15.7.21

Танцы на балах и вечерах XIX века-кратко. О платьях со шлейфом во время движения. Подлинники.

Я и сама когда-то занималась танцами. Конечно же танцы конца ХХ века не сравнить с танцами  века XIX-го. Однако всегда интересно узнать как отдыхали наши предки, что делали, как веселились.

"Вещи, смотря по употреблению какое из них делают, получают различное достоинство: танцы, имеющие немаловажное влияние на общественную жизнь и нравственность, подлежат тому же правилу. Достоинство их частично зависит от характера, внушаемого учителем молодым людям, частью от самих молодых людей, смотря по тому, какой способ и приемы нравятся им, прихотливые и модные, или скромные и приятные.

 Как самое главное дело советовал бы я сохранять в в веселостях три необходимые вещи: скромность с приличием, решительность или уверенность, и наконец, желание или расположение. При этом нужно упомянуть, что танцевальное искусство, сделавшись подражательным и перешедшее в изящное не терпит скучного принуждения, равно как и небрежности обезображивающей танцы и падающей невыгодное заключение о характере танцующего..."- писал в своем "Вступлении" в книге "Правила для благородных танцев" её автор: учитель танцев Людовик Петровский в 1825 году.

----------------


Полонез – 

танец, берущий свое начало еще с 17-го века, который сохранил свою форму и особое предназначение для торжественных шествий в качестве открывающего или заключающего действия на американских и многих европейских балах. торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. 

В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Полонез Возникший в Польше около XV века полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.



Гавот.

В начале XIX века в общественных бальных залах ещё пользовалась успехом композиция Гавота, созданная известным французским балетмейстером Вестрисом. К 1830-м годам увлечение Гавотом пропало окончательно. Далее он продолжал существовать только как сценический танец. Всплеск интереса к нему в начале XX века был связан с появлением комбинированного бального танца под названием Вальс-Гавот.


Вальс

 в три па (~1790 — до конца периода) Появившийся во второй половине XVIIІ века в центральной Европе , танец сперва нередко подвергался гонениям в бальных залах. Известно, что Павел І, однажды упав в вальсе, запретил танцевать его вовсе . При дворе немецких кайзеров вальс был запрещен до 1888 года. В Вене начала ХІХ века накладывались ограничения на длительность танца. В Британии, куда вальс проник уже в 1797 году, для начала закрепившись в контрдансах ,против вальса как самостоятельного танца уже в 1813 году выступал Байрон, издав сатирическую поэму The Waltz.                                                                                                                                                                                    Именно вальсу суждено было стать визитной карточкой ХІХ века: вальс в три па, вальс в два па, новый вальс в три па, в пять па — лишь основные виды распространенных в Европе и Америке вальсов. Фактически же вальс — единственный танец, который пережил весь ХІХ век, живет и развивается до сих пор в качестве бального танца.


Полька. 

Впервые полька была показана в Праге в 1835 году, позже, в 1839 в Вене, под музыку пражского ансамбля. В 1840 году Raab, пражский танцмейстер, станцевал польку в Odeon Theatre в Париже и имел оглушительный успех. Название танца произошло от чешского слова означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Из-за созвучности названия польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска.

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц.Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.


Галоп

Родина Галопа – Венгрия, где он известен с 1800-х годов . В Вене и Берлине галоп появился в 1822 году, в России — в начале 1820-х (у Пушкина в ЕО), в Париже и Англии – в 1829. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере. Галоп считается предшественником польки. Это весёлый танец в вприпрыжку. Появился на парижских балах. Быстрый бальный танец, популярный в XIX веке



Редова

 (1846 — ~1900) 

Танец, по мнению большинства авторов, имеет чешское происхождение. Редова - это парный круговой танец, но большинство авторов указывают, что помимо вращения существует фигура - преследование, когда кавалер отступает, а дама наступает, или наоборот. Кроме того, возможна фигура balancé, когда чередуются шаги вперед-назад. Все эти фигуры чередуются по произволу танцующих. Исторически в середине века редову исполняли под музыку похожую на музыку польки-мазурки, в конце века - под вальс


Мазурка

Польский народный танец. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. На самом деле под названием "мазурка" скрываются сразу 3 национальных польских танца: мазур, оберек-разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком, куявяк-лирическая , медленная мазурка.




Кадриль –

танец, что зародился в самом начале 19-го века во Франции. Особенность этого вида пляски заключается в уникальной композиции, построенной на повторении 4-6 разнообразных контрдансов в каре.Знаменитая иллюстрация первого исполнения кадрили в лондонском клубе Almack's.

Украшаемые техниками модных танцев — вальсом, полькой, галопом, мазуркой, и т.д., новые кадрили потесняют, а со временем и вовсе изживают старомодные кадрили со сменами (котильоны) и продолжают царствовать в бальных залах ХІХ века практически до его окончания, преобразовываясь со временем в колонну, упрощая технику и преумножая фигуры. французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику, друг против друга.



Па де катр

особая форма скоттиша, которая отличается грациозной медлительностью в России и ритмическими прыжками в Англии и Шотландии. Музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией четырёх танцовщиков. В XIX веке сложилась форма па-де-катра, состоящая из антре, индивидуальных вариаций и коды. Существовал также бальный танец с аналогичным названием.

Среди известных примеров па-де-катра — номер, поставленный Жюлем-Жозефом Перро на музыку Цезаря Пуни для четырёх знаменитых танцовщиц М. Тальони, К. Гризи, Ф. Черрито и Л. Гран (на иллюстрации). В этом составе балет был представлен только несколько раз, в том числе 12 июля 1845 года для королевы Виктории и принца Альберта.




Котильон

Танец французского происхождения. Его первоначальные формы походили на бранль и состояли только из одной фигуры. Котильон начали танцевать в XVIII веке, но особую популярность он приобрел в XIX-ом столетии. К этому времени композиции его усложнилась и появилось огромное количество фигур. Он очень напоминает массовую танцевальную игру, которую возглавляет одна пара, хорошо его знающая. Пару эту называют ведущей, а кавалера - распорядителем. Ударами в ладоши он давал сигнал оркестру, назначая порядок фигур. Успех котильона зависел от находчивости, вкуса и  мастерства распорядителя.

Ни один бал не проходил без этого танца. Обычно его танцевали во втором или в третьем отделении вечера.

Конечно же это основные танцы, но были и много других как видов танцев, так и их названий, например: минует, англез, матредур, краковянка и т.д. В течении XIX века менялись виды танцев, какие-то просто уходили из моды, какие-то создавались из старых...

Вот что пишет в 1890 году А.Я.Цорн в книге "Грамматика танцевального искусства и хореографии" в главе "РАЗДЕЛЕНИЕ ТАНЦЕВ

Танцы обыкновенно подразделяются на два главных отдела: салонные танцы и танцы, исполняемые на сцене, или что то же - на бальные и балетные танцы. Первые предназначены для общественных увеселений, и потому должны обладать таким характером, чтобы изучение их было доступно лицам, не делающим из танцевального искусства своей специальности. Почти каждая страна обладает своими собственными танцами. Между этими танцами заслуживают быть поставленными на первое место старо-французские минуэт и контраданс, как исполнение грации и скромности.

Круговые танцы, как например: вальс, галоп, полька и другие, теперь везде вошли в моду, вследствие сравнительной легкости их изучения, но в том же виде, как они обыкновенно исполняются отнюдь не заслуживают этого предпочтения. 

Польский национальный танец мазурки, может быть после менуэта назван королевой салонных танцев, потому что он дает каждому танцору возможность показать всю свою ловкость и грацию без особенного напряжения сил. И дама, со своей стороны, может проявить в этом танце всю свою естественную грацию, не будучи стеснена, как в круговых танцах, объятьями кавалера. К том уже и свободный выбор фигур - как в котильоне - позволяет бесконечно разнообразить мазурку, чем придает ей прелесть постоянной новизны.

Так называемые рядовые танцы и танцы колоннами как например экоссеза, триолет, anglase и т.п., вышли теперь из моды, хотя некоторые из них очень красивые и допускают возможность разнообразных смен. Все вышеназванные танцы, а так же многие другие.., принадлежат к общественным хоровым танцам и подразделяются на фигурные и круговые танцы.

Кроме хоровых, существуют еще такие общественные танцы, которые могут исполняться одним, 2-мя, 4-мы и большим числом лиц. Они изображают обыкновенно нравы и обычаи известных народов или сословий и не принадлежат к настоящим балетным танцам, потому что представляют собой продукт народного творчества и продолжают существовать в народе. К ним относятся, гавот, качуча, гитана, арраонеза, трепак, краковяк, русская и бесчисленное множество других..."

Однако это уже пусть каждый из вас изучает подробности сам. Ладушки? Тем более, что информации в наше время полно в источниках, например в книге за 1825 год, которую цитирую в статье.

Напоследок тот же учитель танцев в своей книге "Правила для благородных танцев" за 1825 год пишет: "...любезные юноши! Надежда родителей, наставников и отечества! Веселитесь чистосердечно, не отступая от духа танцев, облагораживающего каждый ваш шаг, каждое ваше движение. Пусть старшие, смотря на вас сделаются на время счастливыми и забудут о неприятностях, случайющихся в жизни человека. Может быть Всевышний, одарив нас всеобщим миром, позволит и нам повеселиться с вами и до того сделает нас счастливыми, что при вас сделаемся помоложе и настанут опять дни золотого века, о которых то лишь известно, что когда-то они были!"

----------------------------------------------------



О платьях со шлейфом во время танцев и в движении


В 1870-x–1880-х годах платья со шлейфами были особо модны...

"При движении вперед дам, одетых в платья с шлейфами, они должны держать ноги на некотором расстоянии друг от друга. 

Далее они должны наблюдать за тем, чтобы выставляемая нога ступала вперед не каблуком, а почти одновременно подошвою и носком и делать шаги обращенные наружу и направленными вниз носками, как бы желая при каждом шаге отбросить платье вперед от себя. 

Если наоборот дама идет ступая вперед на каблук и ударяя носком по последнему, то она должна будет неизбежно наступать на платье.
При движении дамы в платье со шлейфом назад, она должна держать носок отставляемой назад ноги, как можно более обращенным наружу и при каждом шаге приподымать равномерно платье боковою стороною ноги.


Поворачивание дамы в платье с шлейфом не может быть совершаемо без перемены занимаемого ею места и может быть производимо только при некотором уклонении от него в правую или левую сторону.


Положим, что дама стоит в четвертой позиции, выставив правую ногу вперед и желает повернуться направо. 

В таком случае она перемещает центр тяжести на левую ногу, с той целью, чтобы иметь возможность отступить назад, а с началом поворота идти вправо. При этом движении ноги (coup de talon) назад, шлейф отбрасывается несколько назад и в сторону. 
После этого следует без всякого перерыва поворот направо при помощи отодвигаемой назад на носке ноги, в то время как левая стоит на каблуке. 
Вслед затем не должно выставлять далее правую ногу, ибо при этом неизбежно наступить на шлейф, а надо подвинуть стоящую позади левую ногу на половину в сторону и половину вперед.


При ходьбе дамы платье удобнее приподымать одной (левой) рукой. 

Платье в таком случае подхватывается большим и указательным пальцами, подобно тому как это делается в танцах. 
Затем собрав 4 и 5 пальцами платье в красивые складки передают их в 1,2 и 3 пальца, собирающею рукою приподымают его немного с боку и несут придерживая красиво согнутой округленно рукою вперед. 
Приподнятое таким образом платье имеет красивый вид и не затрудняет ходьбы."

/Бернард Клемм. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев.Санкт-Петербург, 1884./

-----------------------------------------------------------

Бальные/вечерние платья XIX  век. Подлинники.












детали бальных платьев  19 в:

 



-----------------------------------

Читайте так же:

4 комментария:

  1. Почитала с удовольствием , Очень познавательно!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, как всегда, шикарный материал. А так, как я занимаюсь в студии исторического бального танца, то для меня...... вообще суперский материал. Огромная вам благодарность. Жду новых интересных статей.

    ОтветитьУдалить