Шляпа - это такой элемент одежды, "которого вид и названия меняются ежедневно",
- писал В. Даль (1801-1872)
Сейчас мы уже понимаем, что дамская шляпка является дополнение к костюму, как и перчатки, зонты и проч. Дополнения, так же как и отделка являются компонентом образного и стилевого решения костюма. При помощи дополнений подчеркивается назначение костюма (нарядный, деловой, сезонность), атак же выявляются индивидуальные черты человека. Головной убор как бы завершает силуэт, усиливая впечатление статики или динамики всей формы.
Только в античные времена головной убор имел чисто практическое значение: им накрывали голову от солнца или дождя. Обычно же греки и римляне ходили без головных уборов. В средние века это уже прежде всего украшение, и даже предмет роскоши. Шляпы принимали самые разнообразные формы, отделывались мехом, перьями, драгоценными камнями.
Ношение их считалось обязательным , и даже в 19 веке говорили:
"Если леди не при шляпке, - значит это не настоящая леди!"
-------------------------------
"Приехав с женою в Петербург, которого ни я , ни она родясь еще не видели, захотелось нам побывать в нем везде и посмотреть на все. Вследствие сего намерения, на другой же день нашего приезда предположили мы начать осмотр свой с храма Казанской Богоматери:
"...а оттуда, молвила моя жена, - душенька, заедем в магазин мадам А..."
На первое предложение, как на богоугодное, я согласился с удовольствием, но при втором, признаюсь чистосердечно, от с страху я невольно затрепетал, лоб мой покрылся морщинами и брови нахмурились... Жена моя..., приметив, что я готовлюсь противоречить ей, подскочила ко мне и так нежно, так сладко поцеловала, что все мои морщины, подобно тучам от дуновения ветра, исчезли, и я приказал Трифону надеть свою ливрею и с запяток указывать кучеру дорогу.
Едва мы проехали несколько сажень по Невскому проспекту, как жена моя вскричала:
"Ах, друг мой, посмотри, какая бесподобная шляпка! Заедем, пожалуйста!" - Что ты! в уме ль? Разве позабыла, что мы не отслужили еще молебна! - "Друг мой, ангел, утешь же меня! Ну, сам посмотри: что за шляпка на мне! как я буду стоять в Казанской Я сгорю от стыда!"
Она проговорила это с таким жаром и так громко, что проезжающие и проходящие оглянулись на нас. Боясь, дабы жена моя не заговорила еще громче, я поскорей приказал поворотить сани и привез её в магазин.
В девяностые годы 19 века в моде происходит еще большее разделение костюма как по назначению, так и по классовой принадлежности общества. Все более женщин начинает работать на предприятиях, заниматься наукой, искусством, политикой.
Поэтому общий характер одежды становится более строгим и деловым. Входит в моду "английский" костюм. Женщины продолжают заниматься различными видами спорта, принятыми обществом как ранее, так и новыми видами - велосипедным, конькобежным, теннисом и др. Появляются специальные костюмы для всех видов спорта.
Основной формой одежды является платье. Прямые плечи, высокий стоячий воротник, линия талии несколько занижена. Рукава в течении десятилетия меняли форму, но вес они были расширены в верхней части и заложены у плеча в складки или сборки. Юбка плавно расширяется книзу.
Дополнением к костюму служили длинные бусы, цепи, веера из перьев на шнурке вокруг шеи, лорнеты, боя, перчатки, маленькие сумочки на длинном шнурке, летом - кружевные зонтики.
Типичным костюмом работающих женщин являются юбки и блузки.
Верхняя одежда разнообразна. это накидки, пелерины, ротонды, пальто разной формы.
Представьте вводить в моду на шляпки тем дамам, которые не особенно бояться осуждения, даже игнорируют всякое мнение, преследуя лишь цель чем-либо выдвинуться и обратить внимание мужчин. Редко что-либо так скоро приглядывается, как шляпка; поэтому элегантным женщинам советуем лучше иметь для сезона несколько простеньких шляпок, нежели одну дорогую."
Зимние шляпы для улицы были маленькие - токи (иногда с завязками) и шапочки. С визитным туалетом носили шляпы с небольшими полями то прямыми, то опущенными по сторонам, то приподнятыми спереди или с одной стороны. Отделывали их страусовыми перьями, эспри, цветами, бантами, кружевом.
Чтобы шляпы с полями можно было (по моде второй половины 1890-х гг) носить сдвинутыми на лоб или на одну сторону, под край тульи сзади или правой стороне пришивали вырезанную полумесяцем подставку, обтянутую бархатом, иногда сверх него декорированную мелкими цветами или рюшем
"С дамскими шляпами были связаны и несчастные случаи. Дамы носили длинные волосы и большие прически. Чтобы шляпа держалась на голове, её прикалывали к волосам длинными булавками длинной тридцать и более сантиметров. Бывали случаи, когда в тесной толпе острые концы этих булавок царапали лица соседей и даже выкалывали глаза. Позже было издано административное распоряжение, чтобы эти булавки продавались только с наконечниками, но они часто терялись, и несчастные случаи повторялись."
ПОДЛИННИКИ дамских шляпок конца 1890-1900-х гг.
Источники для статьи:
- "История костюма", Дж. Нанн, 2005,
- "Энциклопедия моды", Андреева Р.П., 1997,
- "Русский костюм 1890-1917", 1972,
- "Театральный костюм", Градова, Гутина, 1976,
- "Костюм в русской художественной культуре", Р.М. Кирсанова, 1995,
- "История костюма", И.В.Киреева, 1970.
- Соцсети: liveinternet, metmuseum, augusta-auction, pinterest, РГБ и др.
-----------------------------------------
ДОПОЛНЕНИЕ:
Книга: по изготовлению шляп 1899 г. и журнал "Модистка", где публиковались изображения и описания шляп за весь 1892
----------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий