24.7.12

СЮРТУК. Часть 1: История.Виды. Подлинники.

В очерке «Онагр» Иван Иванович Панаев (1812— 1862) описал туалет своего молодого героя.: 
«Его сюртук превосходно обрисовывает его талию: правда, он немножко узок ему и жмет под мышками, но, говорят, модные сюртуки все таковы; булавка с огромным камнем зашпиливает длинные концы его узорчатого галстуха; на бархатном жилете, испещренном шелковыми цветами, висит золотая цепь с змеей, у которой красный глаз под яхонт...Кругом его на десять шагов воздух напитан благоуханием от жасминных духов в соединении с фиалковой помадой...Как истинный онагр молодой человек превосходно знал все обычаи, переходящие из большого в маленький свет, и ни в коем случае не позволял себе уклониться от них.
 С благоговением неизобразимым, с чувством робким и трепетным смотрел он на львов, с которыми встречался на улицах и в трактирах, и усиливался рабски подражать им во всем». 
---------------------

Булгарин в своих "Очерках русских нравов" (1843)  описывая возникновение борьбы за первенства на моду среди Франции и Англия, сообщает: " Во время Консульства и Империи французы впервые переняли у англичан сюртуки и каррики, carrik, т.е., сюртуки с висячим воротником. Это было первое вторжение английской моды, или фашона на твердую землю..."

****
Т.е. это были 1790-ые года. А "висячий воротник" - скорее всего - стояче-отложной. 
****

Россия же, немного запаздывая с новостями и полностью зависимая в индустрии модной одежды до 1930-х годов от Запада, переняла уже ношение сюртуков чуть позднее, т.е. сами сюртуки в Европе были в моде с начала 18 века, а в Россию пришли только в конце его, вошли в моду в начале века 19-го...


Практически все словари переводят "сюртук" именно с французского языка, но этот вид одежды во Францию пришел в конце 18 века из Англии. Т.е. истинный источник - английский язык, где истинное название: frock,frock-coat
И уже у французов сюртук стал так же называли порой рединготом, что не одно и то же, но подразумевалось, что это верхняя одежда - пальто. Что и вызвало потом недоразумения считать, что редингот - это укороченный сюртук и наоборот сюртук - это укороченный редингот. Что в корне неверно. Т.к. сам редингот появился гораздо раньше как вид пальто в начале 18 века, а сюртук - это видоизмененный камзол...
----

Из различных словарей:

Сюртук — 

 В «Воспоминаниях» Ю. К. Арнольда о сюртуке начала XIX в. говорится: «Сюртуков, в нынешнем смысле этого слова, тогда вовсе не существовало; то, что тогда именовалось surtout, действительно служило для надевания ”сверх всего“, следовательно … 
- История слов


СЮРТУК — (фр. surtout). Верхняя мужская одежда, доходящая до колен. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЮРТУК франц. surtout. Всем известная верхняя мужская одежда. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в -
… Словарь иностранных слов русского языка

--------------------------------------

СЮРТУК — (от франц. surtout широкое верхнее платье) мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах 
… Большой Энциклопедический словарь

----------------------------------------------------------

СЮРТУК — и (прост. устар.) сертук, сюртука, муж. (франц. surtout широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
«Носил белые галстухи и табачного цвету длиннополые сюртуки.»…
 … Толковый словарь Ушакова

-------------------------

СЮРТУК — СЮРТУК, а, муж. Род длинного двубортного пиджака, обычно в талию. Форменный с. | уменьш. сюртучок, чка, муж. | прил. сюртучный, ая, ое. Сюртучная пара. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 
..........................................

На фото у мужчины сюртук 
и весь костюм отшит мною.👇

И немного из истории костюма про сюртук в России 


До 1810 года носили по моде того времени - преимущественно фрак, затем постепенно его место начал занимать сюртук-как модная одежда, появившейся как вид мужской одежды (для верховой езды, в основном) еще в начале 18 века. В России появился в начале 19 века.

Вот что писал в своих "Записках 1814-1815 гг " бывший флигель-адьютант императора Алексея Павловича, Михайловский -Данилевский А.И. повествуя об австрийском императоре:
"...Все особы владетельных домов посещали собрания...,кроме австрийского Императора, который не бывал ни на каких других балах, исключая придворных...Он ... не изменял обыкновенному своему образу жизни: вставал в семь часов, обедал в два, вечером занимался музыкою...Всякий день можно было его встречать в окрестностях Вены пешком или в коляске, одного или со своею супругою, одетого во фрак или коричневом сюртуке; он каждому из своих подданных давал аудиенции и говорил с ним приветливо..."


Одновременно с длинным сюртуком (как считают некоторые историки по костюму- образовавшимся из редингота, что далеко не так и является вымыслом самих историков) в двадцатых годах носили вошедший в употребление еще в конце XVIII века сюртук с высоким стоячим воротником и шнурами на груди по венгерскому образцу.

Мода на него появилась и в течение последующих десятилетий и даже в последнее время. Особенно часто украшались такими шнурами меховые короткие пальто (бекеши). Их носили очень многие в 1837 году.
Шились они в талию и плотно облегали фигуру, у них были очень узкие рукава; от пояса они расходились вниз юбкой в складку. Воротник шалью был настолько широк, что облегал плечи; делался он из дорогого меха.
Мехом же обшивались и обшлага и даже полы и подол. На груди от шитого шалью воротника до талии шли четыре ряду шнуров.

В сороковых годах 19 века фрак окончательно исчез из ежедневного обихода, сохранив за собой до настоящего времени роль парадной одежды.

Вот что писал  Никитин П.Е. в своих "Записках о Смоленске" в 1845 году: 
"...Ныне же купчихи и мещанки носят обыкновенные платья с талией и длинными рукавами; на голову повязывают гладко на самой маковке шелковый платок, а незамужние одеваются по указанию всеобщей моды, чему следует и большая часть неженатой молодежи-купцов. Старики же и женатые, хотя не носят бород и скобок, но зато ни одного не увидите во фраке: длинный суконный сюртук, застегнутый на все пуговицы, круглая пуховая или шелковая шляпа или суконный картуз, вот и всегдашний и неизменный их костюм. Просто, опрятно и чисто."




Временами появлялись самые разнообразные сюртуки, как, например, появившийся в конце второго десятилетия однобортный английский сюртук из «русского» зеленого сукна.
Сюртук этот отличался зеленым бархатным воротником и очень длинными полами. В это же время был в ходу сюртук из синего сукна, также с очень длинными полами, но двубортный.

В 1825 году появился очень короткополый сюртук с узким воротником и маленькими лацканами. Он делался однобортным; особенностью его были боковые карманы и слегка расходящиеся спереди полы. 



В 1826 году парижане и вслед за ними венцы стали носить сюртуки, плотно облагавшие талию, причем грудь должна была сильно выдаваться вперед, а бедра резко обрисовываться. В это же время появились двубортные сюртуки из темного сукна.
Закругленные их полы гладко пришивались к поясному шву и образовывали юбку с расходящимися складками.

Сюртук 1820-23 гг - подлинник



В 1830 году утренним нарядом считался застегнутый доверху черный сюртук, а для послеобеденного и визитного времени - цветной открытый сюртук и светлые однотонные или полосатые панталоны, светлый жилет, атласный или фуляровый галстук (черный или цветной).

Вскоре сюртуки стали шиться более узкими и элегантными, благодаря чему исчезла необходимость сильно подбивать их ватой. После 1845 года некоторые сюртуки стали шить со слегка заниженной линией талии.


Вид и стиль гражданских сюртуков менялись на протяжении столетия. Более ранние сюртуки, с 1820 по 1840-е годы, были с более пышными юбками и немного более собранным рукавом на верхней части плеча. 
Воротники были намного выше в задней части, приводя к более широким и большим отворотам-лацканам. Плечевые швы опущены занижены. Отвороты лацканов могли состоять из двух частей: одна из которых была пришивная (ревер)и делаться могла из другой ткани.
 В течение этого времени мужчины носили также сюртуки для повседневной одежды.  В конце концов, сюртук заменил фрак для дневного ношения.


В 1840-е - 1850-е годы мужские костюмы, как и раньше, следуют за силуэтами женской моды. Фраки и сюртуки потеряли буфы на рукавах, высокие стоящие воротники и приобрели вид, который без особого изменения продержался до конца века.

После 1860 года юбки у сюртуков стали более менее расклешенными, а рукава стали более прямыми. Плечевой шов, который ранее был расположен в низком положении на спине, теперь поднимался до более высокого уровня, чтобы совпадать с задним швом рукава, и воротник становился уже и более облегающим и небольшим. 

Помимо незначительных изменений, таких как рукава, которые были шире в локте в 1860-х годах, стиль, крой и конструкция сюртука, в основном, оставались неизменными вплоть до 1900 года. 
Это приятные знания для джентльменов, изображающих разные периоды на тематических мероприятиях. Они могут носить одну и ту же одежду и быть исторически правильными в течение многих десятилетий, не заботясь о многих изменениях моды, таких как изменения в женской одежде того периода.

С 1860 года в моде было два стиля сюртуков: однобортный и двубортный. Двубортный сюртук стал известен как принц Альберт, поскольку принц часто носил этот стиль, увеличивая его популярность. Это стили сюртуков, которые мы, в основном, видим сегодня, чтобы воссоздать период с 1860 по 1890 год.

Сюртук был самым популярным в середине и конце века. Он стал основной мужского одеждой днем и деловой для всех слоев общества. 
На западе, где жизнь была более проще в социальном плане, сюртук можно было бы надеть и для вечерних мероприятий. Двубортный фрак (двубортный сюртук с юбкой, разрезанной на хвосты) преобладал для официальных мероприятий, таких как обеды, балы и общественные мероприятия.

Как и во всех других костюмах того периода, сюртук носили с жилетом, рубашкой с манишкой, штанами, удерживаемыми подтяжками, и подходящим галстуком.

 Ткани для жилетов варьировались от ткани, которая соответствовала костюму, до ярких причудливых шелковых.

Сюртуки были сделаны из тканей, модных и доступных, таких как шерсть, шелк, хлопок, лен или смесь этих типов нитей. Например было: шелковое сукно...

Сюртуки шили из самых разнообразных тканей.

Шалон — лёгкая шерстяная ткань с диагональными полосами. Причём технология изготовления такова, что разницы между изнаночной и лицевой стороной нет. Название связано с первоначальным местом производства — Шалон-сюр-Марн.

Камлот — шерстяная ткань, вытканная из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шёлка, сочетание которых давало рыхлое, мягкое полотно. Более дешёвые сорта камлота изготавливались из хлопчатобумажного волокна.

Казинет — хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань саржевого переплетения.

Плед и полосатые ткани были очень распространены в 60-х и 70-х годах и носились вместе как брюки и пальто. Внутренние лацканы двубортных сюртуков могли быть сделаны из шелка, окаймленного шерстяной тканью. Обычно лацканы, декоративные карманы и манжеты делались из контрастной ткани или подбирались в соответствующий или контрастный цвет. 


Для мужской одежды первой половины XIX столетия характерно некоторое разнообразие в выборе цвета.

Так, известны зеленый, вишнёвый, брусничный цвета тканей, использовавшихся для пошива сюртуков.
 После 1850 года в моду прочно входят чёрный и серый цвета. Допустимы бежевые и серебристо-голубые оттенки.

Обтяжные пуговицы, часто вышитые, были доступны еще в 1826 году и часто украшали мужскую верхнюю одежду. Металл или растительная краска цвета слоновой кости также использовалась для пуговиц. Были использованы другие природные материалы, такие как рог (середина века) и жемчуг (1885).

Сюртук в мужской одежде стал прочно обосновался к 1850-ым годам уже по всему цивилизованному миру. 
Это был стандартный деловой вид костюма викторианской эпохи, который был на пике популярности именно в её период.
Шился сюртук по меркам его владельца и мог быть различных видов и из разных тканей от легких для жары и суконных - для тепла.

Сюртуки носили все: от военных до студентов. Частенько сюртук заменял мужчинам пальто.


Характерные элементы сюртука - нижние пуговицы доходили только до талии. Кроме того, сзади, на талии, нашивались 2 декоративные пуговицы.

К концу 19 века сюртук начали вытеснять пиджаки и визитки, и к 1840-ым годам ХХ века этот вид мужской одежды практически вышел из моды...

---------

 ПОДЛИННИКИ : сюртуки 19-начало 20 вв


Сюртук 1850-1890 гг
бархат х/Б




Подлинники: сюртуки 19 века



Cюртук 1840-1860 гг

Америка

-----------

Сюртук в стиле милитари, 1860-е годы,

 двубортный, черная шерсть, подкладка внизу отлетная




сюртук-смокинг 1837-1845 гг из льна.Америка.




................................

Крой сюртука 19 века:
Книга кроя мужской одежды и униформы 1895- 1910 гг. Санкт-Петербург




Сюртук 1928-30-ые гг, Австрия

Этот вид двубортного сюртука из шерсти, который был прозван еще в 19 веке "принц Альберт".
Имеет широкие заостренные лацканы с шелковой вставкой в ​​нижней части лацкана. Сюртук закрывается спереди двумя черными текстурированными пуговицами (всего четыре на лицевой стороне). Две пуговицы украшают каждый рукав манжеты.  Карманом в фалдах, чтобы джентльмен мог хранить свои перчатки. 



Нательная мужская рубаха.Подлинники,крой,пошив, реконструкция,книги.


Комментариев нет:

Отправить комментарий