17.2.21

Одежда для мальчиков 1815-1900 гг.: Подлинники. Отрывки из книг.

"Подите сюда, детки! Довольно бегать и прыгать! Слушайте: я расскажу вам, как я была маленькая. Не удивляйтесь - я правду говорю: и я, ваша старенькая бабушка, когда-то была маленькая, как вы, так же любила бегать, играть и слушать сказки, только это было очень давно.

 В то время многое было не так, как теперь. Дети и взрослые даже одевались иначе: у девочек были длинные платья до самых ног и очень коротенькая талия, а мальчики носили короткие, обтянутые курточки с отложными воротниками..."     

- "Когда бабушка была маленькая", Николаевой М.Н, 1908 г.

-------

"...Когда-то в детстве, в какой-то праздник, меня нарядили в новый бархатный костюмчик, умыли, и гладко причесали. У меня тогда было такое чувство, буд-то весь я новый, другой, будто всего меня заменили чистым, хорошим и новым Петей..."  

 - "Воинская страда", Окунев Я.М.(1882-1932), 1915 г.

-----


"..После него на эстраде появился мальчик. На вид ему было лет двенадцать. Его маленькие продолговатое личико было бледно, русые волосы были тщательно причесаны с пробором с боку. В одной руке он держал скрипку, чуть-чуть поменьше обыкновенной, в другой - смычок. На нем была коротенькая темно-серая курточка и коротенькие штаники..." - "Из консерваторских воспоминаний", Потапенко И.Н. (1856-1929), 1896 год.



"...Помню, этой неожиданной гостье немедленно же отвели комнату в нашем доме, приставили к ней горничную; помню, как в тот же день мама куда-то уехала и вернулась со всевозможными покупками для приезжих. В девичьей стали шить и кроить всякое белье и костюмчики для Вани.
Ему тогда было лет уже двенадцать, а мне лет пять. Я его очень не взлюбил в первое время...Я помню его опять уже гимназистом старших классов. Он был пансионером, являлся к нам по праздникам и часто все лето проживал у нас в Петровском: не ездил в далекую деревню к матери.
...Я считал его своим закадычным другом и эта дружба мне необыкновенно льстила, так как я все же был еще маленьким мальчишкой, носил еще широкие панталончики, обшитые кружевами, а он был длинненьким, тоненьким юношей в гимназическом мундире с красным воротником..."
- "Последние Горбатовы:роман семидесятых годов", Соловьев В.С.( 1849-1903), 1910 г.



скилетон начало 19 в.


"...Кино-хроника желает познакомить с деятельностью отделов народного просвещения, показывает какую-нибудь колонию, уютно расположившуюся в подмосковном имении графа Шереметьева...
Покажите то же самое имение - вот этот старинный барский дом с колоннами, этот парк с липовыми аллеями и пруд с лебедями в том виде, как они были два-три года тому назад в эпоху самодержавия. Дайте несколько сцен праздной помещичьей жизни, покажите барчуков в чистеньких костюмчиках с боннами, играющих в крокет. Покажите у ограды вне пределов досягаемости группу чумазых крестьянских ребят, для которых барский парк под запретом. Дайте лве-три сцены, характерно рисующих роль помещика деревни..."
- "Творческий театр", Керженцев П.М., 1920 г.





" - Не ухаживать за родными сыном, когда он болен! - сказала моя мать. - Она не заслуживает иметь сына!
И произнося это исполненное негодования восклицание, мистрисс Пенденнис взглянула на меня, я знал, что происходило в её душе. Она нянчила меня, одевала в длинные платьица и в маленькие чепчики, в первую курточку и панталончики. Она не отходила от моей постели во время моих детских и юношеских болезней. Она берегла меня всю жизнь..." 
- "Приключения Филиппа в его странствиях по свету: Роман Тэккерэя", Е.Н Ахматова, 1871 г.




"...Трое суток промелькнули, как сон. К концу третьего дня мои питомцы потеряли всякий человеческий образ и подобие...
Матросские костюмчики превратились в лохмотья, а Гришка бегал даже без штанов, потеряв их неведомым образом в реке. Я думаю, что это было сделано им нарочно, - с прямой целью отвертеться от утомительного снимания и надевания штанов при купанье..."
- "Юмор былых дней", Аверченко А.Т. (1881-1925), 1920 г.



Мальчикам к костюму с бриджами ( кюлотами - по взрослому) в 1860-х годах полагались ярко окрашенные чулки, к шотландскому наряду - клетчатые, в красную, синюю или пурпурную полоску по белому фону. 
Мальчики до 6-ти лет носили носки, а когда в моду вошли брюки, то их стали носить и мальчики постарше.


Одежда с юбкой для мальчиков до 3-5 лет отличалась от девичьей тем, что юбка была немного короче...







"...Наступил давно желанный день. Часов с пяти вечера мы стали собираться в клуб. Мать сперва одела меня. Хотя мне и не сшили курточки, как это обещали, тем не менее я, напомаженный, причесанный с пробором на боку - как причесывался отец - в голубой шелковой рубашечке и брючках на выпуск, казался себе верхом изящества и прелести. В то время, как мать оправлялась перед зеркалом, я заглядывал в него сзади и оставался вполне доволен собою. Пришел отец, погладил меня по голове и, когда я стал жаловаться, что он испортил мне прическу, причесал меня снова, посмотрел и сказал:
- Молодчина! Не заправить ли, мать, ему брюки в сапожки? Не идет как-то... - заметил он, посмотрев на меня издали.
- Пожалуй...
Но я был другого мнения и поднял целый скандал из-за впервые еще спущенных на голенища брючек..."
- "Детские рассказы", Чириков Е.Н., 1909 год.







Мальчики все еще носили платьица с юбками в складку или туники и блузы поверх юбок юбок в складку до 3-5 лет. Портрет принца Уэльского в шотландском килте кисти Уинтерхальтера в 1849 году породил моду на юбки в складку. 
"Костюм, который носил принц Уэльский в королевской резиденции Балморал, вызвал моду на полный костюм шотландского горца", - утверждала "Газета для дам" в 1852 году. "Шотландские " костюмы носили с 1850 по 1870-ые годы, но позже - довольно редко.




"...И он тут же побежал на луг. Но не успел он сделать несколько шагов, как почувствовал, что попал в болото, выше колен. Испуганный мальчик не смел кричать, чтобы не встревожить больную мать, прыгнул в сторону, надеясь, что там суше, а направо воды было еще больше. Саша быстро повернул назад, бросился во весь дух бежать и весь мокрый, в грязи, очутился возле Марии Алексеевны.
 Надо было его раздеть, платье, чулки и башмаки выжать и высушить на солнце, а пока все это делалось, мальчик сидел рядом с матерью, завернутый в её турецкую шаль.
Лакей хлопотал с его чулками и панталонами и размахивал ими по воздуху, чтобы они скорее высохли..." 
 - из книги "Детские забавы" Ростовской М.Ф., 1880 год.





В 1880-х годах появление популярной книги писательницы Фрэнсис Ходжсон Бернетт "Маленький лорд Фаунтлерой" создало новую моду для маленьких мальчиков - костюм "фаунтлерой": бархатная туника и бриджи, белый кружевной воротник на плечах и широкий пояс с бантом и свисающими на одно бедро концами, желательно при этом, чтобы длинные волосы были завиты колечками. Поскольку Бертнетт была американкой, мода началась в Америке, но быстро распространилась. Её больше любили матери с художественными наклонностями, чем те, кому приходилось их носить.







В 1890-х годах мужские куртки-бушлаты - еще один фасон в морском стиле, норфолкский костюм и блейзер так же были приспособлены для мальчиков.


В своих мемуарах Князь Феликс Юсупов(1887-1967) пишет: " Из самых ранних детских воспоминаний - поход в берлинский зоосад, когда я оказался в Берлине с родителями. На мне была матроска, купленная накануне, на макушке шикарная бескозырка с лентами,  вруке - тросточка. Вела меня няня, очень моим видом довольная".











---------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий