Повторюсь: историю и виды исторического костюма можно наблюдать кроме подлинников не только по картинам, но и такому виду изделий - как фарфор. Роспись по фарфору, фарфоровые статуэтки применялись в быту человека чуть ли не с древних времен. Считается, что изобретателем именно фарфора, а не глиняных простых изделий, был Китай, где этот вид ремесла применялся чуть ли не с VI века...
Русский фарфор -
это собирательное обозначение изделий из фарфора, производимых на территории России с середины XVIII века до современности. В истории искусства русский фарфор рассматривается как одна из историко-региональных разновидностей декоративно-прикладного искусства либо в качестве оригинальной национальной художественной школы.Во второй половине XVII в. Европу облетела новость – один из самых блистательных европейских монархов, курфюрст Саксонии и король Польши Август Сильный, обладает секретом производства фарфора, что было принято всеми монархами мира вызовом.
Фарфор, или как его еще называли: «белое золото», издревле был достоянием только высших монархов-королей и ценился очень дорого. Поэтому известие о начале производства восточной редкости в Саксонии так серьезно и было воспринято.
Начались лихорадочные поиски тайны производства фарфора, поскольку Саксония не торопилась делиться технологией. В результате Франция «позаимствовала» секрет у Китая, Англия – у Франции, а Россия открыла его сама, при помощи европейских знаний. На международной арене появилось новое поле соперничества – фарфор.
Фарфоровые производства стали предметом особого покровительства монархов. Саксония прославилась изделиями Мейсенской мануфактуры, главной маркой Франции был Венсен (позже производство перенесли в Севр), местом рождения российского фарфора стала Невская порцелиновая мануфактура...
Из Истории Русского фарфора
Русский фарфор
— это не одно имя, а целый комплекс предприятий, выпускающих в России, Малороссии и Прибалтике с XVIII века по наши дни фарфоровые и фаянсовые изделия.Стоит наверное, начать с Афанасия Кирилловича Гребенщикова, открывшего в 1724 году в Москве завод по производству первых фаянсовых изделий, с характерными массивными размерами и росписью по эмали, напоминавшей западноевропейский и китайский фаянс и майолику того периода.
Он производил посуду, используемую в основном высшими слоями общества, но, конечно, это еще не был настоящий фарфор, с тонкими стенками и характерным звоном.
Можно сказать, что именно с этой даты начинается история русского фарфора.
Гжельский промысел не был централизованным предприятием под единым руководством.
Это всегда были множественные артели по производству посуды для широкого употребления.
Когда к середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, у них появилась возможность производить особо тонкую чайную посуду.
Его водопоглощение практически сравнялось с фарфором и именно благодаря повышенной плотности черепка, из него можно делать тонкие изделия, с глубокой проработкой деталей.
*
Фарфор, изобретенный Виноградовым начинает выпускаться на Императорском фарфоровом заводе
(Предприятие было основано императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году, как Невская порцелиновая мануфактура.
Тогда же на предприятие был переведен Дмитрий Иванович Виноградов в качестве ученика к «порцелиновому мастеру» Христофору Гункеру.) и очень быстро завоевывает популярность, начиная соперничать с Мейсеном и Севром.
В Нидерландах, Германии, Дании, Австрии, Франции, Италии фарфоровые производства поддерживались членами королевской семьи и существовали за счет финансирования ими.
В Великобритании «порцелиновые» предприятия существовали целиком и полностью, как коммерческие предприятия и максимум, что для них делалось — это размещались заказы от правящих династий.
Некоторые из них существуют до сих пор, некоторые ненадолго пережили своих основателей и закрылись или слились с другими существующими предприятиями.
Примером полностью самостоятельного российского предприятия могут быть заводы Гарднера, Кузнецова и Попова.
Предприятие Гарднера —
это производство, существовавшее благодаря личности своего основателя и проданное после его смерти фарфоровому магнату Кузнецову, чье имя в фарфоре стало нарицательным. Кузнецовский фарфор — это такой же бренд, как и Ломоносовский фарфор (он же Императорский).Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя
«Фарфор Вербилок».
Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (1841 год), Дулевский фарфоровый завод (1832 год), Фарфоровый завод Ауэрбаха (1870 год) и Будянский фаянсовый завод (1887 год).
Дулевский фарфоровый завод,
существующий по сей день, был основан в 1832 году сыном Якова Васильевича Терентием Яковлевичем Кузнецовым, который перенес семейное предприятие из Гжели в Дулево.Основным покупателем Дулевского фарфора были азиатские страны, в которых он успешно конкурировал с западноевропейскими аналогами. Ассортимент Дулево, что тогда, что сейчас был разнообразнейшим.
Фарфоровый завод Ауэрбаха
(сейчас Конаковский фаянсовый завод) был выкуплен Кузнецовым в 1870 году у наследников аптекаря Ауэрбаха, приобретшего в свою очередь свое предприятие у Фридриха Христиана Бриннера, основавшего его в августе 1809 года.Еще одно предприятие входившее в огромный холдинг Кузнецова —
«Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске»,
основанная в 1884 году купцом П. А. Никитиным как кирпичный завод.Уже через год основания предприятие полностью переориентировалось на фарфоровую посуду.
А в 1894 году вошло в состав «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова».
Особняком от Кузнецовского фарфора стоит
Поповский фарфор,
никогда не входивший в холдинг Кузнецова, но не менее именитый и просуществовавший более полувека под управлением Алексея Гавриловича Попова и его сына Дмитрия Алексеевича.Основная часть продукции Поповской мануфактуры, расположенной в деревне Горбуново неподалеку от подмосковного села Хотьково, состояла из вполне ординарной посуды, активно приобретаемой трактирами и другими предприятиями общепита для народа.
История русского фарфора насыщена событиями.
Число разнообразных фабрик велико, многие из них работают до сих пор, продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская очень красивые изделия.
Изделия достигают высшей степени технического совершенства, а живопись на фарфоре становится виртуозной. Мастера копировали шедевры Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля и других корифеев, расписывали изделия пейзажами и сценами битв.
Богатство палитры и совершенство исполнения росписей удостаиваются высшей оценки в Европе, ИФЗ - завод получает медали и дипломы международных выставок в Лондоне, Париже и Вене. Предметом всеобщего восхищения стали выдающиеся сервизы этого времени – «Золотой», «Гербовый», «Бабьегонский».
В 1844 году при заводе к его 100-летию открылся музей фарфора, экспонатами которого стали предметы из дворцовых кладовых...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Картинки с интернет-аукционов, где по росписи хорошо видны исторические костюмы прошлых веков и государств...
Роспись на фарфоровых тарелках 19 век:
ист. статьи - соц. сети в свободном доступе: векипедия, антикварные сайты, и т.д...
======================================================================Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий