22.10.21

Театральный костюм. Часть 1: Правила создания по книгам ХХ века.

"...сия народная потеха, - писал современник Петра 1, Лукин, говоря о низовом театре в народе на праздниках , - может произвести у нас не только зрителей, но со временем и писцов, которые сперва хотя и неудачны будут, но в следствии исправятся. Словом... сие для народа упражнение весьма полезно и потому великие похвалы достойно".                                                                                                                                            --------------                                                                                            На этой странице хочу "одним выстрелом убить двух зайцев".                                                                                               - Примерить историков-реконстуркторов с разностью подачи неискушенному зрителю  театрального костюма в тех же сериалах и подлинными историческим костюмом в реальности. Каюсь, одним из подобных оппонентов была и моя персона.                                                                                                                                                                                                              - Рассказать как по каким правилам строится театральный костюм и, полагаю, большинство костюмов для художественных фильмов, показав на примере и пояснив для тех же начинающих реконструкторов: в чем разница и на что обратить внимание в начале увлечения тематическими мероприятиями: балами, реконструкцией исторических сражений, охоты и проч. Полагаю, что это новичков научит при заказе частному портному понимать ЧТО  в итоге он должен получить и что хочет, заплатив немалые деньги за их изготовление. 

Про правила изготовления театрального костюма приведу примеры из учебников по театральному мастерству за ХХ век, чтобы были более доказательно.



"... Подлинный театральный костюм - это не наряд, назначение которого украсить актера, это - не модель стильного костюма той или иной эпохи, это - не модная картинка из старинного журнала, и актер это не кукла и не манекен, главная цель которого повыгоднее показать костюм.
Нет, костюм - это вторая оболочка актера, это нечто, неотделимое от его существа, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы, как из песни слова нельзя было выкинуть либо заменить в ней ни одного штриха без одновременного искажения всего образа.


Костюм - это новое средство для обогащения выразительности жеста актера, ибо при помощи настоящего костюма каждый актерский жест должен приобретать особую четкость и остроту, или, наоборот, мягкость и плавность, в зависимости от его творческого замысла.

Костюм - это средство сделать все тело, всю фигуру актера более красноречивый и звучащей, придать ей стройность и легкость либо неповоротливость и тяжесть, сообразно творимому им сценическому образу.


...Костюм для актера современный художник должен найти. Найти так, как найдены бессмертные костюмы Арлекина и Пьеро.
Из бессмертие в том, что они органически слиты с своими сценическими образами и что стащить с Арлекина его костюм так же невозможно, как содрать с него кожу...

...Образы современного и будущего театра много сложнее, чем образы Пьеро и Арлекина, и костюмы для них, конечно, должны быть иными, но они должны быть построены по тому же единственному верному принципу, - созвучия действенной сущности творимого актером сценического образа.
Этот принцип должен быть исходным.
Все же остальные элементы - стиля, эпохи, быта и т.д. должны отступать перед ним на задний план, входя только как аккомпанемент в основной мотив построении.


...Для того, чтобы создать подлинный театральный костюм, художник и здесь должен отказаться от эскиза, ... и здесь надо перейти к макету...

...художнику, конечно, необходимо знать хотя бы немного крой, раз уж он совсем не считается с анатомией.
Ведь нельзя же, право, совсем забывать того, что не по костюму делается актер, а по актеру костюм.
Эту простую истину пора, наконец, извлечь из пыли забвения и хоть немного считаться с ней при создании костюма для сцены. Это не значит, конечно, что сценический костюм надо пригонять к фигуре актера, как его визитку.
Это значит только, что надо при самых вольных и своеобразно фантастических комбинациях учитывать его фигуру, ибо она, как вам, конечно, ведомо, художник, и есть главный материал его творчества..."
- из книги: "Записки режиссера" Александра Таирова, 1921 г.

-------------------------


---------------------

И еще пару выдержек из книг о театре начала ХХ века:

Отзыв о спектакле и костюмах в одном из театров, который подтверждает уже со стороны зрителя как может выглядеть костюм, созданный по всем правилам сценического жанра:


------


-----------------

И опять из преподавательского опыта советы по изготовлению театрального костюма начала ХХ века:


-------------



К концу ХХ века преподаватели СССР по сценическому костюму уже с опытной практической стороны так подходили к изготовлению сценических костюмов:


"..Внешность действующих на сцене актеров - одна из nер­вейших их забот театрального художника".
« . . .Следует иметь в виду всю массу возможных театральных приемов. Количество существующих, бывших, забытых, входящих вновь в обиход и еще не открытых театральных приемов во много раз превосходит потребность каждого спектакля ... »,- писал Н. П. Акимов (1901-1968) - режиссер, актер, сценарист, педагог.


Театральный костюм - это внешняя, индивиду­альная характеристика персонажа. Если декорация (так же как музыка и свет) создает общую для всех персонажей среду и обогащает спектакль в целом, то значение костюма в спектакле в первую очередь определяется тем, что из всех компонентов оформления он непосредствен­но связан с актером. 

Удачно найденный костюм нередко оказывается ключом к раскрытию сценического образа, который складывается из внутренних и внешних форм вы­ражения. В любом случае в каждом решении спек­такля и его внешнем выражении лежит бытовое
начало, то есть сумма реальных жизненных явле­ний. Поэтому основой театрального костюма всегда является современный или подлинный исторический костюм.


Композиции исторического костюма нужно при­держиваться в целом, но не буквально, так как в каждом отдельном случае она будет меняться в зависимости от художественно-декорационного решения пьесы, характера персонажа, внешности актера и многих других факторов. Один и тот же исторический костюм может быть основой для ко­стюмов к психологической драме и к водевилю. При этом сохраняются основные отличительные черты костюма данной эпохи, время, место действия, социальное положение пер­сонажа.

Создавая театральный костюм, важно соотнести наши представления о той или иной эпохе с совре­менным пониманием красоты форм, пропорций и цвета костюма. «Наша работа станет доказатель­ной, убедительной, если мы будем разговаривать с современниками на языке, понятном и нужном сегодня, на современном языке», - говорил Н. А. Шифрин.


Решение костюмного оформления определяется жанром пьесы и стилистикой спектакля.
Особое значение в театральном костюме имеет деталь. Кожанка, буденовка, красная косынка ­это уже не просто дополнения к костюму, а важ­ные приметы времени, которые режиссер и актер используют часто, переводя столь бытовые, жи­тейские вещи в образный
строй спектакля.

О значении сценического костюма как средства, помогающего через внешность раскрыть внутрен­нее содержание роли, неоднократно высказывались мастера советской сцены. В. Н. Пашенная писала, что костюм должен соответствовать эпохе, отвечать историческому стилю и облику персонажа и, таким образом, будить фантазию актера, помогать ему чувствовать себя человеком того времени, когда происходит действие пьесы.


Освоение законов композиции костюма и мето­да его моделирования помогает художнику моби­лизовать все средства формы и цвета для достиже­ния максимальной выразительности.
Овладение данным материалом дает возможность избежать ошибки в образном, художественном решении теат­рального костюма.
Из всей массы сведений отбираются самые важ­ные и необходимые для оформления спектакля. Чем больше обобщений в декорациях и костюмах, чем меньше в них излишеств, тем сильнее запоминае­мость, тем совершеннее художественная форма спектакля..."

- из книги "Театральный костюм", Всероссийское театральное общество, Москва, 1976 г.

-----------------------



В ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Театральный костюм создается как неотъемлемый образ актерской роли в определенном действии, он должен быть продолжением игры, чтобы зритель видел одновременно картину в общем и в то же время у конкретного героя. Не более того. И поэтому не обязательно точно воспроизводить те же исторические костюмы для сцены, делая их копиями подлинников, т.е. реконструкторскими. 

Однако в отношении исторического костюма портным лучше все-таки прибегать к максимально приближенному историческом укрою. Или таковые моделировать с помощью современного конструирования, но на основе подлинного. Во всяком случае историю костюма им лучше знать ( что, кстати они и изучают при получении этой профессии в учебных заведениях по специальности театрального мастера по пошиву костюмов).

Другое дело, когда костюмы нужны для серьезных исторических фильмов. Но и там внимание в подлинности пошива заостряется на костюмах для главных героев и чисто для их внешнего вида. Ну, например, платье на середину 19 века можно делать не с 5-тью юбками на кринолине, а только с двумя. Или: под мундир для героя на начало 19 века можно поддеть и обычную рубашку, т.к. мундир не расстегивается в сценах. Ну, а для массовок вообще действуют правила общего вида : чисто показать принадлежность группы людей к какому-то направлению общества.


Скажу от себя: если фильм или спектакль смотрится мною на одном дыхании, завораживая игрой самих актеров, то на костюм визуально смотрю чисто как продолжение образа героя, а не на то, как на нем сидит тот же фрак.

Зная правила создания театрального костюма, вы уважаемые читатели, надеюсь, уже не будете резко критиковать то, что они чаще всего совершенно не соответствуют на все 100% историческому костюму и являются чистой стилизацией, а не реконструкцией. И что-то требовать от него большего , поверьте, не стоит...

Однако есть и другая сторона "медали". Театральные портные так же не знают что такое реконструкция одежды, как и простые портные, хотя и изучают историю костюма. А именно - они не знают старинной технологии пошива, построения и вида исторического кроя. А ведь на этом и строится изготовления любого изделия на определенную эпоху. Не знают потому, что это в их работе не применяется, особенно в 21 веке.

Итак: театральные костюм на период до начала ХХ века - это чистая стилизация в 99 случаях из 100. Почему оставляю 1%? Потому что порой режиссерам все-таки удается или приобретать по случаю, или отыскивать из старинных хранилищ фильмфондов подлинники. Так что судить строго за несоответствие театральных одежд подлинным историческим костюмам  не стоит, поверьте. Цель любого лицедейства совсем иная, чем у той же реконструкции исторического сражения.


----------------------

Продолжение темы:

Театральный костюм. Часть 2: сходство и различие с реконструкцией.

Учимся у Мастеров. Часть 7: Кюлоты/бриджи на 18 в.- стилизация. Сравнение с реконструкцией.

--------------------------------------------

Читайте так же:

Учимся у Мастеров. Часть 1:Утренний комплект дамы на 19 век
Учимся у Мастеров Часть 2: черное платье на модерн.
Учимся у Мастеров. Часть 3: Комплект на середину 19 в. Крой.
Учимся у Мастеров. Часть 4: Амазонка бежевая на начало 19 в.
Учимся у Мастеров. Часть 5: Амазонка серая на середину 19 в.
Учимся у Мастеров. Часть 6: амазонка-костюм для верховой езды красный на конец 19 в.

Учимся у Мастеров. Часть 7: Кюлоты/бриджи на 18 в.- стилизация. Сравнение с реконструкцией.

Разбор пошива верха платья 1870 г. Подлинники с изнанки конца 19 в.

"Костюм в России XV-начала XX века",2002 г. - Обзор книги с иллюстрациями.

Чепец женский XIX века. Часть 1: история, крой, подлинники.

Костюм для верховой езды - амазонка. Часть 2: Реконструкция, крой, виды.

Крой костюмов по книге К. Холкебоер. Часть 3: Средневековье XII-XIII  вв."
Крой костюмов по книге К.Холкебоер: Часть 4: XIV-XV вв- позднее Средневековье.
Книга К.Холкебоер:"Выкройки театральных костюмов..." : Часть 5: крой на XVI век.
Книга К.Холкебоер:"Крой театральных костюмов...": Часть 6: XVII век. Крой и вид одежды.
Книга К.Холкебоер "Крой театральных костюмов...": Часть 7: XVIII век. Крой, вид одежды
Книга К.Холкебоер "Крой театральных костюмов...": Часть 8: 1800-1915 гг. - крой,вид одежды.

Обувь для силачей прошлых веков. Часть 1: Введение. Кто такие "силачи" прошлых веков. Цирк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий