Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

25.7.22

Мужские прически конца 18-нач.19 в. Часть 1: История. Парикмахерские в России 18-19 в. - кратко.

 Ко мне поступил вопрос о мужской прическе на начало 19 века. Точных сведений по тому КАК делались прически на этот период найти мне не удалось. Однако мною была сделана попытка собрать воедино то, что по крупицам разбросано как в соц.сетях, так и в других ресурсах.

Сказать могу одно: нужно смотреть по картинам того времени и учитывать образ жизни мужчины, хотя бы немного сознавая историю как таковую. В остальном оказалось, что сама прическа 1795-1815 не так сложна как кажется. Главное нужно учитывать, что борода была тогда не в моде...

----------

Немного из истории причесок и парикмахерских.


Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества. Археологические находки подтверждают, что уже в V-IV веках до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание. Прическа часто изменялась в зависимости от климатических условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов.


С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Она отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что-то новое.

Господствующие классы во все времена стремились внешним видом подчеркнуть свое особое положение в обществе. Знатные вельможи специально придумывали сложные и вычурные, не всегда удобные по форме прически, чтобы отличаться от народа, занятого тяжелым трудом.


С начала XIX столетия на мужские прически существенно воздействовали мотивы прошлых лет, стиль барокко и мода на роскошь, величественность и торжественность. Еще в самом  конце XVIII века парики с узлом или косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины; к началу XIX века  они совершенно исчезают. Модники в первой половине столетия носили то длинные, то кроткие завитые волосы, то подстриженные и слегка напудренные. К середине столетия прически мужчин века стали больше напоминать романтический стиль, предполагая среднюю длину и боковой пробор. А к концу столетия правил стиль рококко, требуя легкие и укороченные стрижки.

В 1805 году "Парижская газета" писала:
"Мужчина, одетый по моде, должен иметь круглую спину и квадратное лицо, короткие руки и длинные ноги и быть близоруким. Кто не обладает всем этим от природы, должен обратиться к сведущим мастерам; это их дело; в два дня они сделают из вас образец моды."


Мужские стрижки и цирюльни в России начала XIX в.


Европейские моды в старину проникали в русское общество с большим трудом. Только реформы Петра I значительно упростили распространение французских и немецких костюмов и причесок. Старинные боярские длиннополые одеяния были заменены более эффектной, но неудобной европейской одеждой. 

На протяжении всего 18-19 вв костюм продолжал изменяться, следуя европейской моде. Законодателем моды в России был Петербург, слепо следовавший за Европой, ну а в Москве придерживались моды, внося свои индивидуальные поправки. 

 До XVIII века парикмахеров в России, как таковых не было. В допетровское время верили, что человек создан по подобию Божьему; а без бород и в «иноземном платье» на иконах изображали «бесов». Бритьё начинает входить в обычай лишь после преобразований Петра I и, в частности, после его указа 1698 года об обязательном бритье бород для горожан.

*****
Все, наверное, помнят: освобождались от следования новшеству только церковные иерархи; крестьяне могли не брить бород, но всякий раз при въезде в город и выезде из него должны были платить по копейке. Купцы и дворяне право ношения бороды могли купить, уплачивая в год по 100 и 60 рублей соответственно. Это были огромные деньги, ведь простые люди получали пятачок, а в ходу ходили даже полушки.  Именно поэтому столь высокий налог многих заставил изменить свою внешность.
****


Увы, сведений о цирюльниках и парикмахерах первой половины XVIII века довольно мало. Известно, что при Петре I, ещё до сооружения СПб, в Москве была только одна «уборщица женских волос», так что, когда к какому-нибудь торжеству или балу дамам нужно было причесаться по бальному, к ней выстраивалась очередь; иная причесанная за три дня до бала должна была спать сидя, чтобы причёску не испортить. 

 Современного понятия «парикмахерская» в первой половине XVIII века не существовало. Богатые люди в Петербурге имели камердинеров, которые у них исполняли должность волосочесателей, а небогатые - призывали из парикмахерской лавки стричь себе голову.

Большой популярностью в XVIII веке пользовались парики. Мужчины предпочитали «алонжевые» парики (от фр. - удлинение), доходившие порой до талии. Женщины - сочетали различные модные накладки с собственными густыми волосами; такое сооружение покрывались внушительным слоем пудры. Не случайно парикмахеров той поры называли «мерлан» - что значит: рыба, обваленная в муке. Пудру применяли разную: первоначально популярностью пользовалась белая, позднее стали использовать серую и палевую.

Ну а купечество, мещане и ремесленники следовали русским традициям. Парикмахерским делом в России занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Германии, Англии. Среди русских парикмахеры назывались цирюльниками или тупейными художниками от слова "тупей". Талантливые от природы крепостные парикмахеры вносили в прически много вкуса, фантазии, не уступая в исполнении прославленным французским куафёрам.

Жизнь крепостных мастеров была тяжелой, они подвергались унижениям, телесным наказаниям за малейшую провинность. Несмотря на виртуозность исполнения причесок, в России модным считалось только то, что шло из Европы, в частности из Франции. Поэтому работы русских парикмахеров не ценились. 


Русская знать, пользуясь услугами крепостных умельцев, переименовывала их на европейский лад: так Иван превращался в Жана, Василий - в Базиля, Андрей - в Андрэ. Для простого народа в столичных и уездных городах были открыты цирюльни. 

Долгое время парикмахерское и цирюльное ремесло существовали неразрывно. Парикмахеры были одновременно цирюльниками, фельдшерами, брили бороду и пускали кровь. О чем и писали на вывесках своих заведений.

 С конца XVIII века цирюльники неизменно предлагали свои услуги в банях. Расхаживая по сторонам или сидя на своей табуретке, цирюльник весело, с прибаутками выкрикивал: 
- А вот кого побрить, поголить, усы поправит, молодцем поставить! 


Однако в XIX веке их функции были четко разграничены (в дальнейшем цирюльники отделяться и станут фельдшерами). 
К цирюльному мастерству относились следующие умения: 
-пускать кровь ланцетом и шнепером; 
- ставить пиявицы и унимать случающиеся после них кровотечения; 
- ставить рожки; 
- приготовлять и ставить обыкновенные промывательные; 
- вынимать зубы; 
- приставлять шпанские мушки и перевязывать легкие раны; 
- прививать предохранительную оспу; 
- брить бороду. 

Последнее должны были уметь и парикмахеры. Кроме того, парикмахеры стригли и завивали волосы, приготовляли парики, локоны, накладки, усы, косы, бороды и бакенбарды.


Расцвет парикмахерского дела приходится на середину-конец XIX века. В это время законодателями мод становятся французы. Русские цирюльники, парикмахеры с их лавками и вывесками исчезают с лица не только Невского проспекта, но и с лица всех больших и главных петербургских улиц. Наиболее продвинутые парикмахеры самостоятельно изучали французский язык, т.к. это привлекало к ним клиентов.

Всего на Невском проспекте в первой половине XIX века было 20 парикмахерских.

Вот что вспоминает современник О.А. Пржецлавский о первых французских парикмахерских:
«Приехавши в Петербург в 1822 году, я застал только одного, Гелио; впоследствии приехал еще Андрие. Через руки этих артистов проходили головы всех мужчин, которые хотели быть хорошо обстриженными, и всех дам, желавших иметь хорошую прическу. Артисты брали дорого: за стрижку 5 рублей, за дамскую прическу 15 рублей ассигнациями; оба нажили большие состояния. Теперь главные улицы города и даже Васильевского острова густо заселены французскими куаферами; их почти так много как кабаков. Предприимчивые французы с большой охотой открывали парикмахерские и в обеих столицах, и в провинциальных городах - благо спрос на их новомодные услуги не снижался.
К тому же каждый светский сезон в Париже порождал очередной экстравагантный крик моды, следовать которому спешили даже в отдаленных уголках России.

 Из Европы выписывали парфюмированные парики, накладные волосы и модные журналы. Лучшие французские умельцы становились придворными парикмахерами, а владельцы самых дорогих парижских салонов - поставщиками императорского двора. Практика у француза в подмастерьях означала несомненную удачу, потому что перенимавшийся таким образом парижский шик затем всячески приветствовался и соответственно вознаграждался публикой. 

Окна своих парикмахерских французы украшали восковыми, вертящимися бюстами прелестных дам с модными прическами a la moujik, a la russe, a la polka, a la fantaisie. В газетах стали печатать объявления, в которых подчеркивалось искусство парикмахера и важность прически. К примеру: «Некоторые из парикмахеров унижают даже таланты великих живописцев насчёт своих талантов» или «Прическа есть самая необходимая часть тоалета и как бы кто великолепно одет ни был, но если дурно причесан, то всё очарование костюма совершенно исчезнет». Здесь же при парикмахерских французы вели торговлю всевозможными средствами для волос, париками, гребнями и пудрой..."



В 70-е годы XIX века в СПБ насчитывалось 195 парикмахерских, в Москве, в начале XX - около 400...
-------------------------------
Продолжение :



------------------------------------------------
Источники серии статей: 
- История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ.— М.: Искусство, 1983 г.;
- Статья из соцсетей:"Парикмахеры и цирюльники в конце XVIII -XIX веке";
- "История костюма", Д. Нанн, 2005 г;
- соцсети (картинки);
- Ф. Комиссаржевский , "История костюма".

-------------------------------------------------------

Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий