Мне задали вопрос:
-Костюм (одежда) Пушкина А.С. в 1830 году?
Ответ на этот вопрос с легкостью можно прочесть...в романе Пушкина "Евгений Онегин".Что ж, давайте "работать с учебником",т.е. с соц.сетями...
"Пушкинский роман в стихах и мода... Мода преходяща, а пушкинский роман вечен.
Но мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. Пушкинский роман отразил и моду своего времени.
Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор.
А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей..."
источник
Первая
половина XIX столетия прежде всего
ассоциируется с именем А.С. Пушкина и
золотым веком отечественной истории,
периодом расцвета дворянской культуры.
C портретов, выполненных выдающимися
живописцами, на нас смотрят благородные
мужи и их изящные современницы.
Мы знаем,
что в императорских резиденциях и
дворянских домах устраивались великолепные
балы, а образованные дамы объединялись
в салоны для музицирования, чтения,
обсуждения литературных и театральных
новинок и светских новостей.
Или тут
"Мужской костюм пушкинского времени
Любой светский мужчина того времени носил фрак. В начале XIX века фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте.
Другой распространенной одеждой был сюртук (в переводе с французского – «поверх всего»).
Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр.
Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара.
Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Судя по портретам, сам Пушкин носил шляпу а la Bolivar.
Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их.
Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.
Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость.
Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.
Часы носили на цепочке. Для них в жилете был даже предусмотрен специальный карман. Пушкинский герой носил часы знаменитого парижского механика Брегета (вернее, Бреге), отзванивавшие время без открывания крышки циферблата.
Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с
камнями (вспомним пушкинский перстень с восьмигранным сердоликом).
Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.
XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до 15) воротников. Они рядами спускались чуть ли не до пояса.
Верхней одеждой также был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде.
В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарлз Макинтош.
Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды
Или тут :
"...О костюме пушкинского времени можно судить по картине его современника художника Чернецова "Парад на Царицынском лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году".
На ней изображены знаменитые русские писатели - Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич.
Все они в длинных панталонах, с цилиндрами на головах, у всех, кроме Гнедича, бакенбарды.
Но костюмы на писателях разные: Пушкин - во фраке, на Жуковском - сюртук, Крылов одет в бекешу, а Гнедич - в шинель с пелериной.
В 30-е годы в европейском искусстве и литературе получил широкое распространение новый художественный стиль - романтизм.
Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.
XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до 15) воротников. Они рядами спускались чуть ли не до пояса.
Верхней одеждой также был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде.
В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарлз Макинтош.
Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды
Или тут :
"...О костюме пушкинского времени можно судить по картине его современника художника Чернецова "Парад на Царицынском лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году".
На ней изображены знаменитые русские писатели - Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич.
Все они в длинных панталонах, с цилиндрами на головах, у всех, кроме Гнедича, бакенбарды.
Но костюмы на писателях разные: Пушкин - во фраке, на Жуковском - сюртук, Крылов одет в бекешу, а Гнедич - в шинель с пелериной.
В 30-е годы в европейском искусстве и литературе получил широкое распространение новый художественный стиль - романтизм.
Самым известным его представителем был лорд Байрон. Под влиянием романтических настроений изменилась манера ношения одежды: нарочито расстегнутый воротник рубашки, слегка взлохмаченные волосы.
В моду вошел даже "романтический" галстук "а-ля Байрон", который свободно повязывали, не стягивая шею. Эти элементы туалета как бы обозначали человека, стоящего над бытовыми мелочами, символизировали идеал романтического героя. Увлечение Байроном, Гете, Вальтером Скоттом в среде просвещенного дворянства, безусловно, повлияло на формирование моды.
Именно исторические романы Вальтера Скотта способствовали широкому распространению в Европе клетчатых панталон и галстуков, клетчатых шотландских пледов, которые интеллигенция носила как верхнюю одежду. Сложенный плед перебрасывали через плечо. Именно в таком виде позировал Пушкин художнику Кипренскому.
Мужской костюм пушкинских времен приобрел большую строгость и мужественность по сравнению с XVIII столетием. Мужскую моду на протяжении XIX века диктует преимущественно Англия. Не случайно Пушкин, описывая модный костюм Онегина, отмечает: "Как dandy лондонский, одет".
Как одевались дэнди тех времен? Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим (его называли по-немецки "vatermorder" - "отцеубийца"), на шею повязывали галстук. "Галстук" переводится с немецкого как "шейный платок", в то время он действительно представлял собой платок или шарф, который завязывали бантом или узлом, а концы заправляли под жилет.
Короткий жилет появился во Франции еще в XVII веке и получил название по имени комического театрального персонажа Жиля, носящего его. В начале XIX века в моде были самые разнообразные жилеты всевозможных расцветок: однобортные и двубортные, с воротниками и без них, со множеством карманов.
Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен был выглядывать из-под верхнего.
Поверх жилета надевали фрак. Эта одежда, по сей день не вышедшая из моды, появилась в Англии в конце XVIII века и первоначально служила костюмом для верховой езды.
Именно поэтому у фрака необычный вид - короткий перед и длинные фалды сзади.
В пушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры!
Тонкая талия, широкие плечи, маленькие ноги и руки при высоком росте.
Другой распространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского - "поверх всего".
Панталоны своим названием обязаны персонажу итальянской комедии Панталоне. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу заканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета, панталоны более светлыми. Пушкин, приведя перечень модных предметов мужского туалета в "Евгении Онегине", отметил их иностранное происхождение:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
Панталоны приживались в России трудно, вызывая у дворян ассоциацию с крестьянской одеждой - портами. Говоря о панталонах, нельзя не вспомнить о лосинах. На протяжении всего XIX века их носили гусары.
На портрете Кипренского Ефграф Давыдов изображен в белоснежных лосинах. На этих длинных, туго обтягивающих штанах из лосиной кожи не должно было быть ни единой складочки. Чтобы достичь этого, лосины слегка смачивали и посыпали внутри мыльным порошком.
Распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в Англии в XVIII веке и позже не раз менял цвет, высоту и форму. В 1835 году в Париже изобрели складной цилиндр - шапокляк.
В помещении его носили под мышкой в сложенном виде и, когда требовалось, расправляли с помощью встроенной пружины. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа - боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Вспомните у Пушкина:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар...
Сам поэт тоже носил боливар. Дополнением к мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке, для которых в жилете был предусмотрен специальный карман. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями.
На тропининском портрете у Пушкина на правой руке кольцо и перстень, надетый на большой палец. Известно, что в молодости поэт носил золотой перстень с восьмиугольным сердоликом, имевшим магическую надпись на еврейском языке. Это был подарок любимой...
и т.д..."
тут
-----------------
Из книги "История костюма 1200-2000" /Джоанн Нанн/
...Рубашка в период с 1810-х стала более прилегающая на плечах, с кокеткой на спинке и более узкими рукавами, а к 1830 г. оборки спереди были заменены вертикальными складками или защипами, за исключением вечерних нарядов.
Ворот превратился в высокий "стоячий" воротник с жесткими углами, которые возвышались над галстуком. Около 1820 г. появился отдельный воротник, прикреплявшийся к рубашке с помощью пуговицы спереди и завязок сзади; позже они были заменены запонками, так же как три-четыре пуговицы на рубашке, особенно после 1850 г, когда в обиход пошли рубашки с крахмальной грудью.
Подштанники могли быть короткими(до колен или выше) и широкими, завязанными спереди лентой, а позади тесемками; или длинными до щиколотки, иногда со штрибками.
Они поддерживались подтяжками, пропущенными через отверстия на талии; после 1845 г. отверстия были заменены ленточными петлями. Длинные подштанники были известны как "траузерс" (брюки), вероятно это название произошло от одежды с широкими штанинами, которая застегивалась спереди без ширинки и достигала лодыжек, её носили моряки или солдаты в 18 веке.
С начала 19 века так стали называть верхнюю одежду.
Батистовый или полотняный галстук с жестким каркасом продолжали носить до середины 19 века. Черный военный галстук, принятый гражданскими щеголями , считался подходящим при приемах при дворе с 1820-х годов, а широкий галстук "Король Георг" из черного генуэзского бархата и атласа, завязанный бантом спереди, носили с 1820-х по 1830-е годы.
Фрак , появившийся в 18 веке был почти универсальной одеждой до 1815-х годов.
Обычно двубортный, он кроился с прямоугольным полочками, часто выше линии талии, чтобы показать нижнюю часть жилета, фалды достигали колен.
Воротник вначале был высоким, с расстоянием между отворотами и лацканами, но постепенно отвороты стали длиннее и ниже, отделяясь от меньшего лацкана вырезом в форме буквы М(этот вырез не использовался на дневных сюртуках после 1850 г, но продолжал применяться на некоторых вечерних сюртуках до 1870-х.)Рукава часто слегка припосаживались по верху,а затем сходили на конус к запястью или чуть ниже его и имели разрез с пуговицами, которые часто не застегивались, чтобы показать манжет рубашки.
...Однобортный сюртук с полочками , скошенными назад от уровня талии до закругленных углов пол, достигавших бедер, и с карманами в задних складках, в 1825 году стал называться "редингот" скок от средней лини спереди постоянно увеличивался, начинаясь над талией;над бедрами стали помещаться карманы с клапанами.
К 1830 г. его стали называть утренним прогулочными сюртуком, в 1838 г. -"ныомарткетским "сюртуком, а в 1850г- визиткой.
В 1820-1840-х годах мужские сюртуки кроились с приспущенными плечами, узкой талией, над которой выпячивалась подбитая ватой грудь,а фалды или полы изгибались поверх округленных бедер-удивительно наблюдать столь женственный силуэт в эпоху активного прогресса.
Длинные изогнутые шалевые воротники помогали подчеркнуть контур, так же , как и обычай носить сюртуки нараспашку.
Жилеты, достигавшие до талии или немного опускавшиеся ниже ее, кроились с прямыми полочками или с небольшим мысом, или с двумя мысами, слегка перекрывающими штаны или брюки.
После 1830-х однобортные застежки стали наиболее популярны, они имели различную длину, но вечерний вариант всегда был низким.
С 1830-1850 г жилеты шнуровались на спинке и могли быть без воротников; широкие изогнутые лацканы были постепенно заменены более короткими и острыми, но эти фасоны перемежались.
Сюртук и жилет редко были одного цвета: жилет часто носили светлее, вечером - белый. Постепенно для жилетов стали использовать более яркие цвета и узоры.
К 1816 г. свободные штаны ниже колен-бриджи(кюлоты)-надевали только с вечерней одеждой, для верховой езды или при дворе, где они были обязательными.
Вместо них с 1795 по 1850 г. носили тесно прилегающие панталоны, сначала они заканчивались ниже голени, а позже у лодыжки(кюлоты), обычно имели разрез с одной стороны, а в 1840-- штрипки. Для дневного туалета с 1807 г. в моде были брюки. В начале они имели небольшой откидной клапан-застежку, но в 1840-х в обиход вошли ширинки(гульфики).
Панталоны заменили вечерние бриджи к 1850м г. Иногда трудно найти различие между панталонами и брюками, т.к. эти термины были взаимозаменяемыми."Казаки" были широкими штанами, присборенными на талии и стянутыми шнурками вокруг лодыжек.
Говорят они были созданы под впечатлением от костюма казаков, сопровождавших русского царя на церемонию заключения мира в 1814 г. К 1840г., потеряв большую часть своей мешковатости, приобретя двойные, а затем одинарные штрипки, они стали известны как брюки в складку.
Кроме "шапо-бра", которую надевали или носили с парадным костюмом, в течении всего 19 века основным мужским головным убором был цилиндр.
После 1830 г. высокие сапоги стали носить только в сельской местности и для спортивных занятий, но короткие сапоги. которые носили под брюками, оставались в моде до следующего века.
Причуда носить гамаши или гетры в сельской местности в начале века продержалась недолго, и вскоре они снова стали частью костюма сельскохозяйственных рабочих.
С бриджами до колен и панталонами мужчины носили белые, серые или черные прозрачные чулки и бальные туфли на низком каблуке с короткими союзками и круглыми носками ,отделанные вначале небольшой пряжкой, а позже - маленьким черным бантом.
Плащи для улицы в дневное время и как вечернюю одежду продолжали носить в течении всего 19 века, часто с контрастной цветной шелковой подкладкой, бархатным воротником и декоративной застежкой из шнурков, носили так же вечернее пальто - "полькое" пальто 1810 г. было длинным и свободным, с петлями от шнура, его воротник, лацканы и манжеты обшивались русской овчиной.
Однако и как дневная одежда с середины и конца 1820-х пальто разнообразных фасонов были более популярны чем плащи.
"Палето", французский термин, который довольно свободно использовался в конце века, обозначал в 1830-х короткое пальто с гладкой спинкой или с коротким разрезом и без шва на талии.
Вероятно самым известным и существовавшим самое долгое время пальто "Честерфилд", названное в честь графа Честерфилда-законодателя моды в 1830-40 гг.
Оно было длинным(гораздо ниже колен), однобортным или двубортным, слегка приталенным,со швом по центру спинки и разрезом.
На бедрах - карманы с клапанами, меньший карман помещался на левой полочке,обычно пальто имело бархатный воротник. Во Франции в 1840-х подобно еже пальто называли "твайн".
Макинтош, короткое свободное непромокаемое пальто,сделанное из пропитанного натуральным каучуком сукна по патенту Макинтоша, носили с 1836 г., обычно оно было серого или темно-зеленого цвета с защитными полосками на швах...
Из истории костюма 1820-1840 гг:
Приблизительно с 1806-1820 гг небольшой валик, в который превратилась использовавшаяся подбивка на пояснице, носили сзади при высокой линии талии для предотвращения западания юбки.
После того, как линия талии снизилась, а юбка расширилась в 1830-х, он был заменен большой подкладкой, набитой шерстью, которую носили сзади на уровне бедер и называли теперь "турнюром".
Приблизительно с 1820-х до середины 1830- лифы кроили тесно прилегающими(впервые были использованы вытачки), с приспущенными проймами и очень низкой линией плеча; часто они были гладкими, но при этом ,должно быть, дополнялись драпировками, присборенными на плече и идущей до середины переда, или плиссированной отделкой от плеча до талии.
Линия выреза низкая на вечерних, а иногда и на дневных платьях.
Основной особенностью женской одежды с 1830-1835 гг были огромные рукава, вшитые в спущенную пройму и скроенные так, чтобы расширяться ниже точки плеча.
(Переходу к широким рукавам предшествовала практика помещения большого прозрачного рукава поверх маленького старой формы).
Тенденция перехода к тому стилю, который считается типично викторианской одеждой, появилась в конце 1830-х и установилась в 1840-х: тесно прилегающий лиф с косточками и с мысом на талии ;рукава(часто увенчанные жокеем-разновидностью эполет),вшитые так низко, что , должно быть, трудно поднимать руку, и длинная необъятной ширины юбка, поверх турнюра в форме полумесяца и многочисленных нижних юбок....
Сюртуки подлинники 1830-40 гг:
=========================================================
Моя работа: комплект на 1830-1845 гг:
============================
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий