4.11.15

Костюм в росписи на фарфоре и в фарфоре 19 в. Часть 1: История, фабрики. Роспись на фарфоре.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Информацию по костюмам 19 века и др.веков можно рассматривать так же и по...росписи на фарфоре того времени и по изделиям из фарфора...

Фарфо́р

(тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей.
В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор.

Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.
--------------------------------

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе.
Еще на заре нашей эры культура керамики стояла в Китае на очень высоком уровне.

Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV-V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны - бледно-зеленые, слегка просвечивающие фарфоровые изделия. В Европе секрет выделки фарфора долгое время был неизвестен.

Лишь к 1710 г. в Саксонии заработал первый в Европе Мейсенский фарфоровый завод.
Секрет изготовления фарфора после долгих, многочисленных проб открыл алхимик Иоганн Бётгер. И только десятилетия спустя после его смерти продукция Мейсенского завода достигла подлинного совершенства.

Сервизы, вазы, скульптурные группы в 1730-1760-х гг. в стиле рококо поражали современников пластичностью форм, тонкостью исполнения и изысканной росписью. Формам и изяществу мейсенского фарфора старались подражать другие европейские заводы.

Над открытием секрета фарфора в 40-х гг XVIII в. работал ученый-химик, друг М.В.Ломоносова Дмитрий Виноградов. Работал он как истинный ученый, настойчиво, целеустремленно и установил требуемый состав компонентов фарфора, режим обжига и технологию изготовления.

Итогом его исследования стало широкое производство фарфора на организованном при его участии и первом в России фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где Виноградов и получил в 1747 году первые удовлетворительные образцы фарфора. 

От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления.
-------

Виды фарфора по составу и производству

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.
Основными видами являются:

• мягкий фарфор;
• твердый (высокотемпературный) фарфор;
• костяной фарфор
Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня.

Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью.
 
Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига. Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.


Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом.
 
Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году.
В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция.

Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи. Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора.


------

Сюжеты русского фарфора XIX века

Круг сюжетов русского фарфора первой трети 19 века определяется историческими событиями и мироощущением этого времени.





Это: Отечественная война 1812 года и современная мода, как в костюме, так и в литературе.



С эпохи 1812 года начинается культ отечественных святынь, прославление героев войны. В фарфоре создаётся пантеон знаменитых личностей.
Портреты императоров и полководцев писались на фарфоре по образцам из многочисленных серий или отдельных листов портретных гравюр.


В отличие от гравированных картинок, фарфоровые чашки с портретом в частном быту оставались исключительной редкостью.
Попадая в контекст мирной жизни, их переставали воспринимать как простой сувенир войны.


Со временем в связи с такой вещью возникала легенда о личном подарке хозяину от изображённого лица.
Широкое распространение модных картинок на фарфоре – дань особого представления о моде в пушкинскую эпоху.




В этот период модный костюм выражал нечто большее, чем великолепную одежду, он отождествлялся даже не столько с определённым социальным статусом, сколько с образом мыслей своего обладателя.
Картинка модного костюма первой трети 19 века – это образ человека своего времени в большей мере, чем в каком-либо другом периоде российской истории.


На фарфоре же картинки мод превращаются в портрет, близкий к распространённому в то время женскому типажному портрету.
Оказавшись перенесёнными на фарфор, модные картинки и типажный портрет меняют жанр, и становятся вариантом традиционной портретной миниатюры, приобретая вместе с этим значительность и загадочность интимного миниатюрного портрета.
Эти портреты естественным образом включаются в единую портретную галерею фарфора наравне с изображениями исторических лиц и дополняя череду царей и генералов светской галереей изображений красавиц и франтов.

Портреты модников на фарфоре и фигурки франтов и франтих выпускались в течение очень короткого периода времени – в 1820-1830 годы.



Коллекционный миф начала 20 века даже возводит в ранг литературного героя одну из фигурок франтов, называя её Чацким.
Существенный момент культуры первой трети 19 века, имеющий прямое отношение к фарфоровой росписи - «модное чтение».
Книга, чтение становятся престижным времяпрепровождением.


 В период пика популярности героев модных романов фарфор, как один из наиболее последовательных приверженцев моды, воспроизводит иллюстрации к ним.
Особой популярности пользовались романы Вальтера Скотта, «Поль и Виргиния» Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера, повесть «Атала» Ф.Р. Шатобриана, «Матильда или крестовые походы» М. Коттен, «Иван Выжигин и Дмитрий Самозванец» Ф.В. Булгарина.

Сам выбор тех или иных сюжетов для фарфора исторически точно отображает степень популярности и распространения конкретных романов в различных слоях русского общества 1820-1830-х годов.


От 1820-х до 1830-х годов сюжеты росписи подарочных фарфоровых чашек эволюционируют сходно с домашними альбомами.


 П. Л. Яковлев в «Записках москвича» от 1828 года пишет:
 «В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов… Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других. Прежде имели их как памятник друзей; теперь имеют их из тщеславия».


 К 30-м годам фарфоровая чашка превращается из сувенира чувств в сувенир тщеславия, отражающий светскую культуру пушкинской поры.


Эклектизм второй трети 19 века, пришедший на смену классицизму, раскрывает новые возможности перед росписью на фарфоре.
Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо.

В 1830-е годы ИФЗ выпускал в большом количестве изделия в «готическом вкусе»: сервизы, чашки, вазы с копиями эрмитажных картин; наряду с ними продолжали появляться и ампирные формы.
В середине 19 века технология ИФЗ достигла очень высокого уровня.

Для живописцев завода выполнение копий картин старых мастеров на фарфоре считалось вершиной мастерства.

В росписях фарфора частных заводов в течение длительного периода главенствующее место занимали темы романтизма – лирические пейзажи, миниатюрные копии картин с историческими сюжетами, портреты, изображения народных игр и танцев, картинки экзотики Востока.

/Источник: сайт "Коллекционер антиквариата"/



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Роспись на фарфоре разных стран 19 века

Как на изделиях так и на фарфоровых дощечках...






























===================================================================

Читайте так же:


Стиль ампир в костюме на полотнах художников.История костюма. Наполеон Бонапарт в живописи.Семейство Бонапарт.Или: мода 18-19 вв.
История моды 18-19 в .книги по костюмам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Агитационный текстиль
Наездники и наездницы художника Хейвуда Гарди(1842-1933)
Дети на полотнах художников 19 века.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Книга сокровищ герцогини Анны Баварской.
Винтажные/старинные открытки

Комментариев нет:

Отправить комментарий