17.2.22

Учимся у Мастеров. Часть 7: Кюлоты/бриджи на 18 в.- стилизация. Сравнение с реконструкцией.

На страницах сайта мною уже была открыта подборка разбора театральных костюмов, сшитых в российских мастерских театров Санкт-Петербурга и Москвы. 

Подобные вещи мне в руки попадаются очень редко, хотя не скрою, были приглашения в сами закрома мастерских, однако это меня не очень заинтересовало. Но я всегда с удовольствием рассматриваю и разбираю подобные костюмы, как в реале, так и на электронных ресурсах.

И хотя мужские штаны  -это далеко не женское красивое платье, однако и тут есть что взять на заметку реконструкторам исторических мероприятий, ну, а что касается любителей театральных постановок - эта страница будет особенно интересна. Т.к. в этих коротких мужских штанах есть главное: внешний вид как в XVIII веке для неискушенного зрителя достигнут наиболее простым путем.

Именно поэтому советую просмотреть эту страницу всем любопытным. Поверьте, даже мне было очень полезно познакомиться с этими стилизованными под XVIII век штанами в реальности.😉😊

------

****Напомню: что название "кюлоты" - это по французски; "бриджи" - это по английски; а эти же штаны называли в России в XVIII веке - "короткие панталоны". Так что - все эти три названия - означают одно и то же, хотя...только в том случае, если это говорят про позапрошлые века.****

--------------------------


Разбор кюлот на XVIII век, сшитых в одной из московских театральных мастерских.


****

Сразу оговорюсь: считаю театральных портных по пошиву костюмов, и особенно тех, кто еще учился в советской школе (при СССР) - отличными Мастерами. Мало того, у них есть чему научиться. Лично сама многие вещи узнала впервые и стала их применять в пошиве. 

*****

Итак: перед нами на фото кюлоты (англ.- бриджи; русск. - короткие панталоны), сшиты советскими театральными портными на XVIII век. Ткань верх - бархат х/б, низ - тонкий серый коленкор х/б. Сборка машинная, швы обметаны на оверлоке.

Сам крой взят явно из книг по конструированию начала ХХ века. Это видно из формы лацбанта/клапана/фартука (этот вид застежки, как и сами штаны, имеет разные названия) у штанов как в этой книге школы Санкт-Петербургжских закройщиков


Сзади на штанинах кюлот резинка в манжете. Это очень удобная вещь в театральном костюме. Естественно в подлинниках этого нет, т.к. в XVIII веке еще не было резинки.😉

С этого ракурса хорошо виден именно крой штанов, построенный по расчетам конца XIX-начала ХХ века.



Посмотрите какая аккуратная обработка внутри у штанов. Сделано добротно и на совесть. Основа по принципу: подкладка и верх собраны вместе и потом уже обрабатываются как одна деталь. В клапан и пояс проложена дополнительно еще прокладка из ткани: для прочности и жесткости этих деталей.

Весь пошив максимально приближен к подлинным, правда на начало ХХ века (именно по этим книгам учились и работали театральные портные в СССР). Но не к подлинникам XVIII века, т.к. на тот период и сам вид кюлот был другим, и даже не таким , как на начало XIX века, т.к. так же - вид был совершенно другой. Это хорошо понятно, если посмотреть в те же книги , например, Долинского.



Один из подлинников на первую половину XIX века:


И чтобы не быть голословной, выставляю подлинник кюлот/бридж 1760-1770 гг:

 О том, что синие штаны, сшитые театральными мастерами, предназначены на XVIII век говорят: 1. ткань - это бархат; 2. пуговицы ; 3. это же подтверждает и хозяин предоставленных мне коротких бархатных штанов.  

Повторюсь: сама работа впечатляет. Ну, хотя бы из-за того, что шить из бархата вообще сложно, а такие вещи, пусть даже стилизации - тем более.




Низ кюлот так же очень интересно обработан: на основе штанин есть манжет, а вот уже на подкладке - нет. Что не создает лишней толщины, и упрощает саму сборку этого узла.

Застежка обработана стандартным образом как, например, шлица у юбки. Петли, соответственно сделаны на швейной машинке.



-----------------------------------------------------


СРАВНЕНИЕ ПОШИВА ВЕЩЕЙ В РЕКОНСТРУКЦИИ И ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА-СТИЛИЗАЦИИ.


Из моей практики.

Однажды мне предложили участвовать в проекте по созданию коллекции реконструкций женского костюма на XIX век. Так вот, человек, который мне предложил стать партнером в этом проекте, хотя и был/а историком по костюму, однако понятия не имел/ла во всей разнице изготовления стилизации и реконструкции одежды.
С моей точки зрения - разница в пошиве огромная: начиная от кроя одежды, самих тканей до пошива (технологии обработки) в итоге исторического костюма.
Моя персона попыталась что-то объяснить человеку, рассказать, убедить, однако ничего не вышло. В итоге я была рада, что сам проект, по независящим от меня причинам, так и не состоялся.

--------------------------------

Ну а вам, дорогие мои читатели, предлагаю на примере вышепоказанных кюлот сравнить самим с уже сделанной мною реконструкцией кюлот на XVIII век по подлинным  английским лекалам и технологии пошива того времени.

Крой кюлот/бридж/коротких панталон для реконструкции

Первым делом в глаза бросается сам вид кюлот стилизации и реконструкции - это разный крой. На картинке ниже мы можем наблюдать на сколько он отличный.


Долго пояснять различия не буду, приведу в пример лишь один узел: обработку низа штанин.


На фото видно, что сама обработка штанин совершенно другая. Это происходит по многим причинам, одна из которых - разница в обработке изделий по их способам. 
Если театральный костюм шьют на швейной машинке, то реконструкцию - как можно приближенно по правилам ручного пошива XVIII века. 

***
Внимание! я не даю оценок: хорошо или плохо! А лишь показываю разницу в изготовлении. И только!
***

сами кюлоты-реконструкция в готовом виде:





-----------------

Одно из правил реконструкции: сделать наиболее приближенную копию с подлинника и ничего от себя не привносить(!!).
Правило театрального костюма: сделать визуально приближенный вид к подлиннику исторического вида костюма и по замыслу режиссера.

--------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------

Читайте так же:

2 комментария:

  1. Сколько ценной информации вы публикуете! Спасибо! Как бы мне пригодилась эта статья году так в 2007, когда шила дочке карнавальный костюм Джека Воробья. По моим представлениям в нем должны были, непременно, присутствовать бархатные кюлоты. Как же я намучилась и с поиском бархата, и с его шитьем, и с выкройкой. Конечно получилась чистой воды стилизация, но дочка выглядела очаровательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, добрый день. Так самое главное - что дочка была очаровательна! остальное все: все трудности в пошиве - со временем забудуться...

      Удалить