Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

среда, 4 ноября 2015 г.

История костюма в росписи на фарфоре и в фарфоре 19 века.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Информацию по костюмам19 века можно рассматривать так же и по...росписи на фарфоре того времени и по изделиям из фарфора...
 
 

Сюжеты русского фарфора XIX века

Круг сюжетов русского фарфора первой трети 19 века определяется историческими событиями и мироощущением этого времени.
 
 

Это: Отечественная война 1812 года и современная мода, как в костюме, так и в литературе.

С эпохи 1812 года начинается культ отечественных святынь, прославление героев войны. В фарфоре создаётся пантеон знаменитых личностей. Портреты императоров и полководцев писались на фарфоре по образцам из многочисленных серий или отдельных листов портретных гравюр.

 В отличие от гравированных картинок, фарфоровые чашки с портретом в частном быту оставались исключительной редкостью. Попадая в контекст мирной жизни, их переставали воспринимать как простой сувенир войны.
Со временем в связи с такой вещью возникала легенда о личном подарке хозяину от изображённого лица.

Широкое распространение модных картинок на фарфоре – дань особого представления о моде в пушкинскую эпоху.
 В этот период модный костюм выражал нечто большее, чем модную одежду, он отождествлялся даже не столько с определённым социальным статусом, сколько с образом мыслей своего обладателя.

Картинка модного костюма первой трети 19 века – это образ человека своего времени в большей мере, чем в каком-либо другом периоде российской истории.
На фарфоре же картинки мод превращаются в портрет, близкий к распространённому в то время женскому типажному портрету.

Оказавшись перенесёнными на фарфор, модные картинки и типажный портрет меняют жанр, и становятся вариантом традиционной портретной миниатюры, приобретая вместе с этим значительность и загадочность интимного миниатюрного портрета. Эти портреты естественным образом включаются в единую портретную галерею фарфора наравне с изображениями исторических лиц и дополняя череду царей и генералов светской галереей изображений красавиц и франтов.
Портреты модников на фарфоре и фигурки франтов и франтих выпускались в течение очень короткого периода времени – в 1820-1830 годы.
 
Коллекционный миф начала 20 века даже возводит в ранг литературного героя одну из фигурок франтов, называя её Чацким.
Существенный момент культуры первой трети 19 века, имеющий прямое отношение к фарфоровой росписи - «модное чтение». Книга, чтение становятся престижным времяпрепровождением.
 В период пика популярности героев модных романов фарфор, как один из наиболее последовательных приверженцев моды, воспроизводит иллюстрации к ним. Особой популярности пользовались романы Вальтера Скотта, «Поль и Виргиния» Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера, повесть «Атала» Ф.Р. Шатобриана, «Матильда или крестовые походы» М. Коттен, «Иван Выжигин и Дмитрий Самозванец» Ф.В. Булгарина. Сам выбор тех или иных сюжетов для фарфора исторически точно отображает степень популярности и распространения конкретных романов в различных слоях русского общества 1820-1830-х годов.

От 1820-х до 1830-х годов сюжеты росписи подарочных фарфоровых чашек эволюционируют сходно с домашними альбомами. П. Л. Яковлев в «Записках москвича» от 1828 года пишет: «В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов… Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других. Прежде имели их как памятник друзей; теперь имеют их из тщеславия».
 К 30-м годам фарфоровая чашка превращается из сувенира чувств в сувенир тщеславия, отражающий светскую культуру пушкинской поры.
Эклектизм второй трети 19 века, пришедший на смену классицизму, раскрывает новые возможности перед росписью на фарфоре. Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо. В 1830-е годы ИФЗ выпускал в большом количестве изделия в «готическом вкусе»: сервизы, чашки, вазы с копиями эрмитажных картин; наряду с ними продолжали появляться и ампирные формы. В середине 19 века технология ИФЗ достигла очень высокого уровня. Для живописцев завода выполнение копий картин старых мастеров на фарфоре считалось вершиной мастерства.
В росписях фарфора частных заводов в течение длительного периода главенствующее место занимали темы романтизма – лирические пейзажи, миниатюрные копии картин с историческими сюжетами, портреты, изображения народных игр и танцев, картинки экзотики Востока.

ист: http://goodcoins.su/antic/keramica/sugetfarfor.htm
-------------------------------------------------------------------------------------

Видеоролик: Русский фарфор. Гений фарфора Дмитрий Виноградов.
http://goodcoins.su/antic/keramica/sugetfarfor.htm
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Из Истории Русского фарфора:


Русский фарфор — это не одно имя, а целый комплекс предприятий, выпускающих в России, Малороссии и Прибалтике с XVIII века по наши дни фарфоровые и фаянсовые изделия.
Стоит наверное, начать с Афанасия Кирилловича Гребенщикова, открывшего в 1724 году  в Москве завод по производству первых фаянсовых изделий, с характерными массивными размерами и росписью по эмали, напоминавшей западноевропейский и китайский фаянс и майолику того периода. Он производил посуду, используемую в основном высшими слоями общества, но, конечно, это еще не был настоящий фарфор, с тонкими стенками и характерным звоном.
В 1748 году Д. И. Виноградов открывает на основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора. Можно сказать, что именно с этой даты начинается история русского фарфора.
Гжельский промысел не был централизованным предприятием под единым руководством. Это всегда были множественные артели по производству посуды для широкого употребления. Когда к середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, у них появилась возможность производить особо тонкую чайную посуду.

  фаянс от фарфора отличается более толстыми стенками и наличием кракелюра на глазури, что как раз обусловлено его повышенной способностью впитывать воду и разрушаться. Также фаянс не прозрачен, а любое фарфоровое изделие способно пропускать свет. Опак — это материал очень близкий к фарфору. Его водопоглощение практически сравнялось с фарфором и именно благодаря повышенной плотности черепка, из него можно делать тонкие изделия, с глубокой проработкой деталей.

Фарфор, изобретенный Виноградовым начинает выпускаться на Императорском фарфоровом заводе и очень быстро завоевывает популярность, начиная соперничать с Мейсеном и Севром.

Вообще, все мировые фарфоровые мануфактуры принадлежали к двум типам: поддерживаемые королевскими домами и полностью самостоятельные коммерческие предприятия. В Нидерландах, Германии, Дании, Австрии, Франции, Италии фарфоровые производства поддерживались членами королевской семьи и существовали за счет финансирования ими.
В Великобритании «порцелиновые» предприятия существовали целиком и полностью, как коммерческие предприятия и максимум, что для них делалось — это размещались заказы от правящих династий.
  В России одинаково преуспевали и те и другие. Периоды существования российских фарфоровых предприятий очень разные — от пары десятилетий до нескольких столетий. Некоторые из них существуют до сих пор, некоторые ненадолго пережили своих основателей и закрылись или слились с другими существующими предприятиями.
Примером полностью самостоятельного российского предприятия могут быть заводы Гарднера, Кузнецова и Попова.

Предприятие Гарднера — это производство, существовавшее благодаря личности своего основателя и проданное после его смерти фарфоровому магнату Кузнецову, чье имя в фарфоре стало нарицательным. Кузнецовский фарфор — это такой же бренд, как и Ломоносовский фарфор (он же Императорский).
Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя «Фарфор Вербилок».
    Однако, ко второй половине XIX века предприятие деградирует и в 1891 году наследники Гарднера продают его Матвею Кузнецову, который вносит предприятие в свою копилку фарфоровых мануфактур, коих у него было к тому моменту уже четыре: Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (1841 год), Дулевский фарфоровый завод (1832 год), Фарфоровый завод Ауэрбаха (1870 год) и Будянский фаянсовый завод (1887 год).

 Дулевский фарфоровый завод, существующий по сей день, был основан в 1832 году сыном Якова Васильевича Терентием Яковлевичем Кузнецовым, который перенес семейное предприятие из Гжели в Дулево.
Уже за первые двадцать лет работы предприятие стало ведущим производителем фарфора в России. Основным покупателем Дулевского фарфора были азиатские страны, в которых он успешно конкурировал с западноевропейскими аналогами. Ассортимент Дулево, что тогда, что сейчас был разнообразнейшим.

 Фарфоровый завод Ауэрбаха (сейчас Конаковский фаянсовый завод) был выкуплен Кузнецовым в 1870 году у наследников аптекаря Ауэрбаха, приобретшего в свою очередь свое предприятие у Фридриха Христиана Бриннера, основавшего его в августе 1809 года.

Еще одно предприятие входившее в огромный холдинг Кузнецова — «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске», основанная в 1884 году купцом П. А. Никитиным как кирпичный завод. Уже через год основания предприятие полностью переориентировалось на фарфоровую посуду. А в 1894 году вошло в состав «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова».

Особняком от Кузнецовского фарфора стоит Поповский фарфор, никогда не входивший в холдинг Кузнецова, но не менее именитый и просуществовавший более полувека под управлением Алексея Гавриловича Попова и его сына Дмитрия Алексеевича. Основная часть продукции Поповской мануфактуры, расположенной в деревне Горбуново неподалеку от подмосковного села Хотьково, состояла из вполне ординарной посуды, активно приобретаемой трактирами и другими предприятиями общепита для народа.

История русского фарфора насыщена событиями. Число разнообразных фабрик велико, многие из них работают до сих пор, продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская очень красивые изделия.

 Более полно читайте на сате: http://www.russian-mayolica.ru/
 

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Картинки из интернет-аукционов:
Роспись на тарелках 19 век:



























======================================================================

Роспись на фарфоре разных стран 19 века

Как на изделиях так и на фарфоровых дощечках...
























 







 

===================================================================

Содержание БЛОГА

Моя тема на Сезоне
Мои альбомы на Яндексе

Комментариев нет:

Отправить комментарий