26.9.23

Жилет -подлинник- 1838 год, Америка, Metropolitan Museum. Разбираем по одному ракурсу на картинке.

Предлагаю вам самостоятельно попробовать описать этот жилет только по картинке в анфас. Согласны?

Тому, кому трудно или не терпится узнать точности и что интересного можно увидеть на данной модели в смысле пошива, мои пояснения далее.


А пока перевод он-лайн + мой уже с этого перевода на разговорный язык с онлайн показа этого жилета на сайте Metropolitan Museum:


Жилеты XVIII и XIX веков служили не только защитой, но одновременно и украшением в тот период моды, когда верхнюю одежду предполагалось оставлять открытым спереди. Цвет часто выбирался так, чтобы дополнять костюм. Сам верх-перед покрывался творческой вышивкой, плотными узорами или блестящим атласом, привлекающим внимание. Вид воротника, длина и обработка низа переда/полочки менялись по мере того, как менялись тенденции моды: от верхнего более свободного костюма нач. 18 века до узкого, плотно прилегающего силуэта у мужчин конца 18 века и позже.

В жилете конца 1820-30-х годов преобладали шалевые воротники и узорчатый текстиль. Этот жилет является прекрасным образцом того периода и демонстрирует необходимые декоративные качества. Вышивка из шерстяного ворса уникальна и интригующе приглушена рядом с глянцевым бархатом, а стеклянные пуговицы создают характерный яркий контраст.


МОИ ПОЯСНЕНИЯ К ЖИЛЕТУ:


Мужской жилет из шелкового бархата с вышивкой букетиками цветов из шерсти гармонирующей расцветки в основной цвет изделия. Подкладка - полотно или саржа. Силуэт приталенный по моде того времени, как и широкие плечи.
На полочке жилета три прорезных кармана в листочку: один верхний и два нижних. Воротник - цельнокройная широкая шалька. Однобортная застежка спереди на 5 стеклянных пуговиц.


Первое, что бросается в глаза на жилете - пуговицы. Потому что чаще всего они были обтяжными: брались деревянные круглые заготовки и обтягивались или нитями или тканями в цвет верха.
Однако стеклянные пуговицы в 1830-х годах, хоть и были редкостью, но чисто из-за предпочтений хозяина вещи.

Из истории пуговиц:


Стеклянные пуговицы появились в Богемии в 18 веке.
В России мода на разноцветные стеклянные пуговицы распространилась при Екатерине II(1729-1796). Кстати, свой вклад в «пуговичное дело» внес сам Михаил Ломоносов(1711-1765), основав в 1753 г. фабрику по производству стекла и мозаики, выпускавшую также и стеклянные пуговицы. Сенатское решение об открытии фабрики состоялось 9 декабря 1752 года, а 29 декабря Ломоносов отдал в печать “Письмо о пользе стекла".

 О предыстории “Письма…” ходила разговорная байка, что мол:
омоносов, обедая однажды у И.И. Шувалова, был в кафтане с большими стеклянными пуговицами, какия тогда нашивали и какия мы видали только в маскарадах. Кто-то из гостей неосторожно заметил, что стеклянныя пуговицы давно уже не в моде. Ломоносов, со свойственной ему горячностию, отвечал, что, не следуя моде, он предпочитает их металлическим и всяким другим, и всегда будет носить их из уважения к стеклу. И начал исчислять пользы, доставляемыя стеклом в домашнем быту, в ремеслах, художествах, науках, и проч. и проч. Исчисленныя Ломоносовым пользы стекла показались так важны хозяину, что он просил своего гостя описать все это в стихах, и следствием того было известное послание Ломоносова к Шувалову “о пользе стекла".

Но вернемся к нашему зеленому жилету 1838 года, сшитому из дорогой ткани-шелкового бархата модного покроя и расцветки того времени.

Итак:
тут надо помнить, что крой жилета еще не был так изыскан , как с середины 19 века, а хранил не только расхожий стандартный вид патрона (выкройки), но и методы кроя на ткани, но уже с немного усложненной технологией пошива.

Все это хорошо видно по модели: простая прямая полочка с подкройными углами в области плеч. 

Увы, по какой причине портной подкроил углы на плечах, сказать не могу, только предположить? ткань дорогая или отрез был из узкой ширины ткани, или слишком маленький, или технология изготовления выполнена как у шелковых вышитых французских жилетов , что в свою очередь может нам сказать, что хоть хозяин вещи и считался американцем, а вот или сам жилет шил во Франции, или портной был французом. 

А именно: по симметрии вышивки можно предположить, что сделана она на основе, рассчитанной по патрону, а потом вырезана по деталям (картинку подобных жилетов прилагаю).


Если хорошо присмотреться, то видно, что подворотник жилета так же выкроен из другой , причем более плотной ткани, что придает форму самому воротнику, а так же экономит основной отрез материала-бархата.


Сам жилет собирался стандартно для первой трети 19 века:
- основная ткань дублировалась на полотно,
- обрабатывались карманы,
- обрабатывался воротник,
- подборта и петли,
- собиралась основа и подкладка её,
- соединение со спинкой (боковые и плечевые срезы), которая или дублировалась вторым верхним слоем, или была так же из плотного х/б сатинового отреза.


А вот сзади застежка по равномерной утяжке боков жилета (а там нет даже складочек и заминов) была наверняка на широком основании подкройной широкой полоски из подкладочной (или основной ткани спинки) дублированной ткани, затягивающейся на несколько петель-обметанных дырочек(от 3 до 6-ти) прошитой тесьмой-веревкой из ткани спинки(картинку с подобным видом спинки прилагаю).


Основные соединительные ручные швы: "в точку", "назад иголку"("стачной ручной" шов по-современному), "петельные" швы - петли, "подшивочные потайные" и "через край".

Как-то так...
Если кто захочет, может добавить от себя еще что-то,пожалуйста, пишите, т.к. могла моя персона что-то и упустить 😉😊

-----------------------------------------------

Читайте так же:

КРОЙ: История .Часть 2: Изобретатели, Системы конструирования.
Название видов одежды городского костюма 19 века.
ЖИЛЕТЫ 17-20 в:История, подлинники, реконструкция, крой
Шьем сами мужской жилет на начало 19 в.
Рубаха-реконструкция (№5) на 1855-65 гг.МК : Часть 2: сборка мелких деталей, основы.
Мужская ночная рубаха и колпак 18-19 вв.Часть 1: История.Подлинники.

2 комментария:

  1. Ваша персона явно ничего не пропустила. Спасибо, было интересно почитать и полюбоваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю.. Приятно Вас снова видеть у себя, Татьяна!

      Удалить