"Я не опасаюсь успеха женской самостоятельности до тех
пор, пока женщина не изменить своего костюма."
- мнение одного из современников середины XIX в.
--------------------
Очевидец в 1860-70 гг сообщал:
«Тенденция моды к мужским фасонам, с каждым днем усиливается. Если верить предсказаниям, скоро женщины будут казаться переодетыми; мы уже видим на себе мужские пальто, курточки лансье, жилеты, галстухи и, наконец, сапоги. Было время, когда все это приняли бы за шутку, нашли бы, пожалуй, что все эти атрибуты не идут к нежному и грациозному полу—теперь этого никто не находит, только люди со вкусом не вдаются в крайности".
"...В селе Богадинском, первой станции за Тюменью, меня ввезли в тот самый дом, в котором останавливался возвращавшийся из Пекина в Париж французский посланник Бурбурон. Об этом мне сейчас объявили хозяева. Хозяйка, как видно, не раз уже осведомлявшаяся у проезжих, обратилась ко мне с вопросом: "Ходят ли француженки в шароварах". На мой отрицательный ответ, она высказала сомнение, основывая его на том, что жена посланника была одета по-мужски, т.е. на ней была коническая шляпа и шаровары.
- Вероятно для того, что так покойнее ехать,- заметил я.
- Где там спокойнее. Надо быть, у них все так ходят, вот как татарки; а то как же женщине штаны надеть? срам. Мало ли тут женщин проезжает: и генеральши, и чиновницы, и купчихи, все по-женски одеваются..."
- (отрывок из "Сибирских очерков" С.И.Турбина, 1863 год) .
Именно так рассуждало большинство в обществе практически до 1920-х годов...
-----------------------------
Для лучшего изучения и реконструкции одежды мне всегда помогало изучение модных новинок в истории того или иного времени.
И о таком виде одежды как женские штаны/брюки особенно интересно узнать, не правда ли? Ведь мы, женщины, почти силой вырвали у сильного пола-мужчин этот вид костюма...Да....*...задумчиво так...* это сейчас мы с вами можем удивиться, если кто-нибудь искоса посмотрит на женщину в штанах/брюках, а вот раньше.., а еще раньше...))
В самом конце XIX-го - начале XX веков во всех мировых столичных городах (и в России тоже) как только дамы модницы захотели ввести моду на изящные, порой прикрытые юбкой, шаровары и штаны, поднялся страшный шум и осуждение общества.
Приживался сам женских вид в брюках лет 200 назад очень тяжело для окружающих.
1890 г.
----
Как появились брюки в женской моде
Перемены в этом в этой одежде происходили главным образом по капризу или случайно, согласно современному предписанию моды,и в то время, как в мужском платье мода, где это требовала целесообразность, отождествлялась с нравственностью, дамская мода занималась длящейся переменой и нередко впадала из одной крайности в другую.
И чем слабее становились добрые нравы данного времени, чем более легкомысленно было это время, тем сильнее становились экстравагантности моды, к которым со временем стали приписывать и ношение штанов/шаровар.
Современники в 19 веке считали,что появление дамских шаровар являлось не только не течением со стороны стремления женской эмансипации, но и показателем ослабления женской нравственности.
Мода на ношение шаровар дамами до конца 19 века господствовала в двух эпохах, характеризовавшихся, как утверждали современники того периода, особенным падением нравов и необычайным развитием роскоши.
Это было перед великой французской революцией (1789-1799) и во времена второй французской империи (1852-1870).
Симптомы возникновения этой моды все таки различны для обеих эпох.
Во времена Второй Империи при выборе шаровар дамами из общества руководило простое удальство, но перед великой революцией во второй половине XVIII столетия решительное стремление женщин переменить платье имело более глубокое значение.
Хотя.. судя по истории человечества уже в 3-ем веке до Рождества Христова женщины носили шаровары, что подтверждают снимки относящегося к тому времени египетского кратера(посуде для приготовления смеси), где изображены древние акробатки в штанах, придерживающихся поясом и завязанные к низу...
Главным побудителем появления в моде штанов/брюк для женщин большей частью, была профессиональная особенность при которой юбка немыслима по определению. Однако именно моду на штаны ввели праздные, не работающие на тяжелых работах дамы.
Ни одна новая мода платья не делала такой сенсации, как мода первых десятилетий XX века на
Joupe-Culotte или дамские шаровары.
Женщина, которая осмеливалась в то время раздваивать свою юбку внизу на половины, которые охватывали ноги практически незаметно, такую женщину преследовали на улицах насмешливым гиканьем, так что несчастные модницы были вынуждены спасаться бегством в первый попавшийся дом.
Доходило до того, что в некоторых театрах дирекция запрещала входить в зал в подобном костюме, так как женщина отвлекала взгляды зрителей на себя. Другие же театральные дельцы наоборот, наряжали актрис в шаровары и сумели , благодаря такой выставке курьезов моды придавать плохим пьесам большую привлекательность.
Попробуем разобраться почему же было такое вот отношение к этому
виду женской моды как шаровары/штаны и, в последствии, брюки?
Шаровары или штаны были в основном принадлежностью мужского костюма, и эта мысль была очень глубоко внедрена в мысли людей, хотя... как только появился этот вид одежды, то и женщины стали её носить по острой необходимости.
Благодаря тысячелетней привычке окружающие в конце XIX-го - начале XX вв смотрели на шаровары и штаны, как на одежду, свойственную исключительно мужчинам, и это понятие коренилось очень глубоко в сознании людей.
Однако сторонники реформы одежды в России писали в своих книгах 1887-1899 гг в защиту шаровар так:
"На combination и удобный лифчик одеваются широкие шаровары, которым опять таки можно придать самый разнообразный фасон. Они достаточно защицают тело от холода, гораздо лучше наших юбок, так как не допускают того поддувания, которое обычно наблюдается при принятой теперь одежде. Фасоны шаровар или, как немки выражаются, „Pumposen" на берлинской выставке (1897) были самые разнообразные.
Шаровары никогда не будут волочиться по полу, и мы, при введении их во всеобщее употребление, могли бы наконец избавиться от зрелища грязных и оборванных подолов, чем теперь можно любоваться на каждомъ шагу. Шаровары прикрепляются к пуговкам, пришитым к лифчику или корсету, и не стесняют таким образом область талии, т. к. эти последние, надо добавить, всегда имеют точку опоры на плечах."
----------------------
И именно шаровары имели частое применение в пословицах и поговорках, например о жене, которая в доме главенствовала :"она надела шаровары" или "баба в штанах".
Ни один вид одежды не пользовался в разговорном языке с отождествлением с личностью самого носителя, как шаровары и штаны.
И в то же время штаны были атрибутом и показателем мужественности, подобно как вуаль была символом грациозной женственности в конце XIX-началах XX столетий.
У женщин, вынужденных носить мужское платье или шаровары/штаны, при выборе был главный мотив - целесообразность.
Ведь в те времена под маской мужчин они хотели достичь или успеха, например, в армии, или стремились вырваться из сферы домашних обязанностей.
Но, в основном - это была необходимость по виду их непосредственной специальности или деятельности, например: при тяжелой работе на предприятиях или в театре.
Ведь в те времена под маской мужчин они хотели достичь или успеха, например, в армии, или стремились вырваться из сферы домашних обязанностей.
Но, в основном - это была необходимость по виду их непосредственной специальности или деятельности, например: при тяжелой работе на предприятиях или в театре.
Наука и прогресс к концу 19-го - началу 20 века не стояли на месте. И исходя из этого факта именно в те дни и должна была появиться наиболее продвинутая и удобная мода в женской одежде.
Ведь именно в те дни женщина становилась все более прогрессивной. Именно тогда появилось высказывание :
"Женская эмансипация до тех пор будет лишена права существования, пока женщине не дадут платья, в котором можно пристроить легко и удобно карман."
Ведь именно в те дни женщина становилась все более прогрессивной. Именно тогда появилось высказывание :
"Женская эмансипация до тех пор будет лишена права существования, пока женщине не дадут платья, в котором можно пристроить легко и удобно карман."
" Появлении в этой одежде (им. ввиду шаровары - прим. автора) происходили главным образом по капризу или случайно, согласно современному предписанию моды, и в то время как в мужском платье мода, где этого требовала целесообразность, отождествлялась с нравственностью, дамская мода занималась длящейся переменой и нередко впадала из одной крайности в другую и чем слабее становились добрые нравы данного времени,
чем более легкомысленно было это время, тем сильнее становились экстравагантности моды.
Появление дамских шаровар, таким образом является не только не течением со стороны стремления женской эмансипации, но так же показателем ослабления нравственности.
Наверное было бы лучше, для развития этой моды в нравственность, если бы движение к шароварам исходило бы от женщин занятых специальностью, а не от бездельных, жадных к сенсации дамочек, которым в конце-концов безразлично: целесообразна и красива ли мода или нет.
Женщина кокетка гонится за каждой новой модой и охотнее всего за какой-нибудь особенной модой,которая чаще всего гарантирует ей внимание и уверенность в том, что она не останется в толпе незамеченной.",
- Изааксон в одном своем очерке (1910)
В области одежды изобретение швейной машинки в 1850-х годах, все возрастающее использование различной техники как в текстильной и других промышленностях, распространение и увеличение универсальных магазинов вносили все больший вклад в доступность моды для различных слоев населения. Назревала потребность к массовому пошиву одежды.
На изменение в моде стали все больше влиять театры, искусство, кино.
1911 г.
К тому же модным стали не только французские наряды, не отставала от них и Америка с её манерой одеваться более демократично и спортивно. Американские журналы "Харперс Базар "(1867) и "Вог" (1893) были известны своими высокими стандартами подачи материала, английское и французские издания которых появились в следующем (20) веке.
Огромный интерес к новым видам спорта возрастал как у мужчин,таки у женщин, особенно к 1870-1900 годам.
Состоятельные люди занимались охотой, верховой ездой, стрельбой, парусным спортом, другими видами спорта, которые были доступны и людям среднего класса: крокетт, теннис, гольф, хоккей, стрельба из лука, крикет (например, женские команды были созданы в 1880-1890-х годах).
Все это стало требовать более специальную форму, короткие юбки для тенниса, дамские специальные костюмы для верховой езды, уже с конца 1860-х годов в женских магазинах стали появляться в продаже купальные костюмы.
"Всякая всячина, или справочник леди" (Англия 1861) писало в одном из своих изданий:
"Основным недостатком в плавании леди является купальный костюм, используемый в этой стране.
Наиболее удобен и в то же время наиболее приятен для леди костюм, состоящий из платья и панталон одновременно, сделанный из саржи и имеющий пояс, подчеркивающий талию".
1900 год:
-----------------------------------
Бриджи "блумер"
Велосипедный спорт, развивающийся с изобретением самого велосипеда(1818 г) к концу 1870-х годов освоили и женщины.А уже к 1890-ым годам назрела необходимость к раздвоенной юбке в этом виде спорта, и женщины включили в свой гардероб раздельные или мешковатые бриджи, названные "блумер". Это название произошло от формы одежды, которую в середине 19 века предложила американская дама Амелия Блумер.
Она была активной сторонницей женской эмансипации. Этот костюм состоял из "мешковатых панталон" под свободной туникой, длиной до колена или чуть ниже.костюм осуждался как обществом,таки церковью, но дамы с решительным характером продолжали его носить.
Более свободный "мужской стиль" постепенно стал развиваться в женской одежде, начиная с жакетов и появлениями штанов в моде у дам.
Требование изменить концепцию женской моды выдвигали многие эмансипированные женщины того времени в разных странах: Англии, Германии, Америки, которые боролись за свои права, но растущая с каждым годом с середины XIX века популярность различных видов спорта дала новый толчок моделированию женской одежды в "мужском стиле".
Определенная агрессивность и жесткость прямой женской фигуры с более широкими плечами с середины и до конца 1880-х годов отражал растущее стремление женщин к эмансипации.
Характерным для того времени стало пристрастие к военной одежде: в моду стала входить одежда мужского покроя в основном благодаря Дому моды Редферна в Париже.
Пока в мужском стиле главным оставался только жакет, а юбка все еще была с изысканными драпировками.
Строгий костюм 1890-х состоял из жакета длиной три четверти, широкими лацканами, огромными рукавами по окату и гладкой юбкой длиной до подъема ноги и жилеты.
Этот мужской стиль показывал на желание работающей женщины выглядеть привлекательно и спортивно одновременно.
В 1890-х годах женщины стали носить куртки и пиджаки мужских фасонов для вождения автомобиля, путешествий или спортивных занятий, включая бушлаты, норфолкские куртки и свободные длинные пальто с поясом "ольстер" и даже визитки.
Таким образом дух самого времени создавал нравы и обычаи и писал законы для новых решительных нововведений в женской моде.
Хоть движение нравственных требований происходило крайне медленно, зато постоянно, то уже с 1900 годов и в первое десятилетие ХХ века явно шло по пути к признанию дамских шаровар/штанов.
И это общество внутренне понимало, но еще долго не могло признать в реальности.
Те портные, которые смогли и прислушивались к голосу времени понимали, что с начала ХХ века произошел явный поворот в воззрениях общества к новому виду в моде - женским штанам.
"Нет никакого опасения, что женский туалет настолько приблизится к мужскому, что оба пола будут иметь одинаковые одеяния.
Женщина всегда будет отличаться одеянием от мужчины, так как она будет следовать всякой новой моде, что проявится как в цвете, так и в самом покрое шаровар.
И кроме того, самое строение женщин будет требовать иных форм шаровар,чем у мужчин", - писал в своем очерке про дам в штанах Изааксон (Германия 1910 г).
В 1860-х годах Чарльз Фредерик Ворт - англичанин, стал главным портным императрицы Евгении. Именно он поднял статус портного или модельера и открыл путь к развитию "высокой моды".
Богатые и модные дамы мечтали и приобретали сундуками одежду для различных визитов, балов, спорта и др. увеселения.
Именно к Ворту поступил служить молодой человек после армии, которого звали Поль Пуаре.
Поняв, что он оказался не на своем месте, Пуаре в 1904 году открыл первый свой Дом моды.
Века модных кутюрье: Ворт, Пуаре.
Когда в моде царил Ворт, то тот период называли "веком Ворта", с 1910 годов, предшествующих Первой мировой войне 1914 года по праву можно назвать "веком Пуаре". Именно он дал свой собственный стиль своей эпохи, сделав моду видом искусства."Мода подчинялась любым приказам Пуаре.Блуза- туника, разноцветная или украшенная вышивкой по геометрическому рисунку;вечерняя накидка в форме кимоно из ткани с золотыми и серебряными нитями; драпированная юбка-мешок, в последствии разрезанная в нужном месте и трансформировавшаяся в юбку-брюки,- все это, исполненное в огромном количестве вариантов, с блеском свидетельствовало о существовании стиля Пуаре",
- писала в своей книге Анни Латур в середине ХХ века.
В 1906 году Пуаре демонстрирует одежду, отличающуюся удивительной простотой: платья с цельнокроеными рукавами и завышенной талией, прямые юбки элегантного покроя, плятья "сак", свисавшие почти до пола по прямой линии, все это вызывало сенсацию у публики.
В 1911 году он устроил персидский вечер для роста популярности своей "азиатской" моды: коротких туник поверх задрапированных шаровар, предугадав свободные пижамы 1930-х годов.
К 1915 году на моду кроем новых линий Пуаре стал влиять и война.
Многие женщины носили форменную одежду или были вынуждены взяться за мужскую работу, по-этому для облегчения движений юбки стали более широкими к низу или со складками и на 15 см короче обычных.
Более активный отдых и виды спорта к 1920-30 годам создали спрос на одежду для плавания и пляжную одежду.
В 1909 году в прилегающем купальном костюме комбинезоне могла вызвать гневный протест окружающих, а уже к концу 1920-х годов такие костюмы стали восприниматься уже более сдержано обществом.
К 1935 годам купальные костюмы без спинки и купальники из двух предметов бюстгалтера и шорт стали обычным делом.
Пляжные пижамы модницы носили в середине 1920-х.
В 1930х годах им на смену пришли шорты,юбки -брюки, костюмы для выходного дня и фланелевые слаксы.
Женщины пытались приспособить брюки для занятий большим теннисом где-то в 1927 году, однако эта идея не стала популярной.
В середине 1920-х многие женщины отказались от езды в седле боком и от громоздких костюмов в пользу бриджей, которые раньше носили под юбкой, и пиджака, который был скроен по типу мужского.
Демобилизованные мужчины, возвращаясь из плена, к 1920 годам не узнавали женщин. Последние стали похожи на мужчин...
Женщины ходили на работу в удобной для них одежде, занимались спортом, водили автомобили, курили, танцевали в барах. Мода была на вечную молодость...
Кинематограф оставил неизгладимый след в индустрии моды. Чего стоит одна Марлен Дитрих! Это женщина талантливая актриса и революционерка по своей сути.
Именно её костюмы в мужском стиле стали основой для ношения брюк большинством женщин мира. До сих пор мы носим этот стиль вида брюк а-ля Марлен Дитрих.
Кетрин Хотон Хепбёрн - американская актриса
носила короткие брюки на съемках одного из своих фильмов в 1939 годы
Мода на брюки у женщин после 1940-х годов
Брюки постепенно и твердо входили сначала с моду, а затем и становились одним из видов одежды для женщин и как часть "мужского стиля", и уже созданного нового женского стиля разного вида и назначения.Моду на брюки так же закрепила и великая Отечественная Война (1941-45), опять же взвалив на женские плечи большинство мужских обязанностей.
1930 годы
1940-ые годы:
В 1964 году Андре Курреж, дизайнер, считал, что женщине больше подойдет миниюбка и брючный костюм.
Он создал брюки, которые могли быть как выходной,так и повседневной одеждой.
Крой их был прямым и узким, как карандаш.
Позже брюки с заниженной талией, предложенные Мери Куант (1967) и вечерний бархатный брючный костюм Сен-Лорана, а так же его брючный костюм из ткани в полоску еще раз подтвердили на твердое существование в гардеробе большинства женщин такого вида одежды, как брюки...
Брюки и джинсы в начале 1970-х были расклешенными и очень сильно,
затем к 1980 ым годам зауженными, менялись времена, шли годы...но брюки уже вряд ли пропадут из женского гардероба и как удобная вещь, и как модная часть одежды.
Женские брюки 21-век:
---------------------------------
штаны как элемент одежды женщины одевать стали еще в в древности из-за практичности в том или ином случае, т.е. чисто из-за вида деятельности.
Например, пасли домашний скот и т.п.
Был и другой позыв: женщины хотели спрятаться от чего-либо: от тиранов мужей, от правил общества, когда девушку насильно выдавали замуж, то она сбегала в мужском платье, или во время войн в тех или иных странах.
Однако, именно из-за удобства ношения в тех или иных случаях, штаны (шаровары, как называли в древности этот вид одежды) стали постепенно переходить и в сам женский костюм.
Сначала для купания, потом для видов спорта, а уже с развитием промышленности и самого общества, эмансипации и переменой во взглядах сначала штаны становились в моде чисто как элемент с востока, где женские штаны были частью костюма, а затем вид моды, ну и сейчас - это один из обычных для всех нас вид одежды.
Не смотря на то, что мы с вами уже привыкли видеть даму в брюках/штанах, женственность женщины все-таки подчеркивается юбкой. Помните, милые мои девушки и дамы об этом!
-----------------------------------
Просьба все копии из статьи сопровождать с ссылкой адреса страницы,чтобы не нарушать авторские права.
-----------------------------------------------
Ну и ..немного дополнительных картинок.
ПОДЛИННИКИ ШТАНОВ/БРЮК/ШАРОВАР/ПАНТАЛОН 19-20 вв
После прочтения статьи, вы уже сами сможете поставить приблизительных год для изображений...
Например: первая юбка-брюки для спортивных мероприятий в деталях конец 19 века:
Панталоны женские -лен 1870 год
------------------------------------------------------------------------
Читайте так же:
ЖЕНЩИНЫ -ВОИНЫ. Часть 1: древний мир: амазонки,самураиЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 2: XI - XVI вв.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 3: + войны 17-нач.19. вв
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 4: XVII - XIX век. Европа.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 5: Русь - Россия до XVIII в.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 6: Россия XVIII- начало XIX в.в.
Дамская верховая езда по фото 1844-1915 гг.
Гетры - гамаши как гражданский вид костюма.История, вид. Крой , пошив.
Женщины конца 19-нач.20 в. в фотографиях.
Красавицы кабаре 19-20 в.в. на фотографиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий