29.5.12

ЖИЛЕТы:история,подлинники 17-20 вв, реконструкция на 19 в.Крой.

Внимание! статья написана 11 лет назад, поэтому могут быть повторы информации и картинок.

***

Коричневый жилет


Он в первый раз передо мной явился:
На нем был бархатный коричневый жилет,
На черном шарфе бриллиант светился;
Преобладал в его костюме черный цвет…
Он был хорош и молод. Одеваться
Он тайною великою владел;
Никто не мог с ним в ловкости равняться,
Так танцевать лишь он один умел!
Бывало я ношусь с ним в вихре бала…
Но для чего минувшее будить?
Я им жила, я им одним дышала,
Я для него хотела только жить,
Я только с ним на балах танцевала…
Исчезло все!.. Его давно уж нет, -
И в памяти души моей смятенной,
Лишь взор его остался вдохновенный
И бархатный, коричневый жилет.
/Юлия Л. / Современник.– 1848.– № 1./



Жилет

 предмет одежды, который появился только в период Тридцатилетней войны (1618-1648). 
В своем первоначальном виде это была одежда, которая носилась под камзолом, и, собственно говоря, была с ним идентична: у жилета были рукава, он был притален, имел полы и шился из того же материала. Дома он надевался вместо халата.

Изначально это был камзол( по-русски) , а еще раньше - дублет. 
Постепенно у дублета 16-го  века рукава стали привязываться за завязки, затем вошел в моду дублет без рукавов, затем появился и камзол и нижний камзол без рукавов, у которого передняя часть была с вышивкой и немного короче верхней части.

 Современники-критики тех лет, увидев такую моду смеялись, что живот только для красоты был показан, т.к. постепенно у мужчин входил , опять же(!) сначала в моду дублет с застегнутой только верхней пуговицей, а потом и камзол нараспашку носили, чтобы показать красоту нижней части - жилета (так названного в последствии этого вида костюма), а т.к. рубашку было показывать не принято, то сам жилет застегивался наглухо. Со временем нижний "камзол" слегка видоизменялся, укорачивался и .. получился  в итоге - жилет.

------------------------------



Тогда он, разумеется, изготавливался из дорогих материй, украшался вышивкой и дорогими пуговицами.







В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский жилет из белого пике, с пуговицами зачастую из дорогих камней. В гардеробе элегантного мужчины полагается иметь комплект цветных и белых жилетов, которые в настоящее время делаются из дорогой материи только спереди, задняя же часть шьется из подкладочной ткани.

В эпоху Французской революции жилет остается модным элементом, он шьется из шелка и бархата и украшается вышивкой. В эпоху бидермейер он делается из тех же материй, что и дамские платья, а именно, с рисунком в цветочек, в полоску и в клетку.

Вплоть до нового времени жилет наряду с галстуком оставался, собственно говоря, единственной яркой деталью мужского туалета, менялись только время от времени его расцветка и в незначительной степени фасон.
(с)

--------------------------------

жилет


Прообразом жилета в европейском костюме можно считать камзол, распространившийся в России с самого начала XVIII века вместе с другими типами европейской одежды.

Камзол представлял собой довольно длинную (чаще всего вровень с кафтаном) одежду без рукавов.

Его надевали под кафтан таким образом, чтобы был хорошо виден нарядно расшитый перед. Иногда камзолы шили с рукавами, но и в таких случаях их носили под кафтаном.

Исключение составляли женские камзольчики, вошедшие в моду в 60 — 80-е годы XVIII столетия, — их делали только с рукавами и носили без кафтана (по указу Екатерины II цвет сукна такого камзола соответствовал цвету форменной одежды мужа принимаемой при дворе дамы).

------------------------------------------

из моего личного архива:

Жилет и его крой и описание на 1790 год - XVIII век





---------

Подлинники жилетов мужских 1780-1790 гг:




К самому концу XVIII столетия функции камзола в мужском костюме стал выполнять жилет, поначалу только мужская, а позднее и женская одежда.

От камзола жилет отличался прежде всего длиной — выше или чуть ниже талии. Разумеется, изменилась и отделка жилета, менялась мода на ткани, пуговицы и формы застежки.
Поначалу судьба жилета в России была довольно драматична.

мода 19 в

В правление императора Павла (1796 — 1801) ношение жилетов запрещалось наряду с другими элементами костюма как проявление французского революционного духа.


Ю.М.Лотман в своей работе, посвященной «Евгению Онегину», приводит строки из дневника Дарьи Ливен:
«Жилеты запрещены. Император говорит, что именно жилеты совершили французскую революцию. Когда какой-нибудь жилет встречают на улице, хозяина препровождают в часть».

Другие современники событий тех лет не преминули отметить, что «первое употребление, которое сделали молодые люди из данной им воли, была перемена костюма: не прошло двух дней после известия о кончине Павла, круглые шляпы явились на улицах; дня через четыре стали показываться фраки, панталоны и жилеты, хотя запрещение с них не было снято; впрочем, и в Петербурге все перерядились в несколько дней.

 К концу апреля кое-где еще встречались старинные однобортные кафтаны и камзолы, и то на людях самых бедных».

К концу 10-х — началу 20-х годов ХIX века жилет уже прочно обосновался в гардеробе последователей модных журналов. Однако на балах отдавалось предпочтение одетым в военную форму, поэтому не так много светских людей носило жилет в больших собраниях.

К началу 30-х годов жилеты были усвоены по всей России, и само название уже не вызывало ассоциаций с иностранной модой.
мода 19 в
«Какой бы жилет надеть мне сегодня, — размышляет герой повести И.И.Панаева «Онагр», — пестрый полосатый или черный с лиловыми разводами? Вчера я надевал желтый с бронзовыми пуговицами».

До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц, впоследствии же окончательно остановились на первом фасоне.
Из материи употреблялись преимущественно светлые, совершенно гладкие, полосатые или с каким-нибудь мелким рисунком: желтоватый кашемир или пике цветочками; впоследствии жилеты стали делать также из шелка и бархата...

В повести события относятся к началу 30-х годов, так как упоминаются имена портных, работавших в Петербурге именно в это время.

жилетмода 19 в


На протяжении всего XIX века форма жилета и манера его ношения постоянно менялись. В первой половине века часто надевали два-три жилета вместе, что считалось особенно элегантным.

 «Делать нечего, буду снаряжать свой бальный костюм: пюсовый фрак и белый жилет с поджилетником из турецкой шали. Разоденусь хватом»,
 — писал С.П.Жихарев.

Журналы в модных обзорах зимой 1825 года рекомендовали для новогодних визитов «бархатный жилет цветом á la Valliere с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике».

Вырез жилета то поднимался высоко, то резко опускался вниз.

 «Модные жилеты на груди так узки, что могут только наполовину застегиваться.

 Их нарочно так делают, чтобы была видна рубашка, сложенная складками, и особенно пять пуговок на ней, из коих одна оплетена волосами, другая золотая с эмалью, третья из сердолика, четвертая черепаховая, пятая перламутровая».


Жилеты шили из шерсти и шелка, кашемира с растительным орнаментом и из тканей в полоску.

 Они бывали двубортными и однобортными с неимоверным числом карманчиков.

Их шили на дорогой подкладке из тончайшего шелка и из дорогих кашмирских или турецких шалей.
Жилеты могли быть с воротничками и без воротников. Мода на жилетные узоры менялась невероятно часто.
 Вот, например, в 1826 году появился орнамент:
«Иерусалимская мостовая — теперь самый модный узор для жилета: представьте себе ромбоиды разной величины и ржавого цвета по белому пике».

Ромбовидным был и орнамент «вулкановы сети», названный по имени модного балета 20-х годов, отличавшийся лишь тем от «иерусалимской мостовой», что ромбы были сильно вытянутыми по вертикали или горизонтали и к тому же одинакового размера по всей поверхности ткани.

После того как жилеты стали обязательной деталью мужского костюма, они, разумеется, уже не свидетельствовали о следовании революционным идеям.

Эти функции перешли к другим типам одежды — гарибальдийке, широкополой шляпе, рубашке-косоворотке и т.д.

В середине XIX века жилет проникает в женский гардероб:
«В настоящее время жилеты необходимы в женском туалете как и в мужском... Жилеты делают или одинакие с платьем или черные, белые, красные казимировые с золотыми пуговками; к зеленым платьям подойдет цвет pensée».

Особым знаком в России во второй половине XIX века стал белый пикейный жилет, то есть сшитый из ткани пике.

Пике — плотная, в ХIX веке шелковая и хлопчатобумажная ткань, лицевая поверхность которой выработана в виде выпуклых рубчиков.
(сейчас называется - жаккард)
Их форма и размер зависели от того, сколько уточных нитей плотно закрыто нитями основы и где именно выходит уточная нить на лицевую сторону ткани.


Гораздо чаще в литературных произведениях используется галлицизм — жилет-пике. Именно так сказано у А.Ф.Вельтмана: «В честь лета, однако же, жилет пике, зимой шелковый и право держать в руках шляпу на вате» («Сердце и думка»).

Признаком особого щегольства пикейный жилет стал уже к концу 10-х — началу 20-х годов XIX века.

«Извольте, я уйду... Только вы отдайте мне сначала три рубля, что вы у меня на пикейную жилетку заняли», — читаем у А.П.Чехова в «Браке по расчету».
В чеховском рассказе упоминание о пикейной жилетке, купленной в долг, приобретает особый, иронический оттенок, подчеркивает претенциозность жениха, его корыстолюбие.

В XX веке пикейные жилеты полностью вышли из моды и в настоящее время существуют только как часть концертного костюма.
В быту же выражение «пикейный жилет» стало нарицательным для обозначения всего отжившего, устаревшего: «Это были странные и смешные в наше время люди.
 Почти все они были в белых пикейных жилетах и соломенных шляпах канотье»; «Старейший из пикейных жилетов погрузился в трясину высокой политики» (И.Ильф, Е.Петров. «Золотой теленок»).

/Кирсанова Р.М "сценический костюм"/

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Жилеты конец 18-начало 19 в

парча шелк бархат шерсть



Жилет в начале 19 в. с высоким стоячим воротником успел подвергнуться изменениям. Сначала он был совершенно коротким, затем несколько удлинился спереди и, наконец, стал опять совершенно ровным внизу.

Наверху же он по-прежнему заканчивался вырезом, что давало возможность показать батистовый галстук. До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц, впоследствии же окончательно остановились на первом фасоне.

Из материи употреблялись преимущественно светлые, совершенно гладкие, полосатые или с каким-нибудь мелким рисунком: желтоватый кашемир или пике цветочками;, впоследствии жилеты стали делать также из шелка и бархата.



Жилеты 1840-60 годы.

Парча,шелк


Одно время носили два жилета — один на другом, причем нижний делался из светлой, преимущественно шелковой материи.

Иногда нижний жилет заменялся узким бие или атласной оторочкой. В 1810—1830 годах в обществе встречались исключительно белые шелковые вышитые жилеты, и, кажется, эта мода продолжала существовать на протяжении всего XIX столетия.

****

Бие - 

широкая косая бейка или отрез от ткани, скроенная по косой.
Применялась для отделки одежды:платьев, юбок и т.п
*****

Когда в 1822 году фрак стал украшаться воротником в виде шали, то такой же точно воротник появился и на жилете.
В 30-х годах появилась мода на узкую талию, и это достигалось при помощи жилета, который кроился соответствующим образом и стягивался тугим поясом с пряжкой.

Только начиная с 1840 года покрой жилета изменяется: грудь его делается на ватной подкладке, вырез значительно сокращается, так как мода требует, чтобы вся рубашка была закрыта пестрым шелковым галстуком.
 Около 1843 года перед жилета стал удлиняться на животе в виде мыса. 





В 70-х годах вырез снова увеличился, затем опять сократился, а вслед за этим достиг небывалых размеров.
 Впрочем, наряду с такими сильно вырезанными жилетами, продолжали существовать и глухие, причем пуговицы как на тех, так и на других нашивались в один или два ряда.

Фрачный жилет издавна отличался особенно глубоким вырезом, только форма последнего менялась в зависимости от моды, становясь попеременно то остроконечной, то круглой, то овальной, а иногда даже квадратной. 








Особенным постоянством отличается мода на пикейные жилеты, среди которых - главным образом в последнее время встречаются разноцветные и с узорами.
Одно время фрачные жилеты изготовлялись из вышитой белой шелковой материи.

В течение двух последних десятилетий XIX столетия летом жилет заменялся особой повязкой из черной саржи или сукна, которая снабжалась пуговицами, украшалась двумя боковыми карманчиками и имела вид нижней части жилета.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Жилеты 1840-1860 ые годы



............................................................................................

Крой (построение выкройки) мужского жилета на вторую половину 19 века:






................................................................................................................................................


Моя работа:
(Размер жилета 62-ой,маникен мой - 52-го размера.)

Жилет на вторую половину 19 века. Реконструкция. Ручная работа 30%.

П/ш,лен.
крой по книге за 1906 год:








.............................................................................................................................................

История ЖИЛЕТА


(источник )

Жилет -одежда многим знакомая, привычная, но вот в происхождении ее разобраться не так уж просто.
Европейским предком жилета был камзол.

о происхождении слова “жилет”. 

Тут есть разные версии.
 Одна из них указывает на имя Жиль - так во Франции называли ярмарочных балагуров, которые носили безрукавку; другая отсылает к портному по имени Жиле - он, как будто, первым сшил жилет.

 Но самое неожиданное предположение, что начало положила турецкая безрукавка желек, которую переняли сначала арабы, затем испанцы, а уж потом французы, от которых жилет (по-французски gilet) в концеXVIII века получили русские.

Владимир Иванович Даль, автор замечательного “Толкового словаря живого великорусского языка”, называл жилет “камзолом, безрукавной короткой поддевкой до поясницы”.

Вот значит как: всплывает другое слово, другая вещь- камзол. На самом деле, камзол на свет появился гораздо раньше жилета, лет что-нибудь на четыреста, если не больше.
В его названии угадывается латинское слово “камизиа”, то есть рубаха, сорочка.
Со временем эта рубаха удлинилась чуть ли не до колен и от ворота до самого низа обрела застежки. Получился камзол.


Его с конца XV века носили в Италии, в XVI - во Франции, примерно сто лет спустя в Германии.

К нам камзол пожаловал в самом начале XVIII века с реформами Петра Великого, который взялся переодеть Россию на западный лад. И, как известно, преуспел в этом.


Впрочем, сродни камзолу древнерусский зипун; шили его из тонкой ткани и надевали под кафтан, в котором выходили на улицу.

Так что зипун считался домашней одеждой.
 У людей с достатком зипуны были из дорогих ярких тканей, обычно привозных из стран Дальнего Зарубежья, как бы сказали в наше время.

 Камзол же, “долгий жилет”, обычно выставляли напоказ.
 Поэтому грудь его часто была украшена дорогим шитьем, пуговицами, блестками.

 До чего же были хороши старинные камзолы!
 Их можно рассмотреть на портретах знати XVII - XVIII веков. Художник Антон Павлович Лосенко написал, например, президента Академии Художеств Ивана Ивановича Шувалова, своего современника, в драгоценном золотом камзоле при звездах и орденской ленте.

Этот наряд обошелся его крепостным, наверно, в год работы на барский оброк. А французский живописец Антуан Ватто изобразил молодого дворянина в сером камзоле из переливчатого шелка...

 Но на исходе XVIII века камзолам пришел конец.
 И наступила пора жилетов, которые пришли к нам из революционной Франции.

Император Павел I был уверен, что именно жилеты совершили французскую революцию и запретил их носить.
 За этим строго следили, и стоило кому-то появиться в жилете, как его немедля препровождали в полицейскую часть.
Как только стало известно о смерти императора (его, как известно, убили придворные), молодежь сразу же, почувствовав свободу, нарядилась в жилеты.

И все-таки жилеты были еще в диковину.
Пушкин в “Евгении Онегине” (а это уже 1830 год) замечает:

 “Но панталоны, фрак, жилет 
 Всех этих слов на русском нет”.

 Зато спустя каких-нибудь два- три года столичная публика заболевает жилетами.
Их стали шить из самых разных тканей, даже из очень дорогого кашемира; носили по два-три жилета сразу, выбирая из множества фасонов.

То была своего рода жилетомания, затянувшаяся не на одно десятилетие...





------------------------------------------------------------------------------------------------------

а это мои работы -реконструкция:

Жилет двубортный гражданский на начало 19 в:



Жилет короткий двубортный, ручная работа на начало 19 века(ампир):

Подлинники из сукна:




------------

Мои работы:


------

жилеты на французские войска Наполеона нач. 19 в. пошитые  в ручную

(реконструкция 89%):
материал: сукно тонкое. лен.
отделка - шерстяной шнур французская косичка ручной работы, и простой крученый шнур х/б,и тесьма разного цвета шерстяная и х/б

Французские жилеты на 1805-12 год.







Полотняный жилет французский на начало 19 в Ручная работа 65%:


Жилет городской моей работы на начало 19 в.

Крой в нат.величину смотрите ниже на странице...

Шьем сами мужской жилет на начало 19 в.


..............................................

Жилеты на вторую половину 19 века:






============================================================

Описание с подлинного жилета на первую половину 19 века из моей личной"волшебной" тетради:


Из моего АРХИВА:

крой жилета на 1800 год, снятый лично мною  с подлинника:



  Реконструкция этого жилета.Ручная работа 90%.


Описание жилета на 18 век из моего архива :



.............................

подлинники:

мужской жилет 1850-90 гг:







Жилет 18 век:


Жилет 18 века:


...................................................................

Современная обработка(пошив,сборка) жилетов:


-------------------------------------

Ко мне поступил конкретный вопрос:
- нужно сшить жилет на ампир. И можно ли использовать выкройку из журнала мод "Бурда"

Мой ответ:
-Жилеты во все времена штука не из простых. Сидеть они должны как влитые. Т.е. посадка по человеку должна быть идеальной. Однако точный расчет по фигуре начали делать с изобретения системы кроя, где-то с конца 1820х годов. Постепенно с усложнением пошива верхних мужских изделий и жилеты так же стали проходить своеобразную ВТО, в основе которой было ВТО верхней одежды. 

Теперь про ампир.
В те времена жилетка была одним из модных элементов одежды. И выглядеть должна была идеально. Мало того, жилеты могли носиться и по несколько штук сразу. Однако сам крой жилета был простым, а точное сидение по фигуре достигалось утяжкой завязками(или ремешками) на спине. Порой это была не одна, а 2-3 завязки, и даже специальные вставки с отверстиями и ребром жесткости для утяжки по линии талии. 
Солдатские жилеты вообще шились просто: сукно и лен/полотно на спинку, а вот городской вид жилета был немного сложнее. Основа была шелковой, чаще всего вышитой, она ставилась на прокладку из полотна+подкладка переда чаще из льна. Спинка городского жилета могла быть как двойная: верх и подкладка, так и из одного слоя плотного полотна.

Если Вам нужно на эту эпоху, то все-таки лучше шить исторический жилет.Т.к. на эту эпоху жилеты ,как и фраки, в основном, шились БЕЗ вытачек.
НО! с воротником стойкой с отложными концами, хотя были как с воротниками, так и  без...Они были как двубортные ,так и однобортные. Это на Ваше усмотрение.
Спинка выкраивается из толстого льна, если нет толстого, то из тонкого, но слой уже будет двойной. Причем верхний слой может быть из х/б(сатина) в цвет жилета, а вот нижний уже из тонкого светлого льна...

------------------------


 фото жилетов конца 18-начало 19 века







жилет



















.....................

жилеты на конец 19 века:





==============

Крой жилетов разных периодов:

для реконструкций и пошива современного вида жилетов






---------------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

11 комментариев:

  1. Добрый день, Светлана! Меня зовут Тимур, я режиссёр эстрады и музыкального театра. Мы ставим мюзикл Отверженные, по Виктору Гюго. Я бы хотел чтобы вы нас проконсультировали по поводу французских костюмов и военной формы периода 1815-1824 годов, если конечно это возможно. Связаться со мной можно по адресу timurio@live.ru С уважением, Тимур.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день,Тимур!
    Мой рабочий имейл: VetaG2009@ya.ru

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день. А почему у жилета разная ткань, с разных сторон. С чем это связано?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый...
      Это связано с гигиеной человека. На спине ставилась раньше льняная ткань.

      Удалить
  4. Добрый день. А военный жилет и гражданский по покрою отличались? Вообще чем они друг от друга отличаются кроме тканей и отделки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день.
      До 1830-х годов крой мужских жилетов европейской униформы и гражданки ничем не отличался. Другое дело,что после этого времени в военной униформе жилеты постепенно исчезали...

      Удалить
  5. Подскажите, а в каком году примерно появился подрезной бочок? Мне нужно шить на 1850год

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день.
    Подрезной бочок у чего? жилета? Если у жилета,то у мужских классических жилетов подрезные бочки и сейчас отсутствуют.
    А на 1850 год кроить и шить жилет у меня показано в МК на одной из страниц блога,правда там написано: на 1940-45 гг,но он вполне подойдет и до конца 60-х годов 19 в.:"Шьем сами мужской жилет на начало 19 в."

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемый автор, у Вас слетела бОльшая часть изображений. Можете ли Вы как-то решить эту проблему, поскольку в противном случае 70% материала просто безвозвратно утеряны. Или блог заброшен и ничего уже не исправить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за сообщение.
      Однако хочу заметить, что:
      1.этой статье уже 7-о1 год. А это значит,что хостинги, с которых были поставлены картинки устарели. И все может быть в таких сообщениях.
      2. В блогах более 600 сообщений,и сразу понять где нет картинок и тут же исправить - очень сложно. Но я стараюсь делать это по мере поступления проблемы. За что спасибо и Вам, уважаемый Инкогнито.
      3. Старые сообщения мною не только переписываются, но и дополняются новыми данными, т.к. за 9 лет, которые уже существуют мои блоги, информации мною "нарыты" с лихвой.
      Так что , уважаемый/ая, блог не запущен. Моя благодарность за подобные отзывы Вам - отдельная.
      На странице постараюсь все пересмотреть, и ...дополнить новыми сведениями, котрые у меня готовятся в черновиках.
      Так что - заходите, буду рада видеть Вас на своих сайтах!

      Удалить
    2. Уважаемый/ая - на этой странице ВСЕ картинки на месте. Очень прошу Вас писать подобные замечания на тех, где слетели картинки. Мне будет легче со всем этим разбираться.
      Хочу напомнить: что изображения слетели именно в старых сообщениях, которым более 5 лет. И буду рада Вашей помощи в исправлении проблемы.

      Удалить