Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

10.2.21

Возвращение к национальному костюму в армии и моде в России в конце XIX в.(Александр III). История, фото.

Мужская мода в конце XIX -начале ХХ веков в столице начиналась не с гражданской одежды, а с форменной- это факт неоспоримый...

Одна из целей индустрии моды в одежде  - способствовать эстетическому самовыражению, и в этом случае национальный костюм играет существенную роль. 

При Петре I политика царствования ( и самого Петра в первую очередь) была - отказ от русских культурных традиций, начать воспринимать себя европейцами и подражать своим европейским соседям.

С начала XIX столетия русское прогрессивное общество все больше горело желанием скинуть себя все "немецкое "(как называли все заграничное со времен Петра I),  и вернуть страну опять на чисто русский национальный путь. Европейская культура стала уже тяготить российское общество, хотя большая половина его все еще смотрела в сторону Запада с замиранием сердца и придыханием. 

К концу XIX века движение ко всему русскому национальному окрепло с такой силой, что и  особы императорской семьи, задававшие моду и тон в любой стране, стали потихонечку поворачиваться к культурному наследию России.

Войдя на престол

 Александр III (1845-1894), 

(прозванный Миротворцем за то, что во время его престола Россия не вела ни одной войны, отец Николая II - последнего российского монарха), решил показать себя истинно русским человеком, который пытается вернуть свою империю к прошлому времен Московской Руси. Появляясь на публике, русские цари со времен Петра обычно надевали военный мундир. Александр же предпринял реформу обмундирования Русской армии с целью изменить и собственный образ, и образ армии в целом. 



Большую часть имперского периода истории России униформа военная повторяла прусскую. Александр решил создать военную форму с элементами русского народного костюма. В ноябре 1881 года были предоставлены эскизы новой военной формы с видами русской народной одежды: кафтан с кушаком, широкие черные штаны, которые заправлялись в сапоги ( как это всегда делали крестьяне за последний век), меховая шапка - папаха ( головной убор, который носили в Центральной Азии и на Кавказе) и др.


Все это Александр III делал в рамках возрождения «русского» стиля, имевшего весьма отдалённое отношение к реальным российским традициям, и переодел армию в так называемый народный мундир, что в те годы вызвало много споров и даже приводило к отставкам офицеров, не желавших носить «мужицкой одежды». Бывшая уже в употреблении солдат с 1860-х годов нательная гимнастическая рубаха для «мужицкого» мундира, которую оставил в армии царь, пришлась как нельзя более кстати и стала летней формой одежды — 1 мая каждого года русская армия переодевалась в белое.


Изменения в обмундировании позволили армии Александра III демонстрировать русские военные идеалы и мужскую мощь как в своей стране, так и за границей. В то же время Александр не тронул уже присутствующие национальные одежды в обмундирование, например, тех же казачьих войск.


Русификация военного мундира была сложным процессом. Саму идею Александр позаимствовал у Екатерины Великой, объединившей элементы разных культур в женском придворном платье. Традиционные русские элементы изменили вид европейской военной формы. Теперь русские военные могли чувствовать себя частью европейской культуры и вместе с тем выражать национальную самобытность в одежде. Введение новой формы символизировало русские военные успехи и подчеркивало статус России как колониальной империи, с которой нужно было считаться и Европе, и Азии.



В 1894 году после непродолжительной болезни скончался Александр III и на престол взошел его сын Николай II (1868-1918). Воспитание Николая было полным противоречий. Он жил в роскошных европейских дворцах, часто навещал своих западных родственников и женился на немецкой принцессе Александре, внучке английской королевы Виктории. В европейском высшем свете он чувствовал себя как "в своей тарелке". В то же время его отец и мать воспитывали с помощью наставников в нем веру в божественную сущность самодержавия. 

Приняв это самодержавие Николай II должен был сохранять Российскую империю, унаследованную от отца. Его мечтой было укрепить связь между собой и русским народом. Николай II следовал примеру других европейских правящих домов и использовал любые исторические события и свои появления на публике с целью продемонстрировать нового образца народу и всему миру. Одним из таких примеров был в 1903 году костюмированный бал в русском народном стиле...

Военную форму Николай II  в основе своей оставил того же вида, как при отце. Однако в 1907 году провел реформу обмундирования, которую незначительно, но не в пользу финансирования, изменил и дополнил в мелочах, так же в обиход вошла уже гимнастерка - по крою народной рубахи - косоворотки, цвета хаки.


Гимнастерка представляла собой свободную рубаху со стоячим воротником (походная рубаха русского покроя, косоворотка). В 1912 году она была без карманов, с воротником, застегивающимся у левого плеча, справа налево, обшлагами рукавов, застегивающимися на две пуговицы. 



В 1882 г., через несколько месяцев после объявления о введении нового обмундирования в армии Александром III, судьи, проходившей в Москве Всероссийской промышленно-художественной выставки, упрекнули текстильных магнатов в том, что им не удалось создать одежду, которая отражала бы русскую национальную идентичность:

Сверх того, почти все эти предметы роскоши... были лишены всяких типических национальных черт и являлись рабскими и бледными подражаниями общеевропейской моды и вкуса, их тиранических законодателей в Париже, Вене, и проч., терроризирующих верхушки всего европейского общества, - и в особенности его новейшие разбогатевшие, но слабо просвещенные классы ( буржуазных выскочек, les parvenus), с особенной алчностью бросающиеся, с своими бешенными деньгами, на всякую дорогую модную новинку".

Судьи призывали русских производителей одежды включать в свою продукцию русские народные мотивы точно так же, как это делают европейцы, которые, в отличие от России свои культурные наследия чтили всегда. 

Призыв творить моду с элементами народной культуры страны поставил наших производителей одежды в тупик, ведь прошло 200 лет со времен начала правления Петра и отрицания всего национального, да к тому же по последним научным изысканиям было доказано, что в русских народных элементах намертво переплелись и восточные! Одно дело  создать военную форму, которая соединяла бы эти элементы, и совсем другое - создавать одежду для разнообразных запросов рынка потребления. Ключом к разрешению этой дилеммы стало появление нового западноевропейского художественного течения - модернизма.

Кстати, именно с приходом на царствование Николая II в России появились дизайнеры по одежде. Дело в том, что Николай и вся его семья предпочитали одеваться  у русских портных. Самым первым дизайнером считается Ламанова Надежда Петровна. (однако - это уже другая и отдельная тема разговора...)

И - да, индустрия одежды потихонечку начала разворачиваться в России в сторону культурного наследия предков. Т.е. интерес к народному костюму, к восточным формам взялся не из пустоты и не родился сам собою. Большим толчком было то, что именно самодержцы российские начали воплощать эту мысль в жизнь народа, начиная с себя.

И конечно же это веяние задело и женский костюм. В нем впервые начинают предлагаться морские мотивы. А в платье - воротник стойка и застежка спереди как у косоворотки... Но, как и при заимствовании художественных стилей прошлого, в использовании этих идей не было художественной цельности: народный орнамент вышивки механически переносился на модное платье; в "морских" костюмах яркая синяя тесьма, двубортная застежка с якорями, головной убор соединялись с драпировкой на высоком турнюре, юбкой с мелкими плиссированными оборками...

Что же нам теперь можно увидеть на практике?

Журналы мод быстрее всех перестроились на новую волну "народной одежды". Вот что пишут в журнале "Задушевное слово " в выпуске 1885 года про детскую одежду:

"Мы предложили блузу для тех, кто не любит рубашки в туалете мальчика от 6-8 лет, но так как современный каприз моды делает большое предпочтение именно русской рубашки, то шелковая рубашка с вышивкой золотом или суташом считается тоже весьма модной..."

Чтобы проходить без труда цензуру после 1883-5 года на разрешении печати своих книг, национальные направления в учебных пособиях для портных стали вставлять и Мастера по пошиву одежды.  Портные внесли изменения в книги по конструированию, где наряду с военным обмундированием стали даваться чертежи моделей одежды народного кроя, такие как поддевка, кучерский армяк и др.


 В книгах по пошиву нижнего нательного белья появилось четыре вида мужских рубах, среди которых были косоворотка и русская рубашка.



Результат к 1914 году не заставал себя ждать: мода и стили перемешались в одну кучу. Ведь на рубеже XIX-XX вв будущее России представлялось неодинаковым разным группам людей. Одни мечтали о капиталистическом будущем, о современной стране с её космополитизмом и урбанизацией; другие - о самодержавной Руси, верной своим традициям и культуре старины.
 Российское правительство поощряло оба течения, и в этом было начало конца, ведь ничего хорошего от этого не следовало ждать. Лицемерность правительства было в том, что оно было и за индустриализацию и коммерцию и одновременно держалось цепко обеими руками за традиционною политическую власть, тем самым "раскачивая лодку"...

----------------------------------------------------------------


Это интересно:

КТО ШИЛ ОДЕЖДУ ДЛЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ


Военное обмундирования для императорской семьи шили портные, специализировавшиеся на производстве военного обмундирования.
Для сшитой военной формы требовалось еще множество элементов: головные уборы, погоны, аксельбанты, сапоги и т. д.

Поставщиком двора был хозяин магазина офицерских вещей фабрикант И. Скосырев.
Семейное дело существовало с 1812 г.
Магазин располагался в Петербурге на Владимирском пр., 4. По «Списку» императорских поставщиков можно восстановить три поколения семьи Скосыревых, которые последовательно получали высокое звание поставщика Высочайшего двора: фабрикант И. Скосырев получил звание поставщика Высочайшего двора еще в 1857 г., затем звание подтвердил его сын Василий Скосырев, поставщик с 1863 г.

Завершил купеческую династию Александр Скосырев, поставщик с 1895 г.
В военном магазине М.И. Скосырева, продававшего форменную одежду для офицеров, в 1903 г. для императора Николая II приобретены товары на сумму в 1234 руб. 90 коп.
 В основном это мелочи: два шарфа, семь фуражек различных полков, форменные ремни, кокарды для фуражек, пряжки для сабли, эполеты и т.д.

Ателье и магазин «Норденштрем Н.» (адрес: Невский проспект, 46)
Это одна из старейших столичных фирм, специализировавшейся на изготовлении военных мундиров. Основал ее Николай Иванович Норденштрем, приехавший в Петербург из Швеции в 1821 году. 


Кирасир B.C. Трубецкой писал в воспоминаниях: 
«Ежедневно я после учений ездил в Петербург, где первым долгом посещал почтенного Норденштрема – знаменитого петербургского военного портного… там я без конца примеривал офицерский колет, сюртуки, вицмундиры, кителя, пальто, николаевскую шинель, короткие и длинные рейтузы и чахчиры с лампасами для парада, для гостиных и для повседневной жизни»


Магазин «Генри». (адрес: Большая Морская, 18)
Здесь продавали морскую форменную и гражданскую одежду. Владел магазином гражданин Швейцарии Генри Фолленвейдер. Здесь можно было приобрести сюртуки, жилеты, брюки, смокинг, пальто, теннисные костюмы и даже велосипедные штаны. В этом же магазине чистили, ремонтировали и подгоняли одежду по фигуре. 

Магазин «Калина». (адрес: Большая Морская, 27)
В самом центре роскошного торгового района находился магазин «Калина», клиентами которого были фабриканты, акционеры, директора крупных предприятий. Его владелец – австриец Леопольд Калина, который приехал в Петербург как закройщик в фирму «Генри». Вскоре он уже сам отрыл свое дело. В 1905 году на него работало около двадцати работников.





-----------

Источники:

- Кристин Руан "Новое платье Империи",2009; - Отчет о Всеросийской художественно-промышленной выставке 1882 г в Москве, 1884 г.; - социальные сети в свободном доступе; - Векипедия; - сайт "Российская Империя.Новая История ; - Карл Беррис "Школа кройки", 1910 г; - Левитанус "Школа кройки", 1914 г; - Ю.Э.Ошин "Руководство кройки и шитья",1911 г.

--------------------------------------------

Читайте так же:

"Костюм в России XV-начала XX века" - Обзор книги. Часть 1: Вступление. Русский народный костюм.

"Костюм в России XV-нач. XX века"- книга. Часть 3: Военный костюм XVIII- нач. ХХ вв.

"Свод правил о постройке мундирной одежды нижним чинам",1909 г.- книга (описание, крой, пошив)

О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.

"Курс кройки штатских и военных мужских платьев"- П.О.Рейн, 1898 год - книга

Мужская мода второй половины 19 в: 1850-1900 гг.

"Самоучитель военного платья универсальных технических курсов кройки" 1908 г.-книга.

Мундиры к гоголевскому "Ревизору"(1836).Часть 3:"Положение о гражданских мундирах" (1834 г) -тезисы, пояснения, картинки.

Книга кроя брюк 1913 г.
Форменная одежда чиновников 19-начала 20 вв.

Мундиры чиновников в комедии "Ревизор". Часть 2: Николай 1: реформы и цензура.

"Самоучитель кройки мужской одежды...", Р.Э. Долинский (1906) - книга. Подлинники.

Жизнь в России конца XIX века по стихам 1878 г. Из истории правления Александра II.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Прейскурант склада оружия, дорожных, спортивных вещей.1912/13 года.

Библиография по истории российской военной и гражданской формы 19-20 вв.- по книге.

Развитие моды в Москве 1850-1900гг. Часть 3: сословия и костюм


Комментариев нет:

Отправить комментарий