Основная часть изложения взята мною со страниц соцсетей в свободном доступе.
---------------------------------------------------------
Многим из нас с детства известны имена изобретателей электрической лампочки, первого паровоза или самолета.
Однако, доставая из гардероба свои джинсы, мини-юбку или плащ-реглан, мы едва ли задумываемся над вопросом, кому должны быть благодарны за изобретение всего этого.
Хотя ведь именно одежда, как никакое другое рукотворное «чудо», когда-то впервые кардинально изменило и до сих пор продолжает менять облик всего человечества.
В древние времена одежду не кроили, она представляла собой кусок ткани, обернутый вокруг тела: набедренные повязки египтян, драпированная одежда древних греков и римлян.
Затем одежду стали сшивать из прямоугольных кусков: так выполнены римская туника, рубахи древней Руси.
---------------------------------------------------------
Многим из нас с детства известны имена изобретателей электрической лампочки, первого паровоза или самолета.
Однако, доставая из гардероба свои джинсы, мини-юбку или плащ-реглан, мы едва ли задумываемся над вопросом, кому должны быть благодарны за изобретение всего этого.
Хотя ведь именно одежда, как никакое другое рукотворное «чудо», когда-то впервые кардинально изменило и до сих пор продолжает менять облик всего человечества.
В древние времена одежду не кроили, она представляла собой кусок ткани, обернутый вокруг тела: набедренные повязки египтян, драпированная одежда древних греков и римлян.
Затем одежду стали сшивать из прямоугольных кусков: так выполнены римская туника, рубахи древней Руси.
Хорошо показывает нам книга "Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV - III вв. до Н.Э.)"/авторов: Н.В.Полосьмак и Л.Л.Баркова/,2005, что такой фигурный простой крой существовал у северных кочевых племен Алтая еще до нашей эры.
Как утверждают ученые, первые попытки кроить, вследствие чего появились основные типы накладной и распашной одежды, были предприняты уже на Востоке, но не получили дальнейшего развития.
В XII–XIV веках подобные идеи постепенно были реализованы в Западной Европе.
Как утверждают ученые, первые попытки кроить, вследствие чего появились основные типы накладной и распашной одежды, были предприняты уже на Востоке, но не получили дальнейшего развития.
В XII–XIV веках подобные идеи постепенно были реализованы в Западной Европе.
В одежде тогда проектировали 3 шва – боковые и средний шов спинки.
Верхнюю часть переда с помощью этих швов подгоняли по фигуре, нижнюю часть расширяли, вшивая от линии бедер треугольные клинья.
По бокам на уровне талии делали овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой.
Верхнюю часть переда с помощью этих швов подгоняли по фигуре, нижнюю часть расширяли, вшивая от линии бедер треугольные клинья.
По бокам на уровне талии делали овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой.
Период готики можно считать эпохой зарождения искусства конструирования и моделирования одежды, расцвета портновского ремесла в Западных странах, постепенное развитие гильдий портных, которые укреплялись с каждым десятилетием.
С изменениями в обществе, менялся и крой одежды, становясь более сложным. Сначала появились рельефные швы на спинке с отрезным низом, затем пройма для рукава, вырез горловины, и т.д. На смену частным патронам(лекалам) пришли математические расчеты кроя, создавалась новая система кроя уже с применением научных методов...
К 19 веку усложнился не только крой, но и пошив одежды. На смену ручному труду приходили различные виды техники: ткацкие станки более усовершенствованные, швейные машинки и т.д. Кустарное производство одежды становилось на промышленные рейсы - массовым.
СИСТЕМЫ КРОЯ: ИЗОБРЕТАТЕЛИ, ВИДЫ
"Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникает стремление теоретически обосновать ее покрой.У нас нет достоверных данных о зарождении теории покроя в более ранние периоды, хотя чертежи корсетов на протяжении всего их существования были настолько точными и интересными, что впоследствии послужили материалом при разработке научной теории построения некоторых видов металлических конструкций.
Интерес к стройной системе покроев, основанной на определенных закономерностях и веянью моды начала 19 в., был вызван тем, что начало развиваться массовое производство одежды, хотя во второй половине 19 века оно еще было в основном кустарным.
Из практики снятия мерок портные знали о зависимости одних измерений фигуры от других. И тогда возникла мысль создать систему, основанную на пропорциональности человеческой фигуры. Идея эта не отличалась новизной.
Она была широко известна в искусстве еще со времен древнегреческого скульптора Поликлета, изваявшего в 5 веке до н. э. статую молодого человека идеальных пропорций — Канон.
Пропорционально-мерочная система по-прежнему оставалась эмпирической и до научного обоснования чертежей покроя было еще далеко.
Действительно, как только швейная промышленность стала обслуживать значительную часть населения городов, вся искусственность положения — фигуры большинства людей пропорциональны — быстро обнаружилась.
Был предпринят ряд попыток выработать универсальные системы.
Все они стремились решить главную задачу — сделать покрой таким, чтобы на любой фигуре любая готовая одежда сидела бы хорошо.
Но, несмотря на большую степень приближения, эта задача не была решена. Предлагались всего лишь различные варианты покроев, созданных в блестящую пору позднего средневековья.
Однако возможность научного обоснования покроя и приложения к нему математических методов уже в 19 веке интересовала ученых.
Среди них особое место занимает один из крупнейших русских математиков П. Л. Чебышев.
Пафнутий Чебышев (1821-1894) – русский изобретатель, внесший огромный вклад в развитие отечественной математики и механики. Основал Петербургскую математическую школу, подарившую миру множество талантливых ученых.
Блестящая научная интуиция подсказала ему, что покрой — поле для математических исследований и что в будущем производство одежды не сможет обойтись без научного обоснования.
Чебышеву по ряду причин не удалось довести свои изыскания до конца. Но ему было известно, что плечо и рука — сложнейшие объемы, и математические методы решения их покрытия дают сложнейшие уравнения.
Из практики мы знаем, что сделать удобный и красивый по посадке рукав не так-то легко. Это дает нам основание предполагать, что сложность применения математических методов к наиболее трудным участкам одежды — одна из главных причин сохранения старых систем построения чертежей кроя.
Их неточности исправляются примеркой, что допустимо лишь при индивидуальном изготовлении костюма.
А что происходит в интересующей нас области в наши дни?
Современный тип костюма, сложившийся в 20-х годах 20 века, прост и не облегает плотно всей фигуры .
Чебышеву по ряду причин не удалось довести свои изыскания до конца. Но ему было известно, что плечо и рука — сложнейшие объемы, и математические методы решения их покрытия дают сложнейшие уравнения.
Из практики мы знаем, что сделать удобный и красивый по посадке рукав не так-то легко. Это дает нам основание предполагать, что сложность применения математических методов к наиболее трудным участкам одежды — одна из главных причин сохранения старых систем построения чертежей кроя.
Их неточности исправляются примеркой, что допустимо лишь при индивидуальном изготовлении костюма.
А что происходит в интересующей нас области в наши дни?
Современный тип костюма, сложившийся в 20-х годах 20 века, прост и не облегает плотно всей фигуры .
Задача конструктора по существу остается той же — разработать чертежи плоскостной развертки поверхности одежды.
Массовое производство одежды растет с каждым днем.
И создание обоснованной и достаточно гибкой методики построения чертежей покроев становится одной из самых насущных задач.
Научный подход к ее решению объединил антропологов и математиков. Насколько этот союз будет плодотворен, покажет время...
----
В 1818 году лондонский закройщик француз Мишель
изобрел первую систему кроя.При построении чертежа автор делил половину обхвата груди на равные части – по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда.
Далее в каждом прямоугольнике проводились графические построения приближенных разверток деталей одежды.
Предложенный метод получил название «система трети», или «Дриттель».
Такой метод позволял создавать однородность покроя одежды для различных размеров.Это была первая «сетка» для графических построений чертежа конструкции одежды.
Уже в 1820-е годы появляются первые бумажные выкройки - патроны,
которые выпускала фирма Mrs. Smith в Лондоне, а затем фирма Madame la Poulli во Франции.Они были редкостью, и получить их было можно только через заказчиц, выписывающих туалеты из европейских столиц.
С 1850 года бумажные выкройки стали публиковаться в качестве приложения к журналу World Fashion.
С 1863 года выкройки стали доступны широкому кругу желающих. Американская фирма Butterick выпускала выкройки различных фасонов, и каждый – нескольких размеров.
Усовершенствование первого метода кроя привело к созданию
клеточной системы кроя.
В этой системе каждый прямоугольник из трех дополнительно разбивали еще на 6 частей. Разделив исходный рисунок на клетки с одинаковой стороной, можно пропорционально увеличивать или уменьшать этот рисунок.В 1831 году с введением во Франции метрической системы мер была создана
масштабная сантиметровая система кроя «Компейн».
Приняв 48 размер за основной, можно было пропорционально увеличивать или уменьшать данные измерений фигур всех остальных размеров.Чертежи конструкций строились с помощью масштабной ленты с ценой деления 1/48 от Сг (полуобхват груди).
Таким образом, цена деления была пропорциональна размеру фигуры.
Но эта система не учитывала размеров других участков фигуры, например, длину до талии, глубину проймы.
Эти методы давали приемлемые результаты только для условно-типовых фигур.
А для фигур с отклонениями изготовление выкроек требовало многочисленных примерок и переделок.
Наибольшее распространение в дальнейшем получили
координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа.
Эти системы не требовали сложных расчетов и предусматривали построение чертежа по отдельным точкам в прямоугольной системе координат.В 1841 году в Париже знаменитый портной А. Лавинь основал школу кроя «Гер-Лавинь» с мастерской.
Впоследствии эта фирма превратилась в знаменитую школу моды Esmod.
В 1847 он придумывает мягкую сантиметровую ленту
и начинает печатать буклеты со своим уникальным методом кроя.На Международной выставке в 1849 году он демонстрирует
еще одно свое изобретение – бюст-манекен.
В середине XIX века Михаэль Мюллер/Michael Müller (Германия) разработалтригонометрическую систему кроя M.Müller&Sohn,
содержавшую наибольшее количество измерений, в том числе дуговых.Это была одна из самых перспективных методик того времени.
С многочисленными изменениями эта система успешно применяется по сей день.
Усовершенствование перечисленных нами систем конструирования способствовало получению более точных методов создания «развертки» тела человека.
Их основы стали базовой частью интеллекта современных компьютерных систем проектирования (САПР) одежды.
Без сомнения, сегодня САПР является одним из важнейших инструментов конструктора."
-----------------------------------------------------------------------
Читайте так же.
Система построения "Мюллер и Сын". Пример методики конструирования на детской одежде.
Зарождение портняжного ремесла - общее кратко...
Зарождение портняжного ремесла - общее кратко...
Изменение фигуры человека в разные века. Изменение базовых лекал.
Книги по изготовлению одежды. Обзор. Часть 6:методика Мюллер и сын.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Дефекты посадки одежды
История брюк.Порты.шоссы и проч.Подлинники.Крой.
История портняжного ремесла в России
Беррисъ Карл.Школа кройки мужского и дамского платья 1906 год
Книга кроя мужского платья на кон. 19,нач. 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д...
Левитанус "Школа кройки и шитья" за 1915 год.История моды нач.20 в.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг.Подлинники,гравюры,картинки
Книга кроя брюк 1913 г.Мужская мода нач.20-го века.
Латанус: "Кройка мужского платья" 1928 год.
Руководство кройки и шитья корсетов 1916 г.Подлинники того времени
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 2.:1911-1930 гг. Фото.
Книги по изготовлению одежды. Обзор. Часть 6:методика Мюллер и сын.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Дефекты посадки одежды
История брюк.Порты.шоссы и проч.Подлинники.Крой.
История портняжного ремесла в России
Беррисъ Карл.Школа кройки мужского и дамского платья 1906 год
Книга кроя мужского платья на кон. 19,нач. 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д...
Левитанус "Школа кройки и шитья" за 1915 год.История моды нач.20 в.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг.Подлинники,гравюры,картинки
Книга кроя брюк 1913 г.Мужская мода нач.20-го века.
Латанус: "Кройка мужского платья" 1928 год.
Руководство кройки и шитья корсетов 1916 г.Подлинники того времени
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 2.:1911-1930 гг. Фото.
Здравствуйте СветЛана! Вы потрясающий специалист и энтузиаст дела! У вас замечательный блог! Я близкая подруга А. Васильева и работаю над кино проектом эпохи ампир. Нам необходимо изготовить или арендовать костюмы эпохи ампир (Война и мир) для киносъемки. Мундир кавалергарда и бальное платье и фрак для главных героев. Можете ли помочь или посоветовать к кому обратиться. Заранее спасибо! Жанна Дубска
ОтветитьУдалитьzanna.dubska@dubska.lv
Спасибо Жанна, за признание моих скромных познаний в ремесле портного.
УдалитьПо поводу проката гражданского костюма на ампир Вам лучше обратиться к одной из форумчанок клуба Сезон. Она участвует и сама шьет платья. Это Joys. Вот её тема на форуме: "О платьях ампирных замолвлю я слово" http://club.season.ru/index.php?showtopic=9653 .
Мундир кавалергарда Вам лучше заказать у Павла Алехина, вот его сайт с работами http://www.dicomp.ru/1812/buy/Alexin.html .
С уважением.
Светлана.
Светлана, большое Вам спасибо за быстрый отклик и за советы.
УдалитьСвяжусь с ними. Удачи Вам во всех делах! Блог очень интересный и нужный.
С уважением,
Жанна Дубска