7.4.21

Описание костюма амазонка с картины 1879 года. ИМХО.

Предлагаю рассмотреть картину художника Н.К.Бодаревского «Дама с собакой» (1879 г), написавшего её со своей сестры, к которой частенько приезжал отдыхать на лето за город в это время.

На картине на первом плане изображена дама на лестнице загородного дома, около её ног стоит собака, смотря на хозяйку и чего-то ожидая. На заднем плане спиной к зрителям стоит мужчина с двумя лошадьми в широкой подпоясанной блузе и заправленных в сапоги брюках. Подобную блузу предпочитали носить «свободные художники» в конце XIX-начале XX вв. Кстати, некоторые исследователи живописи считают, что это Бодаревский изобразил именно себя, что так же доказывает его профиль с модной в те годы бородкой а-ля Николай II -ой.

Это полотно со своим изображением интересно тем, что показывает вид юбки от костюма амазонка того периода. Практически до 1880-го года в России еще в моде был крой юбки к женскому костюму для верховой езды просто широкой, но уже в европейских странах кроили специальный: с выпуклостью на колено. 

В 1870-х годах юбка для такого кроя была еще по виду прежней: широкая и очень длинная. Но уже к началу 1880-х годов юбка становится не намного длинной ( где-то на до 5 см ниже каблука), и более узкой. Это служила подспорьем как и для экономии самих тканей, таки удобством в дальнейшем удобнее пользоваться дамам самим шлейфом юбки.


Конечно же, можно допустить, что мода задерживалась на год-два из-за сроков перевода европейских модных журналов российскими издателями тех лет. Однако и это уже спорно.

На картине хорошо выраженная дама, одетая по последней моде именно того времени — 1879 года, что еще раз доказывает практически точную дату перехода в более модную по конструкции именно юбки для дамской верховой езды — части костюма амазонка.

Можно сделать вывод: сначала постепенно сам костюм амазонка перестал быть просто выходным, а затем и юбка стала специального кроя для него. Т.е. одежда стала более резко различаться еще и по направлению деятельности человека. Например, стала не просто для спорта, но более конкретно по видам: для плавания, для верховой езды, для велосипедного спорта и проч.

На картинке справа - вид юбки  костюм амазонка, который сменил просто широкую длинную юбку у дам.

-------------------------------------

Женская мода 1870-1880-х гг. в России.


1870-1880-ые годы для России — это развитие промышленности и образования. После отмены в 1861 году крепостного права для женщин стали открываться большие перспективы. И одновременно начинается идеализация женщины. И именно костюм должен был выгодно подать внешность.

Костюм женщины становится более строгим, однако не лишенным изящества. Основа его — платье состоящее из двух частей — приталенного лифа (верха) с узкими рукавами и плотно облезающее тело, почти лишенный декора и длинная широкая юбка, где сбоку мог идти шлейф, которую надевали на поясной турнюр, который в свою очередь, могли надеть на кринолин(специальная конструкция-клетка для придания модного силуэта 1870-1880 гг). Кринолин изготавливался или из металлической пружины и тканевой тесьмы.

Наиболее часто встречающийся турнюр — ватная подушечка, подшивающаяся к поясу юбки или завязывающаяся отдельно на талии под юбкой спереди за поясок, пришитой к самой «подушечке», хотя были и другие виды турнюров. Юбка была в костюме самой массивной частью.




В обязательном порядке — ношение корсетов, которые сильно затягивали талию и поднимали грудь. 
Костюмы дополняли шляпки, перчатки, обувь на высоком каблуке.

В ходу в России были ткани как ситцевые (Иваново), так и английское тонкое сукно, леонские и др. шелка и индийская кисея. Цвета тканей были не очень яркие, но одновременно и насыщенные. Практически в каждом костюме присутствовал белый или кремовый цвета( воротники, манжеты, блузы, вставки).

К 1880-ым годам длина лифа (верха) увеличивается, турнюр уменьшается в размере и опускается чуть ниже линии талии. Лиф шьется на дублюре и костях, которые вставляют в швы.


---------------------

Описание костюма амазонка с картины Н.К. Бодаревского «Дама с собакой».


На картине 1879 г. русского художника Н.К. Бодаревского можно увидеть молодую даму в костюме для верховой езды — амазонка, причем сам костюм сшит по последней моде конца 1870-х годов из тонкой шерстяной ткани темно-синего цвета.

Один из модных журналов в России в 1878 году так описывает модную модель женского костюма для верховой езды:  -   «Костюм черный или темно-синий суконный для верховой езды. Прилегающий лиф амазонки с маленькой подкройной баской застегивается спереди на пуговицы. Спинка с тремя швами. Рукава ¾ с откидными манжетом. Лиф надет на белую шелковую кофточку с отложным воротником. Вырез лифа отделан воротником и реверами из белого сукна. Длинная юбка с небольшим треном подобрана с правой стороны.

 Юбка надета сверх цветной нижней юбки с широким воланом, подол обшит бархатной лентой, кружевом и узким плиссированным воланом из светлого фая. Перчатки светло-кричневые или светло-желтые замшевые. Шляпа -цилиндр, сапожки лакированные

В 1870-х годах костюм для верховой езды становится более тематическим и рациональным, т. е. его уже не надевали как просто выходной. Цвета предпочитались темные, а в 1870-ые главенствовал синий цвет в костюме, к концу 1870-х его более темные оттенки.

Сверхизяществом было то: как дама с легкостью и быстротой могла подобрать (закинуть) на руку один край юбки, чтобы было удобно двигаться при пешей ходьбе, при этом нижняя юбка становилась видна.

На полотне можно рассмотреть, что на даме надета светлая блузка (кофточка) шелковая с кружевным воротничком и собранным рюшами жабо. Длинный рукав блузы отделан тонким кружевом, который можно увидеть из-под узкого рукава верхнего жакета.

В 1870-х годах стали популярными у женщин и заимствованные еще в XVIII веке из мужского гардероба жилеты, основа которых шьются по крою женской одежды: с несколькими вытачками по длине, чтобы сильно приталить модель и показать женскую фигуру. На даме светлый жилет из фая (шелковая ткань репсового переплетения). По низу жилет отделан шнуром из косой бейки.


Под блузкой у светских женщин того времени обязательным атрибутом был туго затянутый корсет. А под юбкой сзади еще и турнюр.

Жакет темно-синего ( модного в то время) цвета застегнут на множество пуговиц, на такие же пуговицы застегнуты внизу узкие рукава жакета. Сам жакет шерстяной ( может быть тонкое сукно) шьется на подкладке, а вся модель еще и корсажная: в швы вшит дублюр для придания формы.


Воротник жакета у дамы на картине - отложной.

Жакет костюма пристегивается к юбке либо на пуговицы, или на крючки сзади по поясу, и даже мог быть на кнопках. Это чтобы при движении части костюма не смещались, а тяжелая верхняя юбка сидела на женщине более плотно.

один из способов пристегивания лифа к юбке в дамских костюмах 19 века.

Сама юбка очень длинная (ниже пят), на более короткой подкладке и длинным шлейфом раскроена так, чтобы закрывать и ноги наездницы и круп лошади. Как правило низ юбки с изнанки обшивался подбоем или из специальной не маркой ткани х/б или из ткани основы.

На руках — кожаные короткие перчатки темно-серого цвета. На голове у дамы — шелковая шляпа с пером, придерживающимся у основании верха шляпы нитями с жемчугом. В ушах — круглые серьги с камнями, скорее всего золотые. На правом мизинце на руке — обручальное кольцо. Кстати, в викторианскую эпоху ( 1837-1901) это означало, что его владелец не заинтересован в браке.

Дама с картины ( сестра художника) элегантно перекинула на руку край верхней юбки из-под которой видны нижняя белая, которая немного короче ,чем верхняя, и раскроенная уже по стандарту кроя нижнего белья: со сборкой по поясу и широкой оборкой по низу, которая так же идет с отделкой из тонкой гофрированной органзы. По верху широкой оборки нашита атласная лента кремового цвета.

1870-ые годы пошив нижнего белья блещет великолепием вышивки и отделки атласными лентами, шитьем, кружевом, плиссеровками. Под верхними юбками дамы одеваются: панталоны с отделкой по низу, нижняя рубашка, корсет, верхняя рубашка, блуза, лиф с отделкой , и сама верхняя нижняя юбка, которая с каждым годом так же шьется с более изощренной отделкой. И только костюм для верховой езды остается классикой, т.к. само увлечение у женщин верховой ездой пришло из Англии, а английский костюм — это изящество в простоте костюма и стиля.

На ногах у дамы черные кожаные сапоги на каблучке для верховой езды. Можно предположить, что на ногах надеты белые чулки; в обязательном порядке из нижнего белья в то время - нательные панталоны с обильной отделкой.

Дама стоит на лестнице загородного дома (усадьбы). Так же в глаза бросается розовый кут, как бы подчеркивая нежность и миловидность самой хозяйки костюма...

Где-то с 1870-х годов в светском обществе в России становится модно на лето уезжать «на природу», как сейчас сказали бы: на дачу, в усадьбы, а на зиму - переезжать опять в городские дома. Именно там и запечатлел свою сестру русский художник Бондаревский, который оставил в своем наследии для потомков и историю костюма того времени и отлично показал нравы купеческого общества конца 1870- начала 1880 х годов.


-------------------------------------

Читайте так же:

Синий цвет в подлинных платьях XIX-начала XX веков.

"Самоучитель кройки мужского, дамского и детского белья..(1906)."Часть 2. Женский,детский крой. Подлинники

Комментариев нет:

Отправить комментарий