По моему мнению трудно дать точную дату портновскому ремеслу как таковому, особенно если учитывать, что шить начали с древности аж до Н.Э. когда появилась первая игла.
Однако если попытаться считать портновское ремесло как искусство одевать модно и точно по расчетам людей, то попытаемся это сделать.
Современный научный мир все чаще доказывает, что хотя и начиналось все со шкур, азам жизни научил человека кто-то свыше и сразу. Т.е. плавного перехода и доказательств точных КАК человечество научилось тому же ткачеству нет.
Эти вопросы аутентичны с вопросами: кто и как научил людей строить, или делать какие-либо другие вещи. Если Боги, пришедшие на Землю, были одеты в тканные одежды, то откуда они позаимствовали это ремесло?
Полагаю, что ремесло портного такое же древнее, как выпечка хлеба.
Ведь одежда для человека носила не только практичную сторону, но и сакральную. Тело - храм души, нужно было прикрыть, защитить, и не только просто пошивом одежды, но и заговорами-волшебными наговорами.
В древности люди верили в силу слова куда более серьезнее, чем мы сейчас. Не даром нижнюю/нательную одежду шили именно женщины.
Даже горловин у рубахи вырезалась не просто так, а с наговорами для оберёга носившего его в будущем хозяина. Причем это было у всех народов. Кстати, обычай шить нижнее белье именно женщинами удерживался чуть ли не до начала ХХ века...
Зарождение портновского/портняжного ремесла
Из истории древности все мы знаем о древних людях и их сшивании шкур, заменяющих одежду.
Затем были изобретены ткацкие станки (кстати до сих пор ученые не выяснили кто, как и когда это сделал) и стали изготавливаться ткани. Однако
кроя как системы для пошива одежды по фигуре человека не могли изобрести до начала...19 века, когда научный и промышленный прогрессы стали преобладать в жизни цивилизованного общества и превратились в его основу.
Период
готики** можно считать эпохой зарождения искусства конструирования и моделирования одежды, расцвета портновского ремесла в Западных странах, постепенное развитие гильдий портных, которые укреплялись с каждым десятилетием.
**
Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века
**
****
Слово «портной» происходит от древнерусского «порть», что означает «кусок ткани». Свою роль также сыграло последующее появление весьма необходимых для работы портного предметов, как железные иглы, ножницы и утюг.
****
В феодальную эпоху***** в Европе производством одежды занимались крестьяне, которые жили при имении феодала, и платили ему подать тканью или готовой одеждой. Там имелись специальные мастерские – гениции, где работали портные, ткачи, прядильщики и сапожники. Еще были так называемые бродячие портные, которые ходили по замкам и деревням и шили одежду по заказам местных жителей.
*****
Средние века - это период зарождения, господства и разложения феодализма. Слово «феодализм» происходит от позднелатинского feodum - поместье (в странах Западной Европы в Средние века этим словом обозначали земельное владение, пожалованное сюзереном своему вассалу в наследственное пользование с условием несения им феодальной службы).
Эпоха Средних веков занимает по длительности около тысячи лет. Начало Средневековья связывают с моментом падения Западной Римской империи в конце V в. На осколках империи в том же веке образовалось множество варварских королевств, которые со временем разовьются в современные европейские государства. Конец Средних веков обычно относят к концу XV в.*****
Некоторые историки утверждают, что формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры были заимствованы у реконструированного в то время костюма европейского рыцаря: монолитную кольчугу разобрали на отдельные части – латы, соединив их шарнирами и крючками на участках движения.***
***
Но лично я - сильно сомневаюсь в этом. И мало того, считаю, что все было наоборот: сначала придумали портные формы из ткани по строению человека для улучшения свободы движений, а уже потом кузнецы сделали кольчугу...
***
Так появились спинка, перед, а также рукава и штаны, которые долгое время были самостоятельными предметами одежды и носились отдельно. Линии проймы и оката рукава подкраивались овально.
Соединение рукава с проймой осуществлялось шнуровкой только на верхнем участке, что не требовало подгонки по длине.
Для создания объема делались вытачки, одежду стали разрезать в поперечном направлении по линии талии. Это обеспечивало максимальное прилегание, позволяло избегать заломов и поперечных складок, которые образовывались при шнуровке цельного платья.
На ткани детали кроя стали располагать с учетом растяжимости долевых и поперечных нитей.
В конце XVI века были изобретены отложные
воротники, сначала небольшие, а затем, в XVII веке, широкие и распластанные по плечам, новым элементом одежды становится карман, расположенный непосредственно в костюме на видном месте у мужчин. У женщин карманы были навесными под юбками, а вход в них закрывался сборками во швах соединения.
В 1672 году во Франции начало выходить первое периодическое издание Mercure galant («Галантный Меркурий») – основной источник информации о моде.
Европейское портновское искусство было чем-то бoльшим, нежели простым умением кроить и шить, — это был образ жизни, столетиями развивающимся в гильдиях. Портные и закройщики начинали работать в качестве учеников, дорастали до подмастерьев и, наконец, становились мастерами-портными.
Общие для всех методы обучения, опыт работы, а также почти ритуальные церемонии формировали среди работников этой сферы чувство общности: каждый знал своё место и имел строго определённый круг обязанностей. Западные ремесленники обоих полов, переехавшие в Россию в 18 веке по настоянию Петра 1, вместе с инструментами и образцами, необходимыми для открытия магазинов и мастерских на новой родине, привезли с собой и эту традицию.
Европейская культура труда определила и развитие швейного ремесла в Российской империи.
Великая Французская революция (1789–1794) явилась символом новой эпохи.
Изменилась и одежда, становившаяся для населения не только дорогим удовольствием, но и модными тенденциями, и общедоступностью для любого.
С начала 19 века появляется в обществе понятие - модная одежда, т.е. мода. А с конца 18-го века, когда после французской революции богатое сословие взяло на вооружение "народные ткани", типа сукна и льна, портным пришлось постепенно учиться работать с ними.
Полаю, что именно с этого момента и начинается искусство портняжного ремесла: сшить одежду именно с красивыми линиями и удобную в носке.
В мужской одежде к середине 19 в. вырабатываются универсальные формы, соответствующие образу жизни нового времени – рациональный английский стиль для промышленников и спортивный для отдыха. В это же время начинаются первые математические расчеты кроя, а на помощь портным приходит усовершенствованная швейная машинка.
Индивидуальность и достоинство человека стало модным подчеркивать сдержанной цветовой гаммой, изысканным кроем, безукоризненной посадкой одежды на фигуре и отточенных деталях, особенно у мужчин, т.к. их вид одежды был консервативен. И если до 1780-х г. в изготовлении тех же камзолов применялись всякие ватные прокладки, то уже с 1790-х с применением шерстяных тканей начинаются зарождаться и основы правил шитья модной одежды, которые дошли даже до наших дней.
Постепенно появляются и первые модники, сначала среди мужчин: в Англии -
денди, в России -
щеголи и франты, которые сделали свой костюм предметом собственной гордости и достоинства. Женщин модниц называли по -разному, в царской России, например: щеголихи и франтихи.
После революции во Франции и женщина завоевывает, правда с трудом, себе право активного участия в жизни общества, право выбора модной одежды.
В 1790 году появились женские костюмы, состоящие из юбки и короткого жакета, которые стали подражанием мужской одежды и напоминали мужской фрак. Впоследствии они станут одним из символов женской эмансипации.
С начала 19 века женская мода меняется чаще, чем мужская и уже сама индустрия моды базируется именно для дам, отодвигая на второй план мужскую моду, где главной её чертой стало умение портного подогнать хорошо сидящий костюм на мужское тело.
Именно в этот период идет расцвет портняжного ремесла как искусства, особенно в мужском костюме. Крой мужского костюма усложнялся вместе с правилами его изготовления. Женский костюм шился проще, однако в середине 19 в. и он претерпел серьезные требования и стал более сложным как в крое, так и в пошиве, позаимствовав из мужского костюма многие элементы одежды.
В XVIII веке Англия закрепляет за собой репутацию центра технического прогресса. Технический переворот произошел и в текстильной промышленности, когда были изобретены прядильная машина, запатентован механический ткацкий станок******.
В XIX веке эту пальму первенства, особенно в модных тенденциях костюма занимает Франция, оставляя англичанам их консерватизм.
******
4 апреля 1785 года англичанин Картрайт получил патент на механический ткацкий станок. Имя изобретателя первого ткацкого станка неизвестно. Однако принцип, заложенный этим человеком, жив до сих пор: ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести.
Первые ткани, изготовленные больше шести тысяч лет назад, в эпоху неолита, до нас не дошли.
******
Различные виды машинок для изготовления костюма позволили повысить производительность труда, снизить стоимость пряжи и тканей. Настоящую революцию в пошиве одежды произвело изобретение в 1755 году
швейной машинки, но не была принята обществом. И лишь усовершенствовавшаяся модель вошла прочно в жизнь людей с середины 19 в., когда сама промышленность мира была готова не только принять новизну новых технологий, а и видов производства.
Изменения для изготовления одежды были во всем: от видов и состава тканей и швейных машин, до видов систем кроя и школ для профессиональных портных. А виды и назначения костюмов не только менялись, но и усложнялись с каждым десятилетием 19 века, особенно у женщин. Усложнялся и пошив изделий.
Тенденции моды требовали новых технологий изготовления одежды, особенно верхней. Именно верхняя одежда к концу 19 века стала эталоном изящества и высокой оценки труда портного, особенно частного.
С середины 19 века были усовершенствованы и дополнены основы технологии изготовления одежды (правила пошива), действующие до сих пор, хотя сама терминология для портновского ремесла оставалась прежней.
К 1870 годам по всей Европе и Америке открывались новые обучающие школы для портных, стали выпускаться книги по конструированию (построению кроя), изготовлению одежды.
В России увы, все приходило с опозданием от нескольких до десятков лет, т.к. вся легкая промышленность сильно отставала от западной и копировала западную. Хотя сами портные быстро учились и становились мастерами своего дела. Например со второй половины 19 века вся Европа ездила в Санкт-Петербург заказывать пошив мундиров( 19 век считался мундирным веком).
При всем этом первая книга для обучения и правилам шитья профессиональным портных вышла у нас только в 1902 году...
....но это ..уже другая история...
----------------------------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий