1.2.22

Модные тенденции середины ХХ в. Часть 4: Промышленность. Альбом мод 1952 г.

 "... мода, является не только самым абсурдным капризом, но и маленькой волной, прорвавшейся сквозь большие волны, которые потрясают мир..." - Жиру о моде, 1950 г.


Мода середины ХХ века - это очень огромный пласт изменений и свершений в общественном мире. Изучать этот период в тенденции моды можно долго из-за его многогранности и новшеств, круто изменив жизнь цивилизованного общества после второй мировой войны 1939-1945 гг. Не даром на сайте уже было мною представлены несколько страниц на эту тему. 

Открывая следующую страницу, попробую "пробежать" по "верхам" истории костюма того времени, прекрасно отдавая себе отчет в том, что и она не станет последней в этой тематике...

***Модная тенденция — это совокупность идей, стилей, концепций и взглядов, влияющих на то, как мы носим одежду, совершаем покупки и преподносим себя.***


Модные тенденции середины ХХ века.


Развитие моды на протяжении всей истории находится в тесной связи с проходящими изменениями во всех областях общества, его культурной и экономической жизни.

Формы костюма развивались и развиваются параллельно с развитием общего стиля конкретной исторической эпохи и внутри него как одна из подчиненных форм, последовательно переживая все фазы развития: зарождение, расцвет и угасание.

Женская мода ХХ века не являлась исключением и отражала все особенности столетия. В её формах, пропорциях и колористическим решении нашли отражение все направления изобразительного искусства и архитектуры ХХ в. важные культурные достижения, обычаи, образ мышления и жизни человека, экономические кризисы, бурное развитие промышленности и проч.

Мы еще можем из воспоминаний и рассказов людей старшего поколения узнать, как выглядела одежда женщин прошлого столетия, что облегчает нам воссоздавать старинные, называемые сейчас ретро-модели, или на их основе создавать уже что-то новое, подходящее под наш XXI век.

По истории костюма есть возможность проследить цепочку изменения женского костюма  сначала ХХ века к его середине.

 Начало ХХ века был динамичным в своем развитии, что было очень значимым и привело к принципиальным изменениям. С начала XIX века и до начала ХХ -го в женской одежде появилась в одежде функциональность, гигиеничность и простота. Демократизация постепенно проникая во все формы общественных отношений, вторгалась и в область моды и способствовала коренному изменению женской одежды.

Одним из важных факторов, оказавшим к началу ХХ в. решающее влияние на политику Домов мод (появление первого дома датируется 1858 годом и тесно связано с французом Ч. Ф. Вортом) и образование новых форм в одежде, являлась промышленность. Промышленное производство унифицировало многообразие форм одежды и посредством экспорта серийной продукции, быстро распространившейся по свету, получило возможность влиять на возникновение определенных обычаев и привычек в манере одеваться. При всем этом промышленность не уничтожила моду, а лишь ограничила её капризы и экстравагантность.

Однако интересы творцов моды, множащих свои доходы на этом бизнесе, требовали более быстрого темпа смены её видов, чем интересы промышленности, которая должна иметь время на подготовку технологических процессов и сбыт своей продукции. Но и это противоречие стало сглаживаться после второй мировой войны, когда парижские портные, оценив преимущества массового производства и желая удержать первенство, сочли необходимым связать свою деятельность с промышленностью. 

После войны воскрешение моды и текстильной промышленности стало возрождаться с новой силой и по всей в Европе, усиливая её процветание, где первым был Париж, старающийся удержать свое первенство в этой индустрии, улавливая малейшие изменения в этом направлении.

В 1951 г. началось проектирование моделей для многих промышленных предприятий и образование во всем мире пунктов распродажи. Эта продукция стала называться pret-a-porter

****

Прет-а-порте́ (фр. prêt-à-porter, букв. — «готовое к носке») 

- промышленные коллекции, которые с первой половины ХХ в. начали создавать haute couture специально для массового производства. А именно: модели готовой одежды, поставляемые крупными модельерами в массовое производство. Одежда продается как в маленьких магазинах — бутиках, так и в крупных универсальных магазинах. Эти модели могут быть созданы вне салонов мод, для массового производства, но также в более эксклюзивном порядке по дизайнам ведущих модельеров.
****

Т. к. быстрая смена моды, ускоряющая частоту производственных циклов, представляла сложность для производства,  то это отсутствие стабильности в моде уравновешивалось одновременным введением нескольких новых силуэтов и сохранением распространенных благодаря удобству и эстетической пригодности их, отвечающих запросам различных групп потребителей.

***
Кстати, в этом и заключается принципиальное отличие моды со второй декады ХХ века от безапелляционного диктата моды до начала этого столетия.
***

Промышленность приняла необходимость смены моды, подразделив свою продукцию на малосерийную и массовую в зависимости как от запросов потребителей, таки от определенных отбора и трансформации элементов, вводимых в моду "великими портными".

С середины ХХ века в обучающих книгах по изготовлению одежды стали вводится два вида технологии её изготовления: массовый и индивидуальный пошив, что было явным различием и в обучении будущих портных, конструкторов и модельеров.

К этому времени так же изменилось и отношение самого общества к модным тенденциям в костюме. Если прежде неоднократно возникала необходимость либо вести открытую борьбу с канонами моды, либо подчиняться им беспрекословно, то уже к середине ХХ века уже безо всяких неприятных последствий общество принимает в моде только те формы, которые наиболее приемлемы.

Одним из направляющих источников в тенденциях моды были зарубежные и отечественные журналы мод и периодические издания, демонстрирующие модную одежду, не всегда, однако, принимаемую полностью обществом.

-------------------

Мода 1950-х годов в самом начале десятилетия была продолжением моды 1940-х. Особенно это чувствовалось в СССР. 
Как только в стране стали восстанавливаться промышленность и налаживаться гражданская жизнь после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в Домах культуры, клубах, институтах, на предприятиях создаются курсы кройки и шитья. И постепенно в СССР моды становятся всенародным достоянием. Большие тиражи журналов мод расходятся по всей стране; моды пропагандируются посредством кино, выставок, печати; на эти темы издают каталоги, брошюры, альбомы. За модой следят подавляющее большинство женщин и мужчин...

Альбом Мод , 1952 год



В 1950-х годах в мировой моде стали многократно появляться элементы одежды, почерпнутые из сокровищницы костюмов китайского, русского, украинского, турецкого и балканских народов. Создатели моды в Москве, оценивая роль мировой моды, налаживали контакты с Парижем, приглашая каждый сезон представителей парижских Домов мод. Отзвук этого контакта стал особенно очевиден в творчестве парижских "диктаторов моды", которые ввели в мировую моду много элементов одежды народов СССР.
Например, те же папахи, меха, баска на платьях, отделка тесьмой и т.п.



Характерные ансамбли одежды конца 1940- начала 1950-х гг.: платье-пальто, платье-костюм, костюм-пальто для женщин. В женских платьях и блузках и в мужских верхних рубашках широко используются традиционные отделки: русская, белорусская, украинская, узбекская вышивки; грузинская, армянская набойки и многое другое.

Часто российские Дома моделей получали письма с просьбой создать удобную производственную и служебную одежду. Советские художники-модельеры старались учесть все эти просьбы в своих разработках моделей. В крупных городах открывались все новые магазины по продаже одежды для работы и домашних хозяек... 

Легкая промышленность в СССР развивалась полным темпом с восстановлением старых предприятий и постройкой новых фабрик и заводов, начиная от производства тканей, до швейных, вышивальных. Для индивидуального пошива одежды и униформы открывались все новые ателье как узкой направленности: такие как форменная военная одежда, так и для гражданского населения...








В 1950-х годах домохозяйки стали объектом всеобщего преклонения. Под влиянием государственной политики, индустрии моды и рекламодателей рол домохозяйки приобрела новый, идеализированный смысл. После лишения карточной системы одежда хранительниц очага наряду со строгой дисциплиной стала подчеркивать женственность. Фасад совершенства должен быть соблюден любой ценой; выйти из дома без шляпки считалось проявлением бунтарского духа...

Если посмотреть в библиотеки наших мам или бабушек, то практически в каждой семье найдется справочник по той же кулинарии или уходу за одеждой, или подобные книги на домашнюю тематику именно за 1950-ые годы. Что еще раз утверждает этот расцвет домашней женщины, ухаживающей за семейным очагом.




---------------------------------------------



--------------------------------------------------------------------
 
Читайте так же:

Шьем вместе ретро-пальто 60-х - 2000-х. Часть 2. Начало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий