«Хорошее платье и красивые украшения располагают к нам людей. Платье заказывай искусному мастеру, чтобы полы были приличного покроя и рукава вшиты как следует».
- из французской аллегорическая поэмы XIII века «Роман о Розе»
--------------------
Однако, смею предположить, что для настоящего исследователя-реконструктора этого времени будет не лишним узнать дополнительно еще некоторую информацию на период 14-15 веков.
Ведь два последний столетия Средневековья — стали предшественниками более сложных форм в костюме и самом ремесле портных, и считаются началом всего вида конструктивных особенностей в одежде.
Предлагаю
в начале вспомнить и рассмотреть
Основные модные тенденции XIV–XV вв.— эпохи Позднего Средневековья.
Изменение модных тенденций современнику можно проследить на
примере одежды людей высшего общества, поскольку именно
их наряды постоянно претерпевали
изменения соответственно веяниям
моды и оказывали большое влияние на
культурный облик эпохи.
В старые времена костюм был, что называется, «классовым элементом». Ведь только достаточно богатый гражданин в Европе мог позволить себе тот или иной богатый наряд, и уследить за всеми перепитиями изменения костюма.
В старые времена костюм был, что называется, «классовым элементом». Ведь только достаточно богатый гражданин в Европе мог позволить себе тот или иной богатый наряд, и уследить за всеми перепитиями изменения костюма.
В
течение XI, XII и XIII веков костюм как мужчин, так и женщин в общих чертах по-прежнему сохранял
свою простоту и плавные античные линии,
испытывая время от времени влияние
Востока и Византии.
После
этого, в моду вошли формы
элегантные, величественные и более изящные.
Во второй четверти XIV века общий характер
меняется,но лишь
со вступлением на престол Ричарда II
(1377—1399) можно встретиться с той
экстравагантностью, с теми чудными наворотами в костюме,
которые были характерны именно для конца
Средневековья.
Большинство
фасонов, характерных для XIII века, продолжают
использоваться и в следующем столетии,
однако теперь главную роль играет именно форма самой одежды.
Основной
целью аристократического костюма
становится величавость. Вместе с этим
идеалом рассцветает культ увеселений.
Одежда молодежи отличается от более старшего богатого сословия.
Она стремится подчеркнуть телосложение, и портновское мастерство развиваясь, становится настоящим искусством.
Ведь теперь только от хорошего портного будет зависеть красота его хозяина.
И именно мужчины задавали моду. А в портновское ремесло пришли такие понятия как "прокладки и накладки", причем не только всякие подбивки для увеличения груди,но и в чулки для тех же икр...
Наступает
эпоха пуговиц.
-------------------------------------------------------------
Хотя
люди старшего возраста, а так же все
остальные в особых случаях продолжают
носить длинные просторные одеяния,
постепенно отвоевывая позиции, входит иная
тенденция в моду : короткая,
облегающая одежда, скроенная так, чтобы
выставить в выгодном свете ноги,
облаченные в длинные чулки и ботинки.
Поверх нательной рубахи носили жипон или дублет, а поверх
камзола —котарди.
Первый
имел узкие рукава, крепившиеся к
предплечью рядом маленьких шарообразных
пуговиц от локтя до запястья.
Верхняя, облегающая торс часть одежды была подбитой ватой или чаще всего шерстью, в особенности на груди, где после 1350 года подбивка стала более объемной, показывая "грудь колесом".
Верхняя, облегающая торс часть одежды была подбитой ватой или чаще всего шерстью, в особенности на груди, где после 1350 года подбивка стала более объемной, показывая "грудь колесом".
Дублет
становился все короче по мере удлинения
чулок и к концу 14 века едва прикрывал бедра.
Это
было явно приталенноя одежда с зауженным подолом, который теперь
кроился отдельно от верхней части и пришивался к верху в последствии.
Мало того, теперь он имел обычай поддерживать чулки.
Мало того, теперь он имел обычай поддерживать чулки.
Котарди
с самого начала застегивался на пуговицы
или туго шнуровался поверх
жипона, первоначально до талии, где он
расширялся в расклешенные слегка полы и распахнутые
спереди.
Где-то с середины 14 в он стал впереди скрепляться до самого подола.
Где-то с середины 14 в он стал впереди скрепляться до самого подола.
До середины 14 века рукава закрывали руку до локтя,
откуда они свободно свисали по разрезу.
Позднее рукава сменил так называемый палантин, то
есть широкая полоса из ткани, чаще всего белого цвета, один
конец которой охватывал руку над локтем,
а другой свободно свисал длинной узкой полоской, длиной достигавшей порой до метра.
Полы
котарди стали отделываться: разрезались на узкие полоски, зубцы или
подобие листьев.
Сначала котарди достигал колен или был чуть ниже, после 1360 года он становится короче и все больше открывает бедра.
Сначала котарди достигал колен или был чуть ниже, после 1360 года он становится короче и все больше открывает бедра.
Жипон
в третьей четверти XIV века часто носили
непокрытым, длина его доходила до
середины бедер.
Когда его одевали под котарди, присутствие его на хозяине выдавали только узкие рукава, удлинявшиеся постепенно с 1360 г. и, наконец, почти достигли до костяшек пальцев. Вырез костюма стал более глубоким, однако воротник еще не вошел в моду.
Когда его одевали под котарди, присутствие его на хозяине выдавали только узкие рукава, удлинявшиеся постепенно с 1360 г. и, наконец, почти достигли до костяшек пальцев. Вырез костюма стал более глубоким, однако воротник еще не вошел в моду.
Появились пелерины, хотя точно сказать когда именно невозможно, скорее всего,
это случилось в начале периода. Края
пелерин также часто изрезаны или сделаны зубцами.
Плащи
были большей части длинные, выкроенные
«солнцем». Скреплялись или пряжкой, или несколькими круглыми пуговицами
на правом плече.
Одна пола плаща часто забрасывалась на левое плечо и давала возможность показать красивую подкладку.
Кто знает, может быть именно тогда зародилась поговорка в моде "подкладка делает лицо"...
-----------------------------------------------------------------
Верхняя одежда - женщины.
Киртл, котради,плащ, сюрко.
Женщины
в первой половине 14 века носят облегающие платья
с узкими рукавами, или киртлы, поверх
которых надевались котарди.
Ряды пуговиц были спереди и узкие рукава с отворотами у локтя: вес как и у мужских котарди.
Ряды пуговиц были спереди и узкие рукава с отворотами у локтя: вес как и у мужских котарди.
Костюм, как правило, украшался вертикальными разрезами из которых так же была видна нижняя одежда.
Киртл и котарди имели декольте, довольно часто обнажавшее плечи.
Скроены они были таким образом, чтобы очерчивать грудь, талию и бедра. Иногда по спине шла шнуровка. Рукава киртла, как и рукава мужского жипона, имели ряд пуговиц от локтя до запястья, а после 1360 года рукава узко удлиняются доходят до костяшек пальцев наподобие митенок.
К 1360
году сюрко с «боковыми прорезями»
видоизменяется, и новый его фасон
остается практически неизменным на
протяжении 14-15 вв.
С этого времени сюрко подбивается(подшивается) и/или оторачивается(украшается по краю) мехом, в то время как эллиптические прорези на боках заходят вперед, так что иногда представляет собой узкую, отделанную мехом полоску, соединяющую плечи и бедра.
С этого времени сюрко подбивается(подшивается) и/или оторачивается(украшается по краю) мехом, в то время как эллиптические прорези на боках заходят вперед, так что иногда представляет собой узкую, отделанную мехом полоску, соединяющую плечи и бедра.
Сюрко
имело глубокий вырез, наплечные
полоски меха соединяли переднюю и
заднюю части.Передняя часть сюрко
между боковыми отверстиями —это корсаж
из меха. От середины к бедрам шла широкая полоса
ткани, украшенная красиво драгоценностями и
пуговицами.
Отверстия костюма достаточно широкие и спускаются ниже
бедер, открывая также богато украшенный
пояс на бедрах, стягивающий киртл
или котарди, надетые под сюрко.
Передняя часть сюрко, предположительно, пристегивалась к нижнему белью , подчеркивая фигуру; задняя часть обычно свободно свисала с плеч.
Передняя часть сюрко, предположительно, пристегивалась к нижнему белью , подчеркивая фигуру; задняя часть обычно свободно свисала с плеч.
Женский вид сюрко, в основном оставались
просторными.
Рукава были в том же роде, что и в мужском костюме, а порой вообще отсутствовали.
Рукава были в том же роде, что и в мужском костюме, а порой вообще отсутствовали.
Часто
носили также короткие пелиссоны.
Плащи женщины носили наряду с мужчинами. Они были свободно скрепленные на груди
декоративными шнурами с кисточками,которые продевались через броши или
пряжки, прикрепленные к краям плаща.
Такие плащи носили редко, больше в торжественных
случаях.
---------------------------------------
Нижнее белье.
Начиная
с 14 века и вплоть до середины XV
века нательное белье, до сего времени скрытое от посторонних глаз, становится исключительно
практичным и лишенным украшений.
Штаны мужские после 1340 года укоротились до размера нынешних шорт.
Они стягивались на талии скользящим шнуром.
Штаны мужские после 1340 года укоротились до размера нынешних шорт.
Они стягивались на талии скользящим шнуром.
-------------------------------
УПЛЕНДЫ и их украшение: СТОЯЧИЕ ВОРОТНИКИ,ШИРОКИЕ РУКАВА И ЗУБЦЫ
1380 — 1450 гг.
В 1380-х годах появляются фасоны гораздо
более эксцентричные, чем описанные
выше, они кардинально изменяют мир моды.
С сильно обтягивающими одеяниями стали уживаться чрезмерное обилие ткани и
столь же имеющее перебор отделки - украшение зубцами.
В Англии
появляется ряд германских элементов,
к которым прибавляются франко-бургундские
новшества.
Становится фактом,что именно в период конца XIV - первой половины XV века начинается эпоха фантастических моделей, которые в дальнейшем стали ассоциироваться с видом средневекового костюма как такового.
Становится фактом,что именно в период конца XIV - первой половины XV века начинается эпоха фантастических моделей, которые в дальнейшем стали ассоциироваться с видом средневекового костюма как такового.
----------------------------------
На
первых порах жипон почти не
меняется, за исключением того,
что теперь он едва прикрывает бедра, а
линия талии стремится выше.
Подбитая прокладками грудь над линией талии приобретает шаровидные очертания, в период 1410—1450-х годов жипон зашнуровывается.
Подбитая прокладками грудь над линией талии приобретает шаровидные очертания, в период 1410—1450-х годов жипон зашнуровывается.
Значительной
новинкой (для обоих полов) является
упленд — одежда со стоячим воротником, облегающая плотно тело;
остальная же его часть, выкроенная
«солнцем», ниспадала массивными
вертикальными
складками.
Точно
такими же складками ниспадали широкие
рукава.
Был и безрукавный вариант упленда. Его носили монахи.Длина его по спине доходила до пят.
Упленд
имел высокий воротник стойку, застегивавшийся плотно до самого верха.
Часто
воротник сзади доходил до затылка,
словно часть капюшона.
По низу этот вид одежды имел продольные разрезы спереди или по бокам.
Длина накидки варьировалась: некоторые упленды (более чопорные, для специальных церемоний) волочились по земле, другие доходили до лодыжек, икр или едва прикрывали колени.
Самым модным считались зубчатые края, таким же образом украшались все кромки (включая разрезы на подоле).
По низу этот вид одежды имел продольные разрезы спереди или по бокам.
Длина накидки варьировалась: некоторые упленды (более чопорные, для специальных церемоний) волочились по земле, другие доходили до лодыжек, икр или едва прикрывали колени.
Самым модным считались зубчатые края, таким же образом украшались все кромки (включая разрезы на подоле).
Ряды
зубцов или бахромы, служившие отделкой верхней одежды ,
могли перекрывать друг друга, подобно
чешуе.
Складки одежды иногда стягивались и располагались за поясом более или менее симметрично.
Основой кроя всех этих вариаций упленда была единой.
Отличия фасонов состояли в деталях одежды: в рукавах, расположении пояса, кроя воротника, длины накидки.
Хотя высокий расширяющийся ворот продолжают носить до 1420 года, начиная с 1410-го он постепенно становится ниже и уже открывал шею.
Складки одежды иногда стягивались и располагались за поясом более или менее симметрично.
Основой кроя всех этих вариаций упленда была единой.
Отличия фасонов состояли в деталях одежды: в рукавах, расположении пояса, кроя воротника, длины накидки.
Хотя высокий расширяющийся ворот продолжают носить до 1420 года, начиная с 1410-го он постепенно становится ниже и уже открывал шею.
Другой
вариант фасона воротника — широко и свободно лежащий на плечах.
( см: ВОРОТНИК. Часть 1: фреза,брыжи,раффы, оплечье и др. МК, подлинники)
С 1435
года воротник ложится на плечи, он
невысок и имеет закругленные уголки,
открывая К-образный вырез на груди.
Упленд
часто подбивался и оторачивался мехом.
В
1430—1440-х гг любопытный эффект производил
пояс, спущенный на бедра и придававший
упленду довольно неприглядную полноту.
Чрезмерно широкие складчатые рукава присутствуют в парадном костюме почти до 1450 года, затем появляется рукав «волынка».
С 1430-х годов этот фасон постепенно утрачивает популярность, на смену ему приходят широкие рукава с разрезами в передней части по длине рукава, в которые можно было продеть руки.
Чрезмерно широкие складчатые рукава присутствуют в парадном костюме почти до 1450 года, затем появляется рукав «волынка».
С 1430-х годов этот фасон постепенно утрачивает популярность, на смену ему приходят широкие рукава с разрезами в передней части по длине рукава, в которые можно было продеть руки.
С 1450
г. рукава становятся широкими и длинными,
как в современном пеньюаре, или же они
настолько открыты спереди, что свисают
с плеч.
Со второй четверки XV века у накидки появляются не расходящиеся складки, которые закрепляются спереди и сзади.
Со второй четверки XV века у накидки появляются не расходящиеся складки, которые закрепляются спереди и сзади.
В
последней четверти XV столетия, котарди надевается и застегивается поверх жипона. Эта
деталь костюма перенимает у упленда
разнообразие фасонов воротника и
рукавов.
Кроме
того, до и после 1400 года рукава котарди
застегиваются на пуговицы от предплечья
до запястья и образуют манжеты-раструбы в продолжении рукава от запястья до пальцев.
С 1390
до 1410 года щеголи часто носили очень
короткие котарди, которые едва прикрывали
пах. Затем котарди снова удлиняется и ко
второй четверти XV века достигает колен.
С 1420
года жипон заимствует воротник у упленда
и котарди, при этом котарди обретает
низкий вырез.
У жипона
— узкие рукава до запястья: сначала с
манжетами до костяшек пальцев, а с
1420 года рукава заканчиваются у самого запястья. Иногда из-под верхней одежды
видны горловина, грудь и часть рукава
жипона.
Вдоль кромки
подола жипона — ряд отверстий для
привязывания чулок.
Начиная
с 1400 года высшие слой общества,за
исключением пэров и членов рыцарских
орденов, плащи практически перестают носить, используя
их лишь для путешествий и в холодную погоду.
Пелерина (независимая от капюшона) становится самым украшаемым местом для отделки её модными на тот момент зубцами, но с 1430 года это исчезает.
Пелерина (независимая от капюшона) становится самым украшаемым местом для отделки её модными на тот момент зубцами, но с 1430 года это исчезает.
Хотя сами плащи выходят из моды, их место с 1425 года
часто занимают гербовые
плащи, надевавшиеся через голову.
Одна из их разновидностей, бывшая в моде в 1430—1440-х годах, имела рукава и длину до колен (передняя часть обычно подхватывалась поясом, задняя свисала свободно)
Одна из их разновидностей, бывшая в моде в 1430—1440-х годах, имела рукава и длину до колен (передняя часть обычно подхватывалась поясом, задняя свисала свободно)
-----------------------------------------
Женщины 15 века
Верхняя одежда.
Плотно
облегающие тело киртл, котарди и
сюрко с боковыми прорезями без особенных
из менений перешли во второе десятилетие
XV века, как и глубокий вырез.
Вскоре
после 1400 года дамы перенимают и
переделывают для себя упленд, который в начале остается без изменений,
неизменным остается даже его высокий
воротник. Разные виды рукавов мужской одежды,
появляется со врменем и в женском костюме. Женский
упленд частенько опоясывался
под грудью,но платьям с завышенной
талией.
После
1415 г. высокий воротник становится
редкостью,и его место занимает широкий
квадратный воротник (частенько из меха ),
лежащий на плечах и имеющий небольшой
Г-образныйвырез.
В
1440-х годах вырез увеличивается и в
виде широкой буквы V доходит до пояса
спереди и сзади, его обрамляет
вышеупомянутый воротник или широкие
отвороты типа отложного воротника,мягко лежащего по своей длине.
Спереди в разрезе едва видны киртл или белье, они частично скрывают обнаженную грудь. Парадно-выходные платья полностью закрывают ноги и волочатся по земле ниспадающим шлейфом.
Спереди в разрезе едва видны киртл или белье, они частично скрывают обнаженную грудь. Парадно-выходные платья полностью закрывают ноги и волочатся по земле ниспадающим шлейфом.
Пожилые
дамы в это время носят просторные платья с широкими
юбками. Они прикрывают часто шею и
редко подпоясываются.
Верхняя часть платья прикрыта вимплом или барбетом, рукава удобной ширины.
Верхняя часть платья прикрыта вимплом или барбетом, рукава удобной ширины.
«Высокий
живот» делался при помощи дополнительных накладок и валиков.
Плащи женские были просторные и длинные и являлись важной
деталью женского костюма для
торжественных случаев.
Продолжение статьи:
-----------------------------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий