P.S: Сама занимаюсь городским костюмом, и
народную одежду не шью, как таковую...
Однако для того, чтобы понять что, отчего и как развивалось шитье как ремесло на Руси и как появился наш современный костюм, изучаю и этот вид костюма - народный, т.е. крестьянский.
народную одежду не шью, как таковую...
Однако для того, чтобы понять что, отчего и как развивалось шитье как ремесло на Руси и как появился наш современный костюм, изучаю и этот вид костюма - народный, т.е. крестьянский.
----------------------------
Именно народному костюму в его культурной самобытности в России повезло больше всего в смысле его сохранения до наших дней.
В указе Петра 1-го облик крестьянской одежды не был затронут. А вот в городской костюм (в 17 -18 веке - костюм для бояр и знати) претерпел по указу царя, вернувшегося из путешествий по Европе, кардинальные изменения...
Первым и основным видом русской народной рубахи, о которых пойдет речь ниже, предлагаю рассмотреть -
КОСОВОРОТКУ.
Как считают историки по костюму: основа кроя народной рубахи и легла, в последствии, в основу создания кроя для рубахи военной - гимнастерки.
Как она стала гимнастеркой?
Николай II Александрович (18 мая 1868 — 17 июля 1918) — последний император Всероссийский
Основой для построения кроя гимнастерки послужила упрощенная основа мужской рубахи вообще, т.к. уже сам крой косоворотки изменился в корне, а точнее: появился основной - упрощенный и остался старинный, который применяли в глубинке.
Такой вид нижнего основного белья, как рубахи люди носили с древнейших времен. И земли русские тому не исключение.
Косовороткой рубаха называется по её застежке не по центру, а в сторону какого-нибудь плеча: чаще левого.
***Православие на Руси - Крещение Руси где-то с Х века. А косой ворот по некоторым данным стал распространятся на мужских рубахах где-то с XI в, + тогда и засилье татаро-монгол дошло и до Руси. Русь впервые столкнулась с монголами в 1223г и далее. С тех пор в народе мужчины стали делать предпочтение именно косоворотке: отличие от рубах татар+нательный крест не виден и не мешается при работе. Так постепенно в народе вместе с рубахой с разрезом посередине вошла в обиход и стала более приемлемой рубаха с разрезом-затежкой в стороне- косой.***
Городское население стало постепенно смешиваться в моде с сельским-крестьянами.
Последние ездили все чаще на заработки в город, и от туда стали привозить и саму городскую моду.
И у крестьян не только поменялся , а именно упростился крой рубах, а вместе с тем и появились такие виды костюма, как жилет, во второй половине 19 века - пиджак, пальто, сапоги, ремни кожаные, картузы, к концу 19 века и штаны и даже сюртуки. А у женщин - модные платья, хотя намного проще, чем городские...
***Некоторые наши современные источники пишут, что, например, жилет - в Новгородской губернии в 19 веке - национальная народная одежда крестьян, что в корне не верно, увы...***
Упрощенный вид кроя у народной одежды - косовороток стал таким же, как основа у городских рубах, только без "наворотов" - сборок по окату рукава всяких кокеток. манжет и проч. сборок.
Появилась и плавная изогнутая линия проймы, полукруглый вырез по горловине и сверху у рукава - окат.
А вот ластовицы уже отпали за ненадобностью - из-за выреза проймы и окату рукава, где её уже стали закладывать в сам крой.
В письменных источниках слово сорочка впервые появляется в начале XIII века.
Др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срака, сракы.
На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым «уязвимым» для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу.
Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.
В XVII и XVIII веках на сорочки по подолу пришивали кайму. В богатых рубашках по швам пришивали золотную тесьму или золотной плетенёк.
Сорочка без каймы называлась чехол.
----------------------------------------
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) в 19 веке косоворотки носили с жилетом...
...Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные (красные рубашки носили вместе с белыми портами).
Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».
--------------------------------------------------
Рукава у кисти делались узкими.
Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи.
Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо был выполнен в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу.
Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. Длина типичной сорочки — немного выше колен. По бокам на подоле делали небольшие надрезы — прорехи.
Нарядные сорочки украшались нашивками — поперечными полосками по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Ворот у сорочек прямой, у крестьянских сорочек косой (косоворотка).
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шёлковой.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные (красные рубашки носили вместе с белыми портами).
Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».
------------
--------------
На основе этнографических данных 17-20 вв., Г.С. Маслова есть четыре основных типа мужских рубах:
1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.
А тут на второй рубахе (красной) хорошо видно как крой городского вида нательного белья постепенно к началу 19 века копируется и на крестьянскую одежду.
Здесь показано постепенное заимствование вышивки из городского стиля
------------------------------------------
----------------------------------------------
-----------------------------------
Как видно по этому моему чертежу стандартной рубахи городского типа, отличие от раннего вида косоворотки всего одно: сборки на верху рукава и манжеты внизу..+ могут быть подкройные кокетки.
Как видно, что тут еще вшивались клинышки в боковые швы внизу в бока, чтобы разрез не рвался при носке.
-----------------------------------------
Ко мне поступил ВОПРОС:
затем. налив заранее в ванную ХОЛОДНОЙ воды, резко выкладывают полотно из кипятка в эту холодную воду.
Лучше лен не выжимать,а дать просто стечь и не доводить до пересыхания(иначе гладить его будет тяжело).
Затем ткань отглаживают и кроят из льна.
Русская народная верхняя и теплая одежда.
О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.
Одежда бояр и царей Руси XVI-XVII вв.
И именно по новой основе к концу 19 века и стали кроится так же - косоворотки: с вырезом фигурной проймы, горловины и плечевыми швами посередине плеча, где уже отсутствовали основные качества косоворотки: ластовица и подоплека...
В результате в книгах по крою и шитью нательной одежды появились несколько видов мужского нательного белья: косоворотка, русская народная рубаха (с ластовицей, но без подоплеки), рубаха дневная и ночная (так же с ластовицей). (См, например, книги по шитью за 1888 и 1911 год, и др.), а в военной униформе - гимнатерка-косоворотка, а в дальнейшем просто - гимнастерка...
---------------------------------
Однако все по порядку...😉
Другое дело, что назывались они у разных народов по их обычаям, например: туники, исподнее, нательное и проч. И вид этого вида белья немного и незначительно отличался как по годам изготовления, так и по общей обстановке в социуме.
Истинное "рождение" рубах как нательного белья никто из ученых определить не смог, да и не сможет, увы...
На Руси (отсчет летоисчесления ведется с 8-10 вв) уже к XII веку сформировались свои коренные обычаи и, соответственно, сам вид костюма. Одним из более распространенного вида рубах стали с того момента:
КОСОВОРОТКИ.
Вообще косоворотками на Руси называли любую одежду или одеяние с косым воротом.
Причем воротник мог присутствовать, а мог и нет.
Например:
В 1848 году при раскопках была найдена кольчуга в виде косоворотки, относящаяся ко второй половине 15 века.
Историки утверждают, что косоворотки вошли в применение у славян после татарского нашествия, чтобы рубахи отличались от татарского костюма.
-----------
Как появилась косоворотка - история.
Косовороткой рубаха называется по её застежке не по центру, а в сторону какого-нибудь плеча: чаще левого.
Как видно из источников именно застежка у ворота на сторону появилась после нашествия татаро-монгол, чтобы на Руси был отличительный вид от татарских рубах. Так же есть версия, чтобы православный крест при движении не выпадал наружу, что считалось и считается грехом, т.к. сам крест так и называется: нательный.
В древней Руси до принятия православия рубаха запахивалась/застегивалась стандартно: посередине переднего полотнища. Длина застежки варьировалась от удобства ношения.
Приблизительно 1.5 - 2 пяди (пядь - мера длины в древней Руси, где большая пядь- 22-23 см, малая 17,8 см).
Ширина полотен стана (основы)варьировалась от ширины полотна, а последний в свою очередь от ширины ткацкого станка : от 35 см до 80 см.
И была порой рубаха больше похожа на тунику. Особенно праздничная.
В древней Руси до принятия православия рубаха запахивалась/застегивалась стандартно: посередине переднего полотнища. Длина застежки варьировалась от удобства ношения.
Приблизительно 1.5 - 2 пяди (пядь - мера длины в древней Руси, где большая пядь- 22-23 см, малая 17,8 см).
Ширина полотен стана (основы)варьировалась от ширины полотна, а последний в свою очередь от ширины ткацкого станка : от 35 см до 80 см.
И была порой рубаха больше похожа на тунику. Особенно праздничная.
Косоворотка наряду с рубахой с застежкой-разрезом посередине стала у древних славян со временем основой любого костюма.
Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.
После принятия на Руси православия, крой рубахи слегка изменился - ворот стал застегиваться слегка в сторону, чтобы не было видно нательного креста и его не потерять.
Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.
После принятия на Руси православия, крой рубахи слегка изменился - ворот стал застегиваться слегка в сторону, чтобы не было видно нательного креста и его не потерять.
До середины 19 века рубаха кроилась точными квадратами и прямоугольниками: и сам вырез по горловине был прямым, и для вшивания рукавов оставляли не зашитым в самом шве.
Проходило время, и прогресс не отставал.
Последние ездили все чаще на заработки в город, и от туда стали привозить и саму городскую моду.
И у крестьян не только поменялся , а именно упростился крой рубах, а вместе с тем и появились такие виды костюма, как жилет, во второй половине 19 века - пиджак, пальто, сапоги, ремни кожаные, картузы, к концу 19 века и штаны и даже сюртуки. А у женщин - модные платья, хотя намного проще, чем городские...
***Некоторые наши современные источники пишут, что, например, жилет - в Новгородской губернии в 19 веке - национальная народная одежда крестьян, что в корне не верно, увы...***
Упрощенный вид кроя у народной одежды - косовороток стал таким же, как основа у городских рубах, только без "наворотов" - сборок по окату рукава всяких кокеток. манжет и проч. сборок.
Появилась и плавная изогнутая линия проймы, полукруглый вырез по горловине и сверху у рукава - окат.
А вот ластовицы уже отпали за ненадобностью - из-за выреза проймы и окату рукава, где её уже стали закладывать в сам крой.
------------------------------------
В России рубахи
В письменных источниках слово сорочка впервые появляется в начале XIII века.
Др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срака, сракы.
На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым «уязвимым» для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу.
Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.
В XVII и XVIII веках на сорочки по подолу пришивали кайму. В богатых рубашках по швам пришивали золотную тесьму или золотной плетенёк.
Сорочка без каймы называлась чехол.
Название "косоворотка" раскрывает секрет пошива – воротник-стойка и разрез с застежкой на левом плече, а не напротив кадыка, заставляет голову держать прямо.
Изображения рубахи с такой застежкой относят к 12 в.----------------------------------------
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) в 19 веке косоворотки носили с жилетом...
...Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные (красные рубашки носили вместе с белыми портами).
Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».
--------------------------------------------------
Описание рубах, в том числе косовороток
Хотя рубаху - косоворотку называют традиционной русской рубахой, видов рубах было несколько.
Под мышками вшивали квадратные ластовицы, по бокам от пояса — треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка.
Рукава у кисти делались узкими.
Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи.
Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. Длина типичной сорочки — немного выше колен. По бокам на подоле делали небольшие надрезы — прорехи.
Нарядные сорочки украшались нашивками — поперечными полосками по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Ворот у сорочек прямой, у крестьянских сорочек косой (косоворотка).
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шёлковой.
Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».
------------
мужская рубаха в народном стиле-подлинник 19 век
Мужская рубаха и ее особенности
1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков".
Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.
С прямыми цельными бочками;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
- туникообразная рубаха без бочков из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста.
Сорочки из одного перегнутого полотнища холста.
Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.
Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
- туникообразная рубаха без бочков из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста.
Сорочки из одного перегнутого полотнища холста.
Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.
Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка".
"Голошейку" с прямым разрезом на груди считают наиболее древней.
Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка".
"Голошейку" с прямым разрезом на груди считают наиболее древней.
Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка"(прямая полоска ткани, перегнутая пополам), застежка на пуговицы.
Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными.
Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).
В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.
Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический
На сайте "Народный исторический костюм" (narodko.ru) так же дано описание пошива и раскроя более подробно этих рубах...
Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными.
Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).
В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.
Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический
Праздничные и другие русские народные мужские рубахи (подлинники)
Рубаха вологодской области
----------------------------------------
Картинки ниже даю из:
Презентации книги Е.Мадлевской «Косоворотка» Рубаха косоворотка с изнанки, где видна подоплека:На этой картинке хорошо видна один из способов обработки разреза-застежки горловины рубахи
А на этих двух хорошо виден уже крой конца 19-начала 20 века - полностью заимствованный из основы нательной мужской рубахи городского костюма:
Крой и пошив косоворотки по книге 1930 года
-----------------------------------
Кстати, вот эта косоворотка, сшитая из шелка, является наглядным образцом уже позаимствованной основе рубахи нательной городского вида второй половины XIX века. Причем , добавила бы: не только заимствован крой, но и рисунок вышивки...
----------------------
С просторов соцсетей(costume-history.livejournal)
ОСТ на пошив косоворотки 1930 годы
(ГОСТов еще не было)Различный крой и вид народных и простых рубах в народном стиле
Мужская свадебная рубаха-косоворотка:
-----------------------------------
В ДОПОЛНЕНИЕ к теме:
Подытожим, что у меня получилось по рубахам, согласны?
Народный старинный крой косоворотки - это рубаха (прямая или расклешенная или клиньями или сама основа) сшитая по основе из одного куска, с прямыми (или слегка зауженными к низу ) рукавами, с ластовицей вшивной, с подоплекой ( подкладкой), с воротником стойкой или просто круглой горловиной.
Остальные виды народных рубах - рубахи по той же основе, но без подоплеки, так же могут быть как косоворотками (застегиваться на запах в сторону плеча), так и нет.
Вид рубах с развитием технического прогресса по всему миру упрощался, а переселение народов и появление модных тенденций единого вида в социуме, изменили постепенно саму основу нательного мужского белья - рубах. В итоге изменился крой. В городском костюму он начал меняться с 1820-х годов. В народном - с 1840-50-х.
Итог: к концу XIX века крой косовороток стал единым как и крой городских нательных (утренних, вечерних) мужских рубах.
Из-за простоты этого кроя и возможности более дешевле изготовлять одежду для массового спроса населения, а тем более униформы ( военной и ведомственной), этот , уже упрощенный крой стал применяться при пошиве гимнастерок. И уже к тому же 1930 году вид гимнастерок и косовороток стал в массовом сознании наиболее применяемым и наиболее верным.
-------------------
Для тех, кто решился шить себе косоворотку, придется теперь решать ЧТО именно он хочет получить в итоге: старинный вид рубахи (до 1850-80 гг) или более современным - после этого времени...😉😊
Кто не может сам построить крой косоворотки с 1860-70 гг, то смело может взять крой мужской сорочки на конец 19 века, убрать кокетку, сделать плечевой шов посередине плеча, немного заузить к низу рукава, перенести застежку в сторону и будет рубаха готова!
Или взять чертеж основы современной мужской сорочки за точку отправления...
И как раз именно этот крой и послужил основой для солдатской рубахи - гимнастерки.
Или взять чертеж основы современной мужской сорочки за точку отправления...
И как раз именно этот крой и послужил основой для солдатской рубахи - гимнастерки.
-----------------------------------
Как видно по этому моему чертежу стандартной рубахи городского типа, отличие от раннего вида косоворотки всего одно: сборки на верху рукава и манжеты внизу..+ могут быть подкройные кокетки.
вот крой рубахи ГОРОДСКОГО типа 17-19 вв из Европы:
Как видно, что тут еще вшивались клинышки в боковые швы внизу в бока, чтобы разрез не рвался при носке.
-------------------------
на заметку о застежке: один из способов обработки разреза-застеки на рубахе-косоворотке -
Обработка застежки-поло
-----------------------------------------
Ко мне поступил ВОПРОС:
- как раскроить рубаху нательную для цивильного ежедневного ношения, но с учетом старинного кроя из полотна при ширине 35 см.
----------------------------Старинный способ усаживания льна:
Полотно кладут в воду в емкость (ведро, кастрюлю,бак), ставят на огонь и доводят воду до кипения.затем. налив заранее в ванную ХОЛОДНОЙ воды, резко выкладывают полотно из кипятка в эту холодную воду.
Лучше лен не выжимать,а дать просто стечь и не доводить до пересыхания(иначе гладить его будет тяжело).
Затем ткань отглаживают и кроят из льна.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
В блоге(сайте) есть много тем по народному костюму.
Эта создана в дополнение к теме про городской вид нательного белья:
Нательная мужская рубаха.Подлинники,крой,пошив, реконструкция,книги.
Эта создана в дополнение к теме про городской вид нательного белья:
Нательная мужская рубаха.Подлинники,крой,пошив, реконструкция,книги.
-----------------------------------------
****
Подробнее о народном русском костюме есть множество сайтов и книг.
Тем более, что сейчас опять в моду вошло изучение славянского костюма и быта древней Руси.
Не обошла и моя персона этот вопрос стороной.
На сайте посвящен целый раздел этого вида одежды:
Именно по этому в основном на страницах сайта буду лишь знакомить посетителей с народным костюмом.
****
Подробнее о народном русском костюме есть множество сайтов и книг.
Тем более, что сейчас опять в моду вошло изучение славянского костюма и быта древней Руси.
Не обошла и моя персона этот вопрос стороной.
На сайте посвящен целый раздел этого вида одежды:
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
где перечислены темы самого блога и книги по народному костюму, которые можно или найти в соцсетях или прочесть и скачать у меня в он-лайн библиотеке.Именно по этому в основном на страницах сайта буду лишь знакомить посетителей с народным костюмом.
****
----------------------------
Читайте так же:
О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.
Одежда бояр и царей Руси XVI-XVII вв.
Воротник-козырь, оплечья и др. украшения народов Руси до XIX века. Очерк историка-Жилиной Н.В.
Рубахи нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.
Женская народная нательная рубаха.
Рубахи нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.
Женская народная нательная рубаха.
Ткани, цвет и его символика в русской народной одежде. Подлинники народного костюма 18-19 вв.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Очень понравилась статья! Спасибо вам! Многое узнала из истории появления косоворотки!
ОтветитьУдалитьПожалуйста. Заходите...
Удалить