23.3.23

Дамские шляпки 1890-1900 гг. Подлинники, гравюры из журналов тех лет.

Шляпа - это такой элемент одежды, "которого вид и названия меняются ежедневно",
- писал В. Даль (1801-1872)

Сейчас мы уже понимаем, что дамская шляпка является дополнение к костюму, как и перчатки, зонты и проч. Дополнения, так же как и отделка являются компонентом образного и стилевого решения костюма. При помощи дополнений подчеркивается назначение костюма (нарядный, деловой, сезонность), атак же выявляются индивидуальные черты человека. Головной убор как бы завершает силуэт, усиливая впечатление статики или динамики всей формы.

Только в античные времена головной убор имел чисто практическое значение: им накрывали голову от солнца или дождя. Обычно же греки и римляне ходили без головных уборов. В средние века это уже прежде всего украшение, и даже предмет роскоши. Шляпы принимали самые разнообразные формы, отделывались мехом, перьями, драгоценными камнями.
Ношение их считалось обязательным , и даже в 19 веке говорили:
"Если леди не при шляпке, - значит это не настоящая леди!

-------------------------------

Из соч. В.Л.Пушкина "Провинциал в Петербурге", 1893 г:

"Приехав с женою в Петербург, которого ни я , ни она родясь еще не видели, захотелось нам побывать в нем везде и посмотреть на все. Вследствие сего намерения, на другой же день нашего приезда предположили мы начать осмотр свой с храма Казанской Богоматери:
"...а оттуда, молвила моя жена, - душенька, заедем в магазин мадам А..."
На первое предложение, как на богоугодное, я согласился с удовольствием, но при втором, признаюсь чистосердечно, от с страху я невольно затрепетал, лоб мой покрылся морщинами и брови нахмурились... Жена моя..., приметив, что я готовлюсь противоречить ей, подскочила ко мне и так нежно, так сладко поцеловала, что все мои морщины, подобно тучам от дуновения ветра, исчезли, и я приказал Трифону надеть свою ливрею и с запяток указывать кучеру дорогу.       
Едва мы проехали несколько сажень по Невскому проспекту, как жена моя вскричала:
"Ах, друг мой, посмотри, какая бесподобная шляпка! Заедем, пожалуйста!" - Что ты! в уме ль? Разве позабыла, что мы не отслужили еще молебна! - "Друг мой, ангел, утешь же меня! Ну, сам посмотри: что за шляпка на мне! как я буду стоять в Казанской Я сгорю от стыда!"
Она проговорила это с таким жаром и так громко, что проезжающие и проходящие оглянулись на нас. Боясь, дабы жена моя не заговорила еще громче, я поскорей приказал поворотить сани и привез её в магазин.
- Что вам угодно? спросила нас француженка, не приподнявшись даже со стула своего. Она, верно, встретила нас по платью...
- Вот эту шляпку, сказал я, указывая на ту, которая соблазнила жену мою.
- Подай! - сказала француженка одной из сидевших за рукоделием девиц.
Шляпок было множество и одна другой лучше! Прежняя не обращала уже на себя внимания. Её поставили на свое место, - и начался перебор, который продолжался около часа. Сама мадам подошла на помощь - и, наконец шляпка выбрана. Только я приготовился отсчитать 120 руб., как был остановлен сими словами:
- Постой, друг мой! Я еще хочу взять этот эшарп..."

-----------------------------------------------

В девяностые годы 19 века в моде происходит еще большее разделение костюма как по назначению, так и по классовой принадлежности общества. Все более женщин начинает работать на предприятиях, заниматься наукой, искусством, политикой.
Поэтому общий характер одежды становится более строгим и деловым. Входит в моду "английский" костюм. Женщины продолжают заниматься различными видами спорта, принятыми обществом как ранее, так и новыми видами  - велосипедным, конькобежным, теннисом и др. Появляются специальные костюмы для всех видов спорта.

Основной формой одежды является платье. Прямые плечи, высокий стоячий воротник, линия талии несколько занижена. Рукава в течении десятилетия меняли форму, но вес они были расширены в верхней части и заложены у плеча в складки или сборки. Юбка плавно расширяется  книзу. 
Дополнением к костюму служили длинные бусы, цепи, веера из перьев на шнурке вокруг шеи, лорнеты, боя, перчатки, маленькие сумочки на длинном шнурке, летом - кружевные зонтики.

Типичным костюмом работающих женщин являются юбки и блузки.
Верхняя одежда разнообразна. это накидки, пелерины, ротонды, пальто разной формы.


Шляпы в начале десятилетия небольшие, с полями, надевали строго симметрично на высокую прическу-валик. К концу десятилетия шляпы приобрели огромные поля и массу украшений - пучки страусовых перьев, букеты цветов, кружева. Модны были так же "токи" - маленькие шляпы без полей, напоминающие чалму.
Обувь почти не изменилась по форме, но стала проще и удобнее.


В 1890-х годах модницы потеряли интерес с капором прошлых лет, хотя некоторые пожилые дамы продолжали их носить даже в 20 в.; в случае траура капор носили с длинной темной вуалью. Поля шляп стали шире, шляпы водружались высоко, поверх пышных причесок; даже токи часто делались большими драпировались бархатом, шелком, или тюлем или покрывались присборенным рюшем из этих тканей. Отделка, ленты, цветы и перья все еще подчеркивали вертикальную линию.


"Накануне дня причастия, перед тем как дамы собирались ехать к исповеди, француженка от Бертран привезла картонки с переделанными чепчиками maman  и новой шляпкой Мимочки.
Мимочка задумчиво стоит перед зеркалом и примеряет оригинальную шляпку vieux rose с серебром и темно-коричневым бархатом. И на что ей эта шляпка? И не все ли равно, что ни надеть?..."
/из очерка "Мимочка отравилась", Микулич В., 1895 г/


В моде была высокая прическа с шиньоном различной формы на темени и валиками над лицом. Шляпы были с большими полями, украшенные лентами, перьями, вуалью. Летом носили соломенные шляпы типа мужского канотье. 



"Шляпка - это, кажется, единственная принадлежность дамского туалета, - писали в брошюре за 1898 г. "Элегантность женщин"(издание было переведено с французского), -  которая решительно не поддается каким бы то ни было советам и наставлениям относительно того, какой фасон выбирать и кому какой лучше надеть. Все зависит от индивидуальных особенностей лица, фигуры и роста. Посоветовать можно лишь не носить шляпок последних фасонов, которая, пока к ним не приглядеться, кажутся очень эксцентричными и режут глаза.
Представьте вводить в моду на шляпки тем дамам, которые не особенно бояться осуждения, даже игнорируют всякое мнение, преследуя лишь цель чем-либо выдвинуться и обратить внимание мужчин. Редко что-либо так скоро приглядывается, как шляпка; поэтому элегантным женщинам советуем лучше иметь для сезона несколько простеньких шляпок, нежели одну дорогую
."

Зимние шляпы для улицы были маленькие - токи (иногда с завязками) и шапочки. С визитным туалетом носили шляпы с небольшими полями то прямыми, то опущенными по сторонам, то приподнятыми спереди или с одной стороны. Отделывали их страусовыми перьями, эспри, цветами, бантами, кружевом.

 Чтобы шляпы с полями можно было (по моде второй половины 1890-х гг) носить сдвинутыми на лоб или на одну сторону, под край тульи сзади или правой стороне пришивали вырезанную полумесяцем подставку, обтянутую бархатом, иногда сверх него декорированную мелкими цветами или рюшем



В конце 1890-х - начале 1900-х годов почти все шляпы были с небольшими полями, которые могли быть отогнуты вверх или опущены с одной стороны или приподняты сбоку или сзади. Их отделывали цветами, бантами и перьями, а то и целой птицей, например, чайкой. Из-за модной отделки перьями истреблялись множество птиц. И в конце-концов вышел запрет на большое количество перьев на головных уборах.
Надевали шляпки так, чтобы волосы, взбитые и уложенные валиком над лбом и зачесанные вверх по сторонам и сзади, были видны.
Шляпы к послеобеденному или вечернему туалету были больше утренних шляп.


В последующие годы шляпы то уменьшались, то вновь увеличивались, им придавали разнообразные формы, поднимая или опуская поля, сообразуясь в большей мере, чем раньше, с типом лица, костюмом и фигурой женщины.


В 1900-ые дамская шляпка была опасна для окружающих гораздо больше, чем для самой модницы. 
"С дамскими шляпами были связаны и несчастные случаи. Дамы носили длинные волосы и большие прически. Чтобы шляпа держалась на голове, её прикалывали к волосам длинными булавками длинной тридцать и более сантиметров. Бывали случаи, когда в тесной толпе острые концы этих булавок царапали лица соседей и даже выкалывали глаза. Позже было издано административное распоряжение, чтобы эти булавки продавались только с наконечниками, но они часто терялись, и несчастные случаи повторялись."
(Засосов Д.А., Пызин В. И. "Из жизни Петербурга 1890-1910- гг.)


----------------------------------------

ПОДЛИННИКИ дамских шляпок конца 1890-1900-х гг.
















----------------------------------

Источники для статьи:
- "История костюма", Дж. Нанн, 2005,
- "Энциклопедия моды", Андреева Р.П., 1997,
- "Русский костюм 1890-1917", 1972,
- "Театральный костюм", Градова, Гутина, 1976,
- "Костюм в русской художественной культуре", Р.М. Кирсанова, 1995,
- "История костюма", И.В.Киреева, 1970.
- Соцсети: liveinternet, metmuseum, augusta-auction, pinterest, РГБ и др
.

-----------------------------------------

ДОПОЛНЕНИЕ:

Книга: по изготовлению шляп 1899 г. и журнал "Модистка", где публиковались изображения и описания шляп за весь 1892






----------------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий