28.3.15

История моды в России XV-XVIII вв. Статьи, источники,интересное.

Мода в России XV - XVIII веках

Так же как и в наши дни, в 15 веке моду диктовали иностранцы, а точнее люди, кочевавшие и торговавшие с Русью.

В данном случае - в моде были ВОСТОЧНЫЕ мотивы.
Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру.

Изменилась общим образом ОДЕЖДА: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам. Большое изменение быта внесло то время в ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН: домашний быт русской женщины пришел с Востока.

Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы все это влияние Востока Церковные КОЛОКОЛА, это специфическая русская особенность, ПРИШЛИ ИЗ АЗИИ, оттуда и ямские колокольцы.

До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а било и клепало. Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли прийти колокола. Влияние монгольского завоевания на культурное развитие ТРАДИЦИОННО в исторических трудах определяется как ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ.

Краткая историческая справка:
По данным Лаврентьевской летописи, 31 мая 1223 года при р. Калка, произошла битва дружин русских князей с монголо-татарскими завоевателями.

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.

После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 году. Было тормозом экономического, политического и культурного развития, одной из главных причин отставания Руси от западно-европейских стран.

/Источник: Советский Энциклопедический Словарь. Изд-е 4-е, М. 1987/
-----------------------------------------------------------------------


Одежда в России 17-18 в:

душегрея





Мода в России XV-XVIII вв

Следует отметить, что Федор Алексеевич проявлял большой интерес к тому, как одевались его подданные, что было отмечено в его многочисленных указах, касающихся русского костюма XVII века.

 Однако все нововведения касались в основном служилого костюма. Причем царский Указ четко разграничивал иноземное платье и русское. Носить иноземный костюм строго запрещалось, а в русский вносились изменения. 


Запрещалось ношение коротких кафтанов и разрешалось носить долгополые, но это были кафтаны, которых русские ранее не носили. 

В основном все изменения касались длины одежды, так как описать отдельные особенности словами без рисунков не получалось.


 Многое русский костюм тех времен заимствовал из польского костюма, который был более длинным. Более короткое, французское одеяние было запрещено.


          Появились изменения и в женском костюме. Не такие значительные, как в мужском, но они были заметны, особенно при дворе. Исследователи гардероба русских цариц отмечали эти тенденции.


 Вслед за государынями моду перенимали и подданные. Основные изменения в женском гардеробе касались головных уборов и комплектации костюмов, в то время как мужской костюм менялся в вопросе длины. 


         Реформы костюма, проведенные царем Федором Алексеевичем, были в дальнейшем завершены Петром I. Но это уже была не реформа русского костюма, а полный переход на иноземное платье.

источник
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Костюм и мода в России XVIII века

Коршунова Т. Т.



     Конец XVII – начало XVIII века – переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта. 


Преобразования коснулись и костюма.

 На смену старомосковскому долгополому платью – ферезям, охабням и прочему – приходит костюм западного образца.

 Но процесс проникновения западных форм одежды в Россию начался задолго до петровских указов. 

      По сведениям известного знатока русской старины И. Е. Забелина, уже в первой половине XVII века при русском дворе «были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье.

Между такими людьми [...] весьма значительное место [...] занимает родственник царя Михаила Федоровича боярин Никита Иванович Романов», который любил одеваться во французское и польское платье, «но, однако ж, только в то время, когда бывал в деревне» или выезжал на охоту, потому что явиться в таком платье при дворе «было делом невозможным».

Впервые немецкое платье появляется во дворце в потешной палате в 1632 году как наряд для главного потешника Ивана Семеновича Лодыгина, затем в качестве потешного костюма для игр – в комнатах царевичей. Документы тех лет (1635–1637) неоднократно сообщают о шитье такого платья.

Так, в 1637 году было «скроено государям царевичам (Алексею и Ивану) платье на немецкое дело: епанчи бархатные, кафтанцы и штаны атласные».
     Однако костюмы западного образца в те времена были исключением.
Алексей Михайлович, будучи ребенком, носил немецкие епанчи и кафтаны, а став царем, в 1675 году издает указ, строго запрещающий все иноземное:
«... чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели.
 А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».

 Тем не менее растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом приводило к тому, что в обиходе русского двора в конце XVII века, еще до петровских указов, появляется европейское платье.

Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а также портные Государевой мастерской палаты и Шатерной палаты в Кремле.

 Сохранились сведения об исполнении ими в 1790-х годах костюмов для Петра I. Очевидно, этими же мастерами был сшит Петру I еще до указов об изменении одежды и черный бархатный кафтан, отделанный кружевом, плетеным из золотых и серебряных нитей

     Первый из петровских указов об изменении костюма был издан в январе 1700 года. Согласно ему предписывалось носить платье «на манер венгерского», свободный крой и длина которого были близки старым русским одеждам.

Этот указ гласил: «Боярам и окольничим и думным и ближним людям и стольникам и стряпчим и дворянам московским и дьякам и жильцам и всех чинов служилым и приказным и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья венгерские, кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобием [...]»

    Неизвестный художник. Портрет А. Я. Нарышкиной с детьми. Первая четверть XVIII века.

     В августе того же года издается еще один указ, повелевающий «всех чинов людям», кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое.

     Б.-К. Растрелли. Восковая персона. 1725 год.




Последующие указы, неоднократно повторявшиеся, обязывали дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам, «[...] русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и штанов и сапогов и башмаков отнюдь никому не носить и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать».

     Модные журналы в те времена еще не издавались, они появились лишь в 1770-х годах, с новинками моды знакомили население европейских стран манекены в модных платьях, которые перевозили из страны в страну.

 Поэтому и в России после издания этих указов, «[...] по градским воротам [...] для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью», о чем сообщает в записках 1700 года один из современников.

За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали у городских ворот специальные посты, которые брали «[...] с пеших по 13 алтын по две деньги, с конных по два рубля с человека [...]», а спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды наказание становится еще более жестоким – нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества.

     Слева: Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века.
     Справа: Неизвестный художник. Портрет цесаревны Натальи Петровны. Первая четверть XVIII века.


     Проводя реформу костюма, Петр не случайно обратился к французскому образцу.
Еще в средние века парижские модные манекены возили по всем странам Западной Европы.
И даже во времена Возрождения, этого апогея итальянского искусства, в Венеции на площади св. Марка были выставлены французские манекены, которые показывали богатым горожанам Венецианской республики, как подобает одеваться.

Еще большее значение придавали модным манекенам в XVII веке, когда так называемая «Большая Пандора» манекен в придворном платье – и «Малая Пандора» – в домашнем обладали правом неприкосновенности, вследствие чего во время войн сражавшиеся эскадры должны были даже прекращать огонь при проходе кораблей с этими драгоценными посланцами.

 Влияние Парижа в области моды в этот период все более возрастает, и Франция на долгие годы становится признанной законодательницей мод.

                                                              И. Я. Вишняков. Портрет Сарры Фермор. 1745–1750 год.

     Введенный реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлот).

     И. Я. Вишняков. Портрет С. С. Яковлевой. Середина XVIII века.    
И т.д. по источнику
....................................................................................................................

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

О НОВИНКАХ МОДЫ В 18 столетии -

  В 1751 году по приказу из Петербурга посол в Англии граф Чернышев заказал куклу в три фута ростом и к ней «платья всех сортов, каковые при всяких случаях здешние дамы носят и со всеми к ним принадлежностями».

Всего было исполнено три комплекта платья, «каковое аглинские женщины всякого знания, равномерно по своим достаткам токмо оттеняяся, носят», во время праздников и в публичных собраниях; когда бывают дома и «не в весьма чиновных визитах», как и в гулянье, в каком они ездят верхом и бывают «в дорогах».

–/ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 114, д. 61615, п. 1–7, 1751 г./

ФИЖМЫ -

В России середины XVIII столетия подобные юбки подучают название «фижбейны», или «фижменные».

 В документах XVIII века, обнаруженных в архивах, одновременно упоминаются юбки разного типа. Например, в описи костюмов 1750-х годов названы «пунцовая тафтяная полуфижменная юбка с широкой фалбалой», на изготовление которой пошло «стальное перо» и четыре фунта «костей»; «желтая тафтяная большая фижменная юбка», тоже со стальным пером, на ее изготовление израсходовано было уже десять футов «костей».

 Кроме того, в этом же документе упоминаются юбки «на обручик» и «на булочки»; которые носили с «полушлафорами».

 Очевидно, в зависимости от назначения костюма определялся и тип используемой юбки

/ЦГАДА, ф. 14, оп. 1, д. 88, л. 1 об. 9. 1745–1755 гг./
..............................................................

ПЛАТЬЕ "АНДРИЕНН"-

Появление этого фасона платья французский историк костюма Ф. Буше объясняет успехом пьесы Теренция «Адриенна», где героиня, роль которой исполняла знаменитая актриса, после родов была одета в широкое платье.

Этот фасон вошел в моду во Франции и получил название по имени героини. В России название его было несколько искажено и звучало как «адриени». Так в списке костюмов 1754 года значатся четыре «адриени».

В этом же документе названы и другие типы платьев; «голубой полушлафорок с серебром», «шлафорок богатого золотого штофу», «платье-роба» из золотого штофа, манто, а также «полуадриени», в сочетании всегда с платьем из одной и той же ткани – «белый полуадриень и платье, вышитое серебром», маскарадное платье «голубая гродитуровая домина», «пунцового цвета гризетовый кафтан и платье», черная лисья шуба, покрытая серебряным штофом и пр.

 /ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3. ч. 114, д. 61631; F. Boucher. Histoire du costume en Occident de l’antiquite a nos jours. Flammarion, 1965/

 Широкое распространение получили в женском костюме в России также теплые стеганые юбки, кофты и «стеганое парное» платье.

/ См.: ЦГАДА, ф. 14, оп. 2, д. 88, л. 9./
................................................................
-------------------------------------


Женская мода дворянок РоссииXVIII века

кратко по слайдам
.источник

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Кафтаны и армяки


  источник

и т д...
....

Читайте так же:


О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.
Ткачество в прошлые века
ПУГОВИЦЫ. История, магия, интересное.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Балы 19 в. История.Правила.Подлинники.Аксессуары.
История портняжного ремесла в России
Мода второй половины 19 века(1850-1900 гг)
Кустарное производство в России
Книга К.Холкебоер:"Выкройки театральных костюмов..." : Часть 5: крой на XVI век.


2 комментария:

  1. Линь Юйтан, которому принадлежит высказывание «Все женские наряды, в любой стране в любую эпоху, – это просто вариации вечной борьбы между признанным желанием одеться и непризнанным желанием раздеться» - конечно же, КИТАЙСКИЙ философ и прозаик.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за подсказку! исправила...

    ОтветитьУдалить