12.10.23

Парижская мода с 1830 по 1870 гг. Альбом иллюстраций 19 в.

 "Как мода повелевает молодою женщиной, так точно она повинуется воле молодой женщины, если последняя умеет искусно пользоваться дарами природы, но когда пробьет неумолимых сорок, то, что-бы не казаться смешной, необходимо опровергнуть большую часть из постановлений моды. Смешно смотреть на тех старух, которые не хотят состариться. Для женщины особенно несносен переход за рубеж сорокалетней жизни. Сколько досады, сколько вздохов , сколько нерешительности, прежде признания самой себе: «я уже не молода!» Иногда сколько напрасной заботливости, сколько предосторожностей , ни к чему не служащих, сколько тайн, чтоб скрыть лета свои от других!"
- Отрывок из книги "Секреты дамского туалета", 1855 г.



Предлагаю рассмотреть цветные иллюстрации из Альбома конца 19 века "Моды Парижа за 40 лет 1830-1870 гг."

Картинки хороши тем, что показаны в статике, и по ним можно увидеть жизнь светского общества 19 века. В альбоме наглядно видны переходы от облегченного турнюра и стеганных подъюбников к кринолинам и далее до начала ношения жесткого турнюра...


Немного из истории костюма:


"Вместо не появившихся ещё тогда кринолинов были турнюры, сиречь одно или два полотенца, которые впихивались под платье, но только сзади, на той части тела, что из вежливости мы называем сидением, и отчего оно оттопыривалось, как по рисункам бывает у готтентоток (в натуральном, конечно, виде) или у ордынских баранов с курдюками. Это процедуру впихивания полотенца и прикалывания его, чтобы оно не спадало, очень меня забавляли, когда жена моя собиралась на бал".
- из воспоминаний графа М.Д.Бутурлина(1807-1876).

Турнюр – конструкция из валиков и подушечек повязывалась на корсет. Располагаясь на талии, турнюр служил для того, чтобы складки пышной верхней юбки не заламывались. В 1830-е годы эта деталь дамского туалета стала «худеть» относительно XVIII века...


Комплект белья 1830-х состоял:
- мягкий корсет с жестким бюском, простеганная шнуром юбка, "подрукавники". 
-Панталеты - длинные (почти до щиколотки) узкие панталоны, надевались отдельно на каждую ногу, связывалсь между собой на талии, по низу обильно украшались. 
-Корсет все еще напоминал позднеампирный: мягкий, простеганный шнуром или строчками, с жестким бюском (деревянная или костяная пластина, вставляемая в специальный кармашек) по центру переда, со шнуровкой на спине.
- Нижние юбки простегиваются шнуром (corded petticoat) для обеспечения нужной жесткости или конским волосом.


В корсет постепенно с начала 1840-х возвращаются кости, но китовый ус теперь сменяется сталью; появляются "эластичные" (каучуковые) вставки; сохраняется планка бюска посередине и шнуровка сзади; к концу десятилетия появляется застежка-бюск...


Характерные для 1830-40-х годов композиция и силуэт женского платья с облегающим лифом и перетянутой тонкой талией, широкой юбкой «колокольчиком» доводятся в 1850-60-х до предельной остроты. Юбки становятся все объемнее, декольте глубже, талия тоньше.


 Общее впечатление от таких нарядов довольно точно выразил автор обозрения в «Магазине мод и рукоделий» за 1852 год:
«Платье иначе и не носят, как со множеством оборок, или, по крайней мере, с полосками на переднем полотнище; платьев без отделок решительно не видать. Все модные материи фантастичны и пестры до крайности: всюду клетки, полоски, разводы, цветочки, арабески. Но успех всех этих платьев зависит от таланта и вкуса модистки».




В середине 19 века лиф платьев шьётся уже с использованием пластинок китового уса, вшиваемых в подкладку платья. Талия, затянутая помимо этого еще и в узкий корсет, теперь слегка удлиняется за счет «шнипа» острого мыска, завершающего лиф спереди и сзади. Форма юбки напоминает бутон распустившейся розы или камелии, достигая в окружности 5-6 метров. Длиной до пола, она поддерживается нижними, туго накрахмаленными юбками (зимой, часто, ватными).






Появляется и кринолин, введенный в моду Чарлзом Вортом, знаменитым владельцем парижского салона. 
Кринолин (от французского сгіn - конский волос) напоминал абажур, он мог быть целиком сплетен из конского волоса или состоять из металлических тонких прутьев (продольных и поперечных), связанных между собой узкими лентами или тесемками. Иногда обручи вшивали непосредственно в нижнюю юбку.



По мнению современников, такие сооружения напоминали большие клетки для кур, их громоздкость вызывала много насмешек и карикатур в печати. Но, несмотря на известные неудобства такой моды, платья с кринолином носили до конца 1860-х годов. В них женщины ходили медленно, передвигались мелкими шажками с особой, часто деланной, грациозностью движений...


«Безъ кринолина нeтъ изящнаго туалета и нeтъ хорошей фигуры. Кринолинъ такъ привился къ современному костюму, что кажется и подумать нельзя обойдтись безъ него. Представьте себe широкiя и длинныя платья, не поддерживаемыя кринолином!..»
- печаталось в журнале «Модный магазин», 1862, № 8


Ближе к 1870-ым кринолин постепенно сменяется кринолеттом, просуществовавшим не слишком долго, а затем и турнюром. И тот, и другой увеличивают фигуру в области ягодиц, спереди же юбка становится более узкой (с кринолеттом это не слишком заметно, с турнюром – куда заметнее)...



ДОПОЛНЕНИЕ:

Королева Виктория взошла на престол в 1837 г.(годы правления 1837-1901),хотя некоторые ученые связывают начало викторианской эпохи с парламентской реформой 1832 года, значительно снизившей политическую напряжённость в обществе.Т.е. после Франции диктовать моду стала Великобритания.
В моде тенденция перехода к этому стилю ,который считался типичной викторианской одеждой, появилась в конце 1830-х годов и установилась в 1840-х.
Поздним периодом этого стиля в одежде считают 1880-ые годы...







Тут можно весь
----------------------------------------------------------------
Читайте так же:

Обзор книг: Правила светского общества 18-20 вв. Часть 2: 1825-1875 гг.
Нижнее платье-рубаха 1822 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий