Это значит только, что надо при самых вольных и своеобразно фантастических комбинациях учитывать его фигуру, ибо она, как вам, конечно, ведомо, художник, и есть главный материал его творчества..."
"..Внешность действующих на сцене актеров - одна из nервейших их забот театрального художника".
« . . .Следует иметь в виду всю массу возможных театральных приемов. Количество существующих, бывших, забытых, входящих вновь в обиход и еще не открытых театральных приемов во много раз превосходит потребность каждого спектакля ... »,- писал Н. П. Акимов (1901-1968) - режиссер, актер, сценарист, педагог.
Театральный костюм - это внешняя, индивидуальная характеристика персонажа. Если декорация (так же как музыка и свет) создает общую для всех персонажей среду и обогащает спектакль в целом, то значение костюма в спектакле в первую очередь определяется тем, что из всех компонентов оформления он непосредственно связан с актером.
начало, то есть сумма реальных жизненных явлений. Поэтому основой театрального костюма всегда является современный или подлинный исторический костюм.
Композиции исторического костюма нужно придерживаться в целом, но не буквально, так как в каждом отдельном случае она будет меняться в зависимости от художественно-декорационного решения пьесы, характера персонажа, внешности актера и многих других факторов. Один и тот же исторический костюм может быть основой для костюмов к психологической драме и к водевилю. При этом сохраняются основные отличительные черты костюма данной эпохи, время, место действия, социальное положение персонажа.
Создавая театральный костюм, важно соотнести наши представления о той или иной эпохе с современным пониманием красоты форм, пропорций и цвета костюма. «Наша работа станет доказательной, убедительной, если мы будем разговаривать с современниками на языке, понятном и нужном сегодня, на современном языке», - говорил Н. А. Шифрин.
Решение костюмного оформления определяется жанром пьесы и стилистикой спектакля.
Особое значение в театральном костюме имеет деталь. Кожанка, буденовка, красная косынка это уже не просто дополнения к костюму, а важные приметы времени, которые режиссер и актер используют часто, переводя столь бытовые, житейские вещи в образный
строй спектакля.
Освоение законов композиции костюма и метода его моделирования помогает художнику мобилизовать все средства формы и цвета для достижения максимальной выразительности.
Овладение данным материалом дает возможность избежать ошибки в образном, художественном решении театрального костюма.
Из всей массы сведений отбираются самые важные и необходимые для оформления спектакля. Чем больше обобщений в декорациях и костюмах, чем меньше в них излишеств, тем сильнее запоминаемость, тем совершеннее художественная форма спектакля..."
-----------------------
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Театральный костюм создается как неотъемлемый образ актерской роли в определенном действии, он должен быть продолжением игры, чтобы зритель видел одновременно картину в общем и в то же время у конкретного героя. Не более того. И поэтому не обязательно точно воспроизводить те же исторические костюмы для сцены, делая их копиями подлинников, т.е. реконструкторскими.
Однако в отношении исторического костюма портным лучше все-таки прибегать к максимально приближенному историческом укрою. Или таковые моделировать с помощью современного конструирования, но на основе подлинного. Во всяком случае историю костюма им лучше знать ( что, кстати они и изучают при получении этой профессии в учебных заведениях по специальности театрального мастера по пошиву костюмов).
Другое дело, когда костюмы нужны для серьезных исторических фильмов. Но и там внимание в подлинности пошива заостряется на костюмах для главных героев и чисто для их внешнего вида. Ну, например, платье на середину 19 века можно делать не с 5-тью юбками на кринолине, а только с двумя. Или: под мундир для героя на начало 19 века можно поддеть и обычную рубашку, т.к. мундир не расстегивается в сценах. Ну, а для массовок вообще действуют правила общего вида : чисто показать принадлежность группы людей к какому-то направлению общества.
Скажу от себя: если фильм или спектакль смотрится мною на одном дыхании, завораживая игрой самих актеров, то на костюм визуально смотрю чисто как продолжение образа героя, а не на то, как на нем сидит тот же фрак.
Зная правила создания театрального костюма, вы уважаемые читатели, надеюсь, уже не будете резко критиковать то, что они чаще всего совершенно не соответствуют на все 100% историческому костюму и являются чистой стилизацией, а не реконструкцией. И что-то требовать от него большего , поверьте, не стоит...
Однако есть и другая сторона "медали". Театральные портные так же не знают что такое реконструкция одежды, как и простые портные, хотя и изучают историю костюма. А именно - они не знают старинной технологии пошива, построения и вида исторического кроя. А ведь на этом и строится изготовления любого изделия на определенную эпоху. Не знают потому, что это в их работе не применяется, особенно в 21 веке.
Итак: театральные костюм на период до начала ХХ века - это чистая стилизация в 99 случаях из 100. Почему оставляю 1%? Потому что порой режиссерам все-таки удается или приобретать по случаю, или отыскивать из старинных хранилищ фильмфондов подлинники. Так что судить строго за несоответствие театральных одежд подлинным историческим костюмам не стоит, поверьте. Цель любого лицедейства совсем иная, чем у той же реконструкции исторического сражения.
----------------------
Продолжение темы:
Театральный костюм. Часть 2: сходство и различие с реконструкцией.
Учимся у Мастеров. Часть 7: Кюлоты/бриджи на 18 в.- стилизация. Сравнение с реконструкцией.
--------------------------------------------
Читайте так же:
Учимся у Мастеров. Часть 1:Утренний комплект дамы на 19 век
Учимся у Мастеров Часть 2: черное платье на модерн.
Учимся у Мастеров. Часть 3: Комплект на середину 19 в. Крой.
Учимся у Мастеров. Часть 4: Амазонка бежевая на начало 19 в.
Учимся у Мастеров. Часть 5: Амазонка серая на середину 19 в.
Учимся у Мастеров. Часть 6: амазонка-костюм для верховой езды красный на конец 19 в.
Учимся у Мастеров. Часть 7: Кюлоты/бриджи на 18 в.- стилизация. Сравнение с реконструкцией.
Разбор пошива верха платья 1870 г. Подлинники с изнанки конца 19 в.
"Костюм в России XV-начала XX века",2002 г. - Обзор книги с иллюстрациями.
Чепец женский XIX века. Часть 1: история, крой, подлинники.
Костюм для верховой езды - амазонка. Часть 2: Реконструкция, крой, виды.
Крой костюмов по книге К. Холкебоер. Часть 3: Средневековье XII-XIII вв."
Крой костюмов по книге К.Холкебоер: Часть 4: XIV-XV вв- позднее Средневековье.
Книга К.Холкебоер:"Выкройки театральных костюмов..." : Часть 5: крой на XVI век.
Книга К.Холкебоер:"Крой театральных костюмов...": Часть 6: XVII век. Крой и вид одежды.
Книга К.Холкебоер "Крой театральных костюмов...": Часть 7: XVIII век. Крой, вид одежды
Книга К.Холкебоер "Крой театральных костюмов...": Часть 8: 1800-1915 гг. - крой,вид одежды.
Обувь для силачей прошлых веков. Часть 1: Введение. Кто такие "силачи" прошлых веков. Цирк.
Комментариев нет:
Отправить комментарий