23.6.13

ВОРОТНИК. Часть 1: Фрез, брыжи, раффы и др. до 18 в. История, МК, подлинники.


Стоит только написать в поисковике слово "воротник" и выйдут многочисленные ответы, крой, построение, моделирование этой части одежды.


ВОРОТНИК
 -

деталь одежды, которая, в современном понимании этого слова, отсутствовала на одежде вплоть до средних веков.
 Лишь в 13 в. в вырезе для головы появилась узкая полоска ткани, которая с течением времени превратилась в воротник-стойку.
 Воротники костюмов, платьев, пальто и др. изделий и сейчас могут быть самых разнообразных фасонов.

 Так откуда же пошел этот вид части нашей одежды?
и каким он был много сотен лет назад?

"Эволюция воротника. Воротник – часть костюма.

Форма его всегда соответствовала костюму и так же, как костюм, была определена стилем той или иной эпохи.

Уже в Древнем Египте встречается прообраз воротника – «должностное ожерелье» в виде небольшого полосатого оплечья.
Цвет полос обозначал род службы. Так, например, военные носили «должностное ожерелье» с красными полосами.

На Руси так же носили оплечье и проч. воротники.

В эпоху Возрождения в Венеции одежда была очень нарядной, но сдержанной по цвету.
Это широкий камзол из бархата с большим количеством живописных складок и широким шалевым меховым воротником.

В истории воротника интересна испанская мода Возрождения, с её громоздким и неподвижным придворным костюмом, подчеркивающим чопорность и надменность испанского королевского двора.

Воротники были отдельно надеваемыми кружевными разных форм, пришитые уже к одежде. Формы менялись в зависимости от моды и страны.

Прошло много столетий и мы так же пользуемся различными видами частей костюма воротников...

----

Несколько названий воротников разных периодов:

 Воротники костюмов, платьев, пальто и других видов одежды могут быть самых разнообразных фасонов.

Воротник а-ля Мария Стюарт - кружевной воротник на проволочном каркасе. Назван в честь шотландской королевы Марии Стюарт (1542-1587).

Воротник а-ля Шиллер - отложной воротник мужских спортивных рубашек 20 в , напоминающий моду времен знаменитого немецкого поэта И Ф Шиллера (1759-1805).

Воротник английский - из двух полукружий, стоячий, на каркасе. Появился в 16 в., пришел на смену фрезе. Иногда использовался вместе с фрезой.

Воротник - гольф - высокий мягкий воротник на женских вязаных и сшитых из ткани платьях (то же, что и «свитерный воротник»), плотно облегающий шею.

Воротник итонский - мужской отложной крахмальный воротник, широкий круглый отложной воротник на женском платье Назван по г Итону, где находится одна из девяти старейших престижных мужских средних школ Англии.

Воротник «отцеубийца», или фатермордер (нем.) - высокий, туго накрахмаленный воротник с отогнутыми концами - неудобный и мучительный. Был популярен в 1804-1825 гг., вернулся в мужскую моду в 1910-1913 гг.

Воротник «Питер Пэн» - плотно прилегающий к шее отложной воротник со скругленными концами. Вошел в моду в Англии после выхода в свет книги Дж Барри (1904 г) и постановки одноименной пьесы.

Воротник «поло» - высокий, при необходимости отворачивающийся воротник, плотно прилегающий к шее, деталь одежды для игры в поло (игра в мяч верхом на лошади).

Воротник саксонский - женский воротник эпохи Реформации. Жесткий, плотно прилегающий к шее, отделанный золотом.

Воротник французский - округлый, стоячий, на каркасе. Появился во Франции в 16 в. пришел на смену фрезе.

Воротник шалевый - имеет закругленную форму на спине и спереди сходит на нет к первой пуговице. Может быть цельнокройным вместе с полами или пришивным.

---------------------

ПОДЛИННИКИ:

Воротники 1610-1660 гг (17 век):



 и немного истории...

Эта часть нашего костюма стала настолько привычной и будничной, что замечается нами, пожалуй, лишь в тот момент, когда ее необходимо подправить. А между тем именно она играла когда-то почти мистическую роль.

Наши предки связывали наготу, обнаженность с незащищенностью, слабостью перед воздействием сил зла. А что может быть более незащищенным, чем нежная дамская шейка?
Но долгое время воротники выполняли почти исключительно утилитарную роль - защищали как от злых сил, так и от непогоды.

Особая декоративная и даже смысловая роль у воротников появилась во время расцвета так называемой испанской моды в XVI веке. В те непростые для Европы годы всеми средствами ковался величественный образ аристократии.

"шведский" воротник


Одним из таких средств как раз и оказался большой отложной кружевной воротник, который туго охватывал шею как мужчин, так и женщин.
Он был тяжелым, жестким, закрытым и прекрасно символизировал неприступность аристократии и ее незыблемое положение.

Кстати, испанская мода шагнула далеко за пределы своей родины.
Те или иные модификации подобных воротников (как и остальных атрибутов испанской моды) можно было увидеть в Германии, скандинавских странах, Франции.
Даже знаменитая самозванка Марина Мнишек на многих известных портретах изображается в нарядах именно с таким воротником.

воротник "рабат"

Большие испанские воротники, как ни странно, решительно способствовали культуре быта как таковой.
Когда в Испанию завезли из Америки картофель, такие воротники стали яростно крахмалить, что создавало определенные неудобства при еде.

И тогда очень к месту аристократия вспомнила об античном (изобретении) - вилке для еды - и дала ей вторую жизнь...


............................................................................

Воротники 17-18 вв:




Потом долгое время в дамских нарядах ведущую роль играли совсем другие предметы гардероба. Воротник как-то отступил в тень, вновь играя лишь утилитарную защитную роль.

А уже, в эпоху ампира и чуть позднее, и вовсе вспомнили о традициях античности и увлеклись глубокими декольте.

И только когда пришла эпоха haute couture, ее родоначальник вновь обратили пристальное внимание на богатейшие возможности воротников.

Так Чарльз Ворт в своих королевских платьях для приема (датированных 90-ми годами XIX века) использовал в качестве декоративного элемента именно большие воротники необычного силуэта с инкрустацией драгоценными материалами.

Воротник 19 в:


---------------------------------------------

 ВИДЫ ВОРОТНИКОВ 15-17 вв.



 Мода Европы создаёт жесткий стоячий воротник с рюшем у подбородка –

воротник «Стюарт».

Маленький рюш превращается в большой круглый жесткий складчатый воротник, сковывающий движения головы.

воротник "фреза"




Брыжи , фреза - воротники 16 век

Белоснежные брыжи, или фреза были признаком элегантности.
Их крахмалили, синили, плоили (особый вид глажения) щипцами.

Им придавалось такое важное значение, что французский король не брезговал собственноручно плоить свои воротнички.

Большие плоеные воротники бытовали среди зажиточных слоев населения.

Из Испании брыжи перекочевали во Францию, Англию, Нидерланды, где просуществовали до первой половины XVII века.

Брыжами называли кружевной воротник или, точнее, отделку той части рубашки, которая прилегала к шее.
 Впервые воротник появляется в Италии на рубеже XIII-XIV веков.
Тогда в моду вошли открытые камзолы, что сделало видимой рубашку, которая в ту пору считалась нижним бельем.

"испанский" воротник

Увидевшую свет горловину рубахи вначале украсили узкой полоской ткани или кружев, слегка выступавших над верхней одеждой и напоминавших воротник-стойку.
К началу XV века вырез на мужском костюме увеличивается, а воротник рубашки превращается в элемент украшения.

Кружева появляются не только вокруг шеи, но и на верхней части груди. Стремясь придать им изысканность и элегантность, мастера укладывают кружева аккуратными складками — гофрируют.
...

Перед надеванием гофрированную часть рубашки крахмалили и проглаживали горячим утюгом, отчего она становилась жесткой и красиво выступала из-под камзола. В то время подобные украшения носили только мужчины.
 Женщина должна была появляться в обществе только в наглухо закрытом платье.

Украшение рубашки кружевами приобрело такой размах, что в начале XV века магистраты (судьи) многих европейских городов принимали законы, по которым запрещалось появляться в обществе в гофрированных рубашках.

Но моду остановить нельзя. С 1530-40-х года брыжи становятся общепринятой одеждой как мужчин, так и женщин.
Особенно широкое распространение они получают в Англии, где воротник, впрочем, как и другие части одежды, например рукава, лиф, манжеты, представляли собой отдельные элементы, как детали в детском конструкторе.
Из них и собирался очередной наряд.


Английским портным удалось превратить маленькую оборку на стойке рубахи, как пишет Алла Чернова в книге «Все краски мира, кроме желтой…», в подобие невероятного кружевного жернова, лежащего по плечам на тростниковом каркасе или подпирающего подбородок и уши.

Это накрахмаленная фреза, или рафф, достигавшая у англичан тридцати сантиметров в радиусе.
Существует мнение, что огромные воротники послужили причиной изобретения вилки, которая вошла в обиход с конца XVI века.


Раффы 

в Англии носили как мужчины, так и женщины.
В дамских нарядах могли присутствовать одновременно два воротника — собственно фреза и стоячий воротник из кисеи.
 Оп имел форму сердца или подковы и был натянут на металлический каркас.
Таким двойным воротником отделано траурное платье Марии Стюарт на портрете кисти неизвестного художника. Причем манжеты на рукавах повторяют форму воротника.



Итак, круглый кружевной воротник, называемый англичанами раффом, надевался поверх камзола и прикреплялся к нему несколькими пуговицами или крючками.

Во Франции английские воротники вначале успеха не имели.
Но вскоре ситуация изменилась. Известно, что Екатерина Медичи, французская королева, родившаяся Италии, выписала из Венеции мастера Винциолло. Поселившись в Париже, он открыл мастерскую и принялся изготовлять ажурные шелковые воротники, напоминавшие брыжи.
Завезенные из Англии в Голландию жесткие воротники не только вошли в моду, но и стали обязательным компонентом повседневной одежды.
Их продолжали носить вплоть до середины XVII века, когда в других странах они уже давно вышли из употребления.
Голландцы, в отличие от англичан, крепили его на специальном металлическом каркасе.


После 1580 г. голландская фреза также получила название «мельничный жернов» (ее можно увидеть на картинах Рубенса).

Кружевные брыжи были распространены и в Испании.
 В 1560 году воротники испанских аристократов достигли таких размеров, что на их изготовление уходило по несколько локтей тонкого полотна.

Иногда ткань располагалась вокруг шеи в два и даже в три яруса. По внешнему краю воротник обшивали тонкой золотой нитью и могли придать ему форму зубчиков, на которые нашивались кружева.

В 1615 году немецкий дипломат Ф.Мессершмидт с иронией писал, что испанские брыжи иногда стоят дороже целого платья.
Надеть наряд с таким воротником было непросто. Процесс облачения выглядел так: двое слуг держали воротник, а третий с разогретыми гофрировальными щипцами стоял рядом, чтобы тотчас выровнять помявшуюся складку.


Чтобы воротник дольше сохранял свою форму, в него даже вшивали тонкие металлические проволочки.
Очевидно, что такой воротник не мог долго оставаться модным.

Уже в начале XVII века в Испании входят в повседневный обиход широкие отложные воротники, пришивавшиеся к рубашке. Они выпускались из-под камзола и свободно лежали на плечах.
Мода пришла из Франции, где такие воротники являлись даже частью военной формы.

В частности, королевские мушкетеры, отправляясь во дворец в караул, обязаны были надевать рубашку с накрахмаленным кружевным воротником.
Сложность кружевного узора, располагавшегося по его краю, зависела от чина. Рядовые мушкетеры могли носить только один ряд кружев, лейтенант — два, а капитан — три.


В России мода на брыжи появляется лишь в XVIII веке, когда в результате петровских преобразований входит в обиход одежда европейского покроя.
 В двадцатые годы XVIII века брыжи становятся частью военной формы высших военных чинов.

Но уже во время царствования Екатерины II брыжи исчезают из военной формы и сохраняются лишь в штатской одежде. Однако в конце тридцатых годов XIX века, после изменения силуэта военной формы, кружевные брыжи вновь возвращаются в армию.

Правда, на этот раз они были почти сразу вытеснены жабо — кружевным украшением в виде оборки, пришитой параллельно пуговицам на рубашке.
источник


Накрахмалевание воротников XVI века и критика современников того времени

Филип Стаббс - пуританин 16 века гневно осуждает в своем произведении - диатрибе "Анатомия пороков" и сам воротник и высказывает свое негативное отношение к моде с этим аксессуаром в одежде.

Хуже всего, по мнению Стабса, "огромные и ужасные воротники", порой еще и накрахмаленные. Он очень подробно описывал как этим воротникам придавалась форма с помощью разогретых палочек, которые заворачивали во влажную ткань.
О крахмальных мастерских он пишет, что это места, "освященные Вельзевулом и Цербером, покровителями больших воротников".

Крахмал начали использовать в 60-х годах XVI века, что позволило носить гофрированные воротники гигантских размеров.


Т.к. в Европе постоянно выходили законы-регуляторы о моде и роскоши, то и воротники не стали исключением и о них упоминались в соответствующих декларациях, пытаясь как-то запретить перегибы модников и модниц с этим аксессуаром.

Декларации появлялись много раз против "возмутительных" двойных воротников (1562) и "воротников чрезмерной длины и глубины" (1577 и 1580 гг).

Не довольствуясь лишь крупным размером, некоторые , пишет Стаббс, носят их "отделанными по всей поверхности шелком и как бы невзначай украшенными золотом и серебром или другой роскошной тесьмой немалой цены."
Даже не накрахмаленные гофрированные воротники были противником моды Стаббсом раскритикованы как пример уродства:"они ходят туда-сюда по ветру, как летающие в воздухе тряпки, лежат на плечах, подобно грязному кухонному полотенцу".

/Э.Рибейро "Мода и мораль"/

--------------------------------------------

К середине XVI века женщины начали носить вместо фрезы стоячий на каркасе веерообразный кружевной воротник – воротник «Медичи».
 Он имел различную форму: округлую во Франции, форму двойного полукружья в Англии.
Похож на воротник рабатто...

воротник "Медичи"



Прошло время...
И постепенно брыжи перестают носить, их сменяет в двадцатых годах XVII века большой отложной или шведский воротник, обшитый кружевами или целиком кружевной.

Без кружев носили воротнички протестанты и гугеноты. В народном костюме кружева так же отсутствовали - элементарно, из-за отсутствия средств на их приобретение.
В пятидесятых годах XVII века стали носить парик. Воротник изменяет форму.

  Рабато воротник – 

это небольшой сзади воротник на проволочном каркасе или на китовом усе  с прямоугольными концами впереди, иногда с широкой кружевной полосой.
Он был в моде как у женщин , так и у мужчин с 1580 по 1635 годы.

Вот как описывает модницу того времени сатирик 16 века Марстон:

" Её маска, свободное платье
яркая блестящая диадема.
Рукав с разрезом, жесткая планшетка ,
вздутые фижмы-
Все это делает её столь ангельским созданием.
Увы, её душа - украшения вокруг ее шеи,
её разум заключен в её рабато
Вся она - притворная любезность,
одна лишь одежда и жеманная строгость."

Мы видим в этом стихотворении упоминание рабато- высокий кружевной воротник на каркасе, который носили и женщины и мужчины, - альтернатива существовавшим тогда гофрированным воротникам.

Вот что пишет Филип Стабс ( 1555-1610 - священнослужитель, памфлетист) в своем произведении "Анатомии пороков":
"..огромные воротники и шейные платки из голандского, лонского, камбрикского" полотна, котрые накрахмаливают и в которые засовывают "каркасы...Годыни".
Некоторые женщины носят несколько воротников, которые "необычайным  образом уложены и украшены...полны золотой, серебряной и шелковой тесьмы... по всей поверхности покрыты вышивкой, испещрены сверкающем солнцем, луной,звездами, и много там чего прочего, странного для взора".

Тонкое кружево, привезенное в Англию в середине 16 века из Фоандрии и Италии, придавало воротникам и чепцам особый колорит.

Отложные воротники


Увеличение размеров парика сделало съемный воротник ненужным; его заменил галстук из белой материи с кружевными концами у мужчин...


-----------------------------

В эпоху Возрождения не было ни фотоаппаратов ни гаджетов, но зато сама живопись так ярко запечатлевала людей и их наряды так четко и точно, что по ним для нас сейчас для реконструкций костюмов того периода это хорошая помощь.
Например, смотря на портреты

Паулюса Морельсе (1571-1638)

 рассматриваемый на этой странице часть костюма - воротник очень точно можно рассмотреть на картинах этого художника:



---------------

Воротники 16-17 вв:






Кружевные воротнички 19 век:



-----

Лишь в конце XVIII столетия во Франции, а затем и в других европейских странах входит в обиход английский суконный фрак с отложной воротник с цельнокройной стойкой или стояче-отложной .

Английский костюм XVIII века – костюм преимущественно гражданский. Английский костюм создавался под воздействием борьбы двух направлений в английской культуре – прогрессивно-буржуазной и консервативно-феодальной.

После английской революции 1640 года королевский двор уже не играет первую роль, и моды создаются буржуазией. Английскому стилю в костюме свойственно стремление к простоте, преобладанию прямых элегантных линий.

Стояче-отложной воротник с отворотом называют английским, как в то время называли английскими высокие шляпы с полями (прообраз цилиндра) и сапоги с отворотами из жёлтой кожи.

Стояче-отложной воротник и по сей день – один из самых популярных. При всех капризах моды стояче-отложной воротник с острыми уголками всегда изящен, поэтому его называют классическим.

-------------------------------------------------------------


----------------------------------

15-16 век-воротники.






 ................................................

Воротники XVII  век - Европа.












----------------------------------------------------------------

Пошив воротника на 16 -17 века.- разные МК:

мк брыжи-воротника:

Брыжами 

называли кружевной воротник или, точнее, отделку той части рубашки, которая прилегала к шее.







 картинки: источник

---------------------

Фреза изготовление:


 



на швейном форуме клуба "Осинка"


----

 МК как сделать подобный воротник - "Медичи"

- на английском языке.👇



и т.д. по источнику

------------------------------

Воротники с подлинников второй половины 19 века:


Очень хорошо видно, что мода на воротники 16 века вернулись на короткое время в XIX веке.
Однако изменилась сама обработка воротников в связи с изменением как моды, так и самого производства пошива одежды.

Эти воротники внутри дублировались разного изготовления прокладками, а  во швы  как ребро жесткости вставлялись косточки, проволочки или китовые усы как в корсеты.







24 комментария:

  1. сууууупер! материала тут хватит на несколько постов ;) а все в куче немного тяжеловато читать... и как подписаться на ваш блог?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Ленча.
      Спасибо,что заглянули на огонек...
      Понимаю, что информации много,но зато каждый может найти ответ на любой свой вопрос.
      Данный мой основной блог представляет собой вид большой энциклопедии-справочника.
      Так же в дополнение,но уже с короткими постами мною создан сопутствующий блог:Маленькие хитрости портняжного ремесла.В этом блоге уже рассматривается маленькие вопросы конкретно.Ссылку на этот блог можно увидеть справа от записей.
      К сожалению подписка на мой блог со странице самого блога изчезла.Выясняю с разработчиками почему...((
      Однако, по поисковику можете подписаться другими способами,введитя вопрос: как подписаться на блог в блоггере.

      С уважением.
      СветЛана.

      Удалить
    2. Ленча, с правой стороны у каждой страницы есть список Постоянных читателей.А под ним подпись: подписаться.нажимаете н аэту подпись и Вы подписаны на мой блог.

      Удалить
  2. Спасибо огромное! Шикарная статья)))

    ОтветитьУдалить
  3. Случайно попала на эту статью, искала название воротника на царской одежде.... обалденный материал! Огромное БлагоДарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго дня,Татьяна!
      Благодарю за комплимент!

      Удалить
  4. Спасибо вам! Материал просто супер и все в одном месте - это бесценно. Давно искала хорошую статью и вот она. Вам вдохновения и хорошего продолжения вашего дела. Еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Елена.
      Спасибо за отзыв! мне очень приятно,что мой скромный труд нужен людям.

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  5. СветЛана! Вы - чудо! Столько бесценной информации в одном месте. Огромное Вам СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  6. Пожалуйста.И Вам спасибо,что заглянули на огонек.
    Заходите еще.

    ОтветитьУдалить
  7. Светлана, благодарю Вас, за бесценную информацию. Сколько времени и труда - низкий поклон!

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый день.
    И Вам спасибо,что заглянули на огонек!

    ОтветитьУдалить
  9. Ирина Брумарецкая13 ноября 2019 г. в 00:20

    Неожиданно для себя, но к большому счастью попала на эту статью. Огромная благодарность за ваш труд! Это очень интересно и пригодится в работе.

    ОтветитьУдалить
  10. Добрый день,Ирина.
    И Вам спасибо за отзыв. Заходите, всегда рада новым знакомствам!

    ОтветитьУдалить
  11. Доьрый день! а что за книга на английском языке - фото вы используете по тексту про воротники?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день и Вам.
      Что за книга сейчас вот так навскидку сказать не могу. По-моему в моей он-лайн библиотеке она есть.
      Как только наткнусь на неё,сообщу.

      Удалить
    2. Вот все части книг:
      Janett Arnold Patterns of Fashion The cut and construction of clothes for men and women 1560-1620
      Описание, выкройки и конструкция одежды

      Janett Arnold Patterns of Fashion 1 Englishwomen’s dresses and their construction 1660-1860
      Описание, выкройки и конструкция женской одежды

      Janett Arnold Patterns of Fashion 4 The cut and construction of linen shirts, smocks, neckwear, headwear and accessories for men and women 1540-1660
      Описание, выкройки и конструкция белья и воротников
      --------------
      На днях сделаю страницу с обзором все этих книг и адрес поставлю для скачивания на своем ресурсе.

      Удалить
  12. Огромное спасибо за подробную информацию! Третий день читаю ваши статьи, не могу оторваться. Столько всего полезного для себя узнала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, что заглянули на огонек! Подписывайтесь (справа см.)и будете читать новые статьи первой!

      Удалить
  13. Спасибо большое за статью, очень ценный и интересный материал. Занимаюсь техникой плетения Фриволите.🌿🤗

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада за Вас! Это очень красивое рукоделие.

      Удалить
  14. Спасибо. С наслаждением прочитала. Но еще буду возвращаться. Все не умещается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,что заглянули на огонек!
      Согласна с Вами, - информации много, зато в одном месте...

      Удалить