Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

9.11.19

Интриги и забавы женщин в мужском костюме до начала XIX века.


С середины XIV века на Западе появляются упоминание о маскарадах, "переодеваниях" и спектаклях, устраиваемых при дворах царствующих особ и в самих странах. Придворные мероприятия были пронизаны воплощением идей Возрождения, полные все более изощренных визуальных и интеллектуальных образов, в противовес деревенским празднествам. 
Во время карнавала, проходящего от Рождества до внешне строгого Великого поста, устраивались всевозможные развлечения - что-то вроде официально разрешенной анархии, которую допускала церковь. Одним из развлечений было переодевание в одежду представителей противоположного пола или в экзотические костюмы других народов и стран.

Однако речь пойдет именно о переодевании для конкретных дам и в обычной жизни, их судеб и правил - ношения мужского костюма женщиной.
----------- 

На страницах блога я уже знакомила своих читателей какой шум во всех столицах мира был вызван у общественности, когда женщины все-таки решились надеть вместо юбки на себя штаны, а точнее шаровары.

(Именно "штаны" и "шаровары", потому что слово "брюки" стало входить в обиход только в конце 19 века.)
Подробнее историю о появлении штанов в женском гардеробе читайте тут:
 Женская мода на штаны/брюки.История.Подлинники.Фото.

Хотя вид шаровар и был изящен в городской моде и широта штанин напоминала юбку вокруг ноги, но и это не остановило критиков общественности 18-19 века, вставших на защиту мужского достоинства и женской невинности или "распущенности".

Уличные скандалы против ношения чисто мужского атрибута - штанов женским полом порой в мировых столицах поражали своей нелепостью и беспочвенностью.
Наиболее печально было наблюдать подобное отношение к этому современникам то, что в этих мужских демонстрациях против женских шаровар приняла большое участие интеллигентная молодежь, как, например, учащиеся в высших учебных заведениях...

Однако речь далее пойдет не об этом, а ...порой невольно создаваемой интриге, которая порой закручивалась возле женщины, решивший по той или иной причине надеть мужской вид одежды в прошедших веках наперекор всей общественности и правилам.

И о нескольких из таких случаев и хочу вам рассказать.


В христианскую эпоху, например, насчитывалось много женщин, о которых гласят легенды, что они надевали мужское платье, чтобы отрицать свой пол и жить в качестве мужчин в монастырях.

Причины на это были весьма разнообразны.
Часто авантюристические влечения заставляли женщин странствовать по белому свету и тогда, ради удобства и возможности большей свободы движения они прибегали к мужскому платью.

В большинстве случаев по легендам-сообщениям подобных историй позволяют сделать вывод, что в монастырях позапрошлых веков жило гораздо больше женщин, чем это было известно.
Причина еще могла таится в благородном стремлении женщин к познаниям и наукам, потому что  в стародавние времена женщинам нельзя было получать высшее образование вне стен мужских монастырей.

------------------------------------------------------

Жан Мабильон 

(1632-1707, французский историк, ученый) повествует, согласно одной Ломбардской хронике, об одной женщине, которая достигла патриаршего положения в Константинополе, носив мужское платье.
 Но скоро обман открылся, и она была изгнана.

Другие дамы:

Некая Евгения была игуменом Гогенбурского монастыря (в VIII веке) , и пол её не был обнаружен.

Другая Евгения, знаменитая своей ученостью, умом и своими идеальным образом жизни, дочь Филиппа, бывшего в царствование Императора Галлиена (253-258) Александрийским наместником, долго жила переодетым монахом в одном монастыре.
Однако была вынуждена в конце концов открыть свой пол, когда её обвинили в любовной истории с одной девушкой, и она не могла иначе доказать своей невинности.

В 1400 году в краковском Ягеллонском университете среди студентов была обнаружена женщина, которая переодевшись мужчиной была зачислена в студенты и два года посещала лекции.

Жила она со своими товарищами-студентами в одной квартире, но мылась всегда отдельно.
Незадолго до получения ею степени бакалавра её тайна была открыта и она как преступница была привлечена к ответу.

Перед судом эта девушка, по имени Навойка, объяснила, что причина её вынужденного переодевания было только лишь жажда знаний и обучения.
 Ректор и товарищи её выдали суду отличные свидетельства в безупречном поведении, прилежании и , самое главное - большой эрудиции по богословию.

Именно последнее и было решающим, что заставило судью 14 века стать снисходительнее к девушке.
Судья отправил её в монастырь, где она из учительницы вскоре стала начальницей.

****
В 14 веке нужно учитывать, что церковь была главным наместником и судьей в Европе.
*****

------------------------------------

Мужская одежда на женщинах при дворе.


Мужскую одежду позволяли носить и титулованные особы разных столетий и стран.


Мария Амалия, дочь Йосифа I и жена Карла Альберта курфюрста Баварского, 

была такой страстной охотницей, что постоянно в мужском костюме и в белом парике сопровождала своего супруга в поездках в лес.

Княгине было просто необходимо появляться в подобных выездах в штанах, т.к. она так увлекалась охотой, что не задумываясь шагала по колено в болотах.
Однажды кучер как-то на парфорской охоте дважды опрокинул её вместе с коляской, то женщина не промолвила ни одного бранного слова, ведь кучер гнал так сильно лошадей для того, чтобы госпожа успела во время прибыть к умирающему оленю...

-------------------------


Императрица Елизавета Петровна (1709-1762) 

была большая любительница мужской одежды.
Хотя в жизни этой великой соперницы Фридриха Великого туалет не играл главную роль, она была продолжателем Петра I в навязывании европейской моды в обиход российского общества.

Эта последняя представительница монаршей династии Романовых по женской линии тратила ежедневно на свой туалет от 4-х до 5-ти часов.
На балу она меняла иногда три костюма и никогда не одевала дважды одного и того же платья.

Придя к заключению, что ей очень идет мужское платье, она частенько появлялась в штанах, особенно на многочисленных маскарадах, которые и устраивала сама.
На этих увеселениях мужчины должны были являться в просторных дамских юбках, а дамы во французском мужском костюме.


В 1753 году пожар уничтожил её зал бальных платьев, тем не менее 9 лет спустя нашли, после её смерти еще 15000 других платьев, среди которых было больше 1000 мужских костюмов.

Очевидно эта царица ввела в моду маскарады с туалетами наоборот, т.к. и при дворе Фридриха Великого забавлялись подобным образом в тяжелое время семилетней войны.
Это было время, когда повсюду замечалось стремление к другой одежде.
-------------------------

Прусский двор 1740-1780 гг


Знаменитая придворная дама графиня фон Фосс (1766-1789- фрейлина при прусском дворе) рассказывает в своих записях под 22 января 1761 года, следующее:

"Сегодня все были у принцессы Амалии, которая в самом деле издала обязательное постановление, чтобы все мужчины явились переодетыми дамами, а дамы - мужчинами.

 Сама она была в костюме священника. 

Я надела амазонку и круглый мужской парик. Так же была одета и графиня Финкенштейн.

Принц фон Нассау (пленный) и Вреде были действительно в совершенно дамских костюмах и оба страшно злились на свои платья, которые им совсем не шли. 

Геудер явился служанкой в высшей степени кричащем наряде. 
После ужина прибыли музыканты и должны были состоять танцы, но это не удалось.
 Скоро танцы были оставлены и общество расселось за карточными столами.
Так, сравнительно довольно рано, окончилось это празднество."

Как видно прусское подражание русскому примеру удалось довольно слабо.
Тем не менее можно сделать выводы, что в то время как и король, и войско, и народ находились в нужде и заботах, при дворе забавы велись во всю...

Так, особенно прославились королевские охоты, устроенные в 1668 году для римского дворянства известным Борг-Гезе, в которых кроме королевы Христины принимали участие знатные дамы из высшего общества.

Хроника конца 18 века рассказывает:
"Дамы, переодетые мужчинами, вели на привязи собак и т.к. это был дождливый день, то они, те дамы, сильно запачкались.
Их обсушивали затем кавалеры и князь Панфило при этом хорошо услуживал Христине."

-----------------------------------


Знаменитая Лизелотта, свояченица Людовика XIV, герцогиня Елизавета-Шарлотта (1652-1722), вела интенсивную переписку со своими родными и оставила после себя мемуары о жизни при дворе) эта простая немка при изящном дворе Парижа отдавала предпочтение мужскому платью.

Хотя мужской костюм плохо шел к её приземистой неизящной фигуре, ей это было безразлично.

Правда шаровары лучше обнаруживали ее хорошо сложенные маленькие ножки.

Лизелотта была немного кокетлива и может быть еще и потому охотнее носила именно мужской костюм, что, в последствие ей приносило удобство в движении.

В её поведении было много мужских привычек, и знаменитая Монтеспан презрительно поглядывала на Елизовету-Шарлотту, когда последняя ударяла себя по штанам, чем выражались её эмоции: или возбуждение, или удивление.

Императрица Екатерина и многие другие княгини XVIII века, на смотрах являлись в мужских костюмах.
В мемуарах своих Императрица Екатерина пишет об Императрице Елизавете, носившей шаровары. Это доказывает, что мужской костюм был очень распространен при дворах.

---------------------------------------------------------

Императрица Екатерина II (1729-1796) и мундирные платья

Российская императрица с 1762- по 1796 гг. Происхождение: из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожённая Софья Августа Фредерика Анхальт–Цербстская. Получила домашнее образование. В 1744 была с матерью вызвана в Россию императрицей Елизаветой Пертовной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины и наречена невестой великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III), с которым обвенчалась в 1745. В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I. После воцарения Петра III, относившегося к ней всё более враждебно, её положение стало шатким. 

Опираясь на гвардейские полки (Г. и А. Орловых и др.), 28.06.1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей. Время Екатерины II — это рассвет фаворитизма, характерного для европейской жизни второй половины 18 века. 

В первые годы своего царствования Екатерина довольно часто носила мужской костюм для верховых прогулок. В 1783 году Екатерина писала Григорию Потемкину: "По-моему нет одеяния почетнее и дороже мундира". И именно в мундире она отправилась совершать государственный переворот...

Однако нужно было соблюдать светский этикет, да и на свою предшественницу Елизавету императрица не хотела походить. И нашелся выход: было придумано мундирное платье. Но на этом Екатерина не остановилась. Был дан указ по губерниям для дам, чтобы не было видно излишества в туалете, было введены мундирные платья с расцветкой мундиров их мужей.

Вот как все это озвучено в книге "Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений записанного и собранные её внуком Д.Благова" (1885): "Я помню, по рассказам, что покойная матушка езжала на куртаги, которые были учреждены в Москве: барыни собирались с работами, а барышни танцевали; мужчины и старухи играли вкарты, и по желанию императрицы, для того, чтобы не было роскоши в туалетах, для дам были придуманы мундирные платья по губерниям, и какой губернии был муж, такого цвета и платье ужены. У матушки было платье: юбка была отласная, а сверху в роде казакина или сюртучка довольно длинного, из стамеди стального цвета, с красною шелковою оторочкой и на красной подкладке. Императрица приехала в Москву, в котором это было году - не знаю, но думаю, что до 1780 года зимой, и пожаловала сама на куртаг; тогда и матушка ездила... Намерение было хорошее, хотели удешевить для барынь туалеты, да только на деле вышло иначе: все стали шить себе мундирные платья, и материи очень дешевые, преплохой доброты, ужасно подорожали и дешевое вышло очень дорогим. Так зимы с две поносили мундирные эти платья и перестали. Так как батюшка был владельцем в Калужской губернии, где был и предводителем, и в Тверской губернии, то у матушки и было два мундира - один стального цвета, а другой, помнится, лазоревый с красным..."[221 стр.]


-----------------------------------------------------------

Франция конца 18 века.


Февральская революция конца 18 века во Франции породила новую эпоху отношения к костюму. Что неменуемо отразилось на женской моде 1798-1800 года.
Переодевание было одно время в большом ходу среди дам того периода. Появилась мания носить мужской костюм, овладевшая многими из них. 
Снисходительные поклонники в начале приветствовали эту моду, объясняя её неудобством для женщин показываться одной на улице и на публичных зрелищах, а так же трудностью найти всегда кавалера, готового сопровождать её повсюду, как требовал этикет.

"...Благодаря этой моде можно было частенько встретить на улице французских городов двух дам, одну в мужском костюме, а другую в костюме Гебы или иной мифологической богини, гордо выступавшей под руку со своим импровизированным кавалером. Эти женщины-кавалеры, подражая повесам и любезникам той эпохи, переходили от одной дамы к другой, болтая, кривляясь, кокетничая и перемигиваясь с каждой встречной.
Строгие моралисты утверждали, что отважные республиканки перенимали у гречанок не только их костюму, но, главным образом, их нравы, и что современная Сафо очень часто надевала мужское платье, отправляясь на поиски за неизвестными лейсбийками..."
- писал "Новый журнал иностранной литературы" в своей монографии "Женские моды XIX в." в 1899 году.


После этой волны, которая так же быстро прошла в моде, как и возникла, у дам остались спенсеры, мужские пальто редингот и др.

--------------------------------

Многие знаменитые женщины предпочитали и в дальнейшем до начала 20 века носить именно мужской костюм...

Однако, это уже будет другая история...

------------------------------------------------------------------

Дополнительно о женщинах воинах в мужской одежде можно прочесть в серии моих статей рубрики:

------------------------------------------------------------------------

Костюмы женские для верховой езды до 19 в. по картинам того времени:






------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Женская мода на штаны/брюки.История.Подлинники.Фото.
ЖЕНЩИНЫ -ВОИНЫ. Часть 1: древний мир: амазонки,самураи
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 2: XI - XVI вв.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 3: + войны 17-нач.19. вв
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 4: XVII - XIX век. Европа.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 5: Русь - Россия до XVIII в.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 6: Россия XVIII- начало XIX в.в.
История брюк.Порты.шоссы и проч.Подлинники.Крой.
Выкройки моды 1660 г по 1860 г. Крой, Подлинники,Реконструкция
Амазонка - женское платье для верховой езды.История.Подлинники.Реконструкция.
"Дамская верховая езда" книга 1892 год
Наездники и наездницы художника Хейвуда Гарди(1842-1933)
Дамская верховая езда по фото 1844-1915 гг.
Викторианская эпоха середины 19 в.История, крой, подлинники.
Складка Ватто на платьях XVIII века- Часть 1:История, подлинники.
Платья XVIII века со складкой Ватто - Часть 2 : Подлинники в деталях.


4 комментария:

  1. Светлана, спасибо за интересную информацию -- её на просторах интернета добыть и систематизировать не так просто!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Только мои статьи, в основном(а особенно последние 200 статей) не из интернета. Они из документальных источников, книг и журналов прошлых веков и 20 века - исторических трудов, которые не опубликованы в соц.сетях.

    Заходите, будет и дальше интересно. У меня огромная библиотека , посвященная истории и создания костюма, так что статей будет еще много ...

    ОтветитьУдалить
  3. Обязательно! Зато теперь я могу объяснить свою любовь к штанам и н5любовь к платьям-юбкам!

    ОтветитьУдалить