26.7.15

КРОЙ: История. Часть 2: Изобретатели, системы конструирования.

Все изложенное собрано с просторов интернета...


Многим из нас с детства известны имена изобретателей электрической лампочки, первого паровоза или самолета.

 Однако, доставая из гардероба свои джинсы, мини-юбку или плащ-реглан, мы едва ли задумываемся над вопросом, кому должны быть благодарны за изобретение всего этого.

Хотя ведь именно одежда, как никакое другое рукотворное «чудо», когда-то впервые кардинально изменило и до сих пор продолжает менять облик всего человечества.

В древние времена одежду не кроили, она представляла собой кусок ткани, обернутый вокруг тела: набедренные повязки египтян, драпированная одежда древних греков и римлян.
Затем одежду стали сшивать из прямоугольных кусков: так выполнены римская туника, рубахи древней Руси.

Первые попытки кроить, вследствие чего появились основные типы накладной и распашной одежды, были предприняты на Востоке, но не получили дальнейшего развития.
В XII–XIV веках подобные идеи были реализованы в Западной Европе.

В одежде тогда проектировали 3 шва – боковые и средний шов спинки.
Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняли по фигуре, нижнюю часть расширяли, вшивая от линии бедер треугольные клинья.

По бокам на уровне талии делали овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой.

Зарождение портновского ремесла


Период готики можно считать эпохой зарождения искусства конструирования и моделирования одежды, расцвета портновского ремесла в Западных странах.

Одежду тогда называли «порты» или «портище», а мастеров, изготавливающих одежду – портными.

Формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры были заимствованы у реконструированного в то время костюма европейского рыцаря.
Монолитную кольчугу разобрали на отдельные части – латы, соединив их шарнирами и крючками на участках движения.

Так появились спинка, перед, а также рукава и штаны, которые долгое время были самостоятельными предметами одежды и носились отдельно.

Линии проймы и оката рукава подкраивались овально.
Соединение рукава с проймой осуществлялось шнуровкой только на верхнем участке, что не требовало подгонки по длине.

Для создания объема делались вытачки, одежду стали разрезать в поперечном направлении по линии талии.
Это обеспечивало максимальное прилегание, позволяло избегать заломов и поперечных складок, которые образовывались при шнуровке цельного платья.
На ткани детали кроя стали располагать с учетом растяжимости долевых и поперечных нитей.

На Руси же все кроилось намного проще: по геометрическим фигурам: квадрату, прямоугольнику, и трапеции. Одежда создавалась исходя из ширины ткани.


В эпоху Возрождения опять же, в Европе(западных от Руси странах)преобладал сложный крой с обилием вертикальных разрезных линий, создающих прилегающий силуэт изделия.
У полочки и спинки появился отрезной бочок.

В конце XVI века были изобретены отложные воротники, сначала небольшие, а затем, в XVII веке, широкие и распластанные по плечам, новым элементом одежды становится карман.

В 1672 году во Франции начало выходить первое периодическое издание Mercure galant («Галантный Меркурий») – основной источник информации о моде.

Великая Французская революция (1789–1794) явилась символом новой эпохи.
Изменилась и одежда.
 А с начала 19 века уже появляется понятие - модная одежда,т.е. мода.

В мужской одежде постепенно вырабатываются универсальные формы, соответствующие образу жизни нового времени – рациональный английский стиль.

Индивидуальность и достоинство человека подчеркивались сдержанной цветовой гаммой, изысканным кроем, безукоризненной посадкой одежды на фигуре и отточенных деталях.

В Англии появились первые денди, в России - щеголи и франты, которые сделали свой костюм предметом собственной гордости и достоинства.

После революции во Франции и женщина завоевывает , правда с трудом,  себе право активного участия в жизни общества, право выбора модной одежды.
В 1790 году появились женские костюмы, состоящие из юбки и короткого жакета, которые стали подражанием мужской одежды и напоминали мужской фрак.

Впоследствии они станут одним из символов женской эмансипации.
С начала 19 века  женская мода меняется чаще, чем мужская и уже сама индустрия моды базируется именно на ней.

В XVIII веке Англия закрепляет за собой репутацию центра технического прогресса. Технический переворот произошел и в текстильной промышленности, когда были изобретены прядильная машина, механический ткацкий станок.

Это позволило повысить производительность труда, снизить стоимость пряжи и тканей. Настоящую революцию в пошиве одежды произвело изобретение в 1755 году швейной машинки, которая вошла прочно в жизнь людей с середины 19 века .
Модные товары стали доступны массовому потребителю.


Вот еще одна выдержка :

"В XIII веке совершается важнейший для судеб одежды перелом: изобретается крой.
К тому времени познания в геометрии позволяли строить чертежи для возведения зданий, изготовления мебели и доспехов; научились разворачивать объемы на плоскости.
Это позволило кроить и шить одежды по форме человеческого тела.

Именно тогда были созданы все основные виды и типы кроя, которыми пользуются и в наше время.
По всей Европе начинают возникать цехи портных, Появляются руководства для портных, но главные свои секреты портные хранили в строжайшей тайне.

Обозначилась специализация: княжеские орнаты (торжественные одеяния) и гражданская одежда, каждодневная и для торжеств, платье для незамужних и замужних женщин."

Да, да вы не ошиблись, именно в Европе начинают свое существование гильдии портных. Увы, в России они начнут свою деятельность только с отменой крепостного права, а точнее с 1870-х годов...

------------------------------------

СИСТЕМЫ КРОЯ: ИЗОБРЕТАТЕЛИ, ВИДЫ

"Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникает стремление теоретически обосновать ее покрой.

У нас нет достоверных данных о зарождении теории покроя в более ранние периоды, хотя чертежи корсетов на протяжении всего их существования были настолько точными и интересными, что впоследствии послужили материалом при разработке научной теории построения некоторых видов металлических конструкций.

Интерес к стройной системе покроев, основанной на определенных закономерностях, был вызван тем, что начало развиваться массовое производство одежды, хотя во второй половине 19 века оно еще было в основном кустарным.

Из практики снятия мерок портные знали о зависимости одних измерений фигуры от других. И тогда возникла мысль создать систему, основанную на пропорциональности человеческой фигуры. Идея эта не отличалась новизной.

Она была широко известна в искусстве еще со времен древнегреческого скульптора Поликлета, изваявшего в 5 веке до н. э. статую молодого человека идеальных пропорций — Канон.



Пропорционально-мерочная система по-прежнему оставалась эмпирической и до научного обоснования чертежей покроя было еще далеко.

Действительно, как только швейная промышленность стала обслуживать значительную часть населения городов, вся искусственность положения — фигуры большинства людей пропорциональны — быстро обнаружилась.

Был предпринят ряд попыток выработать универсальные системы.
Все они стремились решить главную задачу — сделать покрой таким, чтобы на любой фигуре любая готовая одежда сидела бы хорошо.

 Но, несмотря на большую степень приближения, эта задача не была решена. Предлагались всего лишь различные варианты покроев, созданных в блестящую пору позднего средневековья.
Однако возможность научного обоснования покроя и приложения к нему математических методов уже в 19 веке интересовала ученых.

Среди них особое место занимает один из крупнейших

русских математиков П. Л. Чебышев.

 Блестящая научная интуиция подсказала ему, что покрой — поле для математических исследований и что в будущем производство одежды не сможет обойтись без научного обоснования.

 Чебышеву по ряду причин не удалось довести свои изыскания до конца. Но ему было известно, что плечо и рука — сложнейшие объемы, и математические методы решения их покрытия дают сложнейшие уравнения.

Из практики мы знаем, что сделать удобный и красивый по посадке рукав не так-то легко. Это дает нам основание предполагать, что сложность применения математических методов к наиболее трудным участкам одежды — одна из главных причин сохранения старых систем построения чертежей кроя.

Их неточности исправляются примеркой, что допустимо лишь при индивидуальном изготовлении костюма.

А что происходит в интересующей нас области в наши дни?

Современный тип костюма, сложившийся в 20-х годах 20 века, прост и не облегает плотно всей фигуры .

Задача конструктора по существу остается той же — разработать чертежи плоскостной развертки поверхности одежды.

Массовое производство одежды растет с каждым днем.
И создание обоснованной и достаточно гибкой методики построения чертежей покроев становится одной из самых насущных задач.

Научный подход к ее решению объединил антропологов и математиков. Насколько этот союз будет плодотворен, покажет время...

 ----

 В 1818 году лондонский закройщик француз Мишель

 изобрел первую систему кроя.
При построении чертежа автор делил половину обхвата груди на равные части – по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда.

Далее в каждом прямоугольнике проводились графические построения приближенных разверток деталей одежды.

Предложенный метод получил название «система трети», или «Дриттель». 

Такой метод позволял создавать однородность покроя одежды для различных размеров.
Это была первая «сетка» для графических построений чертежа конструкции одежды.

Уже в 1820-е годы появляются первые бумажные выкройки - патроны, 

которые выпускала фирма Mrs. Smith в Лондоне, а затем фирма Madame la Poulli во Франции.
Они были редкостью, и получить их было можно только через заказчиц, выписывающих туалеты из европейских столиц.

С 1850 года бумажные выкройки стали публиковаться в качестве приложения к журналу World Fashion.

С 1863 года выкройки стали доступны широкому кругу желающих. Американская фирма Butterick выпускала выкройки различных фасонов, и каждый – нескольких размеров.

Усовершенствование первого метода кроя привело к созданию

клеточной системы кроя. 

В этой системе каждый прямоугольник из трех дополнительно разбивали еще на 6 частей. Разделив исходный рисунок на клетки с одинаковой стороной, можно пропорционально увеличивать или уменьшать этот рисунок.

В 1831 году с введением во Франции метрической системы мер была создана

масштабная сантиметровая система кроя «Компейн».

 Приняв 48 размер за основной, можно было пропорционально увеличивать или уменьшать данные измерений фигур всех остальных размеров.

Чертежи конструкций строились с помощью масштабной ленты с ценой деления 1/48 от Сг (полуобхват груди).
Таким образом, цена деления была пропорциональна размеру фигуры.
 Но эта система не учитывала размеров других участков фигуры, например, длину до талии, глубину проймы.

Эти методы давали приемлемые результаты только для условно-типовых фигур.
 А для фигур с отклонениями изготовление выкроек требовало многочисленных примерок и переделок.

Наибольшее распространение в дальнейшем получили

 координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа. 

Эти системы не требовали сложных расчетов и предусматривали построение чертежа по отдельным точкам в прямоугольной системе координат.

В 1841 году в Париже знаменитый портной А. Лавинь основал школу кроя «Гер-Лавинь» с мастерской.
Впоследствии эта фирма превратилась в знаменитую школу моды Esmod.

В 1847 он придумывает мягкую сантиметровую ленту 

и начинает печатать буклеты со своим уникальным методом кроя.
На Международной выставке в 1849 году он демонстрирует

еще одно свое изобретение – бюст-манекен.

В середине XIX века Михаэль Мюллер/Michael Müller (Германия) разработал

тригонометрическую систему кроя M.Müller&Sohn, 

содержавшую наибольшее количество измерений, в том числе дуговых.

Это была одна из самых перспективных методик того времени.
 С многочисленными изменениями эта система успешно применяется по сей день.

Усовершенствование перечисленных нами систем конструирования способствовало получению более точных методов создания «развертки» тела человека.

Их основы стали базовой частью интеллекта современных компьютерных систем проектирования (САПР) одежды.

Без сомнения, сегодня САПР является одним из важнейших инструментов конструктора."


 


-----------------------------------------------------------------------

Читайте так же.


Изменение фигуры человека в разные века. Изменение базовых лекал.
Книги по изготовлению одежды. Обзор. Часть 6:методика Мюллер и сын.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Дефекты посадки одежды
История брюк.Порты.шоссы и проч.Подлинники.Крой.
История портняжного ремесла в России
Беррисъ Карл.Школа кройки мужского и дамского платья 1906 год
Книга кроя мужского платья на кон. 19,нач. 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д...
Левитанус "Школа кройки и шитья" за 1915 год.История моды нач.20 в.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг.Подлинники,гравюры,картинки
Книга кроя брюк 1913 г.Мужская мода нач.20-го века.
Латанус: "Кройка мужского платья" 1928 год.
Руководство кройки и шитья корсетов 1916 г.Подлинники того времени
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 2.:1911-1930 гг. Фото.

3 комментария:

  1. Анонимный30 июля 2015 г., 14:43

    Здравствуйте СветЛана! Вы потрясающий специалист и энтузиаст дела! У вас замечательный блог! Я близкая подруга А. Васильева и работаю над кино проектом эпохи ампир. Нам необходимо изготовить или арендовать костюмы эпохи ампир (Война и мир) для киносъемки. Мундир кавалергарда и бальное платье и фрак для главных героев. Можете ли помочь или посоветовать к кому обратиться. Заранее спасибо! Жанна Дубска
    zanna.dubska@dubska.lv

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Жанна, за признание моих скромных познаний в ремесле портного.
      По поводу проката гражданского костюма на ампир Вам лучше обратиться к одной из форумчанок клуба Сезон. Она участвует и сама шьет платья. Это Joys. Вот её тема на форуме: "О платьях ампирных замолвлю я слово" http://club.season.ru/index.php?showtopic=9653 .
      Мундир кавалергарда Вам лучше заказать у Павла Алехина, вот его сайт с работами http://www.dicomp.ru/1812/buy/Alexin.html .

      С уважением.
      Светлана.

      Удалить
    2. Светлана, большое Вам спасибо за быстрый отклик и за советы.
      Свяжусь с ними. Удачи Вам во всех делах! Блог очень интересный и нужный.

      С уважением,
      Жанна Дубска

      Удалить