Из ранних страниц о женщинах - воинах мы с вами уже узнали о многих женщинах из Европы , Востока и Азии до 20 века.
ЖЕНЩИНЫ -ВОИНЫ. Часть 1: древний мир: амазонки, самураи
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 2: XI - XVI вв.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 3: + войны 17-нач.19. вв
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 4: XVII - XIX век. Европа.
На этом повествование о них прерываю, ну хотя бы потому,что цель моя изначально была: плавно подвести вас, дорогие мои читатели, к женщинам, участвовавшим в Великой Отечественной войне(далее - ВОВ) 1941-1945 годов. А точнее: во что их одевали в СССР в РККА (в Красной Армии).
Понимаю что, как истинная женщина, сначала веду рассказ, а уже потом - подвожу итог, не то что мужчины: сначала скажут итог, а потом уже начинают объяснять все подробно...)
Да, мы разные с мужчинами. Это правда. Нас так устроила Матушка-Природа.
И именно от того мужчины рождаются воинами изначально, а женщины - вести очаг домашний, рожать детей, заботиться о муже.
-----------------
Народ наш в древней Руси был всегда внутренне свободным, вольным. Были свои обычаи, правила жизни.
А так как Русь-Матушка всегда славилась огромными просторами и богатствами и земными и природными, то и завоевать и отнять у нашего рода всегда не было отбоя от желающих.
То татары нападут, то Китай, то еще кто-то.
А это значит, что и воинов у нас было предостаточно, и , конечно же, в критические моменты в строй вставали и женщины.
За правое дело, за земли, за мужей, за детей вынуждали и обстоятельства браться за оружие особые правила того или иного рода-племени.
В первом своем повествовании мною уже были отмечены славянские амазонки, продолжу...
-------------
Не удержишь в затворенной келье -
Мне туда, где за взмахом орла
Понеслась с соловьиною трелью
Из кленового лука стрела.
Мне туда, где звенит о шеломы
Быстрых сабель отточенный свет,
Где со смертью так близко знакомы.
Словно братствуют тысячи лет.
Где ветра на кургане забытом
Колыхнули соленый ковыль...
Мне туда, где звенит под копытом
Русских песен далекая быль.
/А.Белянин/
В России образ женщины-воина имеет давнюю традицию.
Былины, которые дошли до нашего времени, свидетельствуют о воинственных богатырках, которые сражались с врагами русской земли, вступая в единоборство с мужчинами.
Карамзин Н.М. (1766-1826) в одном из своих сочинений "Предание веков" пишет, что уже в 626 году древние византийские летописцы свидетельствовали, что при осаде Константинополя греки находили между убитыми русичами женщин в боевых доспехах.
Немирович-Данченко в книге "О русских женщинах" пишет о том, что "первобытные славянки неожиданно пугали врагов во время боя, неистово, с мечами в руках врываясь между сражающимися".
Русский писатель В.Классовский подчеркивал, что "не было еще и нет науки, области деятельности и такого искусства, к которым женщина, потому только , что она женщина, доказательно неспособна".
Женщин-воинов называли "поляницы".
В дальнейшем мужчин стали называть богатырями, а вот за женщинами их прозвище так и осталось и держалось долго.Смею предположить,что это прозвище пошло от слова "палица" - одного из видов оружия воина древности,хотя многие утверждают, что от слова "полякование" по названию одного из обычаев: воин в одиночку выезжал в чистое поле и искал в степи "поединщика" под стать.
Из былины "Илья Муромец и дочь его":
...Едет поляница удалая.
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора.
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее.
Одною рукою палицу подхватывает.
Как пером-то лебединым ею поигрывает.
История участия женщин Руси в ратных делах берет свои истоки еще со времен княгини Ольги (древнерусское - Вольга, 920-969 гг), которую в "Книге Степенной царского родословия..." называли "праматерью всех князей русских.
Она вместе со своим мужем - киевским князем Игорем - была участницей многих военных походов.
А после его гибели имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военную политику непокорных соседей.
Она первая из правителей приняла христианство.
Один из летописцев через 140 лет после её смерти написал:
" Была она предвозвестницей христианской земеле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычникв, как жемчуг в грязи".
Русские женщины были участницами Мамаева побоища.
В битве на Куликовом поле-одним из самых тяжелых и кровавых сражений тех времен, после которого иго было свержено, особенно отличились ростовские полки, в которых сражались наряду с мужчинами переодетые в доспехи женщины.
А.А. Титов в краеведческой энциклопедии "Ростовский уезд Ярославской губернии" пишет,что в XII веке дочь воеводы Фил, который служил у князя Юрия Долгорукова, по имени Фекла, была "на войне лютя и храбра, а в миру вестма добра..."
Известно, что накануне сражения на Поле Куликовом великий князь Димитрий Иванович объезжал сошедшиеся на битву полки, и когда дошла очередь представиться Дарье Ивановне Ростовской, то она назвалась сыном князя Ивана Ростовского - Дмитрием.
Участниками Куликовской битвы (Мамаево или Донское побоище, состоялось 8 сентября 1380 года) были, по крайней мере, три Ростовских княжны: Феодора Ростовская, Дарья Ивановна Ростовская и Дарья Андреевна Ростовская, дочь главного Ростовского воеводы князя Андрея Федоровича.
Князь Андрей Федорович проживал в семнадцати верстах от Ростова в селе Пашино и был участником многих сражений. Дочь его - Дарья самовольно уехала перед сражением из дома, переоделась в мужскую одежду и встала в строй с мужчинами.
Обмана никто и не заметил.
Дарья со своим возлюбленным, ростовским князем Иваном Александровичем, за которого она позже вышла замуж, храбро сражалась как простой воин, ничуть не уступая ни в чем воинам мужского пола.
Наряду с Ростовскими девушками А.А.Титов повествует нам о Феодоре Пужбальской, дочери
князь Иван Ивановича Пужбольский-Верши из деревни Пелеева, что так же рядом с городом Ростов. Княжна Феодора последовала на смертный бой с татарами за своим возлюбленным, князем Василием Дмитриевичем Бычковым, в числе дружины Дмитрия Донского.
Князь Василий пал на Куликовом поле смертью героя, а княжна Феодора с тяжелыми ранениями, была привезена в Пелеево ростовским князем Василием Васильевичем Ласткой, где и скончалась.
Русские воины-мужчины имели в лице своих невест и сестер не только заботу и верность, но и крепкий тыл, что конечно же, влияло и на исход любого сражения.
------------------------------------------------
Само летописание на Руси было дело политическое.
Они объединяли в себе черты не только исторических хроник и духовно-нравственных поручений, но и пламенную публицистику.
"Летописание имело целью проведение определенной четкой идеологии, формирование общественного мнения.
В нем усматривался источник политической мудрости и духовного совершенства....
Многие князья пали духом, всепоглощающий страх перед злой непобедимой силой Орды парализовали волю.
Надо было бодрить их, вселись в них веру в победу, а самое главное - истребить страх" - так писали последующие поколения историков.
Для нас же, потомков тех воинов, летописи - это еще одни интереснейшие источники изучения истории и обычаев наших корней...
-----------------------------------------------
Русские летописцы сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне городов, осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками.
Русский историк Василий Потто писал о казачках: "Женщина, вечная труженица в мирное время. в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и её отец. муж, сын или брат".
С детских лет казачек учили не только женским премудростям, но и ездить на лошади и драться.
Из них воспитывали не только хорошие жены, матери, хранительницы очага, знавшие любую работу по дому и рукоделию, но и мужские обязанности.
До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая военные премудрости, например: езду на лошади.
Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и ловко владеть арканом, луком и самопалом.
Сами мужчины-казаки постоянно участвовали в стычках и тех или иных сражениях, уходя из дома. И дом они оставляли на женщин. А XVII век - это один из смутных времен был.
Тут и Лжедмитрий и восстание Болотникова, взятие Азова, турки ... и многое другое...
Поневоле, чтобы выжить в подобных условиях, женщинам нужно было уметь защищаться.
4 декабря (21 ноября по старому стилю) казаки отмечают День матери-казачки, выпадающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Учредила же "бабий праздник" императрица Екатерина Великая в честь победы в битве за станицу Наурскую.
В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок.
Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин.
Как они отчаянно приняли бой и сражались описал моздокский комендант: "Иные с ружьями, а прочие с косами...из баба оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем".
Женщины перетаскивали пушки, били картечью, варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел , если верить преданиям, даже чан "кипящего свиного супа"...
Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник.
-------------------------
В России первый документ, касающийся службы женщин в армейских подразделениях, зафиксирован во времена правления Петра I. В 1716 в воинском Уставе (гл.34) было закреплено право женщин на службу в армии в военных госпиталях в качестве вольнонаемных:
...
Глава тридесять четвертая: O полевом лазарете [или шпитале]
Понеже рядовые салдаты в поле и кампаниях от великих трудов и работы часто в болезни впадают и при жестоких акциях ранены бывают, того ради весма потребно есть, чтоб для пропитания и ползования оным, построить полевой лазарет.
А над оным имеет учрежден быть особливый шпиталный инспектор, доктор, священник, лекарь, с доброю полевою аптекою и с некоторыми подмастерьями.
Такожде потребно всегда при десяти болных быти для услужения, одному здоровому салдату и несколким женщинам, которыя оным больным служить имеют и платье на них мыть, такожде повар, хлебник и марке-тентер, которые все должны о болных и раненых во всем надлежащее попечение иметь, дабы оные, сколко возможно, прежнее здравие получить могли.
К которому лазарету времянем и караул бывает приставлен. И оной шпиталь, в некотором месте, деревне или городе, или в некоторых палатках, как случай требовать будет, учрежден быть может.
Також зело потребно, чтоб при всякой дивизии, [когда стоит на поле или в квартирах] учрежден был шпиталь, в котором больных лежащих лечити, и дабы оные хлебом, мясом, пивом и уксусом удоволствованы быть могли.
А чтоб сие порядочно было, должен всякой полковой комисар оным болным в шпитале лежащым солдатом, покамест в шпитале будут лежать, жалованья удержать половину и выдать оное, когда выздоровет, дабы затейных болезней не было.
Чрез вышереченное удерживание жалованья многия салдаты, которыя выздоровели, скоряя, похотят к своим полкам итти, чтоб им паки жалованье получать, нежели б когда в шпитале лежащие при субсистенции получили б и жалованье. Ибо уже некоторыя явились, которые выздоровели, чтоб им спать и праздные дни иметь, а к своим полкам не итить.
...
-------------------------------------------А над оным имеет учрежден быть особливый шпиталный инспектор, доктор, священник, лекарь, с доброю полевою аптекою и с некоторыми подмастерьями.
Такожде потребно всегда при десяти болных быти для услужения, одному здоровому салдату и несколким женщинам, которыя оным больным служить имеют и платье на них мыть, такожде повар, хлебник и марке-тентер, которые все должны о болных и раненых во всем надлежащее попечение иметь, дабы оные, сколко возможно, прежнее здравие получить могли.
К которому лазарету времянем и караул бывает приставлен. И оной шпиталь, в некотором месте, деревне или городе, или в некоторых палатках, как случай требовать будет, учрежден быть может.
Також зело потребно, чтоб при всякой дивизии, [когда стоит на поле или в квартирах] учрежден был шпиталь, в котором больных лежащих лечити, и дабы оные хлебом, мясом, пивом и уксусом удоволствованы быть могли.
А чтоб сие порядочно было, должен всякой полковой комисар оным болным в шпитале лежащым солдатом, покамест в шпитале будут лежать, жалованья удержать половину и выдать оное, когда выздоровет, дабы затейных болезней не было.
Чрез вышереченное удерживание жалованья многия салдаты, которыя выздоровели, скоряя, похотят к своим полкам итти, чтоб им паки жалованье получать, нежели б когда в шпитале лежащие при субсистенции получили б и жалованье. Ибо уже некоторыя явились, которые выздоровели, чтоб им спать и праздные дни иметь, а к своим полкам не итить.
...
Продолжение рубрики "Женщины-воины":
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 6/1: Россия XVIII- начало XIX в.в.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 6/2: Россия нач. XIX вв. - Надежда Андреевна Дурова.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 7 : Сестры милосердия:Россия XIX-XX вв.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 8: Россия начала XX века.
-------------------------------
Список инфо-источников всех статей под рубрикой ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ в блоге:
- материалы Ю.Н.Иванова
- сайт "Арсенал" (arsenal-info)
- книга "100 великих воительниц"
- сайт Аллбест (allbest.ru)
- сайт maxpark:статья Женщины в русской армии
- Л.Батракова,Г.Краснова"Женщины на военной службе в России:исторический аспект"
-Е.Исолани "Дама в штанах"
- М.Пироговская "Как лечить солдата"
-сайт "Почта полевая" : Женщины на службе Отечеству"
- введение к работе "Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVII - начале XX века"-автор Щербинин П.П.
-Щербинин П.П.: "Повседневная жизнь российской провинциалки в период Перво ймировой войны"
- сайт "Библиохроника" (библиохроника.рф)
- форум smolbattle.ru
- соц.сеть ВКонтакте
и др. открытые источники соц.сетей. и книги.
------------------------------------------
Читайте так же:
История Российской гвардии со времен Петра и далее
Русская народная теплая одежда.Книги по народному костюму.
Женская народная нательная рубаха.
Интриги и забавы женщин в мужской одежде до 19 века.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Народный костюм 19 в.:жилет,казакин/кафтан,рубаха,штаны.Крой.Фото.
Смотреть и скачать КНИГИ о народном быте и одежде тут
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 7 : Сестры милосердия:Россия XIX-XX вв.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 8: Россия начала XX века.
-------------------------------
Список инфо-источников всех статей под рубрикой ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ в блоге:
- материалы Ю.Н.Иванова
- сайт "Арсенал" (arsenal-info)
- книга "100 великих воительниц"
- сайт Аллбест (allbest.ru)
- сайт maxpark:статья Женщины в русской армии
- Л.Батракова,Г.Краснова"Женщины на военной службе в России:исторический аспект"
-Е.Исолани "Дама в штанах"
- М.Пироговская "Как лечить солдата"
-сайт "Почта полевая" : Женщины на службе Отечеству"
- введение к работе "Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVII - начале XX века"-автор Щербинин П.П.
-Щербинин П.П.: "Повседневная жизнь российской провинциалки в период Перво ймировой войны"
- сайт "Библиохроника" (библиохроника.рф)
- форум smolbattle.ru
- соц.сеть ВКонтакте
и др. открытые источники соц.сетей. и книги.
------------------------------------------
Читайте так же:
История Российской гвардии со времен Петра и далее
Русская народная теплая одежда.Книги по народному костюму.
Женская народная нательная рубаха.
Интриги и забавы женщин в мужской одежде до 19 века.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Народный костюм 19 в.:жилет,казакин/кафтан,рубаха,штаны.Крой.Фото.
Смотреть и скачать КНИГИ о народном быте и одежде тут
Комментариев нет:
Отправить комментарий