Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

14.6.19

ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 7: Сестры милосердия: Россия XIX - XX вв.

ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 6/2: Россия нач. XIX вв. - Надежда Андреевна Дурова.

предлагаю вспомнить, что в истории России в XIX веке крупных войн с участием России было несколько.
А вот за земли России, т.е. на её территории - две. С Наполеоном (Франция ) 1812 год и Крымская война 1853-1856 год.

Соответственно, что патриотизм народа императорской России  в разы увеличивался именно в это время.

Только, если в начале XIX века войска Наполеона зашли далеко вглубь российских земель и на для отпора врагу поднимались все от мала до велика по пути продвижения неприятеля , то в середине 19 века в Крымскую войну( как её потом стали называть), сами бои происходили на отдельных территориях России.

 И, в основном, в 1850-х годах в боевых действиях участвовали действующая армия и флот.
В итоге: подтвержденных фактов о женщинах-воинах как таковых непосредственно в мужском строю с оружием в руках после 1812 года почти нет.

Отсутствием подтверждения о женщинах- солдатах, а тем более офицерах, самовольно ушедших из дома, нет еще потому, что как таковым до конца XIX века описанием армейского быта практически никто не занимался серьезно, если только воспоминания офицеров и всякие путевые очерки о том или ином событии в армии.

...Очень немного сведений проникает в печать о женщинах из простонародья,- крестьянках, рабочих и мещанах( мещанами до XX века называли людей, проживающих в городах и имеющих то или иное ремесло.
Кстати, сам Пушкин в одном из своих стихотворений с гордостью называл себя мещанином...).

Именно на этих женщинах и ложилась главная тяжесть войны. Скудность сведений о них объясняется еще и тем, что их жизнь протекала в тени, не бросалась в глаза. Женщины-простолюдинки не любили говорить о себе. да и не до того им было, ведь даже вернувшись с боевых действий , женщина продолжала вести хозяйство и налаживать быт.

...Очень жаль, что до сегодняшнего дня в российской истории полной благодарности российской женщине, взвалившей на себя все тяготы и лишения военной поры, так и не высказана...

Сестры милосердия в Крымской войне

Наука и техника и само российское общество и устои со временем менялись.

Воздействие военного фактора на повседневную жизнь русских женщин в 18-начале 20 вв. стало носить уже системный характер.
Войны, правила жизни женщин-солдаток, мужья которых были призваны рекрутами на всю жизнь, были очень тяжелыми.

Особенности выживания россиянок в условиях войн, жизни их после военных действий, нововведения со временем и развитием науки и развития общества в законах делали свое дело.

Женщины, которые замещали мужчин в их профессиях во время войны, становилось все больше.
Женщины стали более самостоятельными, обретали новые психологические и практические навыки жизни.

Нарастание перемен в жизни русских женщин с одной стороны обгоняло привычные традиционные представления о женской доле и женской ответственности, а с другой стороны удивляло и противоречило патриархальным взглядам провинциального общества.

Желание равноправия во всех областях общественной деятельности, правда с трудом, но давали свои результаты.
Это хорошо видно по развитию женской моды, особенно когда в гардероб женщины стали входить те же штаны.

Расширение доступа для женщин к запретным ранее профессиям, которые традиционно считались чисто мужскими было неизбежным.

Массовая мобилизация мужчин, образование многочисленных вакансий, дефицит рынка труда, подталкивали правительство, местные власти и работодателей к новому для самих себя делу - привлечению женщин к новым профессиям.

-----------

Сестры милосердия.


  В начале XVIII в. при Петре I предпринимались попытки привлечения женщин к уходу за ранеными в госпиталях и лазаретах.

В 1716 г. в «Уставе воинском» законодательно регламентировались организация медицинской помощи раненым и участие женщины в уходе за ними:
«Потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть...

 Однако это начинание не получило широкого развития до XIX века.
Причинами отказа от женского труда в военных медицинских учреждениях было как отсутствие средств на их содержание, так и сложности взаимоотношений полов в воинских подразделениях.

Не случайно в госпитальном регламенте оговаривалось, что женщины-вдовы или «добрые замужние жены», которым предстояло ухаживать за больными и стирать их белье, должны содержаться в «крепком призрении, чтоб ни единая из них не могла... и разговаривать с молодыми холостыми лекарями и учениками, тако ж и с больными или с караульными солдатами, или с надзирателями и накрепко смотреть, чтоб кроме упомянутых, другие женщины, какого б звания ни были, в госпиталь не входили»

Военный госпиталь 1812 года

 В уставе о непременных военных госпиталях одним из главных требований при назначении кастелянши и ее помощницы был вдовий статус женщин: «из штаб- или обер-офицерских вдов, а в меньших госпиталях из унтер-офицерских вдов, известных по поведению и благонадежности»
Кроме того, предпринимались и попытки привлечения для ухода за больными и ранеными воинами монахинь и послушниц монастырей. В 1722 г. Петр I издал указ о назначении монахинь в госпитали.
 В Санкт-Петербурге, Котлине и Ревеле предписывалось иметь по одной «старице» и ее помощнице для надзора за работницами и бельем.

 В итоге первые сестры были в первую очередь прачками, сиделками, а потом уже сестрами милосердия.
Однако военным ведомствами постоянно давались отказы на принятие женщин на поле сражений в армии.

Как за неимением средств, так и  перед страхом домогательств.
К середине XIX века , когда вооружение модернизировалось, а потери личного состава резко увеличились, военно-медицинские учреждения перестали справляться с потоками раненых и больных.
Это повлияло на сломление мужского неприятия женского участия в военных действиях.


----------

В годы Крымской войны (1853-56) 

формирование движения сестер милосердия ускорилось.

Общины сестер милосердия стали первыми крупными общественными организациями.
Они создавались по частной инициативе и являлись неотъемлемой частью женского движения в России во второй половине XIX - начале XX в.

патриотический порыв и пылкое сердце звали многих женщин если не с оружием в руках, то теплотой души и состраданием участвовать в защите Отечества, тем более, что уже не было надобности скрывать свой пол под мужской одеждой.

-----

Даша Севастопольская.

Война 1853-1856 гг развернулась преимущественно в Крыму и на Черном море (от того и называлась потом Крымской).

В сентябре 1854 года после уничтожения русской черноморской эскадрой под командованием адмирала Нахимова турецкого флота при Синопе союзники по коалиции высадили свои войска в Крыму и начали осаду Севастополя.

Осада продолжалась 11 месяцев,и ценой огромных постерь врагу удалось овладеть южной стороной города и оттеснить русские войска на север.

Отличилась под Севастополем Даша Севастопольская, она же Дарья Лавреньтьева Михайлова ( по мужу Хворостова).

Родилась Дарья в 1836 году в селе Ключищи, под Казанью, в семье матроса Лаврентия Михайлова.
Он погиб в том самом Синопском сражении.
Оставшись круглой сиротой, она сказала своим соседям после высадки англо-французского корпуса в Евпатории:
" Скоро прольется солдатская кровь. НЕ могу я сидеть дома. Продам все, что есть , куплю лошадь и поеду за войском. Кому Господь приведет, тому и помогу".

Так и сделала.
8 сентября 1854 года началась кровавое дело на реке Альма.

 Дарья привязала своего скакуна в лесу и, несмотря на неприятельский огонь, учредила свой перевязочный пункт для раненых.

Кончилось сражение. Потери русских были очень большие.
Много было покалеченных и раненых и девушка не покинула солдат.
 В то время сестры милосердия еще не прибыли( они появятся только в ноябре-120 человек) в Крым.

Солдаты, благословляя бесстрашного юнгу(девушка переоделась в одежду отца,что оставалась в доме), завещали ему кто часы. кто деньги.


А она носила на бастионы воду и пищу. дневала и ночевала на перевязочных пунктах, опекала постоянно раненых.

Она училась бинтовать раненых, обрабатывать раны. И когда у Даши из-под бескозырки выбилась коса, один из раненых удивленно спросил:
- Да ты же девка?
После этого , не зная её фамилии, вес стали называть девушку Дашей Севастопольской.

Дарья не только оказывала помощь раненым, но в тяжелые дни и сама участвовала в боях, ходила в разведку.
В ноябре, когда на полуостров приехали медсестры из общины, добровольной сестрой милосердия на Главный перевязочный пункт.

Николай I, узнав о подвиге девушки 7 ноября 1854 года в приказе по Черноморскому флоту пожаловал ей награду: золотую медаль "За усердие" и денежную премию.

После войны в 1855 году Дарья вышла замуж за матроса Максима Хворостова и получила медаль "За защиту Севастополя"

Умерла Дарья в 1910 году.
Могила её не сохранилась.
В Севастополе именем  Дарьи Севастопольской названа 3-я городская больница и рядом воздвигнут памятник девушке.


----------------------------

Сестры милосердия впервые организованно отправились на  войну.

По предложению великой княгини Елены Павловны, бывшей принцессы Фредерика -Шарлотта, вдова младшего брата Николая I, в Петербурге организована была Крестовозвиженская община сестер милосердия - первое в мире женское медицинское подразделение по уходу за ранеными.

 В неё принимали независимо от сословий. Главное было для поступления на службу в качестве сестры: хладнокровие и умение учиться, а основное:, как писал Пирогов,-"чтобы женщина всегда сохраняла в себе физиологическую и нравственную женственность и выучилась бы не расставаться с нею".

Так же Елена Павловна добилась разрешения направить в Крымскую войну к месту боевых действий известного русского хирурга Н.И.Пирогова.

Женщины работали в госпиталях и ранее, но посылать их специально туда, где идет война..-это было впервые в истории Русского государства.

В защиту женщин-сестер милосердия Пирогов так же писал:
"Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам".

6 ноября 1854 года 120 человек:сестер милосердия и приписанные к общине врачи выехали в Севастополь под начало Пирогова. 

Русский писатель Лев Толстой (1828-1910) так описал их в своих "Севастопольских рассказах": " Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, с бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами".

17 сестер умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 -ре получили ранения.

В основном  это были представительницы высших кругов и интеллигенции,такие как: Е.Хитрово, Е Бакунина,М.Кутузова,  В.Щедрина и другие.

Они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивлением восхищения у врачей мужчин и самих защитников Севастополя.

Е.Бакунина писала своей сестре: "Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видел в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей."


После Крымской войны сестры Крестовоздвиженской общины ухаживали за больными Максимилиановской лечебниы, Повивального института, Калинкинской больницы и Кронштадского военно-морского госпиталя в Санкт-Петербурге.

С этого времени уже законно и общепринято сестры милосердия стали работать в военных госпиталях и гражданских больницах.

В 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование.

  В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В.М.Дмитриева, М.А.Зибольт, Р.С.Святловская.

В добровольческих санитарных отрядах  "частной помощи" в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С.И.Бальбот, В.П.маствеева. от Московской Александровской общины прибыло 36 сестер во главе с княгиней Н.Б.Шаховской, награжденной медалью на Георгиевской ленте.

Сестра милосердия в Крымскую войну

На официальном законодательном уровне право участвовать в армии во время боевых действий женщины медики получили во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Впервые в истории России в различных медицинских учреждениях на обоих направлениях военных действий - балканском и Кавказском - с Высочайшего повеления трудились женщины врачи, получавшие образование так же и за границей.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

В конце XIX  века на турецко-русскую войну было отправлено 40 выпускниц и 12 слушательниц последнего курса из Питербурга, и так же от Красного креста.


--------------------

Красный Крест в России

Международный комитет Красного Креста был основан в 1863 году по инициативе швейцарского предпринимателя и писателя Ж.А.Дюнана.

 В его задачи входило помощь раненым независимо от вероисповедания, гражданства и политических убеждений.
В мае 1867 г. Александр II  подписал устав общества попечения о раненых и больных воинах, ставшего российским филиалом Красного Креста.

Обществу покровительствовала сама императрица Мария Александровна. При обществе работала община сестер милосердия.

Члены общества собирали средства на строительство лазаретов и инвалидных домов и помогали семьям погибших.
С 1879 года оно стало называться Российским обществом Красного Креста.

-----------------------------------------------


Хотя в середине XIX века и бытовало мнение о том, что пребывание женщин на войне не только зазорно и бесполезно, но и опасно, женщины-медики постепенно своим самоотверженным, подвижническим трудом добивались даже права наравне с мужчинами работать врачами.

В русско-турецкую войну студенток направляли в военно-временные госпитали и лазареты.
Они работали под руководством профессора Н.В.Склифасовского. Женщины оперировали наравне с мужчинами-врачами. 


В своих письмах с фронта, воспоминаниях и дневниках сестры милосердия писали об обстановке на полях сражений.

Из записок с поля боя сестры милосердия Петриченко: 
"Вся площадь холма буквально покрыта ранеными, то лежащими без движения с искаженными от муки лицами, то корчащимися в предсмертных судорогах; приходилось лавировать, проходя .чтобы не задеть кого из них; отовсюду раздавались раздирающие душу стоны.

... Работали всю ночь, при свете фонарей, переходя от одного раненого к другому. ни останавливаясь ни минуты, но что же это могло значить при такой массе раненых. 

Нас было три, да ночью еще прибыло четыре сестры Крестовозвиженской общины, и только...а раненые все прибывали...
Обмываешь и перевязываешь какую-нибудь страшную рану, а тут рядом, кругом воспаленными устами то просят пить, то мучаются  в агонии...
Руки дрожат, голова кружится, и от сознания своего бессилия, от невозможности помочь всем в сердце какая-то острая боль...

Многие из офицеров, заходившие к нам на полчаса, находили, что быть в огне, т.е. в сражении, несравненно легче..."

медики в русско-турецкую войну 

О нечеловеческих трудностях и огромных нагрузках на женские плечи сестер милосердия и врачей могут сказать цифры: в боях на Шипке на 4 сестры приходилось 3000 раненых.


Не хватало медикаментов, перевязочных средств. женщины рвали на бинты свои платья, отдавали свои сапоги , оставаясь босыми, пищу, не жалели ничего для выздоровления больных и раненых.
Например, сестра Лебедева добровольно позволила у себя вырезать 18 кусочков кожи для заживления ран генерала Комарова...


После окончания войны Александр II был вынужден признать за женщинами право носить звание врача.

***
К 1878 году звание доктора медицины в Цюрихе получило семь русских женщин. А тем временем в России в 1872 году при императорской Медико-хирургической академии в виде эксперимента открыли четырехгодичный «Курс для образования учёных акушерок». В «большую» медицину женщин всё ещё не пускали. В 1876 году вместо положенных 70 на курсах обучалось 130 женщин.
****

Всем участницам войны были вручены памятные медали о войне.
Несколько сестер милосердия, оказавших помощь раненым на полях сражений, были представлены к наградам особой серебряной медалью "За храбрость",это: Духонина, Бойэ, Ольхина, Полозова, Юханцева,Энгельгард.

Женщины врачи, принимавшие участие в русско-турецкой войне, были так же награждены медалью "За усердие".


19 февраля 1878 года был учрежден знак отличия Красного Креста первой и второй степени с надписью: "За попечение о раненых и больных воинах" на ленте ордена св.Александра Невского.

В статусе его было написано. что лицам, пожалованным знаком отличия Красного Креста, дозволяется изображать его в гербах, если таковые имеются, и в печатях.

Практически все сестры, участвовавшие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг были награждены этим знаком.
...
А впереди у России была Русско-японская война 1904-1905 года...
Затем и Первая мировая 1914 года...
-----

Страницы из одного из Российских журналов 1914 года 
(ноябрь-декабрь 1914 г)





лазареты в Петрограде 1914 год





---------------------------------

Продолжение:

ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 8: Россия начала XX века.

-------------------------------

 Список инфо-источников всех статей под рубрикой ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ в блоге:
- материалы Ю.Н.Иванова
- сайт "Арсенал" (arsenal-info)
- книга "100 великих воительниц"
- сайт Аллбест (allbest.ru)
- Электронекрасовка - он-лайн библиотека Некрасовки
- сайт maxpark:статья Женщины в русской армии
- Л.Батракова,Г.Краснова"Женщины на военной службе в России:исторический аспект"
-Е.Исолани "Дама в штанах"
- М.Пироговская "Как лечить солдата"
-сайт "Почта полевая" : Женщины на службе Отечеству"
- введение к работе "Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVII - начале XX века"-автор Щербинин П.П.
-Щербинин П.П.: "Повседневная жизнь российской провинциалки в период Перво ймировой войны"
- сайт "Библиохроника" (библиохроника.рф)
- форум smolbattle.ru
- соц.сеть ВКонтакте
и др. открытые источники соц.сетей. и книги.

--------------------------------------------------------

2 комментария:

  1. Добрый день! Вы пишете про русско-турецкую войну 1877-78 гг. и далее у вас фраза: "После окончания войны Николай II был вынужден признать за женщинами право носить звание врача". А тогда правил Александр II.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое. Перепутала имена... Сейчас исправлю. Вы правы, Никола 2 с 1894 года был императором.

      Удалить