Сказать могу одно: нужно смотреть по картинам того времени и учитывать образ жизни мужчины, хотя бы немного сознавая историю как таковую. В остальном оказалось, что сама прическа 1795-1815 не так сложна как кажется. Главное нужно учитывать, что борода была тогда не в моде...
----------
С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Она отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что-то новое.
До XVIII века парикмахеров в России, как таковых не было. В допетровское время верили, что человек создан по подобию Божьему; а без бород и в «иноземном платье» на иконах изображали «бесов». Бритьё начинает входить в обычай лишь после преобразований Петра I и, в частности, после его указа 1698 года об обязательном бритье бород для горожан.
Долгое время парикмахерское и цирюльное ремесло существовали неразрывно. Парикмахеры были одновременно цирюльниками, фельдшерами, брили бороду и пускали кровь. О чем и писали на вывесках своих заведений.
Расцвет парикмахерского дела приходится на середину-конец XIX века. В это время законодателями мод становятся французы. Русские цирюльники, парикмахеры с их лавками и вывесками исчезают с лица не только Невского проспекта, но и с лица всех больших и главных петербургских улиц. Наиболее продвинутые парикмахеры самостоятельно изучали французский язык, т.к. это привлекало к ним клиентов.
Всего на Невском проспекте в первой половине XIX века было 20 парикмахерских.
Вот что вспоминает современник О.А. Пржецлавский о первых французских парикмахерских:
«Приехавши в Петербург в 1822 году, я застал только одного, Гелио; впоследствии приехал еще Андрие. Через руки этих артистов проходили головы всех мужчин, которые хотели быть хорошо обстриженными, и всех дам, желавших иметь хорошую прическу. Артисты брали дорого: за стрижку 5 рублей, за дамскую прическу 15 рублей ассигнациями; оба нажили большие состояния. Теперь главные улицы города и даже Васильевского острова густо заселены французскими куаферами; их почти так много как кабаков. Предприимчивые французы с большой охотой открывали парикмахерские и в обеих столицах, и в провинциальных городах - благо спрос на их новомодные услуги не снижался.
Немного из истории причесок и парикмахерских.
Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества. Археологические находки подтверждают, что уже в V-IV веках до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание. Прическа часто изменялась в зависимости от климатических условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов.
С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Она отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что-то новое.
Господствующие классы во все времена стремились внешним видом подчеркнуть свое особое положение в обществе. Знатные вельможи специально придумывали сложные и вычурные, не всегда удобные по форме прически, чтобы отличаться от народа, занятого тяжелым трудом.
С начала XIX столетия на мужские прически существенно воздействовали мотивы прошлых лет, стиль барокко и мода на роскошь, величественность и торжественность. Еще в самом конце XVIII века парики с узлом или косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины; к началу XIX века они совершенно исчезают. Модники в первой половине столетия носили то длинные, то кроткие завитые волосы, то подстриженные и слегка напудренные. К середине столетия прически мужчин века стали больше напоминать романтический стиль, предполагая среднюю длину и боковой пробор. А к концу столетия правил стиль рококко, требуя легкие и укороченные стрижки.
В 1805 году "Парижская газета" писала:
"Мужчина, одетый по моде, должен иметь круглую спину и квадратное лицо, короткие руки и длинные ноги и быть близоруким. Кто не обладает всем этим от природы, должен обратиться к сведущим мастерам; это их дело; в два дня они сделают из вас образец моды."
Мужские стрижки и цирюльни в России начала XIX в.
Европейские моды в старину проникали в русское общество с большим трудом. Только реформы Петра I значительно упростили распространение французских и немецких костюмов и причесок. Старинные боярские длиннополые одеяния были заменены более эффектной, но неудобной европейской одеждой.
На протяжении всего 18-19 вв костюм продолжал изменяться, следуя европейской моде. Законодателем моды в России был Петербург, слепо следовавший за Европой, ну а в Москве придерживались моды, внося свои индивидуальные поправки.
*****
Все, наверное, помнят: освобождались от следования новшеству только церковные иерархи; крестьяне могли не брить бород, но всякий раз при въезде в город и выезде из него должны были платить по копейке. Купцы и дворяне право ношения бороды могли купить, уплачивая в год по 100 и 60 рублей соответственно. Это были огромные деньги, ведь простые люди получали пятачок, а в ходу ходили даже полушки. Именно поэтому столь высокий налог многих заставил изменить свою внешность.
****
Увы, сведений о цирюльниках и парикмахерах первой половины XVIII века довольно мало. Известно, что при Петре I, ещё до сооружения СПб, в Москве была только одна «уборщица женских волос», так что, когда к какому-нибудь торжеству или балу дамам нужно было причесаться по бальному, к ней выстраивалась очередь; иная причесанная за три дня до бала должна была спать сидя, чтобы причёску не испортить.
Современного понятия «парикмахерская» в первой половине XVIII века не существовало. Богатые люди в Петербурге имели камердинеров, которые у них исполняли должность волосочесателей, а небогатые - призывали из парикмахерской лавки стричь себе голову.
Большой популярностью в XVIII веке пользовались парики. Мужчины предпочитали «алонжевые» парики (от фр. - удлинение), доходившие порой до талии. Женщины - сочетали различные модные накладки с собственными густыми волосами; такое сооружение покрывались внушительным слоем пудры. Не случайно парикмахеров той поры называли «мерлан» - что значит: рыба, обваленная в муке. Пудру применяли разную: первоначально популярностью пользовалась белая, позднее стали использовать серую и палевую.
Ну а купечество, мещане и ремесленники следовали русским традициям. Парикмахерским делом в России занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Германии, Англии. Среди русских парикмахеры назывались цирюльниками или тупейными художниками от слова "тупей". Талантливые от природы крепостные парикмахеры вносили в прически много вкуса, фантазии, не уступая в исполнении прославленным французским куафёрам.
Жизнь крепостных мастеров была тяжелой, они подвергались унижениям, телесным наказаниям за малейшую провинность. Несмотря на виртуозность исполнения причесок, в России модным считалось только то, что шло из Европы, в частности из Франции. Поэтому работы русских парикмахеров не ценились.
Жизнь крепостных мастеров была тяжелой, они подвергались унижениям, телесным наказаниям за малейшую провинность. Несмотря на виртуозность исполнения причесок, в России модным считалось только то, что шло из Европы, в частности из Франции. Поэтому работы русских парикмахеров не ценились.
Русская знать, пользуясь услугами крепостных умельцев, переименовывала их на европейский лад: так Иван превращался в Жана, Василий - в Базиля, Андрей - в Андрэ. Для простого народа в столичных и уездных городах были открыты цирюльни.
С конца XVIII века цирюльники неизменно предлагали свои услуги в банях. Расхаживая по сторонам или сидя на своей табуретке, цирюльник весело, с прибаутками выкрикивал:
- А вот кого побрить, поголить, усы поправит, молодцем поставить!
Однако в XIX веке их функции были четко разграничены (в дальнейшем цирюльники отделяться и станут фельдшерами).
К цирюльному мастерству относились следующие умения:
-пускать кровь ланцетом и шнепером;
- ставить пиявицы и унимать случающиеся после них кровотечения;
- ставить рожки;
- приготовлять и ставить обыкновенные промывательные;
- вынимать зубы;
- приставлять шпанские мушки и перевязывать легкие раны;
- прививать предохранительную оспу;
- брить бороду.
Последнее должны были уметь и парикмахеры. Кроме того, парикмахеры стригли и завивали волосы, приготовляли парики, локоны, накладки, усы, косы, бороды и бакенбарды.
Вот что вспоминает современник О.А. Пржецлавский о первых французских парикмахерских:
«Приехавши в Петербург в 1822 году, я застал только одного, Гелио; впоследствии приехал еще Андрие. Через руки этих артистов проходили головы всех мужчин, которые хотели быть хорошо обстриженными, и всех дам, желавших иметь хорошую прическу. Артисты брали дорого: за стрижку 5 рублей, за дамскую прическу 15 рублей ассигнациями; оба нажили большие состояния. Теперь главные улицы города и даже Васильевского острова густо заселены французскими куаферами; их почти так много как кабаков. Предприимчивые французы с большой охотой открывали парикмахерские и в обеих столицах, и в провинциальных городах - благо спрос на их новомодные услуги не снижался.
К тому же каждый светский сезон в Париже порождал очередной экстравагантный крик моды, следовать которому спешили даже в отдаленных уголках России.
Из Европы выписывали парфюмированные парики, накладные волосы и модные журналы. Лучшие французские умельцы становились придворными парикмахерами, а владельцы самых дорогих парижских салонов - поставщиками императорского двора. Практика у француза в подмастерьях означала несомненную удачу, потому что перенимавшийся таким образом парижский шик затем всячески приветствовался и соответственно вознаграждался публикой.
Окна своих парикмахерских французы украшали восковыми, вертящимися бюстами прелестных дам с модными прическами a la moujik, a la russe, a la polka, a la fantaisie. В газетах стали печатать объявления, в которых подчеркивалось искусство парикмахера и важность прически. К примеру: «Некоторые из парикмахеров унижают даже таланты великих живописцев насчёт своих талантов» или «Прическа есть самая необходимая часть тоалета и как бы кто великолепно одет ни был, но если дурно причесан, то всё очарование костюма совершенно исчезнет». Здесь же при парикмахерских французы вели торговлю всевозможными средствами для волос, париками, гребнями и пудрой..."
В 70-е годы XIX века в СПБ насчитывалось 195 парикмахерских, в Москве, в начале XX - около 400...
-------------------------------
Продолжение :
------------------------------------------------
Источники серии статей:
- История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ.— М.: Искусство, 1983 г.;
- Статья из соцсетей:"Парикмахеры и цирюльники в конце XVIII -XIX веке";
- "История костюма", Д. Нанн, 2005 г;
- соцсети (картинки);
- Ф. Комиссаржевский , "История костюма".
-------------------------------------------------------
Читайте так же:
Гравюры мод из коллекции Пьера де ла Мезанжера. Том 1: 1797-1799 гг. История.
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
Стиль ампир в костюме на полотнах художников.История костюма.
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
Стиль ампир в костюме на полотнах художников.История костюма.
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1:X-XVIII вв.
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв.Часть 2:XVIII-нач XIX вв
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв.Часть 2:XVIII-нач XIX вв
Комментариев нет:
Отправить комментарий