
Какова разница  в обработке крышки(как называемой) сукна внешного и подкладка сукна внутреннего на 2мм, а лен пришитый к подкладке суконной 1см запас?

МОЙ ОТВЕТ:

Верх фуражки - это дно(донышко).
Стойка, его поддерживающая - тулья.
А кусочек, который обхватывает уже голову и пришивается внизу - околыш (околышек).
Сукно, которое настегивается на лен - прокладка.
Сам лен - подкладка.
А само основное сукно - верх изделия, или можно называть - основа,или просто верх изделия.

Прокладку в фуражку для донышка сначала выкраиваю точно по основе(вот как есть,с припусками). Подкладку для неё(лен) с припусками от 1,5 см. Затем идет стежка(т.е. лен к прокладке из сукна ПРОСТЕГИВАЕТСЯ,а не пришивается...это разные вещи...) по кругу(улиткой) швом "в точку"(или по современному "назад иголку",но захватывая верх только на 1 мм),расстояние между стежками не более 0,7 мм(лучше 0,5).Расстояние между строчками не более 1 см(можно и 0,7 см,но это будет уж очень доооолго)).Последняя строчка стежки детали не доходит до края прокладки(!!! а не льна!) как минимум на 1,2 см.
Стежок- это то,что прокалываем.
Строчка - это то,что получается в результате из множества стежков.
Далее:
простеганное донышко(прокладка+лен) приутюживаю (см. в сопутствующей теме что такое это ПРИутюживание), затем осноравливаю, т.е. обрезаю прокладку(т.е. сукно, которое простегивается со льном),так, как мне нужно по желанию заказчика.Т.е. так как он захотел: на 1 см - для острого края в готовом виде(это будет меньше выкройки(где выкройка- это лекало без припусков на швы,т.е. картонка,вырезанная для основы самого дна в готовом виде) на 0,2 см),или немного грубый овалистый край,то на 0,5 см(это будет больше выкройки на 0,2 см).Ширина осноровки прокладки(сукна) зависит еще и от толщины самого сукна прокладки и от толщины верха изделия.
Затем уже обрезаю сам выступающий лен за края так,чтобы остался 1 см на шов притачивания уже с простеганной внутренней тульей.


ВОПРОС:
пробный вариант делала из фланели, косенькая тулья получилась, видимо секрет расчета важен!
ОТВЕТ мой:
Расчет + ткань.Фланель - ткань мягонькая.И форму не будет держать в любом случае.Для пробника лучше брать х/б какую -нибудь. Или что-то приближенное к нужной основе будущей фуражки.
Долевая у тульи идет по центру сверху вниз.
Смотрите еще внимательно КАК будете обмелять.Т.к. при неточном обмеле лекала всякие +2 мм в итоге дадут Вам +8 мм.А это уже перекос кроя.
Для этого сам крой расчитывайте верно.Или помните: что у тульи верх можно уменьшить за счет лишки в шов притачивания,т.е. чем ниже линия притачивания,тем длина круга для соединения с донышком меньше.
А вот низ тульи наоборот: если шив притачивания завысить ,то длина шва к к околышу увеличится.
По-этому понить надо:что вырезанная и собранная деталь (все 4-ре,или сколько-то...) тульи с припуском на швы по САМОМУ нижнему краю будет немного меньше края околыша.А вот верхний край тульи желательно делать вровень с донышком или больше на 0,5-0,7 см в зависимости от свойств шв.машинки,т.к. на машинке будет притачиваться по тулье,а это значит донышко будет находится внизу,и может немного собираться машинной строчкой.

----------------------------------------------
Это подлинная фуражная шапка русских войск начала 19 века.Такую же носил М.Кутузов.
Прикрепленное изображение
Пы.сы. фуражка показана подвешенной на подставке! из-за этого донышко видно выпуклым.

Еще раз выставляю русские фуражные шапки(фуражки) на 1812 год.
Ручная работа 90%.
Лен сукно.
Никакого клея, никаких проволок, никаких каркасов дополнительно НЕТ.
С фуражками можно делать что угодно, форму держат всегда.Мало того,что могут принять форму, как захочет их хозяин: хоть набок, хоть в"блин",хоть в "оладышек".)))
Все достигается за счет правильного: кроя, стежки и сборки изделия.

Итак: назовем это:
танец фуражек-:))))

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение

Фуражка русская офицерская с козырьком на начало 19 века
ручная работа
Околышек- бархат.
Материал: сукно, лен, бархат, кожа
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение

  
Фуражка русская (картуз в последствии)
Прикрепленное изображение
нестроевая с козырьком и без козырька.

Тонкое сукно,лен, шинельное сукно на прокладку.
Выпушка (по современному кант)вверху(донышко) и у тульи - сукно тонкое основное.
Ручная работа 90%.

Повторюсь: БЕЗ применения клея и клеевых материалов,без выполнения растяжки той или иной детали.Точный расчет и ничего более.))


Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение  Прикрепленное изображение



ВОПРОС:
 А из чего был козырек того времени? Кожа? Картон пропитанный чем-то? Или что-то еще?

ОТВЕТ мой:
Козырек был из кожи.Форма козрька применялась такая же ка ку киверов того времени.
Форма делается специальными приспособлениями-прессовкой.
-------------------------------------------------------------------------------------
Аднака, мало простегать и собрать верх и простеганную подкладку отдельно, надо еще все это собрать вместе...И правильно и аккуратно собрать...вот тут и заключается практически вторая половина секрета хорошей посадки фуражек моей работы.............................
---------------------------------------------------------------------------------------

Кстати, был у меня опыт и в театрализации милицейских фуражек для спектакля на одно представление. Крой моей фуражки спокойно подошел и к крою фуражки милицейской, потом мы её перекрасили в зеленый цвет и она стала армейской-:)))
Фуражку была выполнена из картона,с одним швом на тулье и с учетом припуска швов для приклеивания(которые впоследствии рассекались затем приклеивались с изнаночной стороны,соединяя детали).
Состояла из : окружности- донышка, тульи (сделала все из одной части картона), околышка и козырька. Все склеиваешь и ...готово для представления!-:))
----------------------------------------------------------------------------------------------------

Фуражные шапки старого образца были  колпаками.
Во французской армии они назывались БОННЕТЫ или кольбаки(см. соответствующую тему в блоге -Боннет(фуражирка)французский.Реконструкция,Крой,история.  )
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 
Моя тема на Сезоне
Мои альбомы на Яндексе

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий