Так что продолжаем тему про прически конца 18-нач. 19 в., но уже более конкретно: не только немного истории, но и портреты, где явно может каждый из вас рассмотреть все завитки модных тенденций причесок того времени - эпохи ампир* .
*Термин «ампир» происходит от французского слова empire, что переводится как «империя». Поэтому стиль иногда называют «имперским». Ампир появился во Франции в первой трети XIX века, в период правления императора Наполеона Бонапарта, и как считают некоторые историки, завершился где-то в 1825 году.***
В конце XVII-начале XIX века мужские прически были короткие, повторяли модные тенденции общества того времени. В моде были стрижки с завитыми волосами, отличавшиеся только самой укладкой волос.
В целом мужские стрижки в какой-то степени повторяли стиль Древнего Рима. И часто они названы были в честь императоров или героев пьес, полководцев.
Во второй половине XVIII века прически типа "крысиный хвост" носили военные и придворные. Менялась укладка буклей, длина косы, но силуэт оставался тот же. В конце XVIII века стали носить прическу "крылья голубя".
*Тит Юний Брут (около 527—509 гг. до н. э.) - сын Луция Юния Брута, консула 509 г. до н. э., и Вителлии. Вместе с братом и другими родственниками вступил в заговор с целью возвращения к власти изгнанного царя Тарквиния Гордого. По доносу раба был изобличён, после чего публично высечен и обезглавлен вместе с братом по приказанию отца***
Стиль бидермейер характерен для начала XIX века. Вариант стал приходить постепенно на смену более помпезному и пышному ампиру. В нем отразился демократизм мещанской среды и ее предпочтения. Более всего этот стиль повлиял на одежду и прически, которым до середины XIX были присущи характерные черты фантазийного декора с налетом мещанства**. Однако на мужские прически этот стиль не сильно повлиял, лишь сделал, например, ту же "а-ля Титус", немного пышнее.
В целом мужские стрижки в какой-то степени повторяли стиль Древнего Рима. И часто они названы были в честь императоров или героев пьес, полководцев.
Наиболее популярными прическами были «а-ля Каракалла» и «а-ля Титус». Главная особенность причесок уже начала 19 в.– это разные проборы: прямой, боковой, сквозной. Ограничений как таковых не было.
Модными в то время были усы и бакенбарды, а вот борода утратила популярность. Если кто-то и решался оставить ее, то в основном в виде так называемой «эспаньолки» (аккуратная небольшая бородка, расположенная на подбородке и имеющая клиновидную форму).
Немного из истории + портреты конца 18-нач. 19 вв.
Французская буржуазная революция 1789 года явилась началом нового этапа в истории развития европейских государств, в том числе и России.
В связи с развитием общественных отношений появляются новые культурные направления и стили.
Индивидуальные вычурные моды королевского двора сменяются массовой, демократической модой. Теперь все слои населения обрели право носить то, что хотели. во внешнем облике мужчин стали проявляться профессиональные признаки.
В противоположность XVIII веку, когда богатство ассоциировалась с праздностью, мужчина девятнадцатого столетия всем своим внешним видом показывал, что он - человек работающий и во внешнем облике мужчин стали проявляться профессиональные признаки.
Однако модные тенденции внешнего облика во все времена были подвержены подражанию кому-то или чему-либо, например античности или выдающимся людям полководцем. Это коснулось и причесок.
XVIII - начало XIX веков - эпоха постоянных войн в Европе, в которых участвовала и Царская Россия. Отсюда - мода на все военное: от вида мундиров, отделки костюма (особенно женского - расшивка галуном, шнуром; цветовая гамма и проч.), до причесок.
В 1796 году распространяется прическа "под скобку" - ее носило купечество и мещане. Парики, распространившиеся в России, ввели моду на бритье лица.
К концу XVIII столетия, когда стиль барокко сменился новым течением рококо, прически среди мужчин стали кардинально меняться из величественных и роскошных в грациозные и легкие модели. Например стрижка “ке”, когда завитые волосы средней длины зачесывались назад в хвост.
Одной из распространённых мужских стрижек стала стрижка "а-ля Тит", пришедшая в Россию из Франции. По одной гипотезе, юноши и девушки стали так стричься после постановки в 1790 г. пьесы Вольтера под названием «Брут». Сюжет произведения соответствовал революционным настроениям французской молодёжи.
"С первых же стихов первой сцены разразились аплодисменты. Публика подхватила республиканские фразы и отвечала на них своими возгласами... Торжество свободы было полное."
Революция во Франции изменила полностью стиль французов. Это касалось всего: от прически до одежды. Отличительной особенностью нового времени являлось исчезновение пудренных париков. В связи с упадком экономики в стране не хватало муки, и отказ от париков считался проявлением патриотизма.
"Для наших париков нужна пудра, - писал Жан-Жак Руссо - а у бедняков нет хлеба".
Парики сохранялись только в армии, большинство французов, особенно молодых, предпочитали прическу из собственных волос, от чего парикмахеры не получали доходов от своей профессии.
В 1795 году среди невероятных, всем своим видом выражающих отрицательное отношение к революции, популярной становится прическа с бритым затылком "а-ля виктим"" - в память жертв Конвента, погибающих на эшафоте.
"Невероятные " так же зачесывают волосы вперед, закручивают в хвосты, заплетают с боков по тонкой косичке, которые закрепляют на затылке. Одна из разновидностей подобных экстравагантных причесок носило название "собачьи уши".
В период господства в моде античности широкое распространение так же у женщин во Франции получают прически "а-ля Титус", в мужском варианте еще назывались - "а-ля Каракалла". Создательницей первой короткой стрижки считается мадам Тальен. К её заслугам относят и появление в моде белых париков.
К концу XVIII столетия, когда стиль барокко сменился новым течением рококо, прически среди мужчин стали кардинально меняться из величественных и роскошных в грациозные и легкие модели. Например стрижка “ке”, когда завитые волосы средней длины зачесывались назад в хвост.
В конце XVIII века парики стали выходить из моды по всей Европе, а при Александре I в России они и вовсе были отменены указом. Теперь мужчины стриглись коротко. Парикмахеры копировали образы людей, живших в период античности, подражая французам.
В начале XIX века моду в цивилизованном мире продолжает диктовать Франция. На смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир, что в переводе с французского означает "империя".
Он появился в первой четверти XIX века во всех странах Европы. Но родиной ампира считается Франция времен Наполеона I, который, воспользовавшись кризисом Директории, в союзе с крупной буржуазией совершил государственный переворот и в 1804 году объявил себя императором.
Наполеон мечтал о возрождении великолепия Римской империи. Поэтому во Франции начинает проявляться во всем обществе бурный интерес к античности. Законодателями мод во время первой империи явились ближайшие друзья императрицы Жозефины, жены Наполеона.
Одной из распространённых мужских стрижек стала стрижка "а-ля Тит", пришедшая в Россию из Франции. По одной гипотезе, юноши и девушки стали так стричься после постановки в 1790 г. пьесы Вольтера под названием «Брут». Сюжет произведения соответствовал революционным настроениям французской молодёжи.
- писали в «Газетт Насиональ» от 20 ноября 1790 г. о постановке «Брута» в Театре Нации
Главный герой пьесы, коротко стриженный Тит Юний Брут*, оказался втянут в заговор против нового политического строя. Его отец, основатель Римской Республики, приговорил Тита к казни.
Парни и девушки, впечатлённые развернувшимися в пьесе событиями, увидели в лице Тита нового героя и стали ему подражать. Революционные французы нуждались тогда в патетической героике древности.
Портрет мужчины с прической а-ля Тит
По другой версии, эта же стрижка называлась гильотиной. Палач перед казнью срезал волосы для демонстрации остро заточенного ножа. Молодые люди стали носить короткие причёски, чтобы походить на жертв террора.
Один из французских парикмахеров 19-го века писал в своих записках:
«Действительно, что может быть менее приятным и более смущающим, чем длинные
распущенные волосы? ... Это мешает движению и тем самым удаляет изящество. ...
Наконец, когда волосы длинные, кто-то заплетает их, кто-то их скручивает, тем самым
уменьшая голову почти так же, как если бы это был Тит. ... Зачем нужно поддерживать
длинные и раздражающие волосы, когда можно их приобрести, когда захочешь?»
распущенные волосы? ... Это мешает движению и тем самым удаляет изящество. ...
Наконец, когда волосы длинные, кто-то заплетает их, кто-то их скручивает, тем самым
уменьшая голову почти так же, как если бы это был Тит. ... Зачем нужно поддерживать
длинные и раздражающие волосы, когда можно их приобрести, когда захочешь?»
Например: коротко постригаясь, мужчины завивали волосы в тугие локоны - прическа "а-ля Титус"(или а-ля Тит),- лицо гладко брили, оставляя на щеках от виска узкие бакенбарды, называемые "фаворитами". Бакенбарды были двух разновидностей: в виде отголосков пышной бороды английские, и как часть прически — римские.
**Мещанин - Лицо городского сословия ниже купеческого, включавшего в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев***.
В начале 19 в. парики с прическами типа "кошелек", "узел", "крысиный хвост" уходили в прошлое. Волосы вновь обрели естественный цвет, так как пудра вышла из моды.
Разнообразились прически проборами - прямым, боковым, сквозным. При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко.
Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Напыщенного вельможу постепенно сменял образованный, культурный и отважный, элегантный и деловой мужчина.
Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать было уже мало для представления молодого человека будь то девушка или юноша, в обществе.
В женщинах ценились томность, мечтательность, меланхоличность, "интересная бледность". В мужчинах образованность, моральный облик, вежливость и обходительность.
Этому учили и книги, большинство из которых были европейскими и переводились на русский язык...
В дальнейшем мужские стрижки не намного менялись, однако стиль подражания оставался (и остается до сих пор) наиболее сильным в модных тенденциях.
Например, деятели искусств хотели быть похожими на всемирно известного пианиста-романтика, Ференца Листа (1811-1886). Писатели и поэты, музыканты и художники стали отращивать волосы чуть ниже подбородка и зачёсывать их назад. Так в Россию пришла мода на мужскую стрижку «каре».
Или: Стрижка «аля-пуританин» появилась на пике моды в середине XIX века и стала настоящим хитом столетия среди мужчин в цивилизованном обществе, а самым запоминающимся ее обладателем был Авраам Линкольн (1809-1865). Мужчины оставляли залысины на лбу, делая боковой пробор волос, и оставляли на лице только короткую бороду. Укладывать волосы можно прямыми линиями или завитушками, главное, чтобы область лба была максимально открытой...
--------------------------------------
Ну ,а для тех, кто в наше время хочет выглядеть на тематических мероприятиях по моде эпохи Ампир - в помощь портреты, гравюры и воспоминания современников тех лет.
-------------------------
Ну вот, думаю, что мною дан наиболее кратко ответ на вопрос о прическах мужчин конца 18 - нач. 19 вв.
Дополнительные виды причесок по тем же портретам на тот период, полагаю, найдет уже каждый из наиболее любопытных любителей исторических мелочей.
---------
Когда была написала вторая часть, то ко мне опять обратились с вопросом: КАК завивали волосы в начале 19 века?
И появилась еще одна часть - заключительная по мужским прическам, которую можете прочесть, найдя по ссылке ниже👇
-------
Продолжение и первая часть:
------------------------------------------------
Источники серии статей:
- История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ.— М.: Искусство, 1983 г.;
- Статья из соцсетей:"Парикмахеры и цирюльники в конце XVIII -XIX веке";
- "История костюма", Д. Нанн, 2005 г;
- соцсети (картинки);
- Ф. Комиссаржевский , "История костюма".
-------------------------------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий