Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

18.6.23

Костюм в росписи на фарфоре и в фарфоре 19 в. Часть 2: История русского фарфора. Роспись на тарелках.

 Начало темы см. тут: Костюм в росписи на фарфоре и в фарфоре 19 в. Часть 1: История, фабрики.Роспись на фарфоре.

Повторюсь: историю и виды исторического костюма можно наблюдать кроме подлинников не только по картинам, но и такому виду изделий - как фарфор. Роспись по фарфору, фарфоровые статуэтки применялись в быту человека чуть ли не с древних времен. Считается, что изобретателем именно фарфора, а не глиняных простых изделий, был Китай, где этот вид ремесла применялся чуть ли не с VI века...

Русский фарфор - 

это собирательное обозначение изделий из фарфора, производимых на территории России с середины XVIII века до современности. В истории искусства русский фарфор рассматривается как одна из историко-региональных разновидностей декоративно-прикладного искусства либо в качестве оригинальной национальной художественной школы.



Во второй половине XVII в. Европу облетела новость – один из самых блистательных европейских монархов, курфюрст Саксонии и король Польши Август Сильный, обладает секретом производства фарфора, что было принято всеми монархами мира вызовом.


Фарфор, или как его еще называли: «белое золото», издревле был достоянием только высших монархов-королей и ценился очень дорого. Поэтому известие о начале производства восточной редкости в Саксонии так серьезно и было воспринято. 
 Начались лихорадочные поиски тайны производства фарфора, поскольку Саксония не торопилась делиться технологией. В результате Франция «позаимствовала» секрет у Китая, Англия – у Франции, а Россия открыла его сама, при помощи европейских знаний. На международной арене появилось новое поле соперничества – фарфор.

Фарфоровые производства стали предметом особого покровительства монархов. Саксония прославилась изделиями Мейсенской мануфактуры, главной маркой Франции был Венсен (позже производство перенесли в Севр), местом рождения российского фарфора стала Невская порцелиновая мануфактура...

Из Истории Русского фарфора


Русский фарфор 

— это не одно имя, а целый комплекс предприятий, выпускающих в России, Малороссии и Прибалтике с XVIII века по наши дни фарфоровые и фаянсовые изделия.

Стоит наверное, начать с Афанасия Кирилловича Гребенщикова, открывшего в 1724 году  в Москве завод по производству первых фаянсовых изделий, с характерными массивными размерами и росписью по эмали, напоминавшей западноевропейский и китайский фаянс и майолику того периода.
Он производил посуду, используемую в основном высшими слоями общества, но, конечно, это еще не был настоящий фарфор, с тонкими стенками и характерным звоном.


В 1748 году Д. И. Виноградов открывает на основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора.
Можно сказать, что именно с этой даты начинается история русского фарфора.
Гжельский промысел не был централизованным предприятием под единым руководством.

В 1756 году Д. Виноградов построил большой горн, и предприятие приступило к производству сервизов, первый из которых был создан специально для императрицы Елизаветы и получил название «Собственный».


Это всегда были множественные артели по производству посуды для широкого употребления.
 Когда к середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, у них появилась возможность производить особо тонкую чайную посуду.

 
* Опак — это материал очень близкий к фарфору.
 Его водопоглощение практически сравнялось с фарфором и именно благодаря повышенной плотности черепка, из него можно делать тонкие изделия, с глубокой проработкой деталей.
*


Фарфор, изобретенный Виноградовым начинает выпускаться на Императорском фарфоровом заводе

(Предприятие было основано императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году, как Невская порцелиновая мануфактура.

Тогда же на предприятие был переведен Дмитрий Иванович Виноградов в качестве ученика к «порцелиновому мастеру» Христофору Гункеру.) и очень быстро завоевывает популярность, начиная соперничать с Мейсеном и Севром.

Вообще, все мировые фарфоровые мануфактуры принадлежали к двум типам: поддерживаемые королевскими домами и полностью самостоятельные коммерческие предприятия.

В Нидерландах, Германии, Дании, Австрии, Франции, Италии фарфоровые производства поддерживались членами королевской семьи и существовали за счет финансирования ими.
В Великобритании «порцелиновые» предприятия существовали целиком и полностью, как коммерческие предприятия и максимум, что для них делалось — это размещались заказы от правящих династий.



   В России одинаково преуспевали и те и другие. Периоды существования российских фарфоровых предприятий очень разные — от пары десятилетий до нескольких столетий.
Некоторые из них существуют до сих пор, некоторые ненадолго пережили своих основателей и закрылись или слились с другими существующими предприятиями.
Примером полностью самостоятельного российского предприятия могут быть заводы Гарднера, Кузнецова и Попова.


-------------

Предприятие Гарднера — 

это производство, существовавшее благодаря личности своего основателя и проданное после его смерти фарфоровому магнату Кузнецову, чье имя в фарфоре стало нарицательным. Кузнецовский фарфор — это такой же бренд, как и Ломоносовский фарфор (он же Императорский).
Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя

«Фарфор Вербилок».


     Однако, ко второй половине XIX века предприятие деградирует и в 1891 году наследники Гарднера продают его Матвею Кузнецову, который вносит предприятие в свою копилку фарфоровых мануфактур, коих у него было к тому моменту уже четыре:
Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (1841 год), Дулевский фарфоровый завод (1832 год), Фарфоровый завод Ауэрбаха (1870 год) и Будянский фаянсовый завод (1887 год).

 Дулевский фарфоровый завод

существующий по сей день, был основан в 1832 году сыном Якова Васильевича Терентием Яковлевичем Кузнецовым, который перенес семейное предприятие из Гжели в Дулево. 


Уже за первые двадцать лет работы предприятие стало ведущим производителем фарфора в России.
Основным покупателем Дулевского фарфора были азиатские страны, в которых он успешно конкурировал с западноевропейскими аналогами. Ассортимент Дулево, что тогда, что сейчас был разнообразнейшим.

 Фарфоровый завод Ауэрбаха

(сейчас Конаковский фаянсовый завод) был выкуплен Кузнецовым в 1870 году у наследников аптекаря Ауэрбаха, приобретшего в свою очередь свое предприятие у Фридриха Христиана Бриннера, основавшего его в августе 1809 года.


Еще одно предприятие входившее в огромный холдинг Кузнецова —

  «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске»

основанная в 1884 году купцом П. А. Никитиным как кирпичный завод.
Уже через год основания предприятие полностью переориентировалось на фарфоровую посуду.
 А в 1894 году вошло в состав «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова».

Особняком от Кузнецовского фарфора стоит

  Поповский фарфор

никогда не входивший в холдинг Кузнецова, но не менее именитый и просуществовавший более полувека под управлением Алексея Гавриловича Попова и его сына Дмитрия Алексеевича.

Основная часть продукции Поповской мануфактуры, расположенной в деревне Горбуново неподалеку от подмосковного села Хотьково, состояла из вполне ординарной посуды, активно приобретаемой трактирами и другими предприятиями общепита для народа.


История русского фарфора насыщена событиями.
Число разнообразных фабрик велико, многие из них работают до сих пор, продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская очень красивые изделия.


Например, один из ярких моментов истории фарфора ИФЗ Российской империи при Николае I (1825-1855): для выделки фарфора впервые начинает применяться французская и английская глина. 
Изделия достигают высшей степени технического совершенства, а живопись на фарфоре становится виртуозной. Мастера копировали шедевры Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля и других корифеев, расписывали изделия пейзажами и сценами битв.

 Богатство палитры и совершенство исполнения росписей удостаиваются высшей оценки в Европе, ИФЗ - завод получает медали и дипломы международных выставок в Лондоне, Париже и Вене. Предметом всеобщего восхищения стали выдающиеся сервизы этого времени – «Золотой», «Гербовый», «Бабьегонский».

Предметы сервиза Великого князя Константина Николаевича 1848 г.

В 1844 году при заводе к его 100-летию открылся музей фарфора, экспонатами которого стали предметы из дворцовых кладовых...  

Тарелка из Рафаэлевского сервиза

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Картинки с интернет-аукционов, где по росписи хорошо видны исторические костюмы прошлых веков и государств...

Роспись на фарфоровых тарелках 19 век:





























ист. статьи - соц. сети в свободном доступе: векипедия, антикварные сайты, и т.д...
======================================================================
Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий