"Мода - зеркало истории", - Людовик XV...
"Мода может существовать и развиваться лишь в определенном виде театрализованных декораций, при наличии искушенных актеров и зрителей", - Валери Стил.
На протяжении столетий французское "искусство жить" и французская мода задавали тон всему европейскому высшему свету. Чувство пропорций, гармонии, соразмерность вкуса и фантазии, скромные цены - вес эти качества специфически французские.
Высокая мода глубоко вошла в самую сущность Франции, к её кровь и плоть. Она отражает любовь французов к народному творчеству, неприязнь к товарам машинного производства, страсть к индивидуальному созиданию, а так же инстинктивную потребность награждать творцов моды дипломами за достижение в искусстве.
"Франция была и есть с незапамятных времен создательницей и законодательницей мод. Она сумела заставить и другие нации подчиниться вечной изменчивости моды, постоянной перемене не только покроя одежды, но и всей обстановки. Поэтому, знакомясь с историей французских мод, вы знакомитесь с историей мод всей Европы." - "Дамские моды XIX в.", 1899 г.
Париж - есть Франция.
"Я француз только благодаря этому великому городу [Парижу]... это слава Франции." - Монтень, XVI век.
В 250-225 годах до Н.Э. кельтское племя паразиев поселилось в месте, известном в наше время как остров Сите в Париже. Город, в 54 году до Н.Э. получивший название Лютеция. В этом же году был завоеван Юлием Цезарем и присоединен к Римской империи. В 300 г. нашей эры Лютеция, которая к этому времени заняла большую территорию на левом берегу Сены, была переименована в Париж. в 508 году Хлодвиг, правивший франками с 481 по 511 гг, сделала Париж столицей своего королевства. Династия Меровингов (500-750-ые), Каролингов (754-987) и Капетингов (987-1789) сменяли одна другу во главе города вплоть до революции 1789 года.
В истории Парижа были как времена роста и успеха, так и периоды упадка и регресса, кульминацией которых считается французская революция. После этого Парижу был возвращен статус правящего центра Франции, перешедший на короткое время к Версалю. (В 1683 г. правительство и двор переместились в Версаль.)
В 1789 году революция не только вернула столицу из Версаля в Париж, но и возвестила растущую бурными темпами централизацию французской культуры. Во Франции сильная центральная власть исторически была отличительной особенностью государства - чисто французской спецификой.
После революции территория Франции была разделена на департаменты (Декрет от 22 декабря 1789 г), что давало возможность более эффективно контролировать все из столицы. С этого момента политическая, административная и культурная жизнь страны вращалась вокруг Парижа.
В период Июльской монархии ( название государственного строя во Франции после июльской революции 1830 г., в ходе которой династия Бурбонов была отстранена от власти) появляется понятие "парижизм" (parisianisme).
"Париж в этом смысле означает не город, но совокупность разных явлений - начиная с элегантных нарядов и хороших манер и кончая наличием во всех областях личностей выдающихся,- призванную свидетельствовать о высоком уровне французской культуры. Говоря современным языком, Париж и парижский свет - роскошная "витрина" французской жизни" - писала в одном из печатных изданий тех лет Анна Мартен Фюжье.
Кстати, это понятие используется и до сих пор...
----
Париж как центр моды.
"Я отдал бы трех скульпторов за одного портного, который чувствует, интерпретирует и доводит природу до совершенства" - историк Мишле (1798-1874).
Прославление Парижа как столицы Франции и средоточия престижа неразрывно связано с его возвеличиванием в качестве модного города.
Большинство историков сводятся к мнению, что в Европе мода появилась в XIV веке. Согласно сохранившимся фолиантам и антропологическим свидетельствам, все предшествующие изменения в одежде происходили крайне медленно и постепенно. Именно для XIV столетия стало характерно качественное изменение: придворные стали все чаще менять вид одежды только ради того, чтобы выглядеть как-то иначе, отличным от менее обеспеченного населения.
Одежда всегда помогала определению как этнических, так и социальных групп населения. Статусные различия в виде определенного костюма служил зримым и контролируемым знаком социальной власти.
Еще с Крестовых походов европейцы восхищались и с удовольствием носили восточные наряды, привозимые торговцами как заморскую диковинку. Модницы украшались вуалями, тюрбанами, привозными восточным шелками по тому же китайскому шелковому пути.
Позднее, в XIV - XV в. господствовали эксцентричные герцоги Бургундские (в 1477 году Бургундия была поглощена Францией), затем предпочтение было отдано величеству царских форм итальянского Ренессанса, после - костюмам германских ландскнехтов XVI в., чуть позже - доминирующую позицию в европейской моде заняла Испания с её металлическими корсетами и жесткими юбками - вертюганденами.
Лишь начиная с XVII в. французская мода начала прочно захватывать власть в Европе, хотя и тут не обходилось без иноземных влияний. В правление короля Людовика XIV (1638-1715), Франция стала признанной в качестве законодательницей мод. Получивший известность, как "король-солнце", Людовик использовал моду как символ могущества монарха и нации во Франции и в Европе.
********
Кстати, именно во Франции в правлении Людовика XIV женщины-кутюрье осмелились в 1675 году подать королю прошение о предоставлении им права изготавливать " юбки и другую удобную одежду", подкрепив свою просьбу аргументом, что "вполне благопристойно и в духе целомудрия и скромности разрешать женщинам и девушкам заказывать одежду у особ одного с ними пола". Их поддержала мадам де Ментенон (воспитательница детей Людовика XIV, затем официальная фаворитка короля). Король-Солнце подписал утвердительно это прошение. Так закончилось узаконенного первенства в портняжном ремесле мужчин, которые вплоть до последней трети 17 века занимали в этой ниже главенствующее положение...
*************
В конце XVII века парижская модная индустрия была уже довольно хорошо развита. В Париже было много умелых мастеров и ремесленников: производителей текстиля, портных, шляпников, чеботарей, швей, изготовителей вееров. К началу 18 века производство модной одежды и текстиля заняло ключевое место в поддержании статуса Франции как одной из наиболее развитых европейских цивилизаций и получило признание как область очевидного превосходства французов.
В конце XVII века во всей Европе "моду начали называть на французский манер, la mode, и считать чем-то неоспоримо французским по своей сути", как отмечала Джоан Дежан.
Однако во время правления Людовика Париж оказался "в тени" Версаля, когда регулярно гостивший там король в 1670 году окончательно поселился в замке. А в 1683 году и само правительство решительно последовали за своим королем.
Версальский дворец стал играть весомую роль в доминировании Франции в сфере моды, получив всемирную известность в качестве витрины показного богатства. Спустя некоторое время после смерти Людовика XIV в 1715 году взаимоотношение моды и версальского придворного общества получили воплощение в образе Марии -Антуанетты.
Хотя Версаль и стал на время центром модного веяния в те времена, Париж все таки был и тогда неотделим от этой индустрии из-за сосредоточения в нем материального производства для изготовления предметов моды.
Арена модного поведения поведения простиралась далеко за пределы версальского окружения короля и включала в себя различных представителей парижской элиты разного направления. Мода , ассоциировалась с Францией, в той же мере она отождествлялась со всем парижским.
-----------------------------------
Ореол уникальности вокруг парижской моды поддерживался за счет распространения французских модных гравюр и кукол-пандор, демонстрировавших костюмы известных модниц во всей Европе. Кукол использовали не только как модели для гравюр, но и рассылали по магазинам всего мира, демонстрируя покупателям и прохожим последние шедевры парижской моды.
1670-годы знаменуются как начало "золотого века модной гравюры" в Париже. Все это способствовало укреплению позиций Парижа как столицы моды в XVIII веке.
В конце XIX столетия, и по нынешнее время модная фотография и журналистика продолжают поддерживать престиж и особое место Парижа в иерархии модных городов...
В XVIII веке страсть парижан к моду изумляла, а временами даже ужасала иноземцев. Самые престижные иллюстрированные модные журналы выпускались в Париже. Первой всемирно известной модисткой стала Розе Бертен, "министр моды" Марии -Антуанетты, имевшая своих заказчиков на изготовление платьев в разных странах от Англии до России."Французская модная промышленность работает днем и ночью", создавая новые наряды, "превращая Европу во Францию", писал один из современников в 1770 году. Немецкий обозреватель сообщает, что даже подержанная одежда, вышедшая из моды во Франции, охотно раскупалась в соседних странах.
Новый режим после французской революции официально декларировал свободу костюма. И уже в первой половине XIX века роль законодателя вкусов покинула пределы придворного общества и стала характеристикой парижан вообще, а конкретнее , парижского бомонда, к которому относилось понятие "весь Париж".
В XIX веке мода утвердилась в качестве основной отрасли производства в Париже. К середине века в ней было занято наибольшее количество парижских работников.; ключевыми предприятиями были текстильные фабрики, мануфактуры, прядильни и проч. производства. Именно в это время зарождалось то модное французское поле, каким мы знаем его сегодня...
В XVII веке отдельные модистки прославились своими творениями, а в XIX столетии эксклюзивные портные сделались кутюрье в современном смысле слова, модельерами, которые могли навязывать свой вкус и чувство стиля своим заказчикам, а не только исполнять их собственные желания.
К середине XIX века Париж уже имел прочную славу центра моды. И в 1858 году Чарльз Фредерик Ворт (или Уорт- как еще один перевод этого имени) основал свой модный дом именно в этом городе и стране, будучи англичанином. Со времен Ворта портные не просто шили платья, они создавали моду, которая отныне имела свои правила и ритуалы, образовывала современную систему моды.
В 1868 г. Ворт возглавил "Синдикат конфекции и шитья для дам и девиц", созданный для лучшего ведения дел в области моды и защиты интересов модельеров во Франции и за рубежом. Изначально Синдикат контролировал так же пошив и продажу готового платья.
В 1910 г. Синдикат был распущен и мода стала самостоятельной отраслью, для регулирования ее в 1911 г. был создан "Синдикат кутюр" или "Синдикат высокой моды" - так называют его сейчас. Он устанавливал календарь сезонных показов модных коллекций -дважды в год в Париже, что способствовало этому городу быть привилегированному долгое время.
В 1973 году отношениям высокой моды с эксклюзивной готовой одеждой был придан официальный характер: создана Французская федерация высокой моды и прет-а-порте кутюрье и модельеров (Французская федерация моды). Компании, занимающие менее высокое место в модных направлениях, так же были объединены в федерации: женскую готовой одежды и мужскую производителей одежды.
В наши дни Французская федерация моды по-прежнему выражает верность Парижу, а не Франции в целом, что является частью в употреблении в своих интересах престиж и яркую образность отдельного города.
В конце ХХ века французское правительство так же уделяет особенное внимание к модной индустрии, что свидетельствует о значимости этого сектора французской экономики.
К началу XXI века правительство Франции перестает поддерживать моду с таким же энтузиазмом, как их предшественники. Однако местные власти используют моду в содействии и развитию города, укрепляя представления о Париже как центра моды.
В глобальном модном поле французская мода опирается в основном на мистический ореол парижской от-кутюр и мощь её символического материала. Первый дом моды, созданный в Париже Вортом, и последовавшие за ним новые : Жанны Пакен, Жана Дусе, Поля Пуаре, до сегодняшнего Парижа Жан-Поля Готье - поддерживали полновластное господство города в экономической и культурной жизни Франции, как и в целом в глобальном поле моды.
Внутри Франции Париж является приоритетным местом не только для показа модных нарядов, но так же и для демонстрации модных тенденций предыдущих эпох, истории моды и связанного в ней культурного наследия.
"Не ослабевающая притягательность слова "Париж" не только опирается на рекламу и способность медиа создать привлекательный образ города, это так же результат вызываемого французской столицей "доверия... к этому центру потребления моды и особенно к живому опыту моды." - замечает Гилберт.
--------------------------------------------------------------------------
Источники для статьи:
- Анье Рокамора "Одевая город. Париж, мода и медиа", 2017; - Анни Латур "Волшебники парижской моды", 2012; - Кристиан Руан "Новое платье Империи", 2011;-- "Дамские моды XIX века", 1899; - Векипедия; - Джоан Дежан "Парижская мода", 2015;-- соц. сети в свободном доступе.
------------------------------------------------------------
Читайте так же:
Парижская мода с 1830 по 1870 гг. Альбом иллюстраций 19 в.
Журнал мод "Paris-Mode" 01/1896 г. Курс кройки из журнала. Подлинники 1893-1898 гг.
Книга «Век женской моды, 1794 - 1894 гг.», 1896 г. Часть 7: 1880-1894 гг.
Один день из жизни модной парижской кокетки 1830-х годов.
Первая женщина-кутюрье эпохи модерн: Жанна Пакен. Подлинники.Эскизы.
Наполеон Бонапарт в живописи.Семейство Бонапарт.Или: мода XVIII-XIX вв.
Форма французской армии нач. 19 в. по книгам.История.
Ампир в одежде-Часть 2. Мода периода реставрации 18-19 в. Подлинники,история,крой
Тюрбан/чалма в женском костюме XVIII-XXI вв. История, изображения.
Журнал мод: Blouses Artistiques 1909 г. Франция. Подлинники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий