3.10.22

Гравюры мод из коллекции Пьера де ла Мезанжера. Том1: 1797-1799 гг. История.

На этой странице выставляю книгу-альбом, отдельные гравюры из которой, уважаемые посетители блога, не раз встречали на страницах соцсетей. Тут показано полное издание французского автора Пьера де Ла Мезанжера (1761-1831) (все 101 акварель 1-го тома)

"Костюмы. Парижане в конце 18-начале 19 века: работа начата 1 июня 1797 г. Том 1. Годы 1797-1799." 


«Он всегда выходил без зонта, — вспоминал о Пьере де ла Мезанжере его современник  Файоль.- Если бы шел дождь, он купил бы один. Он часто забывал свою табакерку и на этот случай купил другую. Каждый раз, выходя из дома, он что-нибудь покупал, иногда пару шелковых чулок, иногда пару ботинок, пальто или шляпу. У него всегда было в кармане монеты по 15 и 30 су, чтобы раздавать беднякам, которых он встречал на улице. На момент его смерти среди его вещей были обнаружены 1000 пар шелковых чулок, 2000 пар обуви, 6 десятков синих пальто, 100 круглых шляп, 40 зонтов, 20 табакерок и 10 000 франков монетами в 15 и 30 су.»

Пьер де ла Мезанжер 

— французский художник, издатель, писатель, аббат, учитель и обозреватель, оратор, профессор изящной словесности (философии) в Ла-Флеш, родился в 1761 году, умер в Париже в 1831 году. 

Был рукоположен в священники и преподавал литературу и философию в Ла-Флеш, пока революция не закрыла колледж в этом маленьком городке. Приехав в Париж, он предусмотрительно ограничился выходом на пенсию, и в 1799 году (по другим данным в 1802 году) принял на себя руководство «Журналом дам и мод», где являлся главным редактором и издателем вплоть до своей смерти.

Журнал этот публиковал гравированные изображения (акварели) модной одежды своего времени, выполненные самим Мезанжером и другими художниками.  
Так же издание журнала было дополненным известными сериями, такими как «Парижские костюмы конца 18-го и начала 19-го веков», изданием в 20-х гг. тома, которые имели большой успех.
Среди этих изображений были и карикатурные, смысл которых по мере смены моды быстро начинал ускользать, а сейчас для несведующих людей и вовсе стал непонятным.


Как священнослужитель с серьезным характером и строгими нравами Мезанжер часто посещал общественные места, чтобы наблюдать за туалетом дам, ходил в театры и отчитывался о новых пьесах. Он много путешествовал по Франции и другим странам, о чем издал книги (1808 год), так же выпустил книгу пословиц и поговорок Франции и др.

В 1817 году Пьер Мезанжер собрал 104 гравюры и опубликовал их с комментариями под названием «Наблюдения над модами и обычаями Парижа для объяснения карикатур, опубликованных под названием „Хороший стиль“ с начала XIX века» (фр. Observations sur les modes et les usages de Paris pour servir d'explication aux caricatures publiées sous le titre de Bon Genre depuis le commencement du dix-neuvième siècle); второе, расширенное издание вышло в 1822 году.


Помимо изображения модной одежды и связанных с нею сценок, Мезанжер опубликовал также сборник гравюр «Мебель и предметы роскоши» (фр. Collection de meubles et d'objets de gout).
Например, среди акварельных работ художника — «Перекрещенные драпировки из тафты и перкаля, из мебели и предметов подагры», и др.
Работы Пьера де ла Мезанжера неоднократно выставлялись на аукционах после его смерти.

------------------------


История - кратко.


Французам, по мнению историков, до первой половины ХХ века принадлежала исключительная привилегия создания мод в самых разнообразных сферах деятельности человека и окружающей его обстановки, и история человеческой культуры дает много материалов для обоснования этого положения. 

В продолжении нескольких сот лет Франция незримо властвовала над миром, диктуя людям как одеваться и обуваться, как строить себе жилье, затем как его правильно обставлять. И часто созданные ею стили переживали несколько поколений и создали эпохи: "Ренессанс", "Рококо", "Людовика XIV", "Людовика XV и XVI", "Empire" и др.

Франция задавала тон и направление развитию вкуса и его проявлениям в архитектуре, декоративном и сценическом искусствах, в костюмах и украшениях, в общественных отношениях, манерах поведения и проч.
Не смотря на это, французы справедливо замечали, что их могли опережать другие народы в разных сферах деятельности, но в области вкуса они стояли вне конкуренции, считая это своим врожденным талантом.

Если не углубляться в древность и излишние подробности, изменения в одежде можно охарактеризовать в общих чертах так:
В истории костюма, как и во многом другом, эпоха Великой революции являлась резкой гранью между старыми и новым.


****
Великая французская революция - крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению в стране старого порядка и абсолютной монархии, и провозглашению Первой французской республики де-юре свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство». Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают переворот 9 ноября(по новому стилю) 1799 года. 
****


Великая французская революция, изменив весь общественный и политический строй французской жизни, вызвала так же новые понятия  в эстетике одежды, которые нашли себе логическое выражение в модах конца XVIII века. Однако сами изменения в костюме стали явственно видны только с конца 1790-х годов. До директории костюм оставался в том виде, какою какою она была в последние годы монархии. 
Мужчины донашивали свои парики; жилет укоротился в длине, а фрак получил с 1789 года длинные, суживающиеся к низу фалды, с отложными бортами, украшенными пуговицами; жилет и фрак были разных цветов.

В женском костюме изменились лишь ткани. Дамы перестали носить шелк и бархат, и, афишируя простоту, одевались в легкие батисты, кисеи, холстинки Жуи.

***
В начале под термином «Туаль де жуи (Toile de Jouy)» подразумевали особым образом оформленную тонкую ткань, которая производилась на фабрике в деревне Жуи-ан-Жоза, недалеко от Версаля (Toile de Jouy дословно с французского языка так и переводится - «ткань из Жуи»). Обычно это был лён или хлопок белого или кремового цвета, украшенный набивным монохромным рисунком, который повторялся на всей поверхности ткани.
***


С учреждением директории женский костюм сразу изменяется, корсет подвергается осуждению и опасности для здоровья и удлиненный бюст платья исчезает.
Художники начинают прославлять одежду древних гречанок и римлянок, и щеголихи того времени стараются подражать античным образцам: они являются то Флорами (римскими богинями цветов и весны), то Дианами(богиня в римской и эллинистической религии, в первую очередь считавшаяся покровительницей сельской местности, охотников, перекрестков дорог и Луны), то Цирцеями (волшебница и второстепенная богиня в греческой мифологии), то Минервами (древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей)
При этом постепенно входили в моду легчайшие, прозрачные ткани, которые лишь слабо прикрывали наготу и подчеркивали её. 

Наиболее усердные последовательницы моды конца 1790-х годов совершенно обнажаются, нося под античным одеянием в виде легкой дымки трико телесного цвета, а более смелые  (таких были единицы) идут еще далее в этом направлении порой выставляя свои формы даже без этого откровенного покрова.


Общий вид платья становится пропорциональным, лаконичным и выразительным по своей форме. Отделка лишь слегка подчеркивала строгую форму платья с завышенной линией талии и прямой юбкой.
Головные уборы разнообразные: это и чалмы и тюрбаны из кисеи или ярких турецких тканей, маленькие шляпки с полями, загнутые спереди и подвязанные под подбородком...
Входят в обиход длинные светлые перчатки и маленькие вышитые веера, туфельки и ажурные чулки.
Прически копировали с античных образцов, украшая волосы различными гребнями, шпильками и диадемами, усыпанными драгоценностями...

-------------------------------
Остальные страницы из книги-альбома (оставшиеся 90 шт):

Парижские костюмы конца 18 века и начало 19 века: работа началась 1 числа Июнь 1797 г. Том 1. Годы 1797-1799.


Повторюсь: книга является сборником акварелей (гравюр) как самого издателя Мезанжера, так и других художников того времени. 
По гравюрам хорошо видно направление тенденций модного костюма Франции конца XVIII века с 197 по 1799 год, характеризующиеся сегодня стилем "ранний ампир".

1797 год - мода 








1798 год - модный костюм







мода 1799 года - Франция




































---------------------------------------
Источники для статьи:
Книга Мезанжера взята из электронной Национальной библиотеки Франции Gallica
Текст написан по книгам: 
- "ПРЕДМЕТЫ ОДЪЯНІЯ
Готовое платье, біьлье, обувь, шляпы ü проч.
Дройзводетвой торговдй въ гдавнѣйііШъ етранаіъ.", 1902 г, автор Ст. I. Гулишамбаров.
- "Театральный костюм", 1976 г, авторы: К.В.Градова, Е.А.Гутина.
- соцсети в свободном доступе.

----------------------------------------------------

Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий