26.2.17

Шьем сами женский комплект на ампир (нач. 19 в).Часть 1. Ознакомление.

В блоге (из-за многогранности материала будет несколько страниц)с моими исследованиями на эту тему предлагаю разобраться и понять, а затем и сшить женский комплект -стилизацию на ампир, т.е. на начало 19 века.

ЧАСТЬ 1. Вступление.

Как говорят мудрецы: 

Кто не стучится, тому не открывают.
Кто не пробует, у того не получается.

Предлагаю попробовать сшить то, о чем давно мечтали или просто захотелось...ладушки?

-----
На фото: Оба костюма моей работы.
На даме : женский комплект на ампир-стилизация.
На кавалере: мужской военный комплект Наполеоновской армии- реконструкция.
--------------------

В начале предлагаю разобраться: что такое стилизация и реконструкция.
Есть два вида создания исторических костюмов.


1. Реконструкция костюма.


езды на начало 19 века.Реконструкция.На 90% ручная работа.


Это создание ТОЧНОЙ копии исторической одежды как по технологии пошива, так и по крою, и подбору материалов и фурнитуры.
Тут же хочу уточнить, что 100% реконструкции не существует в природе по многим причинам.

Например:
- мы не сможем приобрести ткань такую же, как в те времена
- мы не сможем полностью воссоздать фурнитуру того времени.
- крой того периода уже давно не подходит к современной фигуре+кроя до 1840-х годов как таковых(а именно патронов) не осталось в принципе, а книг построения до этого периода еще не издавалось.

 Снятие же с подлинников крой не соответствует 100% , потому что одежда уже деформирована за 200 лет...

Что же сейчас называется реконструкцией?
Это подбор как можно близкой ткани по выработке прошлых веков+соответствие технологии пошива того времени(например, до конца 19 века - это более 80% ручной работы)+ модель копии по виду должна соответствовать прототипу определенного подлинника.

 Все же остальное - СТИЛИЗАЦИЯ.

---------------

2. Стилизация костюма 

моя работа - стилизация польского кунтуша.

- это соответствие внешнему виду костюма определенной эпохи. Все.
Можно взять любой крой, материал, инструменты, фурнитуру более-менее приближенную к той эпохе. 
Главное одно: внешний вид должен соответствовать моде того времени.

Театральные и киношные костюмы, где те же мундиры одеваются через голову, а жилетки мужские могут быть и на молнии, являются ярким примером стилизованного костюма на ту или иную историческую эпоху.

Но вернемся к теме про стиль в одежде- ампир как стилизацию, а не реконструкцию.
Из-за бюджетной основы как по тканям, так и по шитью.


Подлинники

"Копаться" до истины в поисках нормальной информации мне пришлось долго. 
И "нарыла" очень много. В блоге по этому вопросу открыла аж несколько страниц:

 Стиль АМПИР.Подлинники, крой,история
Все на АМПИР.Альбом.
Выкройки моды 1660-1860.Крой,подлиннки.
Подлинники платьев 19 века с подробностями.
Шемизетки, манишки, косынки, пришивные рукава и др. на 19 в.
и т.д..

Труднее всего было найти полноценные данные по шемизеткам. 

Пришлось самой по подлинникам и крою из знаменитых книжек по театральным костюмам восстанавливать как вид по годам (был же ранний ампир и поздний, а шемизетки до сих пор носят).

Шемизетки моей работы-стилизация:одна - тонкий лен,другая тонкое х/б

Поняла 

в ЧЕМ отличие и загвоздочка всего пошива на ампир. 

Пришлось "окунуться " в тот мир даже медитативно. Была попытка ПОНЯТЬ портних того времени, моду, стиль, психологию, т.е. реконструировать ту эпоху с её "воздухом и состоянием души".

Мои ВЫВОДЫ:


ОСНОВНОЙ: платья шить намного проще, чем пальто/пиджаки/жакеты
так что:
Милые дамы, кто решится шить на ампир, не бойтесь! там все просто.


1. ранний ампир - это упрощенка. Чем позднее, тем уже двигается линия талии и больше и чУднее отделка: красивее, наряднее, сложнее.


2. Женская одежда имеет вид колонны, а для этого помните: низки или делались с подбоем (как у сарафанов русских) или утяжилялись отделкой: валиком, буфами, рюшами и т.п...


Именно это утяжеление придает форму как каркас платью.
 Да и двигаться удобно: платье не путается между ногами при ходьбе.
Это может относится и к реконструкции платья и его стилизации. Смысл создания , его составляющая едины.


3. Шить лучше из не сильно драпирующихся облегченных тканей и держащих форму (ситец, бязь, лен, атлас, сорочечная х/б, и т.п..) 

Моя клиентка купила штапель на платье(МК см. дальше  в разделе). Ужас! мне пришлось для лучшего вида (там же одни сборочки кругом!!) все сажать на тряпочку:

- более легкую ,чем штапель
- менее драпируемую,чтобы держало форму.


НО! те платья (как, впрочем, и сейчас) тоже дублировались на тряпочку(сейчас мы называем: подкладка). Особенно лиф. 


Однако, помните: машинная сборка отличается от ручной.
И в те времена пошив было намного проще.

А именно: не надо закрывать подкладкой детали, а их нужно просто....соединять вместе и так дальше шить, как единую "тряпочку".


Это упрощает пошив намного! Лично сама просто детали соединила и пустила под оверлок по периметру( в те времена или вообще не обметывали, или обметывали ручным(разумеется) швом "через край".


4. Сейчас построить крой на ампир проще всего. Все данные есть как в интернете, так и во многих журналах мод.

Из журнала Ателье:

Сама крой ампир взяла из журнала мод "Бурда". 

Доработала немного выкройку. 
И все.
Кстати, там спинка(в журнале) именно по центру завышается(о чем говорили в ранее в теме форума Сезон про ампир).


Единственно ,что мне пришлось строить низ платья как уже на тот ампир.
И что моя персона заметила: у юбки (низ платья) швы соединяются косой с прямым.

В результате, косой шов немного заваливается в сторону своего скоса уже на самом изделии. Это очень видно по подлинникам.


Центральное полотнище у меня шло трапецией, а вот боковое с одной стороны - прямо, другой на скос. 

Задняя часть центральная юбки(там где сборка) просто прямоугольник.

Результат: косые переднего полотнища соединились с прямыми бокового, косой бокового соединился с прямым центрального заднего полотнища.


Итог: швы стали "смотреть" к низу в сторону спинки.

 Что улучшает вид изделия того времени и сами складки на юбке как бы "убирает" визуально во внутрь не только в верхней части(соединения с лифом) но и в нижней, образуя как бы "хвостик" не раскрытый у птички.)

Кстати, подобное соединение косых на юбке  с прямыми применяли при пошиве...русских сарафанов еще издревле. 

Это еще раз означает, что пошив одежды очень древнее ремесло и...неизменное в основе своей до сих пор.

5. Выбор ткани очень упростился и ...немного отличается от того времени.


1800—1825 годов. Ампир и мода реставрации


Материалы

Хлопок полотняного переплетения, шелк, бареж, шелковый тюль, дымка, газ, кисея, перкаль, муар, репс, кашемир, жаконн, посконь, ажур, лен, атлас, дамас, муслин, плис, батист, батистовый муслин, коленкор, лен, шерстяная фланель, креп.


Гладкие материи встречаются чаще в утренних туалетах и неглиже, вышитые ткани характерны для вечерних, парадных и бальных нарядов, а так же для зимних платьев.


До 1804 во Франции в моде легкие полупрозрачные ткани, подражание античной моде. 

После провозглашения Наполеона императором, простота греческих одежд стала сменяться блеском и богатством. 

Тяжелые плотные шелка и бархат плотно укрыли формы «нимф и богинь». В бальных платьях появились съемные шлейфы из тяжелых тканей. После возвращения корсета в 1809 году прозрачные ткани обязательно сажались на плотную непрозрачную подкладку.
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/tkani-19-veka-chast-1/1728446

А именно: сейчас по выделке тканей шить можно даже из портьер и даже тюли на окна,  брать на отделку самые дешевые синтетические кружева.


6. Нам сейчас намного легче. 

Мы можем выбрать и соединить любой ампир. Будь то ранний или поздний воедино. Т.к. в те времена мода, где задерживалась, а где уходила вперед.
 Т.е. в основных городах - было одно, а на периферии - другое. Пока это туда дойдут копии модных французских журналов...




7. Цветовые гаммы были различны.( Ткани 18-19 век )

У раннего ампира(до 1805-10 гг) в основном, были пастельные тона. 

И отделка лентами тоже пастельных тонов, но другого цвета,например: чуть теменее...
А вот далее уже появляется и цветной материал. 

Причем уже к 1812-15 годам мелкий рисунок вытесняется более крупным. 

Очень модна становится клетка (шотландка) и полоска. Но уже отделка усложняется всякими кантами, буфами, лентами драпируемыми в стиле оригами и т.п...



8. Длина платьев так же различна. 
Были платья как в пол, так и по щиколотку. 
Но укороченные были не долго. 
Они вошли в моду где-то в середине самого стиля ампир и продержались около 4-5 лет. Затем опять в моду вошли длинные платья ( в пол, как сейчас говорят). 

Платья были как со шлейфами. так и без.


Главное понять: на какой ампир вы хотите сшить изделия. Есть ранний (1890-1810), а есть поздний ампир (1830-ые годы)



9. Рукава и вырез пройм.
"Заваленные" на спинку рукава с узкой спинкой перешли из директории(конца 18 века) только в ранний ампир. 


Но уже с 1804-06 годов спинка потихонечку расширяется и пройма становится на место. А в позднем ампире уже линия плеч удлиняется...
Но это уже с 1825-30 х годов. 
НО! при пошиве верхней одежды на ампир нужно учитывать, чтобы рукава-фонарики умещались в одежду не деформируя сами рукава. 
А это значит, что у верхней одежды проймы вырезаны гораздо глубже, чем у платьев.


Рукава были разные. Верх как был и фонариком, так и простым.
Длина их, в основном, были длинные по косточкам пальцев сжатой руки. Короткий рукав носили редко. Для этого одевали длинные перчатки.

Рукава так же были из двух частей или даже  двойными: на длинный обычный рукав сверху еще вшивался и короткий фонарик.


 На верхней одежде он частенько отделывался уже после 1812 года валиками, кантами и т.д... 
(очень хорошо рассказано КАК все делали в начале 19 века тут: Книга кройки и шитья дамского платья 1829 г. Часть 1: Раскрой, примерка,крой

Низ рукава зауживался разными способами так, что уже на руку шло само расширение рукава.

Мне стало интересно: как же держались рукава -фонарики в те времена? ведь резинок тогда не было...
Оказалось ..на веревочках-тесемочках!



Так же были дополнительные отделки на рукавах, рукава собирались и на нижнем платье как бы были каркасом для верхнего...
Сейчас нам всем гораздо легче: у нас есть резинка! ))


10. Чтобы правильно понять и пошить ампир, хорошо бы еще знать откуда же пошла изначально это направление в моде?

Если вспомнить, то это была эпоха расцвета морского флота. 
И мода не преминула это отразить. А именно: женщина олицетворяла Афину- воительницу, выходящую из вод морских.

 И вся отделка на платьях отражает такелаж на суднах. И сборки как паруса, и канты, напоминавшие веревки и т. д.
И в то же время греческая колонна и накидки...

Что обязательно нужно помнить при пошиве одежды на прошлые века: фигура человека очень изменилась! 

Как результат: крой того времени нужно подгонять не только у мужчин ( о чем не раз писала), но и у женщин.

Только у женщин все гораздо проще. 

Если сюртуки и мундиры того времени сейчас не носят, то платья ампир показаны чуть ли не в каждом журнале мод и носят и  в наши дни.

Достаточно к крою из журналов применить все то, что мною выше написано + немного моделирования на те времена, что хорошо показано в одном из журналов «Ателье»


и в других журналах:

Да и информации в соц.сетях полно,например:


11.Аксессуары.
Так же в период ампира были очень модны украшения, особенно с камеями. 
Браслеты и ожерелья, серьги и броши, и т.д...(сейчас можно купить дешевую бижутерию. При чем браслеты одевались прямо на длинный рукав платья..
.А так же зонтики, сумочки (шьются легко!) , и т.д...

------------------

Не будем далеко уходить опять в историю, т.к. в этом  блоге и так уже многое было сказано по этому периоду.

Основное остается одно: шить на ампир не сложно.
Надо лишь желание, усидчивость и терпение.
Особенно тем, кто захочет сшить платье того времени с отделкой.
Одежда того времени была дорогим удовольствием. Ведь шилась на заказ и вручную
До нас дошли, в основном, вещи богатых людей. 
А это значит : много отделки лентами, тесьмою кружевом и т.п.

Более бедное, и большинство, населения донашивали платья, что называется "до дыр". Как мужчины, так и женщины. И женщины шили сами, ведь в те времена женщины с раннего детства приучались к женскому рукоделию...




-------------------------------------------------------------------

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Шьем сами на ампир.Часть2.Шемизетка,нижняя рубашка.

Шьем вместе на ампир.Часть 3.МК юбка-сарафан


---------------------------------------

Читайте так же:


12 комментариев:

  1. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО -ОГРОМНОЕ СПАСИБО

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо! Всё в одном месте собрано, не надо бегать по всему интернету в поисках необходимой информации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Мария, и Вам за отзыв.Мне очень приятно,что кому-то нужны мои маленькие скромные записи в интеренете.

      Удалить
  3. Большое спасибо! здорово и по делу) поддерживаю комментарий выше - у Вас очень дельная статья вышла.
    сейчас собираюсь сама шить платье, в процессе интернет-поисков уже начинаю думать о том,что буду делать лишь стилизованный наряд..а то на рост 150 при всех этих складках исторических *но и красивых,статных* уйдет поди метров 10 ткани..

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое, Ваш "материал" бесценен! Вдохновляет на подвиги!

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день!Благодарю за комент!Заходите еще, блог ведется постоянно.

    ОтветитьУдалить
  6. Скажите, пожалуйста, а в чем именно изменения фигуры произошли? Очень интересная и неожиданная мысль!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Ольга.
      Изменение фигуры - это мысль не неожиданная,а вытекающая для любого исследователя из исторических данных и условиях жизни общества а разные столетия.
      Статья по этому вопросу уже давно лежит у меня в черновиках. Постараюсь ня днях её дописать и выложить на сайте.

      Удалить
  7. Спасибо! Сама первый раз сшила платье. И вроде ничего получилось. Прочитала Вашу статью и она мне помогла.

    ОтветитьУдалить