4.11.15

Костюм в росписи на фарфоре и в фарфоре 19 века. История фарфора, фабрики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Информацию по костюмам 19 века и др.веков можно рассматривать так же и по...росписи на фарфоре того времени и по изделиям из фарфора...

Фарфо́р

 (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа.                                                                                                            В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.                                                                                                                               Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. 
В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. 

Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.


Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе.

Еще на заре нашей эры культура керамики стояла в Китае на очень высоком уровне.

Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV-V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны - бледно-зеленые, слегка просвечивающие фарфоровые изделия.

В Европе секрет выделки фарфора долгое время был неизвестен.
Лишь к 1710 г. в Саксонии заработал первый в Европе Мейсенский фарфоровый завод.

Секрет изготовления фарфора после долгих, многочисленных проб открыл алхимик Иоганн Бётгер.
И только десятилетия спустя после его смерти продукция Мейсенского завода достигла подлинного совершенства.


Сервизы, вазы, скульптурные группы в 1730-1760-х годах. в стиле рококо поражали современников пластичностью форм, тонкостью исполнения и изысканной росписью.

Формам и изяществу мейсенского фарфора старались подражать другие европейские заводы.

Над открытием секрета фарфора в 40-х гг XVIII в. работал ученый-химик, друг М.В.Ломоносова Дмитрий Виноградов.
Работал он как истинный ученый, настойчиво, целеустремленно и установил требуемый состав компонентов фарфора, режим обжига и технологию изготовления.

Итогом его исследования стало широкое производство фарфора на организованном при его участиии перовм в России фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где Виноградов и получил в 1747 году первые удовлетворительные образцы фарфора.
От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. 

Виды фарфора по составу и производству

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.
Основными видами являются:
• мягкий фарфор;
• твердый (высокотемпературный) фарфор;
• костяной фарфор
Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня.
Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.
Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. 
Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.
Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор.
 Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. 
Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. 
В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция.

 Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.
Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора.

Сюжеты русского фарфора XIX века

Круг сюжетов русского фарфора первой трети 19 века определяется историческими событиями и мироощущением этого времени.




Это: Отечественная война 1812 года и современная мода, как в костюме, так и в литературе.

С эпохи 1812 года начинается культ отечественных святынь, прославление героев войны. В фарфоре создаётся пантеон знаменитых личностей.

Портреты императоров и полководцев писались на фарфоре по образцам из многочисленных серий или отдельных листов портретных гравюр.


 В отличие от гравированных картинок, фарфоровые чашки с портретом в частном быту оставались исключительной редкостью.

Попадая в контекст мирной жизни, их переставали воспринимать как простой сувенир войны.
Со временем в связи с такой вещью возникала легенда о личном подарке хозяину от изображённого лица.
Широкое распространение модных картинок на фарфоре – дань особого представления о моде в пушкинскую эпоху.
 В этот период модный костюм выражал нечто большее, чем модную одежду, он отождествлялся даже не столько с определённым социальным статусом, сколько с образом мыслей своего обладателя.

Картинка модного костюма первой трети 19 века – это образ человека своего времени в большей мере, чем в каком-либо другом периоде российской истории.
На фарфоре же картинки мод превращаются в портрет, близкий к распространённому в то время женскому типажному портрету.


Оказавшись перенесёнными на фарфор, модные картинки и типажный портрет меняют жанр, и становятся вариантом традиционной портретной миниатюры, приобретая вместе с этим значительность и загадочность интимного миниатюрного портрета.

Эти портреты естественным образом включаются в единую портретную галерею фарфора наравне с изображениями исторических лиц и дополняя череду царей и генералов светской галереей изображений красавиц и франтов.
Портреты модников на фарфоре и фигурки франтов и франтих выпускались в течение очень короткого периода времени – в 1820-1830 годы.

Коллекционный миф начала 20 века даже возводит в ранг литературного героя одну из фигурок франтов, называя её Чацким.

Существенный момент культуры первой трети 19 века, имеющий прямое отношение к фарфоровой росписи - «модное чтение».
Книга, чтение становятся престижным времяпрепровождением.
 В период пика популярности героев модных романов фарфор, как один из наиболее последовательных приверженцев моды, воспроизводит иллюстрации к ним.

Особой популярности пользовались романы Вальтера Скотта, «Поль и Виргиния» Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера, повесть «Атала» Ф.Р. Шатобриана, «Матильда или крестовые походы» М. Коттен, «Иван Выжигин и Дмитрий Самозванец» Ф.В. Булгарина.

Сам выбор тех или иных сюжетов для фарфора исторически точно отображает степень популярности и распространения конкретных романов в различных слоях русского общества 1820-1830-х годов.
От 1820-х до 1830-х годов сюжеты росписи подарочных фарфоровых чашек эволюционируют сходно с домашними альбомами.

 П. Л. Яковлев в «Записках москвича» от 1828 года пишет:
 «В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов… Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других. Прежде имели их как памятник друзей; теперь имеют их из тщеславия».
 К 30-м годам фарфоровая чашка превращается из сувенира чувств в сувенир тщеславия, отражающий светскую культуру пушкинской поры.
Эклектизм второй трети 19 века, пришедший на смену классицизму, раскрывает новые возможности перед росписью на фарфоре.
Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо.

В 1830-е годы ИФЗ выпускал в большом количестве изделия в «готическом вкусе»: сервизы, чашки, вазы с копиями эрмитажных картин; наряду с ними продолжали появляться и ампирные формы.
В середине 19 века технология ИФЗ достигла очень высокого уровня.

Для живописцев завода выполнение копий картин старых мастеров на фарфоре считалось вершиной мастерства.

В росписях фарфора частных заводов в течение длительного периода главенствующее место занимали темы романтизма – лирические пейзажи, миниатюрные копии картин с историческими сюжетами, портреты, изображения народных игр и танцев, картинки экзотики Востока.
/Источник: сайт "Коллекционер антиквариата"/



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Из Истории Русского фарфора:

Русский фарфор 

— это не одно имя, а целый комплекс предприятий, выпускающих в России, Малороссии и Прибалтике с XVIII века по наши дни фарфоровые и фаянсовые изделия.

Стоит наверное, начать с Афанасия Кирилловича Гребенщикова, открывшего в 1724 году  в Москве завод по производству первых фаянсовых изделий, с характерными массивными размерами и росписью по эмали, напоминавшей западноевропейский и китайский фаянс и майолику того периода.

Он производил посуду, используемую в основном высшими слоями общества, но, конечно, это еще не был настоящий фарфор, с тонкими стенками и характерным звоном.
В 1748 году Д. И. Виноградов открывает на основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора.
Можно сказать, что именно с этой даты начинается история русского фарфора.
Гжельский промысел не был централизованным предприятием под единым руководством.

Это всегда были множественные артели по производству посуды для широкого употребления.
 Когда к середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, у них появилась возможность производить особо тонкую чайную посуду.
 
* Опак — это материал очень близкий к фарфору.
 Его водопоглощение практически сравнялось с фарфором и именно благодаря повышенной плотности черепка, из него можно делать тонкие изделия, с глубокой проработкой деталей.
*



Фарфор, изобретенный Виноградовым начинает выпускаться на Императорском фарфоровом заводе

(Предприятие было основано императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году, как Невская порцелиновая мануфактура. 


Тогда же на предприятие был переведен Дмитрий Иванович Виноградов в качестве ученика к «порцелиновому мастеру» Христофору Гункеру.)

и очень быстро завоевывает популярность, начиная соперничать с Мейсеном и Севром.

Вообще, все мировые фарфоровые мануфактуры принадлежали к двум типам: поддерживаемые королевскими домами и полностью самостоятельные коммерческие предприятия.

В Нидерландах, Германии, Дании, Австрии, Франции, Италии фарфоровые производства поддерживались членами королевской семьи и существовали за счет финансирования ими.
В Великобритании «порцелиновые» предприятия существовали целиком и полностью, как коммерческие предприятия и максимум, что для них делалось — это размещались заказы от правящих династий.
  В России одинаково преуспевали и те и другие. Периоды существования российских фарфоровых предприятий очень разные — от пары десятилетий до нескольких столетий.

Некоторые из них существуют до сих пор, некоторые ненадолго пережили своих основателей и закрылись или слились с другими существующими предприятиями.
Примером полностью самостоятельного российского предприятия могут быть заводы Гарднера, Кузнецова и Попова.


Предприятие Гарднера — 

это производство, существовавшее благодаря личности своего основателя и проданное после его смерти фарфоровому магнату Кузнецову, чье имя в фарфоре стало нарицательным. Кузнецовский фарфор — это такой же бренд, как и Ломоносовский фарфор (он же Императорский).

Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя

«Фарфор Вербилок».

    Однако, ко второй половине XIX века предприятие деградирует и в 1891 году наследники Гарднера продают его Матвею Кузнецову, который вносит предприятие в свою копилку фарфоровых мануфактур, коих у него было к тому моменту уже четыре:
Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (1841 год), Дулевский фарфоровый завод (1832 год), Фарфоровый завод Ауэрбаха (1870 год) и Будянский фаянсовый завод (1887 год).


 Дулевский фарфоровый завод

существующий по сей день, был основан в 1832 году сыном Якова Васильевича Терентием Яковлевичем Кузнецовым, который перенес семейное предприятие из Гжели в Дулево.
Уже за первые двадцать лет работы предприятие стало ведущим производителем фарфора в России.
Основным покупателем Дулевского фарфора были азиатские страны, в которых он успешно конкурировал с западноевропейскими аналогами. Ассортимент Дулево, что тогда, что сейчас был разнообразнейшим.


 Фарфоровый завод Ауэрбаха

(сейчас Конаковский фаянсовый завод) был выкуплен Кузнецовым в 1870 году у наследников аптекаря Ауэрбаха, приобретшего в свою очередь свое предприятие у Фридриха Христиана Бриннера, основавшего его в августе 1809 года.

Еще одно предприятие входившее в огромный холдинг Кузнецова —

  «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске»

основанная в 1884 году купцом П. А. Никитиным как кирпичный завод.
Уже через год основания предприятие полностью переориентировалось на фарфоровую посуду.
 А в 1894 году вошло в состав «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова».

Особняком от Кузнецовского фарфора стоит

  Поповский фарфор

никогда не входивший в холдинг Кузнецова, но не менее именитый и просуществовавший более полувека под управлением Алексея Гавриловича Попова и его сына Дмитрия Алексеевича.

Основная часть продукции Поповской мануфактуры, расположенной в деревне Горбуново неподалеку от подмосковного села Хотьково, состояла из вполне ординарной посуды, активно приобретаемой трактирами и другими предприятиями общепита для народа.

История русского фарфора насыщена событиями.
Число разнообразных фабрик велико, многие из них работают до сих пор, продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская очень красивые изделия.


 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Картинки с интернет-аукционов:

Роспись на фарфоровых тарелках 19 век:






























======================================================================

Роспись на фарфоре разных стран 19 века

Как на изделиях так и на фарфоровых дощечках...































===================================================================
Читайте так же:

Стиль ампир в костюме на полотнах художников.История костюма. Наполеон Бонапарт в живописи.Семейство Бонапарт.Или: мода 18-19 вв.
История моды 18-19 в .книги по костюмам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Агитационный текстиль
Наездники и наездницы художника Хейвуда Гарди(1842-1933)
Дети на полотнах художников 19 века.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Книга сокровищ герцогини Анны Баварской.
Винтажные/старинные открытки

Комментариев нет:

Отправка комментария