ВВЕДЕНИЕ.
Ко мне порой приходят вопросы разной сложности. На одни можно ответить буквально парой слов, а на другие приходится "повозиться" с ответом. Чаще всего трудности в разгадке составляют: отсутствие указания конкретной даты, точного названия темы, а так же публикация общего значение того или иного исторического факта, которые дают историки..
Словарей по истории слов составлено много, но с годами, а тем более со столетиями значение самих слов меняется, и это так же является одной из трудностей в поисках истины для любопытного ума нашего современника. Ко всему этому нынешняя практика обучения в начальных российских школах так же не способствует в быстром поиске, особенно молодежи, из-за отсутствия основной черты в исследовании фолиантов: обучения работы с книгой, на что был упор в школах СССР.
--------------------------
Вот и на днях в одном из комментариев ко мне поступило предложение, копирую текст:
"А если вас не затруднит, не могли бы вы написать статью , и фото , про обувь силачей прошлого примерно 1800годов? У них на многих фото , обувь чем то напоминает высокие туфли, с прорезями , как сандали...Но информации нигде нет(("
Предложение мне показалось интересным, и буквально через пару-тройку часов удалось кратко ответить на этот вопрос, но как истинный реконструктор, который дотошно исследует все данные, решила поискать дополнительные доказательства. На это у меня ушло еще несколько часов.
Для большинства читателей изыскания мои можно сравнить с доказательствами теоремы в геометрии.😉😊Заданный вопрос разбиваю на составляющие части, и уже каждая часть доказывается/исследуется отдельно. В итоге прихожу к результату. Порой делаю проверочные действия, и оглашаю ответ.
А т.к. моя персона имеет еще и юридическое образование, то это называется "логические доказательства".
ОТВЕТ на заданную тему одного из посетителей блога у меня получился такой:
" Специальной обуви для силачей до второй половины 19 века не было. Фотография как разновидность изобразительного искусства появилась в 1840-х годах..."
Однако после этого ответа у меня уже самой возник вопрос: почему и как силачи выходили из этого положения? И опять... поиски...
Ответ был найден, но чтобы написать все пояснения для читателей, пришлось еще поработать несколько дней...
ИТАК:
Нам задана тема: Обувь для силачей прошлых веков, а именно: конца 18-начала 19 века.
Разбираем на составляющие:
1. силачи;
2. обувь.
Итогом всего моего научного исследования будут уже не одна, а парочка статей...
Часть 1:
Кто такие силачи прошлых веков, особенно в России. Атлеты.
Почему в России, спросите вы?
Потому что мы разговариваем на РУССКОМ языке. А значит корни слова уходят именно в историю Руси, а не другого государства или народа.
В старину в Имперской-царской России как люди видели, так и говорили. Т.е. каждое слово имело свой натуральный, не заимствованный, как сейчас, и не искаженный, типа: "вопрос на логику собеседника", смысл.
"Силач" - это человек будучи сильным физически, со временем - психологически или умственно. С 18 по начало 19 века - силачами называли как физически сильного человека, так и применяли образное мышление, чаще это были люди искусства. В наше время силачами мы называем конкретного физически развитого спортсмена, реже - человека работающего с поднятием тяжести.
Само существительное "силач", если не применяется к физическому телу человека, в нашем обществе заменяется прилагательными или нарицательным существительным , например "сильный духом", "силен в споре", "силен как лев" и т.д.
Помните как в песне поется:
...
Эх, да, надобно жить красиво,
Эх, да, надо нам жить раздольно,
Богатырская наша сила,
Сила духа и сила воли...
Но народные забавы: кулацкие бои, борьба с медведем и др., а так же силачей среди населения России в этой статье разбирать не будем. Задача у меня стояла другая и по годам и по вектору поиска - специальной обуви.
А обувь у тех же кузнецов, гнущих подковы; или московских силачей, живших в первой четверти XIX века из которых многие славились чуть ли не на всю Россию своей огромной силой и ловкостью была обычная, соответствующая тому времени.
Вот как характеризуют в соцсетях силачей сейчас:
"
Силачи - это особые люди, имеющие невероятную физическую силу и выносливость. Они обладают прекрасно развитыми мышцами, могут поднимать огромные грузы и выполнить невероятные физические трюки. Некоторые из них стали настоящими легендами в этой области. Степень силы и мощи силачей поражает воображение. Они способны сокрушить стены кирпичной кладки, разрывать телефонные книги на две части и даже поднимать автомобили одной рукой. Их мышцы так развиты, что способны выдерживать огромное количество физического напряжения. Силачи проводят много времени в тренажерном зале, чтобы развить свои мышцы до предела."
Силач
В 19 веке термин "силач" относился к демонстратору силы или подобным цирковым артистам, которые демонстрировали силовые подвиги. Сегодня силовая атлетика, также известная как соревнования силачей, состоит из множества соревнований, в которых участники должны поднимать максимально возможные веса, а победителем становится тот, кто наберет наибольшее количество очков во всех соревнованиях. -
Векипедия
О силачах конца XIX-начала ХХ веков написано в соцсетях много статей, а так же выложены фото в свободном доступе, поэтому сильно углубляться в этот ракурс не буду, заострив внимание на периоде ДО конца XIX века, т.к. об этом просит читатель блога.
Если вдаваться в подробности, то из словарей ясно, что слово "силач" близко по смыслу слову "атлет".
Из "Словаря русского языка",в 4-х Т., 1999 г:
АТЛЕ́Т, -а, м.
1. Цирковой артист или спортсмен, занимающийся силовыми упражнениями. || Человек крепкого телосложения и большой физической силы.
"[Рыжов] был рослый, плечистый, — почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья". - писал про своего героя в рассказе "Однодум" Лесков Н. С., 1879г.
2. Спортсмен, занимающийся атлетикой.
[От греч. ’αθλητής — борец, силач]
В наше время можно прочесть такие анонсы к книгам в соцсетях:
"Книга «Тяжелая атлетика» 1916 года, написанная атлетом Иваном Лебедевым (он же легендарный силач «Дядя Ваня»,.."
Так же соцсети поясняют:
Понятие атлет (от др. -греч. athletes) — участвующий в состязаниях. Употребляется в нескольких смыслах - в широком смысле: как синоним слова спортсмен, любой участник спортивных соревнований; в более узком смысле: любой, кто на любительском или профессиональном уровне занимается легкой или тяжелой атлетикой. Употребляется наиболее часто в силовых видах спорта.
И вот тут для исследователей открывается более широкий обзор по поиску ответа на тему "силачи", т.к. автор вопроса, спрашивал об виде обуви силача, а значит это были люди, выступающие на публику. А где можно было увидеть наиболее красочное зрелище , причем людям любого достатка? правильно, в цирке!
"АТЛЕТИКА В ЦИРКЕ (от греческого athletikos - свойственный борцам), жанр циркового искусства, заключающийся в демонстрации незаурядной физической силы человека в художественной форме. Мифология античного мира богата именами исполинов: Геракл, Ахилл, Тезей, Патрокл, Антиной, Милон Кротонский, семь раз увенчанный лаврами победителя на Олимпийских играх. Греки воздавали им почести, скульпторы ваяли их статуи...
С 5 в. до н.э. занятие атлетикой превращается в ремесло, атлеты выступают на аренах, на площадях, во время празднеств и пиров, позднее - на ярмарках. Общей чертой для всех странствующих силачей была работа с реквизитом - тяжелыми камнями, которые клали в прочные сплетенные из сухожилий сумки; поднимали они и экипажи с грузом, и живой вес: людей, лошадей, быков, мулов; сгибали монеты, ломали деревянные балки. В особенности широко распространилась атлетика в 18 и 19 вв. на подмостках балаганов.
С 80-х гг. 19 в. атлеты из балаганов стали переходить на цирковую арену. Так постепенно сформировался цирковой жанр - атлетика, завоевавший огромную популярность.
Одним из первых познакомил русскую публику с силовыми номерами атлет Эккенберг, которого пригласил в Россию в 1719 Петр 1. Выступавший в образе веселого балагура-силача, Эккенберг разрывал якорные цепи, поднимал зубами пушечный ствол с сидящим на нем барабанщиком, который отбивал дробь. Русским цирковым геркулесом был П. Ступин (1852-1916)...
... К концу 19 в. в цирке сформировалось особое направление в жанре атлетики - жонглирование тяжелыми предметами, крафт-жонглирование (от немецкого kraft- сила). Появление этого вида в значительной степени обязано немецкому атлету Раппо, выступавшему в России в 1829-54 гг. Раппо жонглировал пудовыми палицами, топорами, пушечными ядрами...
... Некоторые атлеты совмещали силовые выступления с участием в чемпионатах французской борьбы..."
Из истории цирка
Человечество всегда любило различного рода развлечения. Особенно если учесть, что в стародавние времена не было ни ТВ, ни интернета, и даже книги были недоступны 99% населению цивилизованного мира.
В наше время точно никто не может сказать, когда на планете появились первые циркачи. Но благодаря археологическим находкам, точно можно сказать, что жонглеры, комики и дрессировщики, силачи и акробаты демонстрировали свое мастерство еще в Древних цивилизациях Египта и Греции, в Риме и Византии. Об этом свидетельствуют высеченные барельефы и рисунки на стенах древнейших храмов и пирамид.
Цирк, как вид зрелищного искусства, имеет многовековую историю - еще со времен Древнего Рима. Но цирк в современном его виде и понимании - с определенными атрибутами, зданием, законами развлекательного представления и т.д. - появился только в конце 18 века.
В XVIII веке в Европе появляются цирковые шатры, а вместе с ними — слово «шапито».
Считается, что первый цирк был открыт в Лондоне1777 году.. Его основатель Филип Астлей первоначально создал школу верховой езды с круглым манежем, где в дальнейшем проходили представления. Вдобавок к конно-акробатическим номерам, он ввел в свое представление канатных плясунов, прыгунов, акробатов, жонглеров, пантомиму и впервые появляются цирковые клоуны. Эти представления и стали прообразом современного цирка.
В 1780 году для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки он построил первый в мире стационарный цирк, который носил название "Амфитеатр Астлея".
В эпоху Александра 1 в Россию заезжали бродячие цирковые труппы из Европы, но расцвет цирка в Петербурге начинается при императоре Николае I.
В Санкт-Петербурге в 1849 году начал свою работу Императорский цирк, а в Москве в 1880-м был построен цирк Альберта Саламонского на Цветном бульваре.
Время Александра II в России, 1860–70-е годы, было временем перемен. Отменено крепостное право, и помещик сразу получал половину денег за свою землю и за освободившихся крестьян. И вот барины и барыни едут в город получать городские удовольствия от насыщенной жизни. И более всего им понравились именно цирки...
Крестьяне хлынули в города и довольно быстро превратились в рабочих, ремесленников или торговцев. И их желание качественно провести досуг нужно было удовлетворять. Цирк, как и кино, не требует грамотности, и этим так же объясняется его популярность.
В 1873 году братья Никитины построили Пензенский цирк, а чуть позже — Саратовский, где формировались основы циркового искусства России...
Сначала в цирках делались просто представления как и в театрах, но после программа становилась более разнообразнее...
Петербург начала ХХ века - это город шумный и развлекающийся. В пестроте всего нового появляется жанр, который имеет колоссальный успех и переворачивает представление публики о цирке, - цирковая борьба. Спорт в России зарождается как элитарное явление, пришедшее из-за границы еще в начале 19 столетии. А в конце XIX века обостряется интерес к тяжелой атлетике.
Например, врач и чиновник Владислав Краевский открывает первый в России Кружок любителей атлетики и организует первые «качалки» в павильонах Инженерного замка. В два роскошных павильона приходят изысканные господа, чтобы поднимать гири...
Так возникает традиция гиревого спорта и культуризм - представление о том, что человеческое тело - произведение искусства. Атлетика входит в жизнь имперской России, становясь одной из тенденций общества начала ХХ века. А вот самих спортсменов-тяжеловесов в разговорной речи часто называют "силачами"...
Помните, как у С.Я. Маршака было написано в детском стихотворении "Цирк":
"...Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи..."
---------------------------------------
А если просмотреть множество фотографий и живописи на тему цирка, то можно провести закономерность в костюме атлетов и обуви.
Вот, для наглядности две фотографии-картинки из соцсетей - одна середины 19 века (приблизительно 1850-ые гг) и вторая 1925 г.
Сравните одеяния, учитывая, что атлетика пришла из Древней Греции, а сами силачи были цирковыми артистами для публичных представлений...
Вот что можно прочесть в статье Н.Н.Анохина "Цирковой костюм и его особенности". 2017 г.:
"... оформление сценической площадки и реквизита играют значительную роль в возникновении зрительного образа представления в целом или отдельного выступления. В цирке основное - это номер, а значит и костюм артиста, его исполняющего, ибо художественный образ имеет как внутренние, так и внешние формы выразительности.
Ни в каком другом зрелище первое впечатление не имеет такого важного значения, как в цирке. Внешний эффект - один из основополагающих законов цирка.
... В искусстве существует еще такое понятие, как "условность". Условность, изменяющаяся вместе со временем, в цирке присутствует больше, чем в любых других жанрах.
По костюму зритель сразу должен понять, кто появился на арене, зачем он вышел и что он него можно ожидать.
Костюм призван дорисовывать образ, создаваемый артистом...
Для циркового костюма характерны стилевое разнообразие форм и видов, свойственных историческим и фольклорным, спортивным и бытовым одеждам прошлого и настоящего.
Специфической особенностью всех без исключения цирковых костюмов является и то, что все они рассчитаны на исполнение различных упражнений и трюков, на физические, динамические и другие нагрузки..."
--------------------
Подводя итог к ЧАСТи 1 моего исследования, мы с вами выяснили, что слова "силач" и "атлет" - синонимы, а выступали силачи в основном в цирках.
Образ атлета, взятого из истории Древней Греции + технические характеристики обуви тяжеловесов-спортсменов древности, испытывающих огромные нагрузки на ноги диктуют вид ботинок именно по древним образцам Греции и Рима, с наиболее подходящим натуральным материалом - кожей.
Ну а какой именно вид обуви конкретно был, разберемся в Части 2.
-------------------------
Продолжение разборки темы про обувь силачей/атлетов цирка следует...
------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий