3.11.12

Пальто Редингот XIX век. История. Описание в литературе. Крой.Реконструкция. Гравюры, подлинники.

Пальто Редингот начало 19 века. 


На фото- Реконструкция верхней одежды моей работы - пальто редингот.

Редингот - 

это вид верхней мужской одежды, точнее - пальто конца 18-первой половины 19 века.

В моду рединготы вошли где-то с 1770-80 годов как один из видов пальто и шились разных фасонов: с пелеринами, с воротником, но всегда приталенными и с разрезом сзади, т.к. изначально предназначались как теплая верхняя одежда для верховой езды. Пальто подобного вида еще называлось - каррик (сarrick).

 В России появились в 19 веке. Само название происходит от английского riding coat — костюм для верховой езды. 

Рединготы привлекли по удобству своему женщин (широта нижней части-юбки) увлекающихся верховой ездой. И в последствии стали неотъемлемой частью костюма - амазонка.
Их, похожих на платья или длинные жакеты, шили в строгом «мужском» стиле — с лацканами и манжетами, без вышивки и пышной отделки. Как и в остальной Европе, рединготы у нас вошли в повседневную жизнь. Дамы надевали не только для верховой езды, но и для пеших прогулок, визитов. При российском дворе они даже играли роль полупраздничных нарядов.

В России частенько редингот называли сюртуком и наоборот. Эта путаница происходила после переводов с модных французских журналов на русский язык из-за незнания почем именно то или иное изделие сами французы называли одинаково.

Вот как поясняет свои выводы, что такое редингот А.Д.Михельсон в своем словаре заимствованных слов, 1865 г.


Однако само пальто Редингот и сюртук (frock сoat - по англ.) - это РАЗНЫЕ вещи. И заимствованны они были от разных изделий. Это доказывает как сам их крой, пошив так и история этих вещей. Но в России историки частенько путают эти виды верхней одежды из-за самих историков и порой внешнего вида модели: оба приталенные, с пуговицами на линии талии сзади.

Кроме отличия в крое, сюртук и редингот отличается самим изготовлением/пошивом. 
Сюртук шьется по всем правилам портновского ремесла: с прокладками, накладками и прочим(например стежкой подкладки для придания его хозяину модного образа), а пальто-редингот  - более упрощенно.

-------------------

Редингот в Англии и Франции


Английские веяния в мужской моде отразились в модели пальто-редингот.
(Кстати, это само название в Англии никогда не использовали😉)
Редингот появился на Британских островах ещё в 18 веке и изначально предназначался для верховой езды.
Такое пальто отличают традиции старой Англии: английский воротник, четкий полуприлегающий силуэт (облегает талию, грудь и бедра), строгие вертикальные линии кроя. Редингот имеет двубортную застежку и карманы, часто отделанные бархатом или другой дорогой тканью.

Оно кроилось без пол и использовалось в качестве одежды для верховой езды.
Редингот со временем стали использовать не только для верховой езды, но и как универсальное пальто для выхода.


 Редингот делался приталенным, с двойным воротником, лацканами и однобортной или двубортной застежкой.
На протяжении XIX века это пальто было основным типом верхней одежды. Позднее редингот стали кроить без двойного воротника, но он сохранил прилегающий силуэт и сквозную застежку.

 Одна из причин популярности пальто-редингот — крой, который невероятно стройнит. Однако надеть теплые и объемные вещи под такое пальто будет проблематично из-за его прилегающего силуэта.

Носили его по-разному: и застегивая на все пуговицы наглухо, и с отворотами на пуговицы, и с отворотами самих пол и т.д.


В одном из французских каталогов за 1901 год так описывались эти два вида верхней одежды: " Сначала рединготы были в начале 18 века со сборками на боку и жесткими полами и носили их как верхнюю одежду слуги, особенно бывшие в услужении знатным вельможам при выезде последних на охоту. Затем сами складки стали перемещаться назад. Разрез для удобства ношения и верховой езды был удобен в ношении этого вида пальто, которое подбивалось (стегалось) ватой или шерстью. Затем этот вид одежды стали носить и сами знатные люди. 
Сходство редингота и сюртука было в том, что сзади пришивались две пуговицы на линии талии. Сам же сюртук (каррик) пришел во Францию из Англии в второй половине 18 века, и был одним покроем с камзолом, только с разными видом низа передней части. "

В 1783 году, после подписания Версальского мирного договора, восстанавливались прежние экономические связи между двумя странами, и после семилетнего перерыва французское общество вновь начало проявлять интерес к британской культуре.

 Приблизительно в то же время и женщины Франции восприняли редингот как верхнюю одежду. Они носили редингот поверх платьев с широкой юбкой.
 Редингот застегивался до талии, а ниже расходился, оставляя открытой большую часть юбки. Для пошива редингота использовались яркие ткани, преимущественно в полоску.

В период Французской революции 1789 года женский редингот уже выглядел по-иному: стал темным, однотонным, плотно облегал фигуру, из-под прямого воротника выглядывал шарф-жабо.

 Именно тогда во Франции для представительниц аристократии и буржуазии стало удобнее и безопаснее передвигаться по улицам Парижа в нейтральных, не бросающихся в глаза рединготах. Кроме того, мужской покрой отвечал идее эмансипации женщин, общей идее, охватившей французов в первые годы революции.

 В женскую моду вошли и надолго задержались там английские ткани из хлопка, так как модным стал белый цвет.

-------------------------------

Подлинник - пальто редингот 1803-1810 г. год:



-----------------------------



-------------------------------

 Простота и строгость, характерные для английского костюма, нашли во Франции благоприятную почву. Здесь все заметнее чувствовалась склонность к большей сдержанности. В это время лаконичный редингот получил небывалое распространение. Но костюм для езды получил другой характерный вид. 

Он превратился в длинное мужское платье для прогулок, которое сохранило прежний крой и элементы: высокий воротник, пелерина, неширокие рукава с манжетами, карманы, расположенные вертикально в боковых швах, и двойная застежка. 
Изменились и ткани. Французские аристократы предпочитали яркие цвета. Практичная и удобная одежда нравилась и буржуазии.

 Рединготы шили преимущественно из сукна или других шерстяных тканей синего, зеленого, но в основном кофейного цвета.


-----
Этот вид пальто (редингот) так же были повсеместно и в армии в начале 19 века.

Униформа командира 2-го корпуса британско-союзной армии Роланда, 1-го барона Хилла Альмарацского и Хаукстоунского 18 июня 1815 года.

 Темно-синий редингот, опоясанный темно-красным шарфом. Шляпа "с поля" с султаном из белых перьев. Панталоны светло-серые. Чемодан и чепрак темно-синие без украшений. Конь генерал-лейтенанта Хилла белый или серый в яблоках.

-----

Униформа фельдмаршала Артура Колли Уэлсли, герцога Веллингтона, барона Дуро, герцога Сьюдад-Родриго, герцога Виттория, маркиза Торреш-Ведраш, маркиза Вимейро. 


В день Ватерлоо Веллингтон был одет в малую генеральскую форму: темно-синий редингот цивильного покроя безо всяких украшений и наград; темно-синий "испанский" плащ с белой подкладкой [который герцог в ходе битвы неоднократно снимал и вновь надевал]; бежевые лосины и высокие сапоги.
 Головной убор фельдмаршала - небольшой бикорн, надетый "с поля". На шляпе были укреплены кокарды тех государств, в армиях которых "Iron Duke" был фельдмаршалом: черная британская побольше и красная испанская, оранжевая голландско-бельгийская, зелено-красная португальская - поменьше.

-------------

Описание редингота в литературных произведениях XIX - начала ХХ вв


Мода на редингот быстро распространилась по всей Европе, и к началу 19 столетия дошла и до России...
 
В 19 веке, эпоху реализма, было модно в литературных произведениях тщательно описывать гардероб их героев, т.к. мода на костюм была своеобразным эталоном общественной жизни.


Виктор Гюго".Отверженные":

"Милейший" вошел. Тенардье вторично окинула его взглядом, уделив особое внимание его изрядно потертому сюртуку (далее-редингот.Прим мое. Arin Levindor) и слегка помятой шляпе, потом, кивнув в его сторону головой, сморщила нос и, подмигнув, вопросительно взглянула на мужа, продолжавшего бражничать с возчиками. 

Супруг ответил незаметным движением указательного пальца, одновременно оттопырив губы, что в таких случаях означало у него: "Голь перекатная".

Виктор Гюго.Отверженные:

"Со стороны любого посетителя, съевшего кусок жаркого, выпившего за ужином две бутылки вина и не производящего впечатления оборванца, подобное желание равносильно было бы приказу. 

Но чтобы человек, обладающий такой шляпой, позволил себе высказать какое бы то ни было пожелание, чтобы человек, у которого был такой редингот, смел выражать свою волю, - этого трактирщица допустить не могла. "

-------

Н.В.Гоголь. "Невский проспект"(1833-1834 гг)

"Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, мамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках. 

Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии.

----"Не наружность жителей, - писал А. М. Кутузов А. А. Плещееву, - не кавтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не море, не восходящее или заходящее солнце суть предмет нашего внимания, но человек и его свойствы. Все жизненные вещи могут также быть употребляемы, но не иначе, как токмо пособствия и средствы"

----------------------

1830 год - подлинник - пальто редингот


------------------------------------

Александр Дюма. "Кучер кабриолета"


"Это человек лет сорока - сорока пяти, темноволосый, с резкими чертами лица. В ту пору, а именно 1 января 1831 года, он носил фетровую шляпу с остатками галуна, вишневый редингот с остатками нашивок и сапоги с остатками отворотов.

За прошедшие с тех пор одиннадцать месяцев все эти остатки должны были исчезнуть. Вскоре читатель поймет, откуда проистекает или, точнее, проистекала (ибо я не видел Кантийона с того достопамятного дня) эта явная разница между его костюмом и костюмом его собратьев
."

-----------------------------------------

Э.Гофман «Кавалер Глюк».


"Очень широкий, по моде скроенный редингот прикрывал высокую сухощавую фигуру........
Мы вошли в залу; садясь, он распахнул редингот, и я был удивлен, увидев, что на нем шитый длиннополый камзол, черные бархатные панталоны, а на боку миниатюрная серебряная шпага. Он тщательно вновь застегнул редингот."



--------------

"Человек в рединготе" (Георгий Иванов), 1922 г.

"...Я крикнул лакея, чтобы расплатиться. 
Но тут «на палубе» появился новый посетитель. Вид его заинтересовал меня. Небольшой рост. Коренастые плечи.
 Пальто — коричневый редингот в талию — хорошего покроя, но с побелевшими швами, заношенное, выгоревшее. 
На шее в несколько рядов намотан пестрый шарф, на голове цилиндр, в руках трость с вычурнейшим набалдашником. 

 Он вошел, тяжело ступая.
 Никто, кроме меня, им не заинтересовался. Он мотнул головой лакею. Когда принесли пиво, новый посетитель, отхлебнув от кружки, дернулся, словно от отвращения, потом медленно обвел вокруг себя прищуренными глазами.
 Когда на секунду я попал в «поле его зрения», пришла моя очередь вздрогнуть. В серо-холодных, странно-неподвижных глазах светилось выражение дикой тоски. Дикой и слепой..."


--------------------------------------------------

Про фасон и виды редингота, крой


Пальто-Рединготы были как мужскими, так стали женской верхней одеждой с той лишь разницей, что у дам разрез сзади был по желанию и надобности.

Сам фасон редингота очень похож на сюртук, однако если хорошо разобраться, то только пуговицами сзади на линии талии,  и иногда видом модели, но  только с большими прибавками на свободное облегание. Был в те времена однобортным или двубортным.
В зависимости от года и вида моды с цельнокройной юбкой или отрезной.

Отличался от других видов пальто: прилегающим приталенным силуэтом, втачными рукавами, однобортной или двубортной застежкой, разрезом внизу у спинки и может быть карманы в юбке во шве спинки сзади, как у мундиров того времени или фраков и узкими рукавами.
Модель пальто  так же быть могла быть дополнена пелеринами и разными видами воротников. 

Пальто редингот и сейчас волнует умы современных модельеров.
Однако это уже другая история...

Подлинник- пальто редингот с пелериной + крой

из моего архива:




----------

1835-45 гг пальто редингот

Как видно на фото: юбка тут отрезная...



---------------------------------


Пальто редингот моей работы: 

пальтовая ткань шерстяная ,лен.
Ручная работа .Реконструкция.







---------------------------------------------------------------------------------------

РЕДИНГОТ для русского офицера начала 19 века:


Разница обработки в подкладке.
На этот раз подкладка - красный шелк.

Давайте вспомним немного что такое пальто редингот:
Читаем из Истории моды (соцсети ) :

"XIX век отличался обилием и разнообразием верхних вещей. В этом отношении необходимо прежде всего упомянуть о рединготе, сохранившемся со времен революции; затем следует «капот» и, наконец, «каррик» с несколькими пелеринами.
В 1824 году появился длинный редингот, спускающийся до пят, с двумя рядами пуговиц, полукруглым воротником и небольшими тупыми отворотами.
Эти рединготы шились преимущественно из бледно-желтого, серого, песочного или горохового сукна, которое летом заменялось люстрином или альпага такого же цвета. Весь редингот, включая отвороты и клапаны на расположенных наискось карманах, подбивался обыкновенно ярко-красной подкладкой.
.."

-------------------------------------------

Моя работа:
 пальто РЕДИНГОТ

(реконструкция одежды на 19 в) для русского офицера-реконструктора Бородинсикх сражений.
сукно.шелк,ручна работа 80%





Обработку воротника можно посмотреть ...





-----------------------------------------------------------------------------------------

Так же пальто в стиле Редингот применялось и во французской армии, пока не утверждены были шинели единого образца:

Мои работы 80% ручная сборка-реконструкция.

>


Подетальный показ сборки подобного пальто:










---------------------------------------------

Чертежи вида кроя на конец 19 века, гравюры








---------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

3 комментария:

  1. Добрый день. Есть ли выкройка редингота. Или

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите еще раз страницу: выложила ко всем пальто - вид кроя.

      Удалить
  2. Пальто редингот - это удлиненный и более широкий сюртук, только с одной разницей - юбка может быть цельнокройной с лифом, как до 1820-х годов. До 1870-80 х годов верхние вещи строились по нижним. Т.е. брался крой сюртука, например и увеличивался в свободном облегании.Получалось пальто. Это делалось как в женских, так и в мужских костюмах.

    ОтветитьУдалить