14.1.13

Викторианская эпоха.Часть 1: Вступление, подлинники, крой по журналу 1863 г.

ЧАСТЬ I

ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА -

это период правления в Англии Виктории, королевы Британской империи (1837-1901), Ирландии и Индии. Викторианская эпоха представляется неоднородно, поскольку характеризуется стремительными изменениями во многих сферах жизни общества: технологические, демографические сдвиги, изменения политического и социального восприятия.

Викторианская эпоха , особенно с середины XIX века, - это расцвет во всем и во всем перебор, т.к. все новое еще не обросло законами о его границах и правилами, а старое еще не забылось. От того и считают многие историки, что это клубок противоречий. Ведь это время самых смелых открытий и самых осторожных нравов; время, когда человек был максимально свободен и при этом спутан по рукам и ногам густой сетью правил, норм и общественных договоров. 

Это время самого фальшивого лицемерия и самого смелого движения мысли, время безупречной рациональности и чепухи, возведенной в ранг добродетели, и особенно в Англии. Англии, которая всеми силами старалась удержать свою неповторимость и не идти на поводу у тех же французских мод и обычаев...

Так выглядит кринолин-каж 1860 года. Платье натягивается на него с помощью специальных приспособлений, и для этого требовались услуги горничной.

В Викторианскую эпоху, в середине 19 века, женский силуэт стал гиперболизованным, кринолин стал шире, достигнув апофеоза в 1859 году, и лишь в 1868 году начал переходить в турнюр. Респектабельным женщинам полагалось большую часть времени находится дома и заниматься домашними делами. В стихотворении Ковентри Патмора (1823-1896) "Ангел в доме" воспевается женская природа Викторианской эпохи (1854-1862).  

****
Прототипом героини поэмы - добродетельной Онории послужила жена поэта, Эмили.
За последние полвека возродился интерес к поэме Патмора, который в значительной степени проистекает из интереса к различным аспектам викторианского образа жизни. Стихотворение часто изучают в первую очередь из-за его чистого и глубокого взгляда на обычную жизнь среднего класса в викторианской Англии.
*******



Поэт называет женщину "домашним ангелом", чья основная задача - следить за домом, где сам образ - это добродетельной, услужливой, преданной, любящей и самоотверженной. Женщина в поэме предстает как восхитительное, иногда "очаровательно-капризное дитя". 
Женский образ, созданный Патмором, нельзя считать абсолютно оригинальным: с одной стороны, он был подготовлен обширный предшествовавшей литературной традицией, с другой - влияние на него оказало философская концепция "разделения сфер", которая закрепляла за женщиной строго определенное место и запрещало вторгаться в мужскую сферу общения и развития. 
И как результат: на фоне технологического прогресса, развития промышленности и расширения Британской Империи жизнь женщин оставалась чрезмерно ограниченной и регламентированной.


Феодальные узы и древняя социальная иерархия сменилась буржуазией, власть которой заключалась уже не во владении землей или местом при дворе, а в коммерции и предпринимательстве. Дальнейшее бурное развитие к середине 19 века капитализма привело к смещению акцентов на отношении к допустимым формам мужского и женского поведения.


*******

В журнале "Модный магазин" за январь 1862 года была напечатана немецкая легенда, точно характеризующая постановку общества того времени, где сельчанка Гретхен попадает во сне на рынок фей, которые торгуют всем самым лучшим и красивым за волосок, и где она накупает нарядов, украшений и не замечает как остается без волос, и её охватывает стыд; однако проснувшись, она понимает, что все это - её фантазии.

РЫНОК ФЕЙ

Поверьте, что в наше корыстное время
И в наш положительный век.
Красавицы-феи промышленность ценят
Не менее, чем человек.

Поверьте, что им уж давно надоело
Малюток-принцессок крестит
И в тыквенных чудных своих колесницах
По воздуху ночью парить.

И даром на всех перекрестках кружиться,
Волшебный водя хоровод...
Нет!.. феи расчетливей стали торговок,
И рынок заводят раз в год...

******


Внешнее (визуальное) разделение по занятностью и обязанностям в обществе мужчин и женщин сказывалось на костюме: мужчины носили одежду темных оттенков, с утонченными линиями образцового покроя; женщины стесненные в своих движениях корсетами, были облачены в многослойные тяжелые наряды с богатой отделкой. Великолепие женщины той эпохи как символ вынужденной праздности было живым олицетворением демонстративного проявления богатства супруга.

Не смотря на это в России, например многие продвинутые мужчины того времени не придавали женщинам второстепенную роль, а наоборот, утверждали, что без них не было бы и мужчин с их достатком.
"...Вот мое верование: я заявляю его ясно и громко. Пусть каждый сделает тоже! Пусть меня оспаривают, я отвечу: "Мы живем в такое время, когда должно выставлять свое знамя. Я думаю, что мы не избавимся от гнетущих нас затруднений, если женщины, или женщины, не вступятся, с кротким и убедительным могуществом своего гения, в наши шумные споры, в наши состязания, в лабиринт, где мы блуждаем. Мы ясно видим цель, к которой стремится человечество, но не найдем дороги, если захотим идти одни, с нашими мужскими страстями, с нашей мужской гордостью: нам должны указать путь женщины, должны сказать свое мнение о том, что нас занимает и заботит", - писал один современник в 1861 году в одном из модных журналов.



******

Кстати, самыми продаваемыми изданиями в викторианской Англии были:

а) Библия и назидательные религиозные брошюры;

б) книги по этикету;

в) книги по домоводству.

Многие из которых были переведены на русский язык и изданы в Российской Империи.

*****



---------

Это интересно: из жизни той эпохи

*****

В Англии в период правления королевы Виктории всячески старались блюсти этикет и не допускалась нагота в любом виде — как душевная, так и физическая. И это касалось не только людей, но и вообще любых явлений, что было порой явным перебором, а сейчас вообще вызывает в нас смех. 

Вот что пишет Кристина Хьюджес, автор книги «Повседневная жизнь в эпоху Регентства и в викторианской Англии: «Конечно, то, что викторианцы надевали на ножки мебели панталончики, чтобы не вызывать в воображении неприличной аллюзии на человеческие ноги, — это фраза-анекдот. Но правда состоит в том, что они действительно не выносили ничего открытого, голого и пустого».

******



*****

Платья начиная с середины 19 века и до начала века ХХ-го были очень длинными.
В письменном свидетельстве 1891 года за авторством леди Харбертон указано, что за время короткой прогулки по Лондону подол ее длинного платья собрал в себя: два сигарных окурках, девять сигарет, кусок свиного пирога, четыре зубочистки, две шпильки, ломтик кошачьего корма, половину подошвы ботинка, плитку табака (изжеванную), солому, грязь, клочки бумаги и бог знает что еще. 

***********











-------------------------------

Крой по журналу:
Журнал мод Вены, 1863 год

























--------------------------

Продолжение следует...

--------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Выкройки моды 1660 г по 1860 г. Крой, Подлинники,Реконструкция
Одежда 1860-1900 г. Крой по книге 1892г,Подлинники.реконструкция.

2 комментария:

  1. Хотела давно сказать вам огромное спасибо! Трудно переоценить ваш труд по работе с историческим костюмом, равно как и практические подсказки для реконструкции, пользуюсь Вашим блогом, как учебником! Низкий поклон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Эльвира!
      Заходите, немного позже будут еще новые публикации-статьи.Пока времени нет.
      С уважением и благодарностью,
      СветЛана.

      Удалить