Классический мужской костюм XVIII века: полукафтан, длинный жилет, рубашка с кружевными манжетами, жабо, кюлоты (короткие штаны), чулки и туфли с пряжками...
Ведь порой вид того или иного изделия для нас в диковинку, а порой и очень странно, даже загадочно...
В поиске мне помогают книги, картины, гравюры и подлинники.
Именно по-этому начинаю свой рассказ и показ моей работы над реконструкцией укороченных штанов - кюлот ( их еще называют бриджами) с историей мужского костюма XIX века.
****
Гость был в парике и французском платье, какое только что стали носить при дворе Людовика XIV- го.
Василий Васильевич был без парика, но так же во французском - в чулках и красных башмачках, в коротких бархатных штанах с лентами, - на животе и с боков из-под бархатной куртки выбивалось тонкое белье в кружевах.
Бороду он брил, но усы оставил."
/А.Н.Толстой: "Петр Первый"./
****-----------------------------------------
История мужского костюма XVIII века - кратко.
Демократизация моды начинается в Англии раньше, чем в других европейских странах.
Причина кроется в преобладании практицизма над модными тенденциями.
Общество, прислушиваясь к советам врачей, начинает признавать: одежда должна быть удобной, просторной и не причинять вреда здоровью.
В XVIII столетии выходит из моды богато украшенный французский кафтан из шелка, и все большее распространение получает простой мужской сюртук из мягкой шерсти.
Модные английские тенденции начинают распространяться по всей Европе.
В мужской одежде в период Регенства выделяются две разновидности модного платья: легкого свободное и тяжелое, облегающее фигуру.
В начале XVIII века популярен полукафтан с юбкой, полы которого начинаются на талии и спадают сзади неподвижными складками.
Происходят изменения в крое мужского сюртука: он становится более узким, открывается спереди.
Жилет остается длинным, модным его становится застегивать только на три или четыре пуговицы между талией и грудью.
У небогатых буржуа распространен достаточно длинный кафтан, в качестве украшения используется отложной воротник.
Постепенно парик изменяет форму, размер и ...теряет свое назначение.
К новинкам эпохи Регенства относятся рединготы (просторное, расклешенное к низу пальто с узкими рукавами, маленьким воротником и большими карманами и с широкими лацканами), повсеместно вытесняющие плащи.
В моду входят узкие штаны до колен (кюлоты/бриджи), расстегивающиеся впереди в виде откидного фартука (лацбанта, клапана).
Такие штаны (панталоны) надеваются поверх чулок и подхватываются под коленями пряжками.
Чулки поверх штанов иногда встречаются, но считаются уже это устаревшим видом в костюме.
Появляются первые виды штанов - длинные панталоны, однако еще не получают повсеместное распространение.
Покрой кюлот назывался a pont и сами штаны укороченные и уже немного видеизмененные по крою вышли из употребления только в середине XIX века.
А пока , в начале 18 века, кюлоты(бриджи) кроились так же, как в конце XVII века, широкими сзади с высоким верхом, с поясом. Подгон по человеку осуществлялся пряжкой или веревочками сзади.
Спереди была застежка на пуговицах, либо на клапан (лацбант/откидной фартук) с пуговицами, который стал более распространен с середины 18 века, Такая застежка продержалась до начала ХХ века.
Штанины наиболее плотно облегали нижнюю часть бедра, опускались слегка ниже колен, застегивались по боковому/внешнему шву внизу на пуговицы и пряжку.
Подвязки для чулок скрывались под отворотами сверху.
При ношении ранних вариантов сюртуков и камзолов была видна лишь небольшая часть штанин.
В начале XVIII века короткие штаны были до колен и держались на бедрах. Носили их без подтяжек, т.к. штаны туго держались на бедрах.
Позже ( где-то к 1780м годам) стала увеличиваться как длина (до низа колен) по штанинам, так и высота самих штанов становилась больше. Их стали придерживать подтяжками.
Изменялся со временем и крой самих кюлот.
К 1770-ым годам мода стала требовать, чтобы кюлоты/бриджи были как можно более облегающими; замшевые/кожаные кюлоты для верховой езды должны были сидеть "без единой морщинки".
Появление подтяжек в костюме к концу 18 века упростило ношение самих штанов.
При Людовике XV были в моде бархат, сукно и шерстяные материи; летом их заменяли тик и нанка.
Изменялся со временем и крой самих кюлот.
К 1770-ым годам мода стала требовать, чтобы кюлоты/бриджи были как можно более облегающими; замшевые/кожаные кюлоты для верховой езды должны были сидеть "без единой морщинки".
Появление подтяжек в костюме к концу 18 века упростило ношение самих штанов.
При Людовике XV были в моде бархат, сукно и шерстяные материи; летом их заменяли тик и нанка.
При Людовике XVI употреблялись те же материи, а летом легкий шелк, белое полотно и кисея...
Подлинники мужского костюма XVIII века
----------------------------------
Однако, позвольте вернуться к моему рассказу о реконструкции кюлот/бридж (где кюлоты - французское название , а бриджы - английское, по русски - это короткие панталоны)...
Зная, что историки до конца XIX века частенько путают и называют одну и те же вещь в костюме по -разному, не говорю уже об описании самого изделия.
Увы, садясь за написание книги по истории костюма, 99% историков понятия не имеют о портняжном ремесле и его тонкостях.
Отсюда и порой бестолковые записи о изготовлении изделия, которые мне приходится переводить на понятный язык портного.
По этой причине для меня главным образцом для создания копии костюма прошлых веков являются именно подлинники.
Так же мне помогают в разборе пошива те знания в портняжном деле, что уже мною получены за 40-летний стаж портнихи и 30-летний стаж реконструктора исторического мужского костюма.
Так же получилось и в этот раз.
Для того,чтобы понять КАК были пошиты кюлоты в XVIII века, мне пришлось пересмотреть множество картинок подлинников и их мелких деталей.
Что демонстрирую сейчас и для вас, уважаемые мои читатели.
Мне нужно было понять: КАК выглядели штаны того периода, КАК их одевали, носили, были ли штаны удобными, что было главным в пошиве и т.п...
Причем чем век раньше, тем мне приходится больше всего пересматривать информации и искать. Ведь порой на ту или иную эпоху нет ни книг о пошиве и крое, ни даже подлинников осталось единицы...
А те фотографии, что есть в соц.сетях, показывают только внешний вид, а не то КАК сшита та или иная вещь...
Подлинники мужских кюлот/бридж 18 века в деталях
1740 год кюлоты:
Помните: застежка -откидной клапан(лацбант) стали повсеместно применять со середины 18 века
Этот вид кюлот(бридж) мне понадобился для того,чтобы понять КАК собирались они именно с подкладкой.
До конца XIX века портняжное ремесло было кустарным.
Т.е. каждый портной имел свои секреты и технику пошива.
Зная саму технологию ручной работы-сборки того или иного вида костюма, я понимаю как собрано то или иное изделие.
Главное сейчас для меня: это крой. Он есть и из самой Англии. Так что точный.
А пошив... Основное : собрать правильно и аккуратно. Ведь портных в 18 веке было предостаточно и каждый из них и их работников делал все по-своему.
Попробуйте, рассмотрите сами вышестоящие картинки...
НЕТ 2-х одинаково сшитых изделий...
...а я...перейду плавно непосредственно к крою кюлот/бридж на следующей странице...
--------------------
продолжение описания пошива мною кюлот на
18 век:
Реконструкция кюлот XVIII века. Часть 2: Крой, последовательность обработки.
Реконструкция кюлот/бридж XVIII века. Часть 3: Обработка мелких деталей.
Реконструкция кюлот/бридж XVIII века. Часть 4: Обработка лацбанта и бокового кармана у штанов.Реконструкция кюлот/бридж XVIII века. Часть 8: Эпилог: реконструкция кюлот, подлинники.
--------------------------------------------------
Читайте так же:
Костюм: камзол, жилет, кюлоты. 1802- 1814 гг. Франция.
Изготовление военной униформы Европы и Америки в 1775 гг (конец 18 в). Книга.
Брюки/штаны с лацбантом.Крой, реконструкция,подлинники
"Костюм в России XV-нач. XX века"- книга. Часть 2: Об авторе II главы, коллекции ГИМ. Городской мужской костюм.
Кальсоны-панталоны мужские конец 18-начало 19 в. шьем сами-МК.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг. Подлинники,гравюры,картинки
Подлинники мужской одежды 18-20 века в деталях. Часть 1.
Подлинники мужской одежды.Часть 2. Штаны
Подлинники мужской одежды 18 в.Часть 3.
ПЛАЩ- накидка XVIII-XIX вв.Крой, пошив, МК
Нательная мужская РУБАХА Часть 2:18-нач. 19 вв.Подлинники,крой, реконструкция,книги.
ЖИЛЕТЫ 17-20 в:История, подлинники, реконструкция, крой
Книга К.Холкебоер "Крой театральных костюмов...": Часть 7: XVIII век. Крой, вид одежды
Кюлоты для балов 18-19 в.подлинники,реконструкция.
ТКАНИ и цвет в одежде XVIII-XIX вв.Часть 1: История.Подлинники
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1:X-XVIII вв.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
Кальсоны-панталоны мужские конец 18-начало 19 в. шьем сами-МК.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг. Подлинники,гравюры,картинки
Подлинники мужской одежды 18-20 века в деталях. Часть 1.
Подлинники мужской одежды.Часть 2. Штаны
Подлинники мужской одежды 18 в.Часть 3.
ПЛАЩ- накидка XVIII-XIX вв.Крой, пошив, МК
Нательная мужская РУБАХА Часть 2:18-нач. 19 вв.Подлинники,крой, реконструкция,книги.
ЖИЛЕТЫ 17-20 в:История, подлинники, реконструкция, крой
Книга К.Холкебоер "Крой театральных костюмов...": Часть 7: XVIII век. Крой, вид одежды
Кюлоты для балов 18-19 в.подлинники,реконструкция.
ТКАНИ и цвет в одежде XVIII-XIX вв.Часть 1: История.Подлинники
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1:X-XVIII вв.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
Комментариев нет:
Отправить комментарий