2.8.14

Сестры милосердия 1900-1920 гг. История. Костюм.Крой.

Ко мне обратились с просьбой помочь в пошиве костюма сестры милосердия на начало 20 в. -Первую мировую войну для реконструкции того периода.

итак, мои раскопки:

Сестры милосердия на 1900-1920 гг

Сопутствующая страница в блоге: ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 7 : Сестры милосердия:Россия XIX-XX вв.

...Впервые целенаправленная подготовка женщин для ухода за больными и ранеными начала осуществляться Крестовоздвиженской общиной сестёр попечения о больных и раненых воинах России, учреждённой в сентябре 1854 года в Петербурге. 

Здесь готовились сёстры милосердия именно для работы в военных госпиталях как в мирное, так и в военное время.

В Крымскую кампанию 1853 – 1856 годов, на театр военных действий в ноябре 1854 года прибыло 120 сестёр милосердия этой общины (17 сестёр умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). 

В основном это были представительницы высших кругов и интеллигенции. Среди них Е. Хитрово, Е. Бакунина, М. Кутузова, В. Щедрина и многие другие. Хорошо подготовленные в профессиональном отношении, исключительно добросовестные, они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивление и восхищение у врачей-мужчин и защитников Севастополя. 

В дни штурма сёстры не отдыхали по двое-трое суток. Их выдержка и самоотверженность достойны поклонения. 
Одна из лучших сестёр милосердия Бакунина писала сестре: «Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видела в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей».

Женщины-врачи обучались в основном за границей. Но в 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование. 

В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В.М. Дмитреева, М. А. Зибольд, Р.С. Святловская. 

В добровольческих санитарных отрядах «частной помощи» в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С. И. Бальбот, В. П. Матвеева. От Московской Александровской общины прибыло 36 сестёр во главе с княгиней Н.Б. Шаховской, награждённой медалью на Георгиевской ленте...

/источник: © 2009-2019 Макспарк/

---------------------------------------------------------
Один из офицеров, находившихся на излечении в лазарете конца 19 в, где сестрами милосердия были Великие княжны, вспоминал:

“Первое впечатление о Великих княжнах никогда не менялось и не могло измениться, настолько были они совершенными, полными царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной благожелательности и доброты ко всем. 
Каждый жест и каждое слово, чарующий блеск глаз и нежность улыбок, и порой радостный смех, — все привлекало к ним людей. У них была врожденная способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физических страданий раненых воинов."
Работа в госпиталях и больницах становилась для них столь привычной во время войны 1914 года, что неудовольствием встречалась уже сама необходимость "одеться прилично" для лазарета. 
Платье сестер милосердия стало для них "второй кожей"."

----------------------------------------

Жена Пермского Губернатора Наумова с сестрами милосердия.

--------------------------------------------

 «На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и -- главное и самое заметное -- наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах.
В этой глубоко обдуманной униформе была и торжественность, и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер, и даже, пожалуй, обреченность», --
так описал форму сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной, один современник.

«Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…», 
-- из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899 год.

-------------------------------------


---------------------------

Форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу.

Требование православных сестричеств к сестрам -- всегда и при всех обстоятельствах работать в форме -- наполнена была глубоким внутренним содержанием и не являлась формальностью.

«Форма дух бережет» -- эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному бандитами в сентябре 1999 года протоиерею Петру Сухоносову.

Сестринская форма, можно сказать словами священника ХХ в, также прежде всего «дух бережет», помогала сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.

Сестринская форма представляла сестру во внешних инстанциях и организациях, делая её неотъемлемой частью общины сестер милосердия...
(с)


-------------------------------------------------------

Один из видов платья сестры милосердия:

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Как правило платье сестры милосердия соответствовало тому или иному приходу или церкви того времени.


-------------------------

Приблизительный крой платья для медицинской сестры конца 19 - начала 20 вв


-----------------------------------------

Так же книга "Школа кройки" Левитанус.Рига. 1915 г:


от туда:




----

Группа ВКонтакте "Лазарет"

там выложены и история медработников и крой и книги и много фоток и все-все...
от туда:
"ряд вариантов ношения и пошива.
По передникам:
Варианты грудки передника.
1. Грудка прямоугольная.
2. Грудка трапецевидная (широкой частью наверх)
3. Грудка полукруглая (лично я видела только один раз на портрете).
4. Грудка цельнокроенная с лямками с круглой горловиной.
5 грудка прямогольная с защипами или вытачками по талии

Варианты крепления грудки.
1. На булавки (по углам). На одну булавку в центре, если грудка полукруглая.
2. Пришивные лямки.
3. Лямки пристегивающиеся на пуговицы
Основное полотнище передника собирается.
1. на складки
2. на сборку
3. просто прямое.
Ширина подола варьируется от достаточного узкого не доходящего до боков до полностью обхватывающего фигуру :
Головной убор:
длина варьируется от чуть прикрывающего плечо до "до локтя".
Способы ношения:
1. Скрывающий волосы фиксируется под подбородком.
2. Челка остается открытой, фиксируется под подбородком.
3. Фиксируется сзади под затылком.
4. Фиксируется на бант под подбородком или ниже....

и т.д по источнику


-------------------------------------

Коротко о женском костюме начала 20 века:


"... в 1810-х гг. не увлекались корсетами, не носили широких юбок – бывшая в моде в начале XIX в. ампирная юбка с высокой талией приобрела вид неширокого колокола. Светские дамы, одеяния которых стали в XIX в. своего рода рекламой положения (и что, пожалуй, важнее - дохода) их мужей и отцов, предпочитали белые или цветные платья. 
Темно-коричневое же платье, о котором сообщают историки Вдовьих домов, представлялось тогда оптимальным как с точки зрения вдовьего статуса и требований морального порядка к сердобольным, так и для работы по уходу за пациентами. ..


-----

Книга есть, если кто-то захочет все изучить подробнее:


-----

Публикации из рубрики журнала "Столица и усадьба" 1914-1915 гг:

Петроград во время войны












-----------------------------------------------------
Читайте так же:

Одежда и платье 1860-1920 г. Крой,Подлинники.реконструкция.
История моды России с 17 в.Статьи,источники,интересное
Название видов одежды 13-20 вв.Словарь терминов.
Руководство по шитью женских и детских костюмов 1913 г Ореховой.
Левитанус "Школа кройки и шитья" за 1915 год.История моды нач.20 в.
Мода начала 20 века.Мода в России.Детская мода.Крой,книги, подлинники
Старинное кружево,шитье,вышивка.История.
Женские шляпки своими руками.Крой.
Женское платье 1840-1960 годы.крой,Подлинники

Комментариев нет:

Отправить комментарий